Отечественная война 1812 года в истории и литературе
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

григорьева светлана петровна

События 1812 года в истории России и в литературных произведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon интегрированный урок36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 8 классе

история и литература

Тема урока: «Отечественная война 1812 года в истории и литературе».

Тип урока: изучения нового материала.

Используемые технологии: интегрированного обучения, проблемного, ИКТ,      здоровьесберегающие.

  1. Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров.

Задачи урока:

  1. образовательные:

сформировать у учащихся представления о причинах войны, о силах и планах сторон, характере войны, ее основных этапах, главных источниках победы России в войне;

  1. развивающие:

развивать умение делать выводы и обобщать материал, закреплять навыки работы с картой, историческими источниками; уметь выразительно читать стихотворения, текст;

  1. воспитательные:

воспитывать чувство патриотизма,  уважения к прошлому своего народа путем воздействия исторических образов на личности учащихся.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России ХIХ в. 8 кл.
  • таблица «Основные события Отечественной войны 1812»;
  • рабочие листы
  • мультимедийный проектор, экран, презентация;

сборники стихотворений поэтов

 Этапы урока:

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

IV. Этап усвоения новых знаний

     1.Начало войны. Планы и силы сторон.

2. Смоленское сражение.

3. Назначение Кутузова главнокомандующим.

4. Бородинское сражение.

5. Татуринский манёвр. Наполеон в Москве.

6.Партизанское движение.

7. Гибель « Великой армии». Итоги войны

V. Этап закрепления изученного материала.

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

VII.  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Эпиграф к уроку:

Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью встанем,
В свой черед мы вас помянем!

В.А. Жуковский

Ход урока.

I. Организационный этап

Учителя: Друзья, мы очень рады

Войти в приветливый ваш класс.

И для нас уже награда

Улыбки ваших милых глаз.

Мы знаем: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

        Учитель истории: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. О таком событии мы сегодня и будем говорить на необычном уроке.

Учитель литературы: Начнём урок с отрывка из одного известного стихотворения:

- Скажи-ка, дядя,

Ведь недаром Москва, спалённая пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да говорят ещё какие,

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.          (М.Ю. Лермонтов)

                                   

Вопросы: -Какому историческому событию посвящены эти строки?

                   -Кто написал его?

               -Кто сможет озвучить тему нашего сегодняшнего урока?  

(слайд №1) (Отечественная война 1812 года)

(слайд №2)

-Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (дети читают)

-Эти слова принадлежат Жуковскому. Он призывает нас никогда  не забывать о  массовом героизме офицеров и солдат в войне 1812 года.

И сегодня на уроке, перелистывая  героические страницы тех великих событий, при помощи исторических источников и литературных произведений погрузимся в эпоху того времени.

        III. Актуализация знаний.

Учитель истории:

        -Для начала давайте вспомним,  как складывались отношения между Францией и Россией?

Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. По мирному договору с Францией 1807 года Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике.  Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года.

(слайд №3)

- Кроме того, нам уже известно, Наполеону подчинялась практически вся Европа. Планы по завоеванию мира у него, конечно же, были поистине огромными. "Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её"

Чтение басни Крылова И.А. «Волк на псарне»

Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;.
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!» — кричат: «огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец,— 
Пустился мой хитрец
В переговоры,
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад,
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я... » — «Послушай-ка, сосед»,
Тут ловчий перервал в ответ:

 «Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.

 (слайд №4)

Проблемное задание:  Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?

        IV. Этап усвоения новых знаний
-Сформулируйте, основные причины Отечественной войны 1812 года из услышанной информации?

(слайд №5) запись в тетради

  1. Откровенное стремление Наполеона к мировому господству
  2. Агрессивна внешняя политика Французской империи
  3. Неразрешимые противоречия между Францией и Россией

Учащимся раздаются заготовки таблицы «Основные события Отечественной войны 1812г» с датами и дается задание по ходу рассказа, составить хронологическую таблицу

Дата

Событие

12  июня 1812 г.

Вторжение «великой» армии Наполеона в Россию.

22 июля 1812 г.

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском.

4-6 августа 1812 г.

Поражение русских войск в битве за Смоленск.

8 августа 1812 г.

Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим.

26 августа1812 г.

Бородинское сражение.

12 октября 1812 г.

Сражение под Малоярославцем. Начало изгнания французов из России.

