Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
презентация к уроку

Валерия Ивановна Смирнова

описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon smirnova_vi_kineziologiya.ppt2.41 МБ
Файл smirnova_vi_master_klass_kineziologiya.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межрегиональный конкурс «Лучший мастер - класс» 2019 год Мастер – класс тема: «Коррекция и развитие письменной речи детей с ОВЗ посредством кинезиологии» Учитель начальных классов МАОУ «Надежда» г.Нижнекамск РТ Смирнова Валерия Ивановна

Слайд 2

Цель мастер – класса : познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших классов с ОВЗ

Слайд 3

Мозговой штурм Упражнение «Сказка о тройке» Цель упражнения: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Способствовать сплочению группы и углублению процессов самораскрытия. Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение А или В или С. Ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного или нескольких каналов восприятия. Для этого необходимо завязать глаза, закрыть уши и посидеть без движения. А – человек, который не видит, но слышит и говорит. В – человек, который не слышит, не говорит, но может видеть и двигаться. С – человек, который все видит, и все слышит, но не может двигаться и говорить

Слайд 4

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Виды кинезиологии: - кинезиотерапия; - образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга». Авторы методики американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон

Слайд 5

Суть метода «Гимнастика мозга» строится на понятиях: функциональная асимметрия мозга; межполушарное взаимодействие. Правополушарный тип организации мозга – творчество, интуиция, ориентация в пространстве, синтетическая деятельность, наглядно-образное мышление, визуальное восприятие, быстрая переработка информации. Экстраверты Левополушарный тип – словесно-логический характер познавательных процессов, Левое полушарие отвечает за счет, письмо, склонность к анализу, оперирование словами, символами и знаками. Информация перерабатывается последовательно, линейно и медленно. Интроверты

Слайд 6

Тест Павлова И.П. на определение функциональной асимметрии полушарий Инструкция : Разложи карточки на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Наглядный материал : 9 карточек; на каждой написано по одному слову: «карась», «шерсть», «орел», «плавать», «овца», «перья», «чешуя», «летать», «бегать».

Слайд 7

Оценка результатов: I вариант 1-я группа карточек — «карась», «орел», «овца». 2-я группа карточек — «бегать», «плавать», «летать». 3-я группа карточек — «шерсть», «перья», «чешуя». Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария. II вариант 1-я группа карточек — «карась», «плавать», «чешуя». 2-я группа карточек — «орел», «летать», «перья». 3-я группа карточек — «овца», «бегать», «шерсть». Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария. III вариант Одновременное выполнение I и II вариантов теста. Смешанный тип.

Слайд 8

Кинезиологические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Слайд 9

«Колечко» «Кулак-ребро-ладонь» «Лезгинка» «Змейка» «Ухо-нос»

Слайд 10

Упражнение «коза» - «заяц»

Слайд 11

Кинезиологическое упражнения «Восьмерки» «Горизонтальная восьмерка», «Ленивая восьмерка» «Алфавитная восьмерка» «Слон»

Слайд 12

Зеркальное рисование и письмо При выполнении упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется работа полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга, развиваются графомоторные навыки

Слайд 14

АБВГД ЕЖЗИК ЛМНОП ЛППВЛ ВЛПВЛ ЛПЛЛП «Скорая помощь»

Слайд 16

Разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальцев обеих рук. «Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. В этом пособии представлены варианты работы для левой (четные страницы) и правой руки (нечетные страницы). Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

Слайд 17

Кинезиологические упражнения направлены на Развитие межполушарных связей; Синхронизацию работы полушарий; Развитие мелкой моторики; Развитие творческих способностей; Развитие памяти, внимания; Развитие речи, мышления. Данные упражнения относятся к здоровьесберегающим методикам. При регулярном использовании кинезиологических упражнений на уроках русского языка виден положительный результат в обучении письменной речи учащихся младших классов детей с ОВЗ.

Слайд 18

Рефлексия Полезен ли оказался мастер- класс? На каких уроках можно использовать кинезиологические упражнения? 3. Все ли было понятно на мастер классе? 4 Где было легко? 5. Что давалось с трудом? 6. Будете ли вы использовать в своей работе представленные упражнения?

