Татар теленнән эш программалары
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гыйззәтуллина Резеда Мөнир кызы

Татар теле дәресләренә эш программалары.  Рус мәктәбендә укучы татар балалары өчен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5 сыйныф татар теле 52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______/ Э.Т.Хакимуллина /

«__» ___________ 2019 г.

Зам. директора по НМР

_______/З.Т.Файрушина/

«__» ___________ 2019 г.

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

Протокол заседания  кафедры

языкознания

 от «29 » 08. 2019 г. №1

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МАОУ «Татарская гимназия

 г. Белебея» РБ

от «30» 08. 2019 г.№ 340

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: родной (татарский) язык

Основное общее образование (5 класс)

Срок реализации: 1 год

Разработана на основе программы: Программы  по татарскому языку  (5 – 9 классы) (Г.Р. Галиуллина,  М.М. Шакурова), Казань, 2013

    

УМК: Харисова Ч.М.,Ф.Ф.Харисов. Татарский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке( для изучающих татарский язык как родной).  Казань. Татарское книжное издательство. 2015

Составитель: Гизатуллина Р.М., учитель татарского языка и литературы.

                                                          2019 г. 

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свой народ, своим родным татарским языком, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;                                                                              

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                                  

3)воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы на родном языке;                                                                                                            

 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                            

 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;                                                                                                                                  

 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;                    

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;                                                          

 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;                                                                              

 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;                                                                                                          

  10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;                                                                                                                      

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;                            

 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;                                                                                        

 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;                                                                               5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;            

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;                                                                                                                                                              7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;                                                                                                                            8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;                                                                                

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;                                                                                                                                                  

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                                                                                                                                          

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;                                                  

 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные  результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.                          

 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения татарского языка как государственного языка Республики Татарстан.                                                             3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.                                  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах  языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.                                                                                                                                    5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.                                                                                                                            6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.                                                                                                                                              7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.                                                                                                                                                      8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре татарского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;                                                                                                                                        9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка.                        10. Восприятие на слух художественного текста ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося на татарском языке.                                                                                        11. Подробный пересказ текста  на татарском языке;                                                                       12. Разделение  текста на части, озаглавив части;                                                                                                            13. Осознанное, правильное, выразительное чтение вслух на родном татарском языке;  

14. Составление простого и сложного плана текста;                                                                        15. Самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

В результате изучения родного (татарского) языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 5 класса учащиеся должны  уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

чтение:

  • владеть техникой чтения;
  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
  • правильно расставлять логические ударения, паузы;
  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;
  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
  • создавать письменные высказывания разных типов речи;
  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
  • делить текст на абзацы;
  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
  • выражать свое отношение к предмету речи;
  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

  • выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
  • различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
  • находить в художественном тексте явления звукописи;
  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв татарского алфавита;
  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
  • распределять слова на тематические группы;
  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
  • различать прямое и переносное значение слов;
  • отличать омонимы от многозначных слов;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами татарского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

  • различать части речи;
  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
  • уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
  • отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

орфография:

  • находить орфограммы в морфемах;
  • группировать слова по видам орфограмм;
  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

  • выделять словосочетания в предложении;
  • определять главное и зависимое слово;

• составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;
  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
  • правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;
  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

                                   2. Содержание учебного предмета

Повторение пройденного в начальных классах (2ч)

Фонетика. Графика. Орфография (26ч)

Общее понятие о графике, фонетике и орфографии.

Органы образования звуков.

Гласные звуки. Гармония гласных. Гармония губ.

Согласные звуки. Изменения согласных в речи.

Слоги. Ударение в словах. Интонация.

Графика и орфография.

Буквы гласных звуков.

Буквы согласных звуков.

Лексикология (11ч)

Понятие о лексике и лексикологии. Словарный состав татарского языка по происхождению.

Словарный состав татарского языка по сфере употребления.

Словарный состав татарского языка по степени употребления.

Фразеологизм.

Лексикография.

Состав слова и словообразование (12ч)

Корень и окончания.

Окончания, которые образуют различные части речи.

Окончания, которые обозначают отношения.

Связывающие окончания. Модальные окончания.

Порядок  присоединения окончаний к словам.

Основа слова. Способы образования слов.

3.  Тематическое планирование

с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

п/п

Темы

Количество часов

Повторение пройденного в начальных классах 2 ч.

1

2

Повторение пройденного в начальных классах

2

Фонетика. Графика. Орфография.(26 ч.)

3

Общее понятие о графике, фонетике и орфографии. Органы образования звуков

1

4

Гласные звуки

1

5

Гармония гласных

1

6

Диктант.

1

7

Гармония губ

1

8

Согласные звуки

1

9

Согласные звуки

1

10

Согласные (в) и (w)

1

11

Согласные (x) и (h)

1

12

Диктант по теме «Согласные звуки»

1

13

Согласные (г), (гъ) и (к), (къ)

1

14

Согласные (м), (н), (ң)

1

15

Согласные (ч), (ц), (щ)

1

16

Контрольный диктант по теме «Согласные звуки»

1

17

Гласный ( ) (һәмзә)

1

18

Изменения согласных в речи

1

19

20

Слоги. Иҗек калыплары

2

21

Ударение в словах

1

22

Интонация

1

23

Графика и орфография

1

24

Диктант по теме «Графика и орфография»

1

25

26

Буквы гласных звуков

2

27

28

Буквы согласных звуков

2

Лексикология (11 ч.)

