Татар теленнән эш программалары
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Татар теле дәресләренә эш программалары. Рус мәктәбендә укучы татар балалары өчен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______/ Э.Т.Хакимуллина / «__» ___________ 2019 г. Зам. директора по НМР _______/З.Т.Файрушина/ «__» ___________ 2019 г. | РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО Протокол заседания кафедры языкознания от «29 » 08. 2019 г. №1 | УТВЕРЖДЕНО Приказом МАОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ от «30» 08. 2019 г.№ 340 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: родной (татарский) язык
Основное общее образование (5 класс)
Срок реализации: 1 год
Разработана на основе программы: Программы по татарскому языку (5 – 9 классы) (Г.Р. Галиуллина, М.М. Шакурова), Казань, 2013
УМК: Харисова Ч.М.,Ф.Ф.Харисов. Татарский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке( для изучающих татарский язык как родной). Казань. Татарское книжное издательство. 2015
Составитель: Гизатуллина Р.М., учитель татарского языка и литературы.
2019 г.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения татарского языка как государственного языка Республики Татарстан. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета. 5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов. 6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное. 7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре татарского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; 9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка. 10. Восприятие на слух художественного текста ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося на татарском языке. 11. Подробный пересказ текста на татарском языке; 12. Разделение текста на части, озаглавив части; 13. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух на родном татарском языке;
14. Составление простого и сложного плана текста; 15. Самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
В результате изучения родного (татарского) языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв татарского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами татарского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
- уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
2. Содержание учебного предмета
Повторение пройденного в начальных классах (2ч)
Фонетика. Графика. Орфография (26ч)
Общее понятие о графике, фонетике и орфографии.
Органы образования звуков.
Гласные звуки. Гармония гласных. Гармония губ.
Согласные звуки. Изменения согласных в речи.
Слоги. Ударение в словах. Интонация.
Графика и орфография.
Буквы гласных звуков.
Буквы согласных звуков.
Лексикология (11ч)
Понятие о лексике и лексикологии. Словарный состав татарского языка по происхождению.
Словарный состав татарского языка по сфере употребления.
Словарный состав татарского языка по степени употребления.
Фразеологизм.
Лексикография.
Состав слова и словообразование (12ч)
Корень и окончания.
Окончания, которые образуют различные части речи.
Окончания, которые обозначают отношения.
Связывающие окончания. Модальные окончания.
Порядок присоединения окончаний к словам.
Основа слова. Способы образования слов.
3. Тематическое планирование
с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Темы | Количество часов |
Повторение пройденного в начальных классах 2 ч. | ||
1 2 | Повторение пройденного в начальных классах | 2 |
Фонетика. Графика. Орфография.(26 ч.) | ||
3 | Общее понятие о графике, фонетике и орфографии. Органы образования звуков | 1 |
4 | Гласные звуки | 1 |
5 | Гармония гласных | 1 |
6 | Диктант. | 1 |
7 | Гармония губ | 1 |
8 | Согласные звуки | 1 |
9 | Согласные звуки | 1 |
10 | Согласные (в) и (w) | 1 |
11 | Согласные (x) и (h) | 1 |
12 | Диктант по теме «Согласные звуки» | 1 |
13 | Согласные (г), (гъ) и (к), (къ) | 1 |
14 | Согласные (м), (н), (ң) | 1 |
15 | Согласные (ч), (ц), (щ) | 1 |
16 | Контрольный диктант по теме «Согласные звуки» | 1 |
17 | Гласный ( ) (һәмзә) | 1 |
18 | Изменения согласных в речи | 1 |
19 20 | Слоги. Иҗек калыплары | 2 |
21 | Ударение в словах | 1 |
22 | Интонация | 1 |
23 | Графика и орфография | 1 |
24 | Диктант по теме «Графика и орфография» | 1 |
25 26 | Буквы гласных звуков | 2 |
27 28 | Буквы согласных звуков | 2 |
Лексикология (11 ч.) | ||
29 30 | Понятие о лексике и лексикологии | 2 |
31 | Развитие речи. Изложение | 1 |
32 | Словарный состав татарского языка по происхождению | 1 |
33 | Контрольный диктант по теме «Лексика» | 1 |
34 | Словарный состав татарского языка по сфере употребления | 1 |
35 | Словарный состав татарского языка по степени употребления | 1 |
36 | Развитие речи. Изложение | 1 |
37 | Фразеологизм | 1 |
38 39 | Лексикография Словари. | 2 |
Состав слова и словообразование (12 ч.) | ||
40 | Корень и окончания | 1 |
41 | Окончания, которые образуют различные части речи | 1 |
42 | Диктант по теме «Состав слова» | 1 |
43 | Окончания, которые обозначают отношения | 1 |
44 | Связывающие окончания | 1 |
45 | Модальные окончания | 1 |
46 | Контрольный диктант по теме «Окончания» | 1 |
47 | Порядок присоединения окончаний к словам | 1 |
48 | Основа слова. Тамыр һәм ясалма сүзләр | 1 |
49 50 | Способы образования слов | 2 |
51 | Повторение и обобщение пройденного материала в 5 классе | 1 |
Тематическое планирование по родному (татарскому) языку на 2019/2020учебный год (5 класс) в приложении 1
Приложение 1
к рабочей программе по родному
(татарскому) языку,
утвержденной приказом
МАОУ «Татарская гимназия
г. Белебея» РБ
от 30 августа 2019 г. № 340
Тематическое планирование
по родному (татарскому) языку
на 2019/2020 учебный год
5 класс
Количество часов в неделю – 1,5
Количество часов в год - 51
Учитель: Гизатуллина Р.М.
