Учебно-методический материал по русскому языку. Контрольные работы
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Предлагаемые разработки контроля знаний и умений для 5-7 классов, созданные на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, включают в себя разные виды диктантов, комплексные анализы текстов, тесто-грамматические задания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ», 5 класс
(пр. С.И.Львовой)
Дуб.
Дуб – удивительное растение. Он растет сотни лет. Молния опалит его огнем, но весной распустятся на черных ветках зеленые листочки.
Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. лес уже зеленый, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.
В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живет сыч и зимует летучая мышь.
Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью спрятала желуди и забыла о них, а они проросли.
( по Г. Снегиреву. 102 слова)
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
1. Выполните синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Дуб начинает распускаться позже всех деревьев.
2 вариант – Ветер не мог занести туда тяжелые желуди.
2. Определите спряжение глаголов:
1 вариант – распустятся, спрятала, удивляешься.
2 вариант – наступит, забыла, распускаться.
3. Разберите один глагол морфологически.
4. Произведите морфемный разбор глаголов:
1 вариант – опалит, удивляешься.
2 вариант – занести, распустятся.
5. Определите вид глаголов и образуйте видовые пары:
1 вариант – расти, удивляться.
2 вариант – опадать, занести.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ», 5 класс
( пр. С.И.Львовой)
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.
( по К.Паустовскому, 93 слова)
Грамматическое задание.
1.Произведите морфемный разбор глаголов:
выползает, раздаётся.
2. Разберите морфологически один глагол.
3. Обозначьте орфограммы на месте пропущенных букв.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ», 5 класс
( пр. С.И.Львовой)
День кончает_ся. Солнце уже опускает_ся к горизонту, и далеко разливают_ся его косые лучи. Приближают_ся сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны нал_лись густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, л_жится у наших ног, расст_лается внизу по ветвям, взб_рается к верхушкам деревьев.
Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становит_ся трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой забл_стели звёзды. Время от времени раздаёт_ся одинокий голосок птички. Кажется, что она уд_вляет_ся наступлению таинственной тишины. Ночь прик_снулась к земле и растеклась по ней темнотой.
( по К.Паустовскому, 93 слова)
Грамматическое задание.
1.Произведите морфемный разбор глаголов:
выползает, раздаётся.
2. Разберите морфологически один глагол.
3. Обозначьте орфограммы на месте пропущенных букв.
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ».
КАРТОЧКА 1.
Списать, согласовать стоящие в скобках прилагательные с существительными. Обозначить графически окончания прилагательных. Составить схему первого предложения. Разобрать одно прилагательное морфологически.
Солнце только что поднялось из-за верхушек (огромный сосновый ) бора и осветило (просторный моховое ) болото .Оно поросло ( частый ) березняком. Вся земля покрыта ( мягкий зеленый ) мхом, а на бугорке (целый ) заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну (спелый ) чернику за другой.
КАРТОЧКА 2.
1. Дописать окончания прилагательных, объясняя графически выбор орфограмм.
Горяч… чай, с ближн… мельницы, свеж… следами, коротк… ночами, син… сугробами, на весен… солнце, от ласков… лучей, дальн… лесом.
2. Синтаксический разбор предложения: Последние лучи солнца скрылись за далеким горизонтом.
КАРТОЧКА 3.
Озаглавьте текст. Найдите в первом предложении и выпишите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Подберите синонимы к слову странник. Выпишите из текста имена прилагательные и разберите одно морфологически.
Для всех странников, всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным названием Мещера. Эта страна удивительна…
Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. Копны снега, болотные кочки с крупной дробью пахучих ландышей. Луна в реке, черного цвета озера, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь…
( по В.Пескову.)
КАРТОЧКА 4.
Спишите, обозначьте графически окончания прилагательных. Разберите одно прилагательное морфологически.
Волшебн… песни, ветер свеж.., средь стройн... берез, в лунн… сиянии, в холодн… воду, из син… вод, ароматн… ландыш, в глубок… овраге, в пахуч… хвое, серебрит… паутину, в зимн… ночи, пирог горяч.., на весен… солнышке.
КАРТОЧКА 5.
Спишите. Обозначьте графически окончания прилагательных. Разберите одно прилагательное морфологически.
Зимн… леса, мягк… снегом, хлеб горяч.., холодн… ветром, син… платка, удивительн… тишиной, в прозрачн… воде, из мелк… песчинок, в дальн… дорогу, желт… цветами, гибк… ветви, в крошечн… домике.
КАРТОЧКА 6.
Составить словосочетания с прилагательными, оканчивающимися на –ому,-ему, -ого, -его, -ым, -им, -ую, -юю, -ой, -ей, -ые, -ие.
