Письменная речь детей с ОВЗ
статья
Общей психопатологической основой этих расстройств является нарушение структурообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_narusheniya_pisma_u_mladshih_shkolnikov_s_ovz.docx | 13.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины нарушения письма у младших школьников с ОВЗ.
В основе письма лежит воспроизведение звуков, перевод фонемы в графему. Однако это не простой акт, а сложная мыслительная операция, осуществляющаяся при наличии слуха и четких артикуляций (проговаривания), участии оптико – моторных компонентов ребенка при письме.
Представления о сущности данного нарушения и его механизмах складывались не сразу.
В работе О. А. Токаревой упоминается о первых нарушениях чтения и письма как самостоятельной патологии речевой деятельности. Рассматривали патологию чтения и письма у детей как изолированное нарушение (считали, что в основе патологии чтения неполноценность оптического восприятия, нарушенными оказались зрительные образы слов и отдельных букв), наблюдающиеся при локальном мозговом заболевании, которое может встречаться и при полноценном интеллекте, и даже у одаренных детей. Данные упоминания относятся к концу XIX века.
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеет работа невропатолога С. С. Мнухина.
По мнению С. С. Мнухина нарушения чтения и письма встречаются у детей с нарушением интеллекта заметно чаще, чем у нормальных детей. Нарушения чтения и письма сопровождаются рядом других расстройств.
По наблюдению автора, все дети не могли перечислять месяцы, дни недели, алфавит по порядку, хотя все эти элементы они знали и в беспорядочном виде воспроизводили этот ряд полностью, но не всегда в том порядке, в каком это было предложено. Ошибки наблюдались и после многократного воспроизведения этих рядов. Многие дети не могли справиться со штриховкой в определенном ритме. Заучивание стихотворения оказалось для них гораздо более трудным процессом, чем для нормальных детей. Воспроизведение же рассказа происходило без затруднений.
Общей психопатологической основой этих расстройств является нарушение структурообразования. Алексия и аграфия представляют собой более сложные проявления нарушений. Более простыми расстройствами «рядоговорения» являются расстройства механического воспроизведения рядов (порядковый счет, называние по порядку дней недели, месяцев в году ….). В подавляющем большинстве случаев при алексии и аграфии наблюдается наследственная отягощенность различной степени выраженности (алкоголизм, психопатии, эпилепсия родителей, родовые травмы).
В 30 – х годах XX столетия взгляд на дислексии и дисграфии у детей как изолированное нарушение меняется, стала подчеркиваться связь дислексий и дисграфий с дефектами устной речи и слуха (Ф. А. Рау и др.)
Вопросами дислексии и дисграфии у детей много занимался М. Е. Хватцев. М.Е. Хватцев связывал нарушения письменной речи непосредственно с нарушением звукопроизношения. Те случаи, когда дефекты речи исправлялись, а нарушения чтения и письма оставались, автор объясним большей стойкостью старых связей между образом звука и буквой. Позднее
М.Е. Хватцев рассматривает эти нарушения более дифференцировано, с учетом сложной структуры процесса чтения и письма, и выделяет различные формы дислексии и дисграфии, многие из которых представляют достаточно обоснованными и до настоящего времени.
В ранних работах Р. Е. Левина недостатки чтения и письма у детей счала результатом фонематического недоразвития. В последующих работах Р. Е. Левина, Л. Ф. Спирова нарушение чтения и письма рассматривала как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Поговорим о проблемах устной и письменной речи детей»
В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества дошкольников и школьников, имеющих определенные проблемы в устной и письменной речи. Для того, чтобы преодолеть эти трудности необходимо ...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»
Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...
Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...
Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка...
НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...