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Разработка мастер-класса.

Учитель начальных классов  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья  г.Нижнекамск РТ

Смирнова Валерия Ивановна.

Тема: «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся  младших классов с ОВЗ.

Задачи:

  1.  Представить слушателям свой опыт использования образовательной кинезиологии на уроках русского языка, технологии и других уроках.
  2. Помочь освоить приемы образовательной кинезиологии.

Аудитория: учителя начальных классов, работающие с детьми с ОВЗ, дефектологи, школьные логопеды.

Предполагаемые результаты: педагоги смогут использовать полученные знания и приемы в своей практике.

Время реализации мастер класса: 30 минут.

Ход мастер-класса:

Слайд 1. Добрый день, коллеги, гости, уважаемое жюри. Я рада представить вам свой мастер – класс по теме: «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Слайд 2. Цель моего мастер – класса: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших классов с ОВЗ.

Представление себя.  Я работаю учителем начальных классов в МАОУ «Надежда» более 22 лет. Все это время я работаю с детьми со сложной структурой дефекта, а именно:

  •  детский церебральный паралич (ДЦП);
  •  снижение интеллекта разной степени выраженности;
  •  нарушение зрения (косоглазие, астигматизмы, атрофия зрительного нерва и т.д.);
  •  предрасположенность к судорожным состояниям, эписиндром;
  •  различные речевые расстройства;
  •  элементы аутизма, поведенческие расстройства.

Конечно, основной, первичный диагноз детей – детский церебральный паралич (ДЦП) различной формы и степени выраженности. Структура дефекта при ДЦП всегда такова – первично нарушена двигательная сфера (параличи, парезы определенных групп мышц, гиперкинезы, повышенный/пониженный тонус мышц, расстройство координации движений). Вторично при ДЦП страдает психическое и речевое развитие.

В работе с детьми с ДЦП одной из самых сложных задач – это научить, а детям научиться владеть ручкой, овладеть навыками письменной речи. Очень часто родители детей с двигательными нарушениями меня спрашивают: «А сможет ли их ребенок научиться писать?».

Степень поражения мозга, место поражения у каждого ребенка различны, поэтому, как каждый человек  на свете неповторим,  индивидуален, так и не похожи друг на друга своими двигательными, интеллектуальными и речевыми возможностями и дети с ДЦП.

Многие дети с данным диагнозом затрудняются лепить из пластилина, испытывают трудности при рисовании и ручном труде, с трудом формируется и сохраняется графический навык письма. Т.е. письмо и любая конструктивная деятельность очень трудны для ребенка, но при правильно организованных условиях, используя индивидуальный подход, применяя коррекционно – развивающие приемы и упражнения, вполне доступны. В своем мастер – классе представлю кинезиологических упражнения, которые использую на уроках письма, русского языка, технологии, физической культуры.

Слайд 3. Прежде чем я начну разговор о кинезиологии, я хочу пригласить трех человек для участия в фокус-группе. Первое задание   для фокус-группы  называется «Сказка о тройке». Это одно из заданий тренинга межполушарного взаимодействия.

Цель данного задания в следующем: отработка навыка принятия группового решения, стратегии и тактики выполнения поставленной задачи. Упражнение направленно на сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.

Ход упражнения: каждый игрок из тройки получает обозначение под буквами А,В и С. Ситуация осложняется тем, что каждый из игроков лишается одного или нескольких каналов восприятия информации. Для этого игрокам необходимо одному завязать глаза, другому – закрыть уши, третий игрок лишен возможности двигаться (можно привязать к стулу). И получается что,

  • Игрок А – человек, который не видит, но слышит и говорит;
  • Игрок В – человек, не слышит, не говорит, но может двигаться и видит;
  • Игрок С – человек, который все видит, слышит, но не может двигаться и говорить.  

Задание: тройка должна выработать общее решение в какой цвет покрасить забор (или выбрать подарок на день рождение).

Участники фокус – группы работают, время для выработки решения дается 5 минут.