Может ли прилагательное иметь окончания –ово, -ии, -ом(-ем) ?
КАРТОЧКА 7.
Образовать прилагательные с помощью суффиксов –тельн-, -н-, -ист-, -лив-, -чив-, -еньк-.
Разобрать одно прилагательное морфологически.
КАРТОЧКА 8.
1. Вставить пропущенные буквы. Объяснить графически выбор орфограммы.
Маленьк… остров в лесу. Липов… гора. Пахнет дымом,сер… прошлогодн… листьями. Пока таскаем мешки, луна из красн… пятака превращается в золот… монету. Вдоль тропинки к темн… одинок… дому загораются желт… огоньки. Это ива при лунн… свете зажгла фонари крупн… пушист… цветов.
2. Отметить, какие языковые средства подчеркивают принадлежность текста к художественному стилю.
КАРТОЧКА 9.
Вставить прилагательные, сделать вывод о их роли в тексте.
Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго – на Прорве слишком много помех: то за кустом начинает кричать коростель, то с гулом ударит рыба, то оглушительно выстрелит в костре прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет загораться зарево, и луна взойдет над просторами земли.
КАРТОЧКА 10.
Напишите сочинение-миниатюру « Весенний лес».
КАРТОЧКА 11.
Опишите изображенный на открытке пейзаж.
КАРТОЧКА 12.
Подберите эпитеты к существительным, которые часто встречаются в русских народных сказках.
Образец: Добрый молодец.
СОЛНЦЕ, НОЧКА, КОНЬ, ЛЕС, ТРАВУШКА, ГОРЫ, ВОДА, ДОРОГА, МОРЕ.
КАРТОЧКА 13.
Опишите изображенный на открытке пейзаж.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «Имя существительное», 5 класс
(пр. С.И.Львовой)
1. Запишите как можно больше имён существительных, обозначающих профессии. Каким способом образовано большинство этих существительных?
Помните: имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Определите, какие грамматические формы слова кот употреблены в тексте.
Про кота.
У н_ры д_бычи ждёт,
Прит_ившись, серый кот.
Мышь ост_лась без хв_ста,
Вырываясь от кота,
А теперь и за в_рсту
Не приблиз_тся к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозн_го кота,
Удерёт в н_ру под дом,
Чтоб не встрет_т_ся с котом,
Там др_жит и в темн_те
Вспом_нает о коте.
3. Из данных слов выпишите существительные общего рода.
Дядя, зевака, тётя, долина, соня, недоучка, мужчина, старушка, плакса, зубрила, прабабушка.
4. С данными словами составьте и запишите словосочетания прил. + сущ. Учитывайте при этом род имён существительных.
Жюри, пальто(ср. род), фамилия, мозоль(ж.род). рояль, путь(м.род).
5. Внимательно прочитайте каждое предложение и определите, какие ошибки допущены учениками. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Командир дал команду к наступлению. 2) Моё любимое занятие – рыболовля.
6. Спишите. Подчеркните имена существительные как члены предложения.
Проведите морфологический разбор одного существительного. В случае затруднения обращайтесь к «Справочным материалам».
Арфа – старинный щипковый инструмент.
7. Орфографический минимум: спишите слова, подчеркните орфограмму.
Смолистый, ненастье, несчастье, негодовать, о пламени, справедливость, беднота, неаккуратность, внимание, в телескопе, невзлюбить, молодёжь, на станции, о биографии.
Контрольная работа по теме «Имя существительное», 5 класс
(пр. С.И.Львовой)
1 вариант.
1.Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Воз_ик, фонар_ик, словар_к, (не)сходство характеров, дружоч_к, о геро_, на заседани_; (не)удача помогла, а тренировка; овраж_к, сем_нем.
2.Из данных слов выпишите существительные общего рода. Обоснуйте свой выбор.
Неряха, простофиля, умница, перина, старушка, сластёна, мужчина, невежа.
3. Какое значение приобретут слова даль, блок, вена, десна, клин, если их написать с большой буквы? Какие морфологические признаки существительных пи этом меняются? Составьте и запишите предложения с одним существительным, употребляя его как нарицательное имя и как собственное.
4. Имя человека существует в нескольких вариантах, которые употребляются в разных речевых ситуациях. Например: Валентина – Валя, Валечка, Валюшка, Валюня, Валюха, Валюшечка, Валька и др. Запишите варианты вашего имени, которые употребляют люди,. Обращаясь к вам. Попробуйте объяснить, как они образуются.
5. Спишите имена существительные, распределяя их по графам таблицы.