25 декабря 1812 г.

Манифест Александра I о победе России в войне с Наполеоном.

        -  Накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце».

        В ночь на 12 июня 1812 года 640 тысячная армия Наполеона без объявления войны вероломно вторглась на территорию Российской империи.

Учитель литературы

Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…
Подобно бурному потоку,
Страну он нашу наводнил,
Подобно тигру он жестоко,
Невинну кровь России пил.

Учитель  истории

Наполеон и АлександрI готовились к войне. Давайте, сравним численность армий России и Франции накануне Отечественной войны 1812 года.
(слайд №6,7)

 Русская армия насчитывала в то время около 210 тысяч солдат. Стоит отметить следующий факт, что русская армия была разделена на три армии.

1 – й армией командовал Барклай – де Толли, она прикрывала петербургское направление,

2 – й армией командовал князь Багратион – он находился в Белоруссии,

3 – й армией Тормасов  - киевское направление

         Такое разрозненное расположение русских войск было только на руку Наполеону.

Вопрос классу: 

-Предположите, какую цель  поставил Наполеон  перед собой?

 (Поодиночке разгромить русские войска, не дать им соединиться)

(слайд №8)

(слайд №9,10)

        И ему это поначалу удалось. Назначенное соединение в районе Витебска не состоялось. И только 22 июля в Смоленске соединились армии Барклая де Толли и Багратиона.

Сражение под Смоленском продолжалось с 4 по 6 августа.

Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять грудью. 7августа русские войска оставили разрушенный и горящий город

Вопрос классу: 

-Как вы думаете, какое значение имело сражение под Смоленском?

(Русская армия была не только сохранена, но и убедилась, что «Великая» и непобедимая армия не так уж непобедима, война приняла затяжной характер).

        Русская армия отступала и общественность была недовольна, поэтому появляются разговоры об измене Барклая–де Толли, припомнили его шотландское происхождение.         Общественность требовала назначение главнокомандующим русской армии популярного в народе генерала, князя М.И.Кутузова.

(слайд №11)

Учитель литературы: Г.Р. Державин, восторгаясь военной прозорливостью князя М.И.Кутузова-Смоленского- достойного  ученика  полководца А.В.Суворова, написал о нем в 1813 году.:

Когда в виду ты всей вселены

Наполеона посрамил.

Языки одолел сгущены.

Защитником полсвета был…

Когда тебе судьбы предвечны

Ум дали-троны царств сберечь.

Трофеи заслужить сердечны.

Усилить Александров меч,

Злодеев истребить враждебных.

Обресть бессмертный лавр побед.

В вратах Европы растворенных

Смыть кровью злобы дерзкий след…

Москву освободить попранну.

Отечество спасти от зол,

Лезть далее путь пресечь тирану.

Един основывать престол…        

        8 августа 1812г. главнокомандующим русской армии был назначен Кутузов. Александр I не любил Кутузова, не мог простить ему поражения под Аустерлицем, не мог простить самостоятельности и популярности, однако был вынужден уступить.

ДОП.ИНФОРМАЦИЯ №1:

На вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?- Кутузов ответил- «Разбить? Нет….Но обмануть, да, рассчитываю!»

         Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия Барклая де Толли были вполне верными, и отступил ещё ближе к Москве. 

         В 110 км от Москвы у села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение. В Бородинском сражении М.И.Кутузов поставил задачу: ослабить врага, сделать его дальнейшее продвижение невозможным и поднять дух русской армии. Наполеон же стремился разгромить русскую армию, захватить Москву и завершить войну.

         Перед боем  М.И. Кутузов обратился к русским воинам:

        «Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!»

        Накануне сражения по обычаю надели чистое белье, заботливо чистили ружья, точили штыки. Ночью священники пронесли по лагерю чудотворный образ Смоленской Божьей Матери – заступницы Русской земли. За образом со слезами на глазах шел Кутузов, с ним весь штаб. На пути иконы  на коленях стояли тысячи солдат и офицеров.

Силы, к этому времени почти сравнялись.

Бородинское сражение.

(слайд №12, 13,14)

        

Задание:  прочитайте ход Бородинского сражения и дайте краткую характеристику сражения по  карте-схеме в учебнике.        

26 августа 1812г. на рассвете началось крупное сражение. Кутузов предпринял тактику активной обороны, изматывая силы противника.

        Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву. Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/. Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня.

        Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.

Кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию французов.

        Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.

        Работа с историческим документом.

        задание: Что говорили современники о Бородинском сражении?

Исторические документы №1        

Вот что говорит о Бородинском сражении современник:

        «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов.

Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель.»

        

Учитель литературы: А что сказано об этом сражении у М.Ю. Лермонтова?

        «Вам не видать таких сражений!...

        Носились знамена, как тени,

        В дыму огонь блестел,

        Звучал булат, картечь визжала,

        Рука бойцов колоть устала,

        И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.

        Изведал враг в тот день немало,

        Что значит русский бой удалый,

        Наш рукопашный бой!...

        Земля тряслась - как наши груди;

        Смешались в кучу кони, люди,

        И залпы тысячи орудий, Слились в протяжный вой.»

Учитель истории: Кутузов дал приказ отступить к Москве.

        Количество потерь было велико. У французов пало около 60 тыс. человек, Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Кутузову не удалось разгромить французскую армию, не удалось остановить наступление.

        Учащиеся зачитывают отрывок из романа А. Толстого  «Война и мир»

«Над всем полем, прежде всего столь весело-красивым, с его блесками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма, и пахло странной кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых,  на раненых,  на испуганных,  на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь! Что вы делаете?»

Живые с мертвыми сравнялись:

И ночь холодная пришла,

И тех, которые остались,

Густою тьмою развела.

И батареи замолчали,

И барабаны застучали,

Противник отступил:

Но день достался нам дороже.

                      М.Ю.Лермонтов «Поле Бородина»

        Учащимся предлагается проблемное задание: 

Бородино – это победа или поражение?

(слайд №15)

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте узнаем мнение современников:

Исторические документы №2

 «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали(заслужили) право быть непобедимыми». Наполеон

«Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

        Вывод: Несмотря на тяжелые потери, русская армия была спасена, и в состоянии продолжать войну. Кутузов одержал моральную победу над Наполеоном, поднял дух русской армии. Это была победа нравственная. Бородинское сражение еще раз продемонстрировало все превосходства русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона.

        Сам Кутузов говорил: (слайд №16)

 «С потерею Москвы не потеряна Россия. Первою обязанностью поставлю сохранить армию и сблизиться с войсками, идущими к нам на подкрепление. Самим уступлением Москвы приготовим мы гибель неприятелю. Из Москвы я намерен идти по Рязанской дороге. Знаю, ответственность обрушится на меня. Но жертвую собой для блага отечества приказываю отступать.»

Физкультпауза    (слайд №17, 18, 19)

        Кутузов отступал к Москве, Наполеон шел по пятам.

(слайд №20)

        1 сентября 1812 г. в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на котором решалась судьба древней столицы России.

(слайд №21)

        Чтобы сохранить армию и Россию, Кутузов принимает решение – оставить Москву. Это было единственно верное решение, чтобы спасти Россию. 2 сентября 1812 г. русская армия оставила Москву без боя. Вслед за ней двинулось население.

(слайд №22)

        Наполеон подошел к Москве. Он стоял на Поклонной горе и ожидал ключи от города. Так его встречали в Берлине, Вене, Милане, преподнося золотые или серебряные ключи от города на атласных подушечках. Но вскоре пришло сообщение, что город пуст. Наполеон вступил в Москву и объявил ее трофеем – в городе не осталось местных властей и «военный трофей» означал, что город отдается на разграбление. Грабила вся армия Наполеона – разворованы были даже захоронения царей в Архангельском соборе Кремля.

        Вопрос классу:

 -Как вела себя «великая армия» в Москве? (Чтение документов из учебника с.31-32)

        Вопрос классу: 

-На что рассчитывал Наполеон в эти дни?

        Захватив Москву и поразив ее в самое сердце, он был уверен, что добьется мира. В Москве армия получает зимние квартиры, а весной продолжает войну. Но то, что увидел Наполеон в Москве, было не похоже ни на Милан, ни на Рим.

        (слайд №23)

        В тот же день запылали пожары в разных частях города. Пожар Москвы стал символом войны 1812 г., символом самопожертвования русского народа, готового в борьбе своей идти до конца. Наполеон понял, что Москва – это ловушка, в которую заманил его Кутузов. И чем дольше он будет оставаться, тем скорее он лишится своей армии. Теперь свои правила диктовал Кутузов. А в это время русская армия совершила блистательный маневр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. /работа с учебной картой/.

