Урок на тему "Изображение природы в родной литературе"
план-конспект урока (6 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи урока 1.Обучающие; расширять знания учащихся о творчестве поэтов, художников, музыкантов по теме урока; закреплять умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств ; 2. Развивающие: Развивать интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока; создать условия для формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся; способствовать развитию эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования; развитие речевых навыков; развивать интерес к искусству - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов, художников, музыкантов; 3. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе.
А.К. Толстой Родился 5 сентября в Петербурге в знатной дворянской семье. Детство провёл на Украине в имении своего дяди А. Перовского, писателя, известного читателям под псевдонимом Антоний Погорельский. А. К. Толстой вспоминал: «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи …» Первые стихотворные опыты были прочитаны и одобрены В. А. Жуковским. Более 70 стихотворений было положено на музыку великими композиторами – Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусорским …
Анализ стихотворения «Край ты мой, родимый край…» Какое чувство стремится выразить автор в этом стихотворении и с помощью какого слова ? Какой образ становится главным? С чем он ассоциируется ? Какая картина складывается в вашем воображении? Как поэт передал чувство любви к родному краю? Определите размер стиха .
Биография Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие это корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина – талантливая поэтесса XVIII века, поэт – романтик, автор «Спящей красавицы» В. А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семёнов - Тяншанский . Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся. Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской точкой отсчёта для восприятия красоты окружающего мира. «Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной» - писал впоследствии Бунин. И. А. Бунин
Под небом мертвенно-свинцовым Угрюмо меркнет зимний день, И нет конца лесам сосновым, И далеко до деревень. Один туман молочно-синий, Как чья-то кроткая печаль, Над этой снежною пустыней Смягчает сумрачную даль. ***
М.Бебан Мордовский ( мокшанский ) поэт, прозаик, баснописец. М. А. Бебан (настоящая фамилия Бябин ) родился в селе Керетине ныне Ковылкинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Окончил в 1939 г. Мордовский педагогический институт. В годы Великой Отечественной войны был на фронте. Первое стихотворение « Микита-тракторист » публиковано в 1930 г. в газете « Мокшень правда. Среди поэм М. А. Бебана наиболее популярны «Мезень колга морайхть нюдихне » («О чем поют свирели»), « Лятфнемат » («Воспоминания). Широко известен и как мастер басенного жанра. Лучшие басни вошли в поэтические сборники «Моя весна» (1957), « Нюди и кенди » («Свирель и оса», 1960) и другие. Заметное место в творчестве М. Бебана занимает проза. Из-под его пера вышло немало очерков, рассказов, изданных в сборнике «Шить мархта вихцок » («Вместе с солнцем», 1968). Он – автор романа « Тундань нармотть » («Птицы весенние», 1962). Ряд книг посвятил детям: «Жар-птица», «Карпатская сказка» (1958), « Якстерь чавронканят » («Красные жаворонки», 1971). Член Союза писателей СССР с 1934 г. Заслуженный писатель Мордовии (1983).
Земли есть и красивей- Мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия, Край мордовский родной
М.Цветаева Родилась в Москве, в семье И. В. Цветаева, известного учёного, основателя Музея изобразительных искусств. Детские годы Цветаевой прошли в МосквеПисать стихи начала в детстве. Первые сборники «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912) были одобрены в поэтических кругах. Годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого взлёта поэтессы. В 1922 Цветаева с дочерью Ариадной уехала за границу к мужу, который учился в Пражском университете. Здесь они прожили три года и в 1925 переехали в Париж. Летом 1939 вернулась в СССР. Вскоре муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия оказалась в лагере. Цветаева зарабатывала на жизнь поэтическими переводами. С началом войны была эвакуирована с сыном в Елабугу. Измученная, одинокая и безработная поэтесса в 1941 покончила жизнь самоубийством.
Тоска по Родине “Тоска по Родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно – Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё-равно , и всё – едино. Но если по дороге – куст Встаёт, особенно – рябина…” 1934 г
Ф.ВСычков .
И. Левитан Родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву. В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчестваПервую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 гВ 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь.. Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве. Возвратясь домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту. Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался.
И. Левитан «Зимний пейзаж с мельницей
В. А. Жуковский Родился 9 февраля в селе Мишенское Тульской губернии. Воспитывался в семье помещика, получил фамилию бедного дворянина А. Жуковского, который был его крёстным отцом. Служил учителем русского языка будущего императора Александра II . Печатает переводы сказок братьев Гримм. Часто встречаясь в Царском Селе с А. С. Пушкиным, он пишет «Сказку о царе Берендее …», «Спящая царевна» и другие.
Приход весны Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход?
И .Левитан «Ранняя весна»
И.Шишкин (1832 — 1898) Родился Иван в городе Елабуга в Вятебской губернии 25 января 1832 года в купеческой семье. Первое образование в биографии Шишкина было получено в казанской гимназии. Проучившись там 4 года, Шишкин поступил в училище живописи в Москве. После окончания училища в 1856 году, в биографии Ивана Шишкина образование было продолжено в Академии Художеств ПетербургаВ 1860 году в биографии художника Шишкина была получена важная награда – золотая медаль Академии. Имея возможность путешествовать, Шишкин направился в Германию, в Мюнхен. Затем – в Швейцарию, в Цюрих. Всюду Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. В 1866 году в биографии Ивана Шишкина состоялось возвращение в Петербург. Путешествуя по России, Шишкин представлял затем свои полотна на выставках. В 1873 году получил звание профессора в Академии Художеств, недолго был руководителем учебной мастерской.
Летний день
Ранняя осень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)
Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных связей, воз...
Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов
Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования)...
Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД
Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....
Активные формы обучения на уроках родного языка и родной литературы
Формы и методы работы на уроках родного языка и литературы...
Доклад "Использование образовательных технологий на уроках родного языка и родной литературы: метод "Загадка""
На сегодняшний день родной язык и родная литература - предметы, формирующие у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Одним из актуаль...
Интегрированный урок родного языка и родной литературы "Золото, золото, сердце народное"
. Собранный материал неоднократно использовался как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной деятельности. Классный час, разработанный на основе этих документов, стал победителем реги...