Имена существительные | ||
Употребляются в форме единственого и множественного числа | Употребляются только в форме единственного числа | Употребляются только в форме множественного числа |
Мельница, сани, бани, сутки, имена, ель, ельник, сметана, горизонт, небо, мать, недотрога, весы, храбрец.
6. Письменно объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста.
Существительное – дирижёр грамматического оркестра. (В. Ветвицкий)
7. Спишите, подчеркните имена существительные как члены предложения.
Произведите морфологический разбор одного имени существительного.
В бою с врагами истёк ты кровью.
8.1) Спишите слова, поставьте ударение.
Жалюзи, каталог, добыча, каучук, нефтепровод, случай, центнер, звонит, щавель.
2) С данными словами составьте словосочетания прил.+сущ. Учитывайте при этом род имён существительных.
Интервью, кольраби, тюль.
3) Внимательно прочитайте предложение определите, какие ошибки допущены учеником. Запишите предложение в исправленном виде.
Дети слушают с интересом и внимательностью.
Контрольная работа по теме «Имя существительное», 5 класс
(пр. С.И.Львовой)
11 вариант.
1.Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
Рассказ_ик, устал с (не)привычки, об авари_, горош_к, об им_ни, стоять в ине_, (не)надёжность информации, кровел_ик, извоз_ик, кусоч_к.
2.Из данных слов выпишите существительные общего рода. Обоснуйте свой выбор.
Недоучка, мужчина, дедушка, плакса, задира, простофиля, долина, соня.
3. Какое значение приобретут слова лист, роман, орёл, серёжка, роза, если их написать с большой буквы? Какие морфологические признаки существительных пи этом меняются? Составьте и запишите предложения с одним существительным, употребляя его как нарицательное имя и как собственное.
4. Имя человека существует в нескольких вариантах, которые употребляются в разных речевых ситуациях. Например: Валентина – Валя, Валечка, Валюшка, Валюня, Валюха, Валюшечка, Валька и др. Запишите варианты вашего имени, которые употребляют люди,. Обращаясь к вам. Попробуйте объяснить, как они образуются.
5. Спишите имена существительные, распределяя их по графам таблицы.
Имена существительные | ||
Употребляются в форме единственого и множественного числа | Употребляются только в форме единственного числа | Употребляются только в форме множественного числа |
Шахматисты, сумерки, небеса, чистюля, чистота, ворота, крестьяне, гусли, чтение, звеньевые, листочек, пальто, чернила.
6. Письменно объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста.
Существительное – дирижёр грамматического оркестра. (В. Ветвицкий)
7. Спишите, подчеркните имена существительные как члены предложения.
Произведите морфологический разбор одного имени существительного.
И отправился Бельчонок в лес по грибы. (по Н.Сладкову)
8.1) Спишите слова, поставьте ударение.
Договор, процент, квартал, досуг, дремота, мусоропровод, арбузы. , звонит, щавель.
2) С данными словами составьте словосочетания прил.+сущ. Учитывайте при этом род имён существительных.
Тире, салями. Кофе.
3) Внимательно прочитайте предложение определите, какие ошибки допущены учеником. Запишите предложение в исправленном виде.
Писатель в своём письме описал свои воспоминания.
Предварительный просмотр:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.»
( программа С.И.Львовой)
( 5 класс)
1. Выполните тестовые задания.
1. Какие буквы из указанных названы неверно?
А) б (бэ), Б) в (эв), В) г (гэ), Г) л(эл), Д) с (эс).
2. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают от данного правила:
А) сч...стье, Б) ш...нель, В) ч...шка, Г) ч...вство, Д) брош...ра, Е) пощ...да, Ж) ж...ри, З) ж...лет, И) параш...т, К) рощ... .
3. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
А) рожь, Б) въезд, В) яблоко, Г) соль, Д) лён, Е) съёмка, Ж) семья, З) лямка, И) здесь, К) известно, Л) юг, М) ёлка.
4. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:
А) случай, Б) столяр, В) портфель, Г) звонит, Д) средства, Е) километр, Ж) ремень, З) цыган, И) партер, К) красивей.
5. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:
А) лодка, Б) глотка, В) скользкий, Г) старушка, Д) утка, Е) город, Ж) гром, З) кружка, И) глотка, К) гладкий.
6. Укажите слова с ударением на последнем слоге:
А) арбуз, Б) верба, В) документ, Г) магазин, Д) ненависть, Е) звонишь, Ж) свекла.
7. Найдите третье «лишнее» слово:
А) 1) что, 2) чтобы, 3) конечно.
Б) 1) конечно, 2) нарочно, 3) игрушечный.
В) 1) теннис, 2) тема, 3) текст.
