« Поговорим о проблемах устной и письменной речи детей»
статья по теме
В последнее время наметилась тенденция к увеличению количества дошкольников и школьников, имеющих определенные проблемы в устной и письменной речи. Для того, чтобы преодолеть эти трудности необходимо помочь ребенку с первых дней его обучения в школе, а значит необходима помощь учителя-логопеда, учителей, воспитателей, родителей. Именно для педагогов и родителей написана эта статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_roditele1.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Поговорим о проблемах устной и письменной речи детей»
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на деятельности в различных формах.
Родители, сталкиваясь с трудностями в обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы : почему ребенок безграмотно пишет, пропускает буквы при чтении и письме, не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр.
А ведь они занимались с ребенком ,водили в различные кружки, центры развития, и вроде бы добились цели – ребенок умеет читать и писать.
В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо сделать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития ребенка?
Опыт работы показывает: взаимодействие педагогов детского сада, воспитателей, логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родители должны знать, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родители должны учесть следующие моменты:
1.Следует реально оценить состояние здоровья своего ребенка. (В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь).
2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультациями к разным специалистам.
Но как правило: становление речи завершилось у ребенка к 5-6годам, а родители неорганизованных детей ( не посещающих д/сад) не вмешиваются в процесс развития речи, не бьют тревогу. Когда же речь устоялась ( вместе с дефектами ), должны работать специалисты. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей. Однако наших родителей не пугают нарушения речи: будущего школьника не ведут к специалистам, а приводят в первый класс со всеми дефектами.
3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма ), т.к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы являются составной частью.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать ( и писать –хотя бы печатными буквами ) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда и вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не являются показателем его развития . Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладеет для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо-, сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого.
Родителям необходимо понять, что овладение грамотой не самоцель, это определенный этап речевого развития, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский написал такие замечательные слова: « Родное слово- основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний .» Но чтобы слово стало значимым в жизни вашего ребенка , необходимо научить его в первую очередь произносить звуки нашей речи правильно.
На сегодняшний день рекомендую:
- Выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как можно ее решить;
- Исправить ребенку произношение звуков (обратиться к логопеду)
-Предупредить у него появление неправильного произношения звуков;
-Выяснить, склонен ли ваш ребенок к возникновению таких распространенных сейчас нарушений, как нарушение чтения и письма, и предупредить у него их появление;
-Развить у ребенка основные интеллектуальные навыки, а также внимание, восприятие и память (слуховую, зрительную, образную)
-Развивать крупную и мелкую моторику, функции ряда глазодвигательных мышц.
Учитель-логопед МБОУ «ООШ №26»
Мельникова Галина Вениаминовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...
Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе
Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...
Недостатки устной и письменной речи учащихся Леушинской специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
Как показало многолетнее изучение, одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся любой из школ являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют ов...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края
. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года, Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....
Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи
Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...