Слайд 4. Актуальность выбора темы мастер – класса связана с тем, что у детей с ОВЗ, а именно детей, имеющих двигательные нарушения, как правило, наблюдаются  и другие нарушения (в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, речевой и других сферах). Все это свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется поражение головного мозга, дисгармонию его созревания, незрелость определенных  функций головного мозга, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из взаимодействия двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития головного мозга. Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных двигательных (кинезиологических) упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование содружественных движений двумя руками, ногами, развитие координации рук и ног, развитие мелкой моторики и т.д. То есть кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья, через определенные двигательные упражнения.

Итак, КИНЕЗИОЛОГИЯ  - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Виды кинезиологии

  1. Кинезиотерапия связана с медицинским направлением. Сюда относятся мануальная терапия доктора Бубновского С.М., бобат-терапия и др.
  2. Образовательная кинезиология или «Гимнастика мозга». Авторы данной методики американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Данная методика под их руководством зародилась в США в 70-х года прошлого века. В России ее начали применять вконце 80-х начале 90-х годов XX века. Последователями «Гимнастики мозга» в России  - это Базарный В.Ф., Сиротюк А.Л.  и др.

        Слайд 5.  Суть метода «Гимнастики мозга» строится на понятиях

  • Функциональная ассиметрия мозга;
  • Межполушарное взаимодействие.

Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, отражающие различия  в распределении нервно-психических функций между правым и левым полушарием. Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации головного мозга. Все, конечно, рассматривать не будем, выделим только 3 основных типа. Правополушарный тип организации ГМ, левополушарный тип организации ГМ, равнополушарный тип организации ГМ. Характеристики данных типов представлены на слайде.

! Если фокус – группа готова, то начинаю работать с ней.

И так, возвращаемся к моим помощникам. Вопросы к группе участников:

  •  Какое приняли решение? Красили забор или выбирали подарок?
  • Почему вы выбрали именно это решение?
  • Сколько времени понадобилось вам для выработки решения?
  • Какие и как использовали средства для коммуникации?
  • Что помогло осуществить задание?
  • Какие испытывали трудности при выполнения задания?
  • Какие чувства испытывали?

Данное упражнения дает некоторое представление о том,  какие трудности испытывают люди с ОВЗ при общении  с внешним миром. Участники фокус-группы об этом и говорят, так как были лишены одного или нескольких каналов передачи информации, что и составило определенную трудности в донесении информации до другого участника.

          Слайд 6.  Методы определения функциональной асимметрии полушарий. Наиболее точными приемами определения типа функциональной асимметрии полушарий ГМ является аппаратурная диагностика – электроэнцефалограмма, прибор «Активациометр». Однако в педагогике и психологии широко используется тест И.П.Павлова.  Данный метод основан на соотношении двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которое существует в их совместной деятельности.

Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П.Павлов ввел представление о трех типах «мыслительном», «художественном», и «среднем», промежуточном. По определению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, исключая слово, слышимое и видимое, - это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа.  Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного типа»

Инструкция для фокус-группы (в данном задании могут участвовать любой человек из аудитории): Разложить 9 карточек (или записать слова) по три слова так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: 9 карточек на каждом написано по одному слову:  карась, орел, овца, перья, чешуя, шерсть, летать, плавать, бегать.

Слайд 7 Интерпретацию результатов можно посмотреть на следующем слайде. Если участники разложили/записали слова по 1 варианту, то преобладает II сигнальная система, т.к. вариант распределения слов основан на анализе, выделении общих существенных признаков. Мыслительный тип, логическое мышление, доминирует левое полушарие.  Если участники распределили слова по 2 варианту, то предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип, образное мышлений. Доминирование правого полушария. Если одновременно выполнены и 1 и 2 варианты – смешенный тип.

Как правило, после проведения данного метода определения ведущего полушария, выясняется, что большинство людей относятся к мыслительному типу, ведущее полушарие у которых – левое. Это закономерно, т.к. большинство из нас – правши, основные виды работы выполняет правая рука, следовательно больше развито левое полушарие ГМ. Поэтому, на уроках русского языка ввожу «Пятиминутку» написания левой рукой, Н, при выполнении словарного диктанта 3-4 слова дети пишут левой рукой, кто левша – то правой. И на мастер-классе своих слушателей я прошу попробовать писать левой рукой некоторое время. Попробуйте, будет интересно и занимательно. А в повседневной жизни попробуйте выполнять привычные упражнения (красить губы, чистить зубы, пользоваться столовыми приборами) рукой, противоположной ведущей.

