«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
методическая разработка по английскому языку на тему

Краснова Светлана Александровна

Чтение - это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.

Итак, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками. И самая простая зубрежка фонетики оказывается намного эффективнее прочих уловок и приемов.

Нужен ли нам алфавит?

Как ни странно, можно научиться читать, не зная алфавита. Последователи метода "целых слов" призывают не обучать ребенка буквам. И лишь недавно стали известны окончательные выводы ученых: только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным

Проблема  заключается  в том ,  что в современной школе у  учащихся не сформирована  потребность  в чтении.  Чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке, необходимо, во-первых, стимулировать мотивацию чтения, во-вторых, обеспечить успешность его протекания при помощи соответствующих заданий к упражнениям. Эти моменты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для развития мотивации чтения исключительную роль играет качество текстов. Их практическое, общеобразовательное, воспитательное значение может проявиться только в том случае, если они импонируют учащимся. Многие методисты считают, что «текст приобретает для ученика смысл, когда он может установить определенное соотношение между своим жизненным опытом и содержанием этого текста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zashchita_leto.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки Самарской области

Государственное аттестационное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) педагогов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая работа на тему:

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

время обучения: 1 сессия: 2.06     – 6.06  2014г.

                                     2 сессия: 16.06   -   20.06  2014г.

Выполнила:

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 178

Промышленного района, г.о. Самара

Краснова Светлана Александровна

Подпись: ___________________

Самара, 2014

Пояснительная записка

Чтение - это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи.

Итак, для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать буквы и соотносить их со звуками. И самая простая зубрежка фонетики оказывается намного эффективнее прочих уловок и приемов.

Нужен ли нам алфавит?

Как ни странно, можно научиться читать, не зная алфавита. Последователи метода "целых слов" призывают не обучать ребенка буквам. И лишь недавно стали известны окончательные выводы ученых: только знание букв делает процесс обучения чтению максимально успешным

Проблема  заключается  в том ,  что в современной школе у  учащихся не сформирована  потребность  в чтении.  Чтобы приобщить учащихся к чтению на иностранном языке, необходимо, во-первых, стимулировать мотивацию чтения, во-вторых, обеспечить успешность его протекания при помощи соответствующих заданий к упражнениям. Эти моменты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Для развития мотивации чтения исключительную роль играет качество текстов. Их практическое, общеобразовательное, воспитательное значение может проявиться только в том случае, если они импонируют учащимся. Многие методисты считают, что «текст приобретает для ученика смысл, когда он может установить определенное соотношение между своим жизненным опытом и содержанием этого текста»

Актуальность 

Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий по чтению, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.  Общество предъявляет высокие требования к выпускникам школы. Вводится обязательный экзамен по английскому языку. В связи с этим учителя должны перестроиться в своей работе и готовить учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ . Не  многие дети готовы к сотрудничеству и умении учиться в общении, не умеют рассуждать ,аргументируя свои высказывания. Через развитие навыка чтения мы можем воздействовать на эмоциональную сферу подростка, образовывая и воспитывая их, мы можем  сформировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше».

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста     При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.

На основе авторской программы Апалькова и с точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) я вижу целесообразность применения смыслового чтения текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

     Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

     Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.

     Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст - это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке - в исследовательских, а на практике - в учебных целях.

Как справедливо отмечает Н Ф Коряковцева, профиль потребности в овладении и использовании иностранных языков изменяется в настоящее время в сторону многофункциональности, многоязычия, поликультурности и вариативности. Современные требования к эффективному овладению иностранным языком (ИЯ) включают в себя умения самостоятельно на протяжении всей жизни работать над изучением иностранного языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою информационную и коммуникативную культуру Подобный подход к овладению ИЯ требует перехода к продуктивным образовательным технологиям, ориентированным на самостоятельную образовательную деятельность обучаемых что, по мнению Н Ф Коряковцевой и определяет перспективные направления иноязычного образования

противоречие между потребностями современного общества и неспособностью современной системы обучения иностранным языкам удовлетворить их,

противоречие между созданием непрерывной системы обучения, основанной на принципе преемственности, н отсутствие таковой,

противоречия между грсбовапиями Государственного стандарта к качеству обучения ИЯ и фактическим отсутствием возможностей для их удовлетворения (небольшое количество учебных часов, отсутствие преемственности между системами среднего и высшего образования и т д ),

противоречие между необходимостью обучать ИЯ в контексте диалога культур и отсутствием возможностей осуществлять это в современных усчовиях

Чтение (программа)

Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художествен-ные, прагматические.

Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, стихотворение и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся, иметь образовательную и воспитательную цен-ность, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания осуществляется на нес-ложных аутентичных текстах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — до 550 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации осуществляется на несложных аутентичных текстах разных жанров и предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся. Объём текста для чтения — около 350 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текстов для чтения — до 300 слов.

    Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования, предполагающей развитие у младших школьников универсальных учебных действий и увеличение удельного веса самообразования. В этих обстоятельствах особенно важно умение правильно использовать чтение на иностранном языке как средство получение новых знаний, т.е. необходимо формирование умения продуктивного самостоятельного чтения.

    Между тем известно, что не все дети одинаково владеют навыком чтения на уровне требований школьной программы и в установленные сроки. По данным НИИ возрастной физиологии РАО до 40% детей заканчивают начальную школу с трудностями обучения. Наиболее распространенными являются трудности овладения письменной речью (формирование навыков письма и чтения) причем не только на иностранном, но и на родном языке. Противоречия в обучению чтению

В настоящее время человечество вступило в новый век - век проникновения во все сферы жизни инновационных технологий, что потребовало оперативной и эффективном адаптации к новым условиям существования и обучения

Тем не менее, российское образование все еще значительно отстает от возрастающих требований актуальной жизни.  Современному обществу необходимы специалисты, не только обладающие определенной суммой знаний, которые в условиях постоянного возрастающего потока информации быстро устаревают, но и ориентированные на решение реальных задач

Это противоречие между потребностями современного общества к подготовке профессионалов, с одной стороны, и неспособностью современного образования к удовлетворению  этих потребностей, с другой, требуют дальнейшей модернизации всей системы образования

1 противоречие между потребностями современного общества и неспособностью современной системы обучения иностранным языкам удовлетворить их

2 противоречие между созданием непрерывной системы обучения, основанной на принципе преемственности и  отсутствие таковой

3 противоречия между требованиями  Государственного стандарта к качеству обучения ИЯ и фактическим отсутствием возможностей для их удовлетворения (небольшое количество учебных часов, отсутствие преемственности между системами среднего и высшего образования и т д

4 противоречие между необходимостью обучать ИЯ в контексте диалога культур и отсутствием возможностей осуществлять это в современных условиях

5  противоречие между потребностями современного общества к подготовке профессионалов, с одной стороны, и неспособностью современного образования к удовлетворению  этих потребностей, с другой, требуют дальнейшей модернизации всей системы образования

Цель   – развитие навыков чтения у учащихся на уроках английского языка

Задачи:

1) исключить механическое запоминание отдельных слов, так как каждый раз они входят  в состав новых словосочетаний, а вариативность и новизна контекстов, в которых слово  всякий раз проявляется для читающего с новой стороны, способствуют их непроизвольному усвоению;

2) установить гибкие и прочные связи между словами, обеспечивающие впоследствии  отсутствие напряженности при восприятии и высокую скорость при опознании, то есть развить механизм инвариантного восприятия за счет того, что каждая лексическая единица

встречается в различных контекстах

 

3) расширить оперативное поле чтения за счет укрупнения блоков восприятия, увеличивая тем самым скорость чтения и уровень понимания читаемого;

4) обеспечить формирование в сознании обучающегося разнообразных смысловых связей для каждой лексической единицы, что стимулирует развитие механизмов антиципации

синтаксических структур;

5) обеспечить количество и качество повторений в контексте различных групп слов с учетом уровня трудности семантического осмысления, что обеспечивает экономичность и высокую скорость их узнавания;

6) облегчить выявление в процессе чтения логических связей между частями текста;

7) создать за счет трансформации речевых единиц разнообразные по содержанию тексты, основанные на одном и том же лексическом материале. Обилие такого материала с новой информацией дает возможность научить распознавать на основе развитых механизмов

узнавания речевые единицы в различных контекстах;

8) создать благодаря многократному повторению речевых единиц в связных текстах

субъективное впечатление легкости и доступности читаемого (с каждым новым текстом в

рамках каждого цикла). При чтении таких текстов внимание читающего сосредоточено на

содержании, а не на языковом материале, что способствует поддержанию интереса

Теоритические  основы

Фонетический метод.

 Фонетический подход основан на алфавитном принципе. В основе - обучение произношению букв и звуков (фонетике), а когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит к слогам, а потом и к целым словам. В фонетическом подходе есть два направления:

 Метод систематической фонетики. Перед тем как читать целые слова, детей последовательно обучают звукам, соответствующим буквам, и тренируют на соединение этих звуков. Иногда программа включает в себя и фонетический анализ - умение манипулировать фонемами.

Метод внутренней фонетики уделяет основное внимание визуальному и смысловому чтению.

 То есть детей учат узнавать или идентифицировать слова не с помощью букв, а посредством рисунка или контекста.

 И уже потом, анализируя знакомые слова, изучаются звуки, обозначаемые буквами. В целом у этого метода эффективность ниже, чем у метода систематической фонетики.

 Это связано с некоторыми особенностями нашего мышления. Ученые выяснили, что способности к чтению напрямую связаны со знанием букв и звуков, способностью выделять фонемы в устной речи. Эти навыки при начальном обучении чтению оказываются даже важнее, чем общий уровень интеллекта.