№ п/п | Темы | Дата плановая | Дата фактическая | Примечания |
Повторение пройденного в начальных классах 2 ч. | ||||
1 | Повторение пройденного в начальных классах | 03.09.19 | ||
2 | Повторение пройденного в начальных классах | 10.09.10 | ||
3 | Общее понятие о графике, фонетике и орфографии. Органы образования звуков | 17.09.19 | ||
4 | Гласные звуки | 24.09.19 | ||
5 | Гармония гласных | 01.10.19 | ||
6 | Диктант по теме «Фонетика» | 08.10.19 | ||
7 | Гармония губ | 15.10.19 | ||
8 | Гармония губ | 22.10.19 | ||
9 | Согласные звуки | 05.11.19 | ||
10 | Согласные (в) и (w) | 12.11.19 | ||
11 | Согласные (x) и (h) | 19.11.19 | ||
12 | Диктант по теме «Согласные звуки» | 26.11.19 | ||
13 | Согласные (г), (гъ) и (к), (къ) | 03.12.19 | ||
14 | Согласные (м), (н), (ң) | 10.12.19 | ||
15 | Согласные (ч), (ц), (щ) | 17.12.19 | ||
16 | Контрольный диктант по теме «Согласные звуки» | 24.12.19 | ||
17 | Гласный ( ,) (һәмзә) | 13.01.20 | ||
18 | Изменения согласных в речи | 16.01.20 | ||
19 | Слоги. Иҗек калыплары | 20.01.20 | ||
20 | Слоги. Иҗек калыплары | 23.01.20 | ||
21 | Ударение в словах | 27.01.20 | ||
22 | Интонация | 30.01..20 | ||
23 | Графика и орфография | 08.02.20 | ||
24 | Диктант по теме «Графика и орфография» | 03.02.20 | ||
25 | Буквы гласных звуков | 06.02.20 | ||
26 | Буквы гласных звуков | 10.02.20 | ||
27 | Буквы согласных звуков | 13..02.20 | ||
28 | Буквы согласных звуков | 17.02.20 | ||
Лексикология (11 ч.) | ||||
29 | Понятие о лексике и лексикологии | 20.02.20 | ||
30 | Понятие о лексике и лексикологии | 24.02..20 | ||
31 | Развитие речи. Изложение | 02.03.20 | ||
32 | Словарный состав татарского языка по происхождению | 05.03.20 | ||
33 | Контрольный диктант по теме «Лексика» | 09.03.20 | ||
34 | Словарный состав татарского языка по сфере употребления | 12.03.20 | ||
35 | Словарный состав татарского языка по степени употребления | 16.03.20 | ||
36 | Развитие речи. Изложение | 19.03.20 | ||
37 | Фразеологизм | 06.04.20 | ||
38 | Лексикография | 09.04.20 | ||
39 | Лексикография | 13.04.20 | ||
Состав слова и словообразование (12 ч.) | ||||
40 | Корень и окончания | 16.04.20 | ||
41 | Окончания, которые образуют различные части речи | 20.04.20 | ||
42 | Диктант по теме «Состав слова» | 23.04.20 | ||
43 | Окончания, которые обозначают отношения | 27.04.20 | ||
44 | Связывающие окончания | 30.04.20 | ||
45 | Модальные окончания | 04.05.20 | ||
46 | Контрольный диктант по теме «Окончания» | 07.05.20 | ||
47 | Порядок присоединения окончаний к словам | 11.05.20 | ||
48 | Основа слова. Тамыр һәм ясалма сүзләр | 14.05.20 | ||
49 | Способы образования слов | 18.05.20 | ||
50 | Способы образования слов | 21.05.20 | ||
51 | Повторение и обобщение пройденного материала в 5 классе | 25.05.20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татар теленнән эш программалары (1,3,4- сыйныфлар өчен, рус төркеме)
Здесь можно познакомиться с рабочей программой для детей русскояз.обучением. По учебникам Р..З.Хайдаровой и Ф.Сафиуллиной...

Татар теленнән эш программалары.
Рус телле балаларда татар теленнән татар төркемнәрендә татар теленнән эш программасы....
Татар теленнән эш программалары
6АБ сыйныфлары (рус төркеме) өчен татар теленнән эш программасына аннотацияУкытучы: Гайсина А.Р.Эш программасында бирелгән сәгатьләр саны: елга 105, атнага 3 сәгать. УМК:. . Рус телле балал...

Татар теленнән эш программалары
Татар теле дәресләренә эш программалары. Рус мәктәбендә укучы татар балалары өчен....