Слайд 8. Кинезиологические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Р.Лурия, И.М.Сеченова и многих других ученых доказали влияние манипуляции рук на функции ВНД, развитие речи. Отсюда следует, что коррекционно-развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Слайды 9, 10 Существует большое количество кинезиологических упражнений, которые развивают мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. Особенность таких упражнений состоит в том, что одновременно работают обе руки и происходит чередование действий рук.  Упражнения, представленные на слайде, проделываются с фокус-группой и любым желающим. Н, с детства знакомы жесты, с помощью которых показываем «козу» и «зайца». Правой рукой показываем «козу», левой «зайца» и наоборот. Такое чередование проделываем несколько раз.

Слайд 11. Следующая серия упражнений основана на горизонтальной восьмерке или знак бесконечности. Упражнения, основанные на «восьмерке» рекомендуют выполнять после работе на компьютере, ответственной работы, во время проведения  контрольных и т.д. Упражнения «ленивая восьмерка» и «слон» снимают усталость глаз, боль в спине, мышцах шеи. При выполнении упражнений  включаются в работу оба полушария ГМ, улучшается концентрация внимания, стимулируется восприятие пространства, улучшаются навыки письма и чтения.

Прошу фокус-группу выполнить «ленивую восьмерку» и упражнение «слон». Для этого нужно представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (∞). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, указательный и средний вытянуты. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За  пальцами следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. Совместно обеими руками, пальцы в замок, большие пальцы образуют крест, смотрим на пересечение больших пальцев и пишем.

«Слон»  - согнуть колени, прижать голову к плечу и вытянуть руку вперед (ту, которой пишет). Рисовать ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивая верхнюю часть туловища вслед за рукой и двигая ребрами. Смотреть дальше вытянутых пальцев. Повторить то же с другой рукой.    

Слайд 12. 13 Любимое детьми зеркальное рисование и письмо. Суть данных упражнений состоит в том, что обе руки одновременно рисуют симметричный рисунок. Вариантов зеркального рисование очень много. Это и рисование рисунков в воздухе, на чистом листе бумаги, «обводилки», «разукрашки» по готовым шаблонам. Так же на уроках русского языка применяю элементы заданий из прописей, специально разработанных для письма обеими руками. Попрошу моих помощников выполнить несколько заданий зеркального рисования.

 При выполнении данных упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется работа полушарий, увеличивается эффективность работы всего мозга, развиваются графомоторные навыки.

 

Слайд 14. Упражнение «Скорая помощь» снимает эмоциональное    напряжение улучшает работоспособность. 
    Прошу фокус-группу выполнить данное упражнение  стоя.
        Инструкция: Верхняя буква строчки проговаривается вслух,   одновременно выполняется движение руками. Эти движения показывает нижняя строчка: Л –левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднять вверх.  Получается, что надо одновременно делать несколько дел: видеть сразу  две строки, произносить букву и двигать руками.

Слайд 15. Нейропсихологическая игра «Попробуй повтори». Данную игру провожу в качестве физминуток на любом из уроков. На первый взгляд, ничего сложного  в данной игре нет. Но все же трудность заключается в том, что ребенку нужно воспроизвести позу, положение тела в зеркальном исполнении  по отношению к своей схеме тела. Не всегда это получается, но со временем ребята выполняют упражнения все увереннее и правильнее. Несколько упражнений выполняем с фокус-группой и всеми желающими.

 Слайд 16. Заключение.
Подводя итог, хочу сказать, что в своем мастер-классе я показала только часть кинезиологических приемов и упражнений, которые использую в своей работе. Данные упражнения дети выполняют с большим желанием и интересом, так как данные упражнения оживляют урок, делают его насыщенным и увлекательным.

Слайд 17. Рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....

Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».

Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...

Мастер-класс для педагогов "Коммуникативные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья".

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Такой ребенок ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высокая степень зависимости от семьи, ограничены н...

Социализация детей с особыми возможностями здоровья посредством чтения

Доклад в рамках IV Международного интеллектуального форума "Чтение на Евразийском перекрестке"...