Г) 1) свитер, 2) ателье, 3) тенор.
Д) 1) чувство, 2) баловство, 3) да здравствует.
8. Какие из данных букв являются шипящими?
А) ч, Б) ж, В) ф, Г) ш, Д) х.
9. Какие из данных согласных являются глухими?
А) ч, Б) ж, В) т, Г) с, Д) к, Е) л.
10. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука:
А) в начале слова, Б) после мягких согласных, В) после гласных, Г) после ъ и ь.
11. Практикум.
1. Выполните фонетический разбор слов:
1 вариант: вьюжный 2 вариант: пятьсот.
2. Выполните орфоэпический разбор слов:
1 вариант: пастбище 2 вариант: щавель.
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ».
Крапива – одно из самых удивительных растений.
Она вызывает множество вопросов. Почему она жжётся? Почему другие травы обходятся без такой защиты и процветают?
Она растёт повсюду, где проживают люди. Выкопайте колодец среди чистой поляны, и ваш колодец окружит неизвестно откуда взявшаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!
Она особенно буйствует там, где замечается человеческое бедствие, неблагополучие. Крапива как будто заранее предлагает себя как целебная и полезная трава, которая во много раз питательнее капусты.
Мы не перестаём удивляться этому замечательному растению!
Грамматическое задание.
1. Озаглавьте текст.
2. Определите тему и основную мысль (отметьте в тексте предложения ).
3. Обозначьте корни и орфограммы в них.
4. Запишите транскрипцию слов: жжётся (1в), обходятся (2в).
5. Орфографический разбор слов: проживают (1в), неизвестно (2в)
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ».
Туча.
Солнце скрылось в громадном облаке, которое двигается как бесконечная чёрная рать. Время от времени солнышко выглядывает, потом скрывается.
Я стал внимательно рассматривать тучу. Края облака как будто воспламенились. Картина получилась красивая. Одна часть неба тёмная, и туча растёт. Отчётливо светятся высокие девятиэтажки, блистают искорками голуби. Выпустили их полетать в тревожном предгрозовом воздухе. Другая часть неба ещё светлая и тонет в свете. Настроение тревожное. Так чувствуют себя воины перед боем.
(По Л.Бахревскому)
Грамматическое задание.
1. Выпишите слова в четыре столбика:
1) правописание корней;
2) правописание приставок;
3) правописание суффиксов;
4) правописание окончаний.
2. Выпишите слова, характеризующие тучу.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ».
Туча.
Со_нце скрыл_сь в гр_мадном обл_ке, которое двига_тся как бе_конечная ч_рная рать. Время от врем_ни солн_шко выгляд_вает, потом скрыва_тся.
Я стал вн_мательно ра_матривать тучу. Кр_я обл_ка как будто во_пламенились. К_ртина получил_сь кр_сивая. Одна часть неба тёмная, и туча р_стёт. Отч_тливо свет_тся высокие дев_тиэтажки, бл_стают иск_рками голуби. Выпустили их п_летать в тр_вожном пре_грозовом воздухе. Другая часть неба ещё св_тлая и тон_т в свете. Настроен_е тр_вожное. Так чу_ствуют себя во_ны перед боем.
(По Л.Бахревскому)
Грамматическое задание.
1. Выпишите слова с пропущенными буквами в четыре столбика:
1) правописание корней;
2) правописание приставок;
3) правописание суффиксов;
4) правописание окончаний.
2. Выпишите слова, характеризующие тучу.
Опорные схемы для подготовки к изложению
(упр. 505, учебник С.И.Львовой).
Поющие деревья.
План.
1. Звучащие деревья есть.
2. Я найду поющее дерево. «П», - а.
3. Ель запоёт. А: «П».
4. Лучшие в мире музыкальные инструменты. А: «П! П».
Ключевые слова.
Звучащие; ельник, зорко всматривается, может звучать, поющее; припадает чутким ухом, постукивает молоточком, прислушивается; эта запоёт; припадаю, слушаю, музыкальные инструменты.
Опорные схемы для подготовки к изложению
(упр. 505, учебник С.И.Львовой).
Поющие деревья.
План.
1. Звучащие деревья есть.
2. Я найду поющее дерево. «П», - а.
3. Ель запоёт. А: «П».
4. Лучшие в мире музыкальные инструменты. А: «П! П».
Ключевые слова.
Звучащие; ельник, зорко всматривается, может звучать, поющее; припадает чутким ухом, постукивает молоточком, прислушивается; эта запоёт; припадаю, слушаю, музыкальные инструменты.
Опорные схемы для подготовки к изложению
(упр. 505, учебник С.И.Львовой).
