Рабочая программа по курсу "Родная литература" 5 - 9 класс
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Терехова Елена Викторовна

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  •  формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\asus\Desktop\терехова\Новая папка\РП родная литература.jpg


РАЗДЕЛ I

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;
  •  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  •  формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература на русском родном языке»

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:  

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  •  потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать.  
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

  •  формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  
  •  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;  
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  
  • пользоваться словарями, справочниками;  
  • осуществлять анализ и синтез;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  
  •  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • характеризовать нравственную позицию героев;
  • формулировать художественную идею произведения;
  • формулировать вопросы для размышления;
  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
  • выразительно читать произведения лирики;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

                                                                        РАЗДЕЛ II

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.
  • Древнерусская литература.
  • Русская литература XVIII в.
  • Русская литература XIX в.
  • Русская литература XX в.

Программа учебного предмета «Родная литература на русском родном языке» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.  

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах - 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.   Виды и формы контроля:  

  • письменный ответ на вопрос;
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • сочинение на литературоведческую тему;
  • проект.  

5 класс 15 час + (2р/р)

РАЗДЕЛ 1. Своеобразие родной литературы – 1 час

Родная литература как национально-культурная ценность народа

РАЗДЕЛ 2. Русский фольклор – 2 часа

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

РАЗДЕЛ 3. Древнерусская литература -1 час

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

РАЗДЕЛ 4. Из литературы XVIII века – 1 час

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

РАЗДЕЛ 5. Из литературы XIX века и XX века -10 час

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и  сыновья». Даль В.И. Сказка «Что значит  досуг?». Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». Гайдар А.П. «Тимур  и его  команда».  Пантелеев Л. «Шкидские  рассказы». Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин  М.М. «Остров спасения». Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

6 класс (15 час + 2р/р)

РАЗДЕЛ 1. Своеобразие родной литературы – 1 час

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

РАЗДЕЛ 2. Русский фольклор – 1 час

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

РАЗДЕЛ 3. Древнерусская литература -1 час

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

РАЗДЕЛ 5. Из литературы XIX века -5 час

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». Ф.М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка. Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

РАЗДЕЛ 5. Из литературы XX века – 7 часов

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

Р.П. Погодин «Время говорит – пора». Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

7 класс (15 час + 2 р/р)

РАЗДЕЛ 1. Русский фольклор – 1 час

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

РАЗДЕЛ 2. Древнерусская литература -1 час

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

РАЗДЕЛ 3. Из литературы XVIII века – 1 час

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

РАЗДЕЛ 4. Из литературы XIX века -5 час

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

РАЗДЕЛ 5. Из литературы XX века – 7 часов

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

8 класс (10+ 7 час р/р)

РАЗДЕЛ 1. Введение – 1 час

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения в культурном наследии страны

РАЗДЕЛ 2. Из устного народного творчества – 1 час

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литературы. Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

РАЗДЕЛ 3. Древнерусская литература -1 час

А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

РАЗДЕЛ 4. Из литературы XVIII века – 1 час

Карамзин Н.М. Повесть

«Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

РАЗДЕЛ 5. Из литературы XIX века и XX века -6 часов

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

Н.П.Вагнер "Христова детка"или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

писателя.

Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

 Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

(По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках,

которые едва ли не большую часть

своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,

 придумывать воображаемые миры

9 класс (16 час + 1р/р)

РАЗДЕЛ 1. Древнерусская литература -1 час

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли.

РАЗДЕЛ 2. Из литературы XVIII века – 2 часа

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова. 

РАЗДЕЛ 3. Из литературы XIX века -2 часа

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

РАЗДЕЛ 4. Из литературы XX века – 11 часов

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба». (или К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы  Великой Отечественной войны.

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

Е. Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

Рабочая программа  по  курсу «родная литература на русском родном языке»

5-9 классы. Составлена на основе примерной  программы. Состовитель Терехова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...