Новый подход к написанию сочинений «по картине» (на материале рассказов А.И. Солженицына)
план-конспект урока (7 класс)

Бондарева Надежда Анатольевна

Интегрированное занятие: литература, история, изобразительное искусство, русский язык.

Класс: 6-7 классы.

Цель: ознакомить учащихся среднего звена с жизнью и творчеством А.И. Солженицына через включение их в творческую деятельность.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- умение анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения;

- умение изобразить полученные образы из художественной литературы в виде рисунка;

- умение передавать художественный образ, используя устную речь;

- умение использовать изобразительно-выразительные средства для передачи образа;

- умение последовательно излагать мысль в устном сочинении «по картине».

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, дидактический материал, чистые листы бумаги формата А4, карандаши.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Интегрированное занятие: литература, история, изобразительное искусство, русский язык.

Тема: Новый подход к написанию сочинений «по картине» (на материале рассказов А.И. Солженицына)

Класс: 6-7 классы.

Цель: ознакомить учащихся среднего звена с жизнью и творчеством А.И. Солженицына через включение их в творческую деятельность.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- формирование уважительного отношения к мнению одноклассников.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- регулятивные: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение контролировать и оценивать свои действия, умение высказывать предположения на основе собственных наблюдений, развитие смыслового чтения;

- познавательные: умение осуществлять информационный поиск, умение работать с прочитанным текстом, умение работать самостоятельно, умение выделять и обобщать необходимую информацию, умение оформлять результаты в виде материального продукта;

- коммуникативные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, умение владеть монологической и диалогической речью, умение выражать собственную точку зрения и принимать чужую.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- умение анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения;

- умение изобразить полученные образы из художественной литературы в виде рисунка;

- умение передавать художественный образ, используя устную речь;

- умение использовать изобразительно-выразительные средства для передачи образа;

- умение последовательно излагать мысль в устном сочинении «по картине».

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, дидактический материал, чистые листы бумаги формата А4, карандаши.

Содержание взаимодействия педагога и обучающихся

№ п/п

Этапы внеклассного мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Среди вас сегодня собрались те, кто интересуется литературой, историей и русским языком. Я очень рада, что вы пришли на это занятие.  И оно пройдет не в обычной обстановке. Попрошу вас разделиться на три команды: учащиеся шестого класса – первая команда, а учащиеся седьмого класса – вторая и третья команды. Каждая команда должна выбрать «главного художника», «чтеца» и «критика».

На экране появляется портрет А.И. Солженицына,

а также эпиграф к занятию: «Образы природы - неустранимая, вечно насущная грань литературы и искусства, исполненная глубочайшего смысла» В.Е. Хализев

Учащиеся делятся на группы, настраиваются на занятие.

Личностные: формирование мотивации учения, эмоциональное восприятие окружающей действительности.

2

Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, посмотрим на мир глазами нашего земляка, русского писателя, драматурга, поэта Александра Исаевича Солженицына. Он прожил долгую жизнь, в которой было все: голод и война, лишение свободы, ссылка, творческий кризис, изгнание из страны, тяжелая болезнь.

Подробнее о жизни и творчестве Александра Исаевича мы узнаем из подготовленного доклада.

Учащиеся внимательно слушают учителя; один из школьников седьмого класса зачитывает заранее подготовленный доклад, отвечает на вопросы учащихся.

Познавательные: извлекают нужную информацию.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации.

3

Постановка проблемы

Учитель: Многие писатели Владимирской области, такие как Владимир Алексеевич Солоухин, Сергей Константинович Никитин часто в своем творчестве используют пейзажные зарисовки. Александр Исаевич Солженицын не исключение. Он мастерски «рисует» пейзажи в своих произведениях, и часто они передают внутренний мир героя, а иногда и состояние «пострадавшей» от войны Родины. Сегодня перед нами будет стоять необычная задача: не только рассмотреть, как автор «рисует» природу, но и попробовать самим ее «дорисовать», а затем в виде устного сочинения-описания передать красоту полученной «картинки». Таким образом, на этом занятии мы рассмотрим «новый подход» к написанию сочинения-описания по картине. Сформулируйте, пожалуйста, цель и задачи урока.

Учащиеся слушают учителя, формируют цель и задачи урока.

Учащиеся: Цель нашего урока – познакомиться с творчеством автора, попробовать самим «дорисовать» образ пейзажа, используя различные изобразительно-выразительные средства,  а затем устно описать полученную «картину».

Для этого нам нужно будет выполнить следующие задачи:

- найти, с помощью каких языковых средств автор создает пейзаж;

- определить роль этого пейзажа;

- нарисовать пейзаж на листе, используя фантазию и дорисовывая недостающие, на наш взгляд, детали;

- описать полученный рисунок.