Поющие деревья.
План.
1. Звучащие деревья есть.
2. Я найду поющее дерево. «П», - а.
3. Ель запоёт. А: «П».
4. Лучшие в мире музыкальные инструменты. А: «П! П».
Ключевые слова.
Звучащие; ельник, зорко всматривается, может звучать, поющее; припадает чутким ухом, постукивает молоточком, прислушивается; эта запоёт; припадаю, слушаю, музыкальные инструменты.
Опорные схемы для подготовки к изложению
(упр. 505, учебник С.И.Львовой).
Поющие деревья.
План.
1. Звучащие деревья есть.
2. Я найду поющее дерево. «П», - а.
3. Ель запоёт. А: «П».
4. Лучшие в мире музыкальные инструменты. А: «П! П».
Ключевые слова.
Звучащие; ельник, зорко всматривается, может звучать, поющее; припадает чутким ухом, постукивает молоточком, прислушивается; эта запоёт; припадаю, слушаю, музыкальные инструменты.
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
1 вариант
Часть 1.Тест.
Обведите номера правильных ответов.
1. Главное слово является именем существительным в словосочетании:
1) купить яблок, 2) зеленое яблоко, 3) яблоко раздора.
2. Можно представит в виде схемы глаг. + сущ. словосочетание:
1) гулять с собакой, 2) прогулка по парку, 3) погулять по лесу.
3. Предложение является побудительным:
1) Как хорошо мы позанимались! 2) Приходите к нам, пожалуйста!
3) Погуляй сегодня с собакой.
4. Предложение является вопросительным:
1) Неужели ты не успел этого сделать 2) Пусть он сегодня же это принесет
3) Когда же ты придешь
5. Данные слова представляют собой предложение:
1) принес газету, 2) газетная статья, 3) приехала мама.
6. В предложении правильно подчеркнуты все главные члены:
1) Мальчик увидел золотое поле. 2) Кто сегодня учится?
3) В нашем доме булочная закрылась.
7. Правильно расставлены знаки препинания в предложении:
1) Моя сестра учительница. 2) На даче мы отдыхаем, ходим в гости и занимаемся садом. 3) Дочка когда ты вернешься?
8. Предложение Я сел в угол и включил телевизор является:
1) невосклицательным, 2) повествовательным, 3) сложным, 4) содержит однородные члены предложения, 5) нераспространенным.
9. Схема 1 , и 2 соответствует предложению:
1) В комнату вошли веселые и очень шумные люди. 2) Они работали днем и ночью и добились своего. 3) Деревья за один вечер пожелтели и задул холодный ветер.
Часть 2.Практическая часть
1. Выпишите словосочетания из предложения, одно разберите.
Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.
2. Продолжите предложение дважды так, чтобы оно соответствовало схемам:
Выплыло из-за туч солнышко (и) ...
Выделите грамматические основы.
3. Составьте из двух простых предложений сложные (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное).
Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
Подчеркните грамматические основы, начертите схемы.
4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
А) Всем знакомые муравьи удивительные насекомые.
Б) Их можно увидеть на многих растениях на молочае цикории
подорожнике сосне и тополе.
В) Возвращайтесь к нам весной кричат им вслед ребята.
Г) Ивы разумеется цветут ежегодно.
Д) Она глядела на него как на икону со страхом и раскаяньем.
5. Произведите синтаксический разбор одного простого предложения.
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
11 вариант
Часть 1.Тест.
Обведите номера правильных ответов.
1. Главное слово является глаголом в словосочетании:
1) написал книгу, 2) написание книги, 3) интересная рукопись.
2. Можно представит в виде схемы сущ.. + прил. словосочетание:
1) аромат розы, 2) цветочный аромат, 3) ароматизировать комнату.
3. Предложение является повествовательным:
1) Не забудь купить хлеба 2) Придешь ли ты завтра
3) Дети привели чужую собаку
4. Предложение является восклицательным:
1) Однажды мы уже были здесь 2) Не можем же мы здесь оставаться
3) Он уже приехал
5. Данные слова представляют собой предложение:
1) синий и белый, 2) закапал дождь, 3) заснул в комнате.
6. Только второстепенные члены подчеркнуты в предложении:
1) В доме горел яркий свет . 2) Мы проехали мимо дома.
3) Жаркая погода стояла в июле.
7. Правильно расставлены знаки препинания в предложении:
1) Жизнь – неиссякаемый источник вдохновения. 2) Девочка пригласила подругу: «Маша приходи в гости». 3) Он видел блеск молнии слышал удары грома, а дождь все не начинался.