        В войне 1812 года большое значение имел Тарутинский маневр.

        (слайд №24,25)

        Французы были вынуждены отступить на разоренную ими Смоленскую дорогу. Враг отступал, его преследовали русская армия и партизанские отряды. В войне с партизанами Великая армия потеряла около 30 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными.

 Война приобретала народный характер.

        Партизанское движение (рассказ учащихся о партизанах)

/Денис Васильевич Давыдов; Александр Фигнер; Герасим Курин и Василиса Кожина/

        (слайд №26)

        Задание для 4-х групп: прочитайте краткие биографические данные и поделитесь информацией с другими учащимися (информация на рабочем листе)

        

        Учитель литературы: Отечественная война 1812 года сделала давыдовского гусара-партизана народным любимцем. Апофеозом этого самостоятельного бытия лирического героя стало стихотворение «Партизан», где поэт описывает себя самого со стороны, как совершенно отдельное историческое лицо. Участника боевых действий близ пылающей Москвы.

….И мчится тайною тропой

Воспрянувший с долины битвы

Наездников веселый рой

На отдаленные ловитвы.

Как стая алчущих волков,

Они долинами витают:

То внемлют шороху, то вновь

Безмолвно рыскать продолжают.

Начальник, в бурке на плечах,

В косматой шапке кабардинской.

Горит в передовых рядах

Особой яростью воинской.

Сын белокаменной Москвы,

Но рано брошенный в тревоги,

Он жаждет сечи и молвы,

А там что будет –вольны боги!

                             Д.Давыдов. «Партизан»

Учитель литературы: На Бородинском поле плечом к плечу стояли солдаты, офицеры и генералы российской армии.   Поровну положили на весы победы крови и доблести, мужества и самоотверженности.

…Русский воин! Разве ты в неволе

Можешь быть. пока ты сердцем жив?

Разве ты минуешь это поле.

Гордой головы не обнажив?

Разве вдохновенно и сурово

Слово клятвы вслух не повторишь?

Разве боевое это слово

В славные дела не воплотишь?

Где б ты ни был, честный русский воин,

Помни: о тебе гремит  молва.

Будь всегда носить в крови достоин

Гневный жар великого родства.

Бейся в схватках равных и неравных

До конца! Плати врагу сполна!

Помни, что ты правнук и праправнук

Доблестных солдат Бородина.

                              С.А.Васильев. «Поле русской славы»

        Гибель  «Великой армии»

        (слайд №27)

Ранняя и суровая зима стала одним из бедствий для французов. «Великая армия» превратилась в огромную неуправляемую толпу. При переправе через реку Березина, Наполеон потерял еще 30 тыс. солдат. Границу перешли лишь жалкие остатки армии.

Сам Наполеон бросил войска и бежал в Париж.

В конце декабря 1812г. генерал- фельдмаршал М.И.Кутузов докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». Фельдмаршал Кутузов обратился к армии, солдатам с приказом об окончании войны: «… Каждый из Вас есть спаситель Отечества!  Россия приветствует Вас сим именем!»

(слайд №28)

25 декабря 1812 г. Александр I издал Манифест об изгнании врага и окончании войны.

  • Решение проблемы, поставленной в начале урока: Благодаря чему отсталая крепостная Россия одержала победу над передовой Францией?

         -моральный дух русской армии выше, патриотизм, мужество;

        -талантливые полководцы, гений Кутузова,

-со стороны России война носила освободительный характер – это была Отечественная война;  широко развернулась партизанская война; консолидация всего русского общества.

         Стихотворение « Русский воин»

V. Этап закрепления изученного материала.

      Тестовое задание на компьютере.  «Найди правильный ответ» 

(слайд №29-34)

1. Дата вторжения войск Наполеона на территорию России:

а) 20 ноября 1805 г.    б)  12 июня 1812 г.   в) 22 июня 1812 г.    г) 26 августа 1812 г.

2.Основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

а) захватить Москву, Петербург, Киев             б) разгромить армии русских поодиночке

в) разбить русскую армию вблизи границы    г) не вступать в генеральное сражение

3. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах,  называется:

а) полурегулярным войском    б) партизанами     в) фуражирами    г) ополчением

4.Дата  Бородинского сражения :

 а) 20 ноября 1805 г.    б)  12 июня 1812 г.   в) 22 июня 1812 г.    г) 26 августа 1812 г.

5. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны.

а) Бородинское сражение;

б) назначение Кутузова главнокомандующим;

в) Смоленское сражение;

г) Совет в Филях

6. Укажите принцип образования ряда:

Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

        Учитель истории: 
Отечественная война 1812 года – это одна из ярких страниц нашей  истории.  Наверное, и вы испытывали какие-то чувства, изучая данный вопрос. 
А сейчас мы с вами создадим « 
ромашку чувств»:
Если вы испытали чувство:
- гордости, восхищения, то возьмите красный лепесток;
- разочарования, то возьмите лепесток синего цвета; 
- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый
- никаких, лепесток серый.
На слайде сердцевина  и лепестки ромашки, раскрасьте лепестки, аргументируя своё чувство. 

(слайд №35)
        Учитель литературы:
Вы люди неравнодушные, у вас есть гражданская позиция, а главное в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие.
(слайд №36)

VII. Домашнее задание.

        1.Прочитать параграф 4;

        2. Ответить письменно на вопрос: - Действительно ли Отечественная         война 1812 года была народной?

 Хронологическая таблица

 «Основные  событии Отечественной  войны  1812 года»

ДАТА

СОБЫТИЕ

Хронологическая таблица

 «Основные  событии Отечественной  войны  1812 года»

ДОП.ИНФОРМАЦИЯ – анекдот №1:

На вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?- Кутузов ответил- «Разбить? Нет….Но обмануть, да, рассчитываю!»

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ

        Французы стремились прорваться через центр, обойти левый фланг, освободить путь на Москву. Однако сопротивление русских сделало это невозможным. Жестокие бои развернулись на Багратионовых флешах /земельных укреплениях/.Бой длился 6 часов под артиллерийским огнем. Флеши были захвачены лишь в середине дня.

        Страшный бой завязался из-за Семеновских флешей. В течение нескольких часов флеши переходили из рук в руки. Здесь гремело 700 орудий, русские и французы не раз вступали в рукопашный бой. Именно здесь пал смертельно раненный князь Багратион – самый лучший, по мнению Наполеона, генерал русской армии. Под градом пуль он был унесен с Бородинского поля.

Кавалерия Уварова и Платова неожиданно напала на обоз и дивизию французов.

        Позже началось сражение на батарее генерала Раевского. Здесь русские несколько раз отбрасывали французов назад, и лишь к вечеру французам удалось захватить укрепления.

Исторические документы №1

 «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истреблению и сокрушению человечества. Раскаленные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопаясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов.

Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель.»

Исторические документы №2

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали(заслужили) право быть непобедимыми». Наполеон

«Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские». Наполеон

«Французская армия расшиблась о русскую армию». А.П. Ермолов

Задание

1. Дата вторжения войск Наполеона на территорию России:

а) 20 ноября 1805 г.    б)  12 июня 1812 г.   в) 22 июня 1812 г.    г) 26 августа 1812 г.

2.Основной замысел Наполеона состоял в том, чтобы:

а) захватить Москву, Петербург, Киев             б) разгромить армии русских поодиночке

в) разбить русскую армию вблизи границы    г) не вступать в генеральное сражение

3. Военное формирование, создаваемое на добровольных началах,  называется:

а) полурегулярным войском    б) партизанами     в) фуражирами    г) ополчением

4.Дата  Бородинского сражения :

 а) 20 ноября 1805 г.    б)  12 июня 1812 г.   в) 22 июня 1812 г.    г) 26 августа 1812 г.

5. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны.

а) Бородинское сражение;

б) назначение Кутузова главнокомандующим;

в) Смоленское сражение;

г) Совет в Филях

6. Укажите принцип образования ряда:

Д. Давыдов, А. Фигнер, Г. Курин, В. Кожина

РОМАШКА ЧУВСТВ

Если вы испытали чувство:
- гордости, восхищения, то возьмите красный лепесток;
- разочарования, то возьмите лепесток синего цвета; 
- сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите лепесток зеленый
- никаких, лепесток серый.