Лингвистический метод

 Лингвистика - это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению.

 Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся.

 Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Метод целых слов

 Здесь детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.

 В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах.

Метод целого текста

 В чем-то схож с методом целых слов, но больше апеллирует к языковому опыту ребенка. Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. При этом поощряется не только чтение, но и написание собственных рассказов.

 Цель этого подхода - сделать процесс чтения приятным. Одна из особенностей - фонетические правила вообще не объясняются. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем. Если ребенок читает слово неправильно, его не исправляют. Главенствующий аргумент: чтение, как и освоение разговорного языка, естественный процесс, и дети способны освоить все тонкости этого процесса самостоятельно.

Метод Зайцева

 Николай Зайцев определил склад как единицу строения языка. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.

 Методика относится к фонетическим методам, ведь склад - это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы "поодиночке".

Алфавит для начального обучения чтению на английском языке (ITA)

 Джеймс Питман расширил английский алфавит до 44 букв так, чтобы каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменяются на обычные.

Метод Мура

 Мур начинает с того, что обучает ребенка буквам и звукам. Он вводит ребенка в лабораторию, где стоит специальная печатная машинка. Она произносит звуки, а также названия знаков препинания и цифр, когда нажимаешь на соответствующую клавишу. На следующем этапе ребенку показывают сочетания букв, например, простые слова, и просят набрать их на печатной машинке. И так далее - писать, читать и печатать.

Критерии оценивания

Общими критериями тут могут быть:

1. Умение определять тип слога и соответствующие им типы чтения гласных.

2. Умение увидеть буквосочетания (как гласных, так и согласных) и "читать/произносить (озвучивать) их.

3. Умение выделять интонационно выделяемые слова в предложении.

4. Умение видеть главные и второстепенные члены предложения.

5. Умение видеть логическую связь частей текста.

6. Наличие или отсутствие навыков чтения

7. Время, затрачиваемое на прочтение текста и понимание общего смысла.

 Это если говорить об оценке умений и навыков после вводного курса из 20-40 уроков.

чтение Уметь прогнозировать

содержание текста

Умение читать текст с полным

пониманием основного

содержания

Умение читать текст с полным

пониманием текста

Умение читать текст с

выборочным пониманием

определенной информации

аудирование Умение прогнозировать

содержание текста по началу

сообщения и выделять основную 

мысль

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом

интегрированным в образовательную практику.  

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными

критериями оценивания выступают ожидаемые результаты,

соответствующие учебным целям.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты

деятельности ученика, но не его личные качества.

4. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее

известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими

совместно.

5. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся

включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая

навыки и привычку к самооценке.

Одним из ведущих принципов является принцип критериального

оценивания, т.к. именно в нем заложены основные подходы к учебной

деятельности, в которой школьник становится субъектом; требования к

образовательному процессу и  результатам деятельности.  

В концептуальную базу технологии критериального оценивания    

вошли следующие психолого-педагогические теории:  активной

познавательной деятельности и развития личности  (Л.С.  Выготский,  С.Л.  

Рубинштейн,  Дж. Гилфорд); развивающего обучения  (В.В. Давыдов,  Д.Б.  

Эльконин,  Л.Г.  Петерсон); гуманизации и личностно- ориентированного

образования  (Ш.А. Амонашвили,  Е.В.  Бондаревская,  В.В. Сериков,  И.С.  

Якиманская);  формирования мотивации к учению  (Ш.А. Амонашвили,  Л.И.  

Божович,  А.М.  Гельмонт).  Следовательно,  технология критериального

оценивания основывается на объективных психолого-педагогических

закономерностях формирования ключевых компетенций,  а ее методы и

субъектные формы зависят от субъектов учебной деятельности. Основываясь

на идеях вышеперечисленных ученых, а также опыте становления

контрольно-оценочной деятельности в системе развивающего обучения,

определим 2 основных понятия, на которых построено критериальное

оценивание. Критерии определяются задачами обучения и представляют

собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он

осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате

работы. Уровни достижения учащегося по каждому критерию

последовательно показывают все шаги  по достижению наилучшего

результата и оцениваются определенным количеством баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков говорения (монологическая речь) на уроках английского языка у слабых немотивированных учеников

Учитывая особенности слабых немотивированных учеников  (слабую память, неспособность концентрировать внимание, низкую работоспособность и академическую запущенность), я разработала  методику...

развитие навыков чтения и понимания текстов на английском языке

данный методический материал предлагается для учителей английского языка, которые используют учебно-методический комлекс "English" - 2 и 3 ( под редакцией И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной). Также он...

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Прагматонимы как эффективное средство развития навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Чтение обогащает человека, позволяет ему глубже познавать окружающий мир. Чтение имеет и огромное воспитательное значение. Приобщаясь к культурному наследию прошлого, человек  обогащается н...

РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ

В материале представлен опыт работы применения кейс-технологий в ООО на примере английского языка...