8. Предложение В эту минуту он забыл обо всем является:
1) невосклицательным, 2) побудительным, 3) простым, 4) не содержит однородные члены предложения, 5) нераспространенным.
9. Схема 1 , и 2 соответствует предложению:
1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. 2) Старик ловил неводом рыбу старуха пряла свою пряжу. 3) Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы.
Часть 2.Практическая часть
1. Выпишите словосочетания из предложения, одно разберите.
Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.
2. Продолжите предложение дважды так, чтобы оно соответствовало схемам:
Налетел северный ветер (и) ...
Выделите грамматические основы.
3. Составьте из двух простых предложений сложные (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное).
Заря скрылась. Солнышко ушло.
Подчеркните грамматические основы, начертите схемы.
4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
А) Герда смелая и добрая девочка.
Б) Синицы прилетели сказал Сенька.
В) Сушит белка осенью на сучках грибы сыроежки опята моховики.
Г) Я к сожалению давно не был на море.
Д) Красив язык мой русский как этот летний луг.
5. Произведите синтаксический разбор одного простого предложения.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа за I полугодие, 7 класс
(пр. С.И.Львовой)
Часть I. Послушайте текст и выполните задания 1.1 – 1.3.
1.1 Какова тема прослушанного теста?
1.2 Какова основная мысль прослушанного текста?
1.3 Какая мысль не выражена в тексте?
А) Чтобы заниматься балетом, надо любить танцевать;
Б) чтобы заниматься балетом, надо внимательно слушать музыку;
В) чтобы стать артистом, нужно обязательно заниматься в балетной школе;
Г) повторенье – мать ученья.
Часть II.
2.1 Какое утверждение является верным?
А) Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет;
Б) главный признак наречия – неизменяемость;
В) все наречия с шипящей на конце пишутся с мягким знаком;
Г) синтаксическая роль наречия в предложении – дополнение.
2.2 В каком ряду во всех словах есть звук [ с ] ?
А) Масштаб, лезть;
Б) стереозвук, сделать;
В) подъезд, повозка;
Г) отвезти, сдерживать.
2.3 В каком ряду оба наречия образованы от прилагательного приставочно-суффиксальным способом?
А) Ниоткуда, смутно;
Б) налево, пешком;
В) невежливо, смолоду;
Г) поровну, начисто.
2.4 В каком ряду сочетаний слов все причастия употреблены в переносном значении?
А) Сорванный глосс, натянутая струна;
Б) рассеянные семена, заснувший лес;
В) замкнутый характер, открытая душа;
Г) погасший взгляд, танцующая пара.
2.5 В каком предложении есть словосочетание с главным словом – местоимением?
А) Третий год мечтаю увидеть кого-нибудь из родных.
Б) Всем известный художник пришёл в нашу школу.
В) Я сообщу вам важную новость.
Г) Где-то вдали шла гроза.
2.6 В каком ряду все существительные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание -ы (-и)?
А) Доктор, фронт;
Б) консул, торт;
В) юнкер, приговор;
Г) шофёр, корпус (здание).
2.7 В каком предложении личный глагол выступает в роли безличного?
А) Давно уже смеркалось.
Б) Вот не спится человеку.
В) Пахнет влажной, сырой землёй.
Г) Уже забелелось на востоке.
Часть III.
В дороге.
До станц_и ост_валось ещё с в_рсту. Кругом было тих_ так тих+ что по жуж_анию к_мара можно было сл_дить за его п_лётом. (На)лево чернело глубокое ущелье за ним и (в)переди нас (тёмно)синие в_ршины гор изрытые м_рщинами п_крытые сл_ями снега р_совались на бледном (неб_)склоне ещё сохр_нявшем п_следний отблеск з_ри. На тёмн_м небе нач_нали м_лькать звёзды и стра_о мне пок_залось что они г_раздо выше чем у нас на севере. По об_м сторонам д_роги т_рчали голые ч_рные камни(кой0где (из)под снега выгляд_вали кустариники но (ни) одлин сухой листок (не) ш_велился и весело было слышать среди этого мёртво_о сна пр_роды дыханье усталой п_чтовой тройки и (не)ровное побрякивание ру_кого к_локольчика.
3.1 Вместо пропусков вставить пропущенные буквы.
3.2 Вместо пропусков вставить пропущенные знаки препинания.
3.3 В данном ниже тексте вставьте вместо пропусков цифры.
В тексте задания 3.1 использованы______ причастия, ______ местоимения.
Часть IV. Прочитайте текст и выполните задания 4.1 – 4.6
Волк.
(1)Был один мальчик. (2)И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков.
(3)И один раз этот мальчик лёг спать и заснул.(4) И во сне он увидал, что идёт один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
(5)Мальчик испугался и закричал:»Ай, ай! Он меня съест!»