Кто не знает знаменитого поэта-гусара, героя войны 1812 года, генерала-партизана Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839)? По свидетельству современников, он был необыкновенно талантлив во всем, что бы ни делал: талантливо воевал, талантливо дружил с людьми, талантливо писал стихи, талантливо охотился... Но он сам называл себя «человеком, рожденным единственно для рокового 1812 года...»

Более пяти лет он был адъютантом любимца русской армии Багратиона, которому еще за пять дней до Бородина изложил свой план партизанских действий и заручился его поддержкой. Он и стал первым русским партизаном Отечественной войны, а чтобы не смущать народ гусарской формой, отпустил бороду, надел мужицкий армяк, а на грудь повесил икону Николая Чудотворца. Он оставил нам в наследство не только стихи, но и записки об Отечественной войне, а главное - след в народной памяти...

        О Герасиме Курине (1777-1850). ещё об одном партизане времён отечественной войны 1812 года известно немного больше, чем о его товарищах. Курин был крепостным крестьянином села Павлове Богородского уезда Московской губернии. Организованный им отряд насчитывал около 5 тыс. пеших и 500 конных партизан, что по численности превышало полк регулярной армии. А ведь был Герасим Курин крестьянином и в кадетских корпусах не обучался!

Отряд под командованием Герасима Матвеевича действовал в тылах французской армии и, начиная с сентября, в ежедневных боях с неприятелем захватил десятки обозов с продовольствием и оружием. А значит, в победе над Наполеоном есть часть и его заслуг. Императорским указом Герасим Курин был награжден солдатским «Егорием», а также медалью «За участие в Отечественной войне 1812 года». В 1962 году имя Герасима Курина получила одна из улиц на западе Москвы.

        Кожина Василиса. Об этой героине войны историки знают очень мало (не известны даже даты рождения и смерти). Согласно некоторым данным, Василиса была крестьянкой, женой старосты хутора Горшкова Смоленской Губернии. Поэтому в литературе её и называют старостихой. Когда французы взяли Смоленск, Кожина организовала партизанский отряд, состоявший из женщин и подростков окрестных деревень. Огнестрельного оружия у них практически не было, но это им не помешало, вооружённым косами, вилами и топорами, успешно бороться с наполеоновскими мародёрами. Так уж случилось, что именно она прославилась на всю Россию. Партизанку наградили военной медалью. Её жизнь стала легендой, и отличить, что было правдой, а что выдумкой – трудно. Многие современные историки считают её военную биографию – вымыслом.

        

        Александр Самойлович Фигнер (1787-1813) в 1812 году был капитаном артиллерии. В этом человеке, видимо, жила страсть к приключениям, совмещавшаяся с редкой храбростью и предприимчивостью...

        Когда русская армия, оставив Москву, отходила к Тарутину, М.И. Кутузову доложили, что капитан Фигнер просит разрешение остаться в городе, чтобы... убить Наполеона. На войне - как на войне, а потому разрешение Фигнер получил. Переодевшись в крестьянскую одежду, капитан остался в занятой    неприятелем    Москве. Убить Наполеона ему не удалось, но как разведчик и партизан он принес немало пользы.

        Организовав небольшой отряд, Фигнер совершил множество неожиданных нападений на французов, как в самом городе, так и в его окрестностях: молодой «крестьянин» не вызвал подозрений, а в нужный момент мог совершить неожиданное перевоплощение - менял крестьянский армяк на мундир французского офицера! Французский, как и итальянский, Фигнер знал в совершенстве. Чем не «Штирлиц» начала XIX века?

        А потом Александр Фигнер возглавил партизанский отряд, действовавший на Можайской дороге: громил обозы французов, захватывал в плен вражеских курьеров. Храбрость и умение вести разведку позволили Фигнеру в течение нескольких месяцев стать полковником. Во время Заграничного похода русской армии Фигнер продолжил разведывательную работу: под видом итальянского купца он пробрался в Дрезден, занятый французами...

Его начальник и покровитель М.И. Кутузов писал о Фигнере в одном из писем родным: «Погляди на него пристально, это человек необыкновенный. Я этакой высокой души еще не видел, он фанатик в храбрости и патриотизме, и Бог знает, чего он не предпримет...» Но и храбрецы смертны: Александр Самойлович Фигнер погиб в 1813 году в районе Дессау, ему было 26 лет...

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»

Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....

Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года в истории России "

Открытый урок по истории в 8 классе. Цель занятия:   омочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войн...

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...