"Преодоление трудностей чтения в развитии навыков чтения у учащихся с ОВЗ "
статья

статья о методах и приемах преодоления трудностей в обучении чтению учащихся с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dk.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ОВЗ»

Выступление на  ШМО учителей гуманитарного цикла

«Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

Учитель русского языка и литературы

                                Букина Т.И.

г.о.ШАТУРА    2019 г.

Мой небольшой опыт работы с учащимися коррекционной школы показывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся школы VIII вида одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции       недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным

внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты

логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости

явлений и событий, активизирует словарь детей.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

• Беглость

• Правильность

• Выразительность

• Осознанность

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и

проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их

психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников

качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.

Темп чтения у детей с проблемами в развитии зависит от

информационной, лексической и структурной сложности текста. Чем

сложнее текст, тем медленнее читают дети.

Беглое чтение – это такой темп, который характерен для разговорной

речи, и при котором понимание читаемого материала опережает его

произношение. Для формирования беглости чтения важна многократность

упражнений в самом чтении.

Приемы работы по формированию беглого чтения:

• многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по

ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую

часть, составление характеристики героев);

• речевая разминка (пятиминутка) 5-6 класс

. Например:

А) речевая гимнастика:

“Забей гол”. Рот закрыт, губы без движения. Кончик языка задевает щёки.

“Качели”. Водить нижнюю челюсть из стороны в сторону, затем вперёд –

назад.

“Лошадка”. Цоканье.

“Задуй свечу”. Щёки должны быть втянуты.

Б) скороговорка (на доске):

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба

Говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

• сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения

на основе изучаемого текста;

• прием подсчета слов («жжужащее» чтение);

• развитие смысловой догадки;

• зрительные диктанты (5-7 класс). Проводится на уроках письма

(орфографическая пятиминутка).

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с

определенными трудностями. Такие дети допускают большое количество

ошибок, искажающих звуковой состав слова.

Типичные ошибки и их причины:

• замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-

фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки,

инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);

• пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов

переключения с одного звука на другой и упрощения слов);

• добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения

процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к

упрощению).

Приемы работы над правильностью чтения:

1. Многократность прочтения текста со сменой заданий:

  •  чтение по заданию;
  •  эстафета цепочкой;
  •   выборочное чтение;
  •  чтение по ролям (с 5-го класса).

2. Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение

текста, основной целью которых является подготовка учащихся к

прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ

чтения.

3. Использование различных игровых приемов:

  • игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому

составу слова - потеплели, потемнели);

  • игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или

предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить,

формируется память и поле зрения);

  • игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети,

по очереди, начиная с сильных учеников).

4. Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:

  • отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);
  • хоровое чтение;
  • чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый

продолжает);

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и

эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения.

Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения

литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового

материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего

определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой

речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса,

сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и

замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение

и понижение голоса), логические ударения.

Образец выразительного чтения дает сам учитель, либо используется

чтение в исполнении профессиональных артистов (использование

мультимедиа).

Кроме этого большое значение для выразительного чтения имеет

умение правильно, точно делать логические ударения и паузы.

Логические ударения.

Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл,

необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду

остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где

поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до

учащихся путем выполнения несложных упражнений.

Например:

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

1. Дети завтра пойдут в кино.

2. Дети завтра пойдут в кино.

3. Дети завтра пойдут в кино.

4. Дети завтра пойдут в кино.

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении

играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток

на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим

непрерывно. Например:

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к

изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно

слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают,

между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы.

После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы,

соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется,

пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических

ударений.

1. Доброе братство | лучше богатства.

2. Один в поле | не воин.

3. Согласье | крепче каменных стен.

4. Одна пчела | не много меду натаскает.

Осознанность чтения

Осознанность чтения - это такое качество чтения, при котором

достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон

произведения. Этот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если

человек не понимает того, о чем читает, теряется весь смысл процесса

чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять

читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь

осознать идейный смысл произведения.

Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными

для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств

художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания

прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так

же обобщающие беседы.

Задания, связанные с лексической работой над словом:

Задание 1. Разбор значений слов-синонимов.

На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами-

синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения,

читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае

затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

• ключ – родник

воин - солдат, боец

зябнуть - стынуть, мерзнуть

забор - изгородь, плетень

стеречь - охранять, караулить, сторожить

храбрый - смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

Задание 2. Подбор к данному слову слова с противоположным значением,

объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания,

предложения.

• Веселый - грустный (рассказ).

Веселое - грустное (выражение лица).

Веселый - скучный (день).

Задание 3. Упражнения, направленные на определение смысловой структуры

текста, связи смысловых частей текста.

а) Найди ошибку.

У котенка белая лапки

Дедушке Ване семь лет

Я вчера буду купаться

Мы завтра были на даче

Систематическое использование подобного рода заданий, безусловно,

принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к

читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в

содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.

Вся работа, направленная на развитие у учащихся навыков

правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения протекают в

единстве. Она способствует более полному пониманию текста и

одновременно развитию техники чтения, повышает самостоятельность

учащихся в работе над текстом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»

Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...

Нарушение навыка чтения у учащихся начальных классов, их причины и пути преодоления

В данном докладе раскрывается проблема нарушения навыка чтения у учащихся начальных классов. В последнии годы наметилось увеличения обучающихся с нарушениями навыка чтения в 5-6 раз....

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Чтение - это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.Итак, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их ...

Развитие навыков чтения у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

         В данной статье уделяется внимание чтению - одному из предметов для учащихся коррекционной школы, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленн...

ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОВЛАДЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье описываются причины трудностей в овладении математикой детьми с интеллектуальными нарушениями, способы, приемы , упражнения , способствующие развитию интереса детей к предмету и помогающие уч...

Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью

Развитие навыков чтения у учащихся младших классов с умственной отсталостью....