(6)Волк говорит: «Постой, я тебя не съем, а я с тобой поговорю».
(7)И стал волк говорить человечьим голосом.
(8)И говорит волк: «Ты боишься, что я тебя съем. (9)А сам ты что же делаешь?(10) Ты любишь цыплят?»
- (11)Люблю.
- (12)А зачем же ты их ешь?(13) Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты. (14)Каждое утро – пойди посмотри, как их ловят, как повар несёт их на кухню, как перерезают им горло, как их матка кудахчет о том, что её цыплят у неё берут.(15) Видел ты это? – говорит волк.
(16)Мальчик говорит: «Я не видел».
- (17)А не видел, так ты посмотри. (18)А вот теперь я тебя съем.(19) Ты такой же цыплёночек – я тебя и съем»…
(Л.Н.Толстой)
4.1 Что заставило мальчика изменить свою привычку (есть цыплят)?
А) Сон;
Б) жалость к себе;
В) забота о волке и его здоровье;
Г) цена жизни.
4.2 В какой момент испугался мальчик?
А) Когда увидел волка;
Б) когда волк заговорил;
В) когда волк бросился на мальчика;
Г) когда мальчик проснулся.
4.3 К какому типу речи относится текст?
А) описание;
Б) повествование;
В) рассуждение;
Г) повествование, описание.
4.4 Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренных слов?
А) 2 Б) 7 В) 8 Г) 10
4.5 В каком из указанных предложений употреблено стилистически окрашенные слова?
А) 3 Б) 7 В) 10 Г) 11
4.6 В тексте есть продолжение. Напишите и вы продолжение (5-6 предложений)
Текст для прослушивания (часть I)
ПОЧЕМУ Я НЕ СТАЛ АРТИСТОМ.
Моя мама решила, что я должен стать артистом. Ей нравился балет. Когда я ещё не учился в школе, мама сказала: «Ты будешь заниматься в балетной школе». Я любил танцевать, поэтому с удовольствием начал заниматься в этой школе.
На первом уроке наша учительница сказала: «Здравствуйте, девочки и мальчики! Я буду показывать, что вы должны делать, а вы будете повторять. Смотрите, что я делаю, внимательно слушайте музыку и повторяйте! Вы поняли меня? Начинайте!»
Мы смотрели, что делала наша учительница, и повторяли. Мне нравились девочки и мальчики, которые занимались вместе со мной в балетной школе. Я думал, что я прекрасно танцую, и очень хотел стать артистом. Но моя учительница часто говорила мне, что я не слушаю музыку, когда танцую. А я думал, что это неважно, слушаю я музыку или нет.
Но однажды в балетную школу пришла моя мама и долго разговаривала с учительницей, а вечером мама долго разговаривала с папой… Потом я уже не занимался в балетной школе. Так я не стал артистом.
( По А. Маркуша)
Контрольная работа за II полугодие, 7 класс
(пр. С.И.Львовой)
Часть I. Послушайте текст и выполните задания 1.1 – 1.3.
1.1 Какова тема прослушанного теста?
1.2 Какова основная мысль прослушанного текста?
1.3 Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль?
А) Красивая Меча;
Б) Легенда о Мамае;
В) История названия;
Г) Признание в любви родному краю.
Часть II.
2.1 Какое утверждение является верным?
А) К служебным частям речи относятся предлог, союз, частица, междометие;
Б) частица НЕ со всеми частями речи пишется раздельно;
В) по значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные;
Г) звукоподражания – это междометия.
2.2 В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?
А) Предки, письмецо;
Б) посадка, вместе;
В) все, текст;
Г) вкусно, кашевар.
2.3 В каком ряду во всех словах суффикс –ИЦ имеет одно и то же значение?
А) Медведица, теплица;
Б) орлица, тигрица;
В) сестрица, переносица;
Г) любимица, кожица.
2.4 В каком ряду НЕ ВСЕ фразеологические обороты являются синонимами?
А) Хоть отбавляй, куры не клюют;
Б) хоть шаром покати, ни кола ни двора;
В) наломать дров, переливать из пустого в порожнее;
Г) снять последнюю рубашку, ободрать как липку.
2.5 В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?
А) Остановившийся у дороги, любимый всеми;
Б) умытой листвой, увиденная мною;
В) думать о будущем, прочитавший роман;
Г) присутствующие на собрании, восходящее солнце.
2.6 Определите разряд имён прилагательных, употреблённых в предложении Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (пословица)
А) качественные;
Б) относительные;
В) притяжательные;
Г) относительные в значении качественных.