29

30

Понятие о лексике и лексикологии

2

31

Развитие речи. Изложение

1

32

Словарный состав татарского языка по происхождению

1

33

Контрольный диктант по теме «Лексика»

1

34

Словарный состав татарского языка по сфере употребления

1

35

Словарный состав татарского языка по степени употребления

1

36

Развитие речи. Изложение

1

37

Фразеологизм

1

38

39

Лексикография

Словари.

2

Состав слова и словообразование (12 ч.)

40

Корень и окончания

1

41

Окончания, которые образуют различные части речи

1

42

 Диктант по теме «Состав слова»

1

43

Окончания, которые обозначают отношения

1

44

Связывающие окончания

1

45

Модальные окончания

1

46

Контрольный диктант по теме «Окончания»

1

47

Порядок присоединения окончаний к словам

1

48

Основа слова. Тамыр һәм ясалма сүзләр

1

49

50

Способы образования слов

2

51

Повторение и обобщение пройденного материала в 5 классе

1

Тематическое планирование по родному (татарскому)  языку на 2019/2020учебный год (5 класс) в приложении 1

               

                       Приложение 1

                     к рабочей программе по родному

                     (татарскому) языку,

                      утвержденной приказом

                      МАОУ «Татарская гимназия

                      г. Белебея» РБ

                      от  30 августа 2019 г. № 340

Тематическое планирование

по родному (татарскому) языку

 на 2019/2020 учебный год

5 класс

Количество часов в неделю – 1,5

Количество часов в год - 51

Учитель: Гизатуллина Р.М.

п/п

Темы

Дата плановая

Дата фактическая

Примечания

Повторение пройденного в начальных классах 2 ч.

1

Повторение пройденного в начальных классах

03.09.19

2

Повторение пройденного в начальных классах

10.09.10

3

Общее понятие о графике, фонетике и орфографии. Органы образования звуков

17.09.19

4

Гласные звуки

24.09.19

5

Гармония гласных

01.10.19

6

Диктант по теме «Фонетика»

08.10.19

7

Гармония губ

15.10.19

8

Гармония губ

22.10.19

9

Согласные звуки

05.11.19

10

Согласные (в) и (w)

12.11.19

11

Согласные (x) и (h)

19.11.19

12

Диктант по теме «Согласные звуки»

26.11.19

13

Согласные (г), (гъ) и (к), (къ)

03.12.19

14

Согласные (м), (н), (ң)

10.12.19

15

Согласные (ч), (ц), (щ)

17.12.19

16

Контрольный диктант по теме «Согласные звуки»

24.12.19

17

Гласный ( ,) (һәмзә)

13.01.20

18

Изменения согласных в речи

16.01.20

19

Слоги. Иҗек калыплары

20.01.20

20

Слоги. Иҗек калыплары

23.01.20

21

Ударение в словах

27.01.20

22

Интонация

30.01..20

23

Графика и орфография

08.02.20

24

Диктант по теме «Графика и орфография»

03.02.20

25

Буквы гласных звуков

06.02.20

26

Буквы гласных звуков

10.02.20

27

Буквы согласных звуков

13..02.20

28

Буквы согласных звуков

17.02.20

Лексикология (11 ч.)

29

Понятие о лексике и лексикологии

20.02.20

30

Понятие о лексике и лексикологии

24.02..20

31

Развитие речи. Изложение

02.03.20

32

Словарный состав татарского языка по происхождению

05.03.20

33

Контрольный диктант по теме «Лексика»

09.03.20

34

Словарный состав татарского языка по сфере употребления

12.03.20

35

Словарный состав татарского языка по степени употребления

16.03.20

36

Развитие речи. Изложение

19.03.20

37

Фразеологизм

06.04.20

38

Лексикография

09.04.20

39

Лексикография

13.04.20

Состав слова и словообразование (12 ч.)

40

Корень и окончания

16.04.20

41

Окончания, которые образуют различные части речи

20.04.20

42

 Диктант по теме «Состав слова»

23.04.20

43

Окончания, которые обозначают отношения

27.04.20

44

Связывающие окончания

30.04.20

45

Модальные окончания

04.05.20

46

Контрольный диктант по теме «Окончания»

07.05.20

47

Порядок присоединения окончаний к словам

11.05.20

48

Основа слова. Тамыр һәм ясалма сүзләр

14.05.20

49

Способы образования слов

18.05.20

50

Способы образования слов

21.05.20

51

Повторение и обобщение пройденного материала в 5 классе

25.05.20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татар теленнән эш программалары (1,3,4- сыйныфлар өчен, рус төркеме)

Здесь можно познакомиться с рабочей программой для детей русскояз.обучением. По учебникам Р..З.Хайдаровой и Ф.Сафиуллиной...

Татар теленнән эш программалары.

Рус телле балаларда татар теленнән татар төркемнәрендә татар теленнән эш программасы....

Татар теленнән эш программалары

Татар теленнән Р.З.Хәйдарова дәреслеге буенча эш программалары...

Татар теленнән эш программалары

Татар гимназиясендә эшләүче укытучылар өчен кулланма...

Татар теленнән эш программалары

Татар гимназиясендә эшләүче укытучылар өчен кулланма...

Татар теленнән эш программалары

6АБ сыйныфлары (рус төркеме) өчен татар теленнән эш программасына аннотацияУкытучы: Гайсина А.Р.Эш программасында бирелгән сәгатьләр саны: елга 105, атнага 3 сәгать.  УМК:. . Рус телле балал...

Татар теленнән эш программалары

Татар теле дәресләренә эш программалары.  Рус мәктәбендә укучы татар балалары өчен....