2.7 Найдите предложение, в котором есть вводное слово.
А) Пасмурный день кажется длинным.
Б) Мой друг живёт напротив моего дома.
В) День кажется будет длинным.
Г) Всё вышло по-моему.
Часть III.
Однажды возвр_щаясь из школы Санька увид_л под окнами св_его дома (н_)что с_верше_о (не)понятное: (не)сам_лёт (не)авт_м_биль. Диков_(н,нн)ая машина была вся зап_роше_а снегом и овальные окна и р_бристые бока и огромн_я фара на кон_чике дли_ого как у м_тороной ло_ки носа. Стена Саник_ного дома была густо залепл_а снегом буд(то) на улице только)что) прошлась м_тель. (По)зади кузова (не)вида_ой машины Санька разгл_дел красную лопасть пропе_ера. После обеда Санька (с)нов_ побежал на улицу к машин_. Там уже т_лпились реб_тишки. Пр_т_рали рукавчиками окна п_чтительно пр_трагиваясь к алой лопасти пропе_ра пролезали под днищ_м.
(По Е.Носову)
3.1 Вместо пропусков вставить пропущенные буквы.
3.2 Вместо пропусков вставить пропущенные знаки препинания.
3.3 В данном ниже тексте вставьте вместо пропусков цифры.
В тексте задания 3.1 использованы______ деепричастия, ______ наречия..
Часть IV. Прочитайте текст и выполните задания 4.1 – 4.6
Собаки и повар.
(1) Повар готовил обед; собаки лежали у дверей кухни. (2) Повар убил телёнка и бросил кишки на двор. (3) Собаки подхватил, поели и говорят: «Повар хороший: хорошо стряпает».
(4) Немного погодя повар стал чистить горох, репу и лук и выбросил обрезки.
(5) Собаки кинулись, отвернули носы и говорят: «Испортился наш повар – прежде хорошо готовил, а теперь никуда не годится».
(Л.Н.Толстой)
4.1 Что заставило повара не слушать собак?
А) Он не боялся собак;
Б) он знал, что хозяева его защитят;
В) он знал своё дело и служил хозяевам;
Г) на всех не угодишь.
4.2 В какой момент собаки решили, что повар разучился готовить?
А) Когда лежали у дверей кухни;
Б) когда выбросил потрохи телёнка;
В) когда повар выбросил овощные обрезки;
Г) когда собаки гуляли по саду.
4.3 К какому типу речи относится текст?
А) описание;
Б) повествование;
В) повествование, описание;
Г) рассуждение.
4.4 С помощью какого языкового средства связано с предыдущим второе предложение?
А) Лексический повтор;
Б) личное местоимение;
В) синоним;
Г) антоним.
4.5 Какое средство выразительности использовано в третьем предложении?
А) Метафор;
Б) сравнение;
В) гипербола;
Г) олицетворение.
4.6 В тексте есть продолжение. Напишите и вы продолжение (5-6 предложений)
Текст для прослушивания (часть I)
Красивая Меча – неприметная речушка, но, наверное, нет ни одной школьной хрестоматии, где она не упоминалась бы. Возле самого устья я перешёл её вброд – холодную в знойный полдень, чистую, будто слеза, голубую, точно морская лагуна, прозрачную – с жёлтым песком и светлыми камешками на дне. И действительно, красивую, потому что берега её, в самом деле, очень нежны и задумчиво-прекрасны. Пологими волнами стекаются к воде высокие холмы с крохотными берёзовыми рощицами и неглубокими лощинами, и шумит. Переливается под ветром бескрайняя хлебная нива, через которую кружит узким вьюном и пробирается река к Дону.
Живёт в этих краях легенда о том, как после поражения на Куликовом поле Мамай, спасая свою голову, переправлялся с телохранителями у Гусиного брода через безымянную речку и обронил в воду меч. Не простой был тот меч – изукрашенный драгоценными каменьями, чеканным серебром. В другой раз не оставил бы хан меча на дне реки, повелел бы слугам достать его. Но было тогда не до меча. Так и остался он на дне, сколько искали потом – не нашли. А реку нарекли Красивой Мечей.
(В. Моложавенко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"
Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...
Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»
Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...
Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"
Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....
Учебно-методическое пособие для учителей русского языка и учеников 11 классов.
Методические рекомендации к написанию части С ЕГЭ по русскому языку 11 классАлгоритм работы с текстом...
Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»
Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....
Диагностический материал по русскому языку при работе с мини-текстами для обучающихся с ЗПР
В разработке содержится практический материал для работы с обучающимися с ЗПР по русскому языку по карточке-подсказке и проверочной карточке....
9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".
Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...