Познавательные: формулируют учебную цель и задачи.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Коммуникативные: совершенствуют навыки устной речи.

4

Открытие нового знания

Учитель: Сегодня мы с вами узнаем, как же написать сочинение по «картине» художественного произведения. И сейчас каждая из групп получит дидактический материал с «изображением пейзажа» для дальнейшей работы. Найдите в ваших текстах художественные приемы, которые использует автор.

Как вы думаете, какую роль играет ваш пейзаж?

Учитель: Попробуйте изобразить данные пейзажные зарисовке на чистых листах формата А4, которые лежат перед вами.

Каждая группа ищет художественные приемы, озвучивает их и приводит примеры.

1 группа: эпитеты («теплое»), метафоры («лежит бархатом»).

2 группа: эпитеты («бронзовыми», «милая», «смоляная», «густо-кирпичного», «теплым», «загадочный»), метафоры («шапковидные кроны», «жестокость жизни»), олицетворения («светом, играющим», «недвижимая вода»), сравнения («абрикосовый плод лежал как сгущенное солнце»).

3 группа: олицетворение («недвижимая вода»), метафоры («лава из горбыля»), диалектизмы, устаревшие слова и просторечия («залядел», «резучей», «застоялая»).

Учащиеся рисуют на чистых листах картинки.

Учащиеся размышляют о значении пейзажа в художественном тексте (с помощью учителя формулируют роль).

1 группа: роль пейзажа – передача чувств главной героини.

2 группа: роль пейзажа - показать уединение, отстраненность от событий, происходящих в стране.

3 группа: роль пейзажа – показать тяжелое состояние страны в годы войны.

Познавательные: читают полученные тексты, извлекают необходимую информацию.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные: развивают навыки устной речи, задают вопросы для получения необходимой информации.

5

Закрепление знания и первичный контроль

Учитель: А теперь из каждой группы я попрошу выйти чтеца, которого вы выбрали. Его задача – описать картину по плану, которым вы пользуетесь на уроках русского языка.

(План на экране)

Учитель: Попрошу критиков из каждой группы высказать свое мнение по картинам из групп соперников.

Учащиеся описывают нарисованные картины по заданному плану;

Критики высказывают свое мнение по каждой картине.

Коммуникативные: развитие монологической речи.

Регулятивные: преобразуют практическую задачу в познавательную.

6

Рефлексия

Учитель: Что нового вы узнали на этом занятии? Вам было интересно? Интереснее ли так будет написать сочинение?

У вас на столах лежат листочки в виде «ласточек». Подпишите их. На левом крыле напишите, что вам понравилось на этом занятии. На правом крыле – что не понравилось. А теперь давайте прикрепим ваших «ласточек» на доску.

Спасибо всем, кто сегодня активно участвовал! Наше занятие окончено.

Учащиеся отвечают на вопросы, затем выполняют просьбу учителя; благодарят за подготовленное мероприятие.

Регулятивные: формируют умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; самоконтроль и самооценка.

Прогнозируемый результат

В ходе внеклассного мероприятия учащиеся включаются в творческую деятельность, после чего возвращаются к основной теме – сочинению-описанию. Практическая работа оформлена в виде рисунков. Такой тип работы позволяет сменить сферу деятельности и удержать интерес к теме как можно дольше.

        Данное мероприятие направлено, в первую очередь, на всестороннее развитие личности: учащиеся проявляют себя и как слушатели, и как ораторы, и как литературные критики, и как художники.

        В ходе данного внеклассного занятия у учащихся 6-7-х классов развиваются все виды УУД: познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные. Таким образом, учащиеся учатся:

- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- работать с информацией, овладевать операциями мышления;

- соответствовать ролям и функциям;

- слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения.

        В ходе занятия школьники также приобретают различные умения и знания:

- знания в области истории, литературы и русского языка;

- формируют ценностное отношение к миру, негативное отношение к войне и проявлениям агрессии;

- приобретают опыт самоорганизации и организации совместных дел с другими учащимися;

- приобретают умение принимать чужую точку зрения.

Дидактический материал к внеклассному мероприятию

Для 1 группы (учащиеся 6 класса):

Тихое, тёплое было утро. Выгоняли скот. Щёлкнет бич пастуха, а ещё не прогрохочет бричка, нигде не взнимется дорожная пыль, так и лежит бархатом под ногами. (Напомнило ей то утро, как она шла когда-то в монастырь.)

Она сама не знала: куда ж она идёт и зачем? Только — не могла остаться.

(по рассказу А.И. Солженицына «Настенька»)

Для 2 группы (учащиеся 7 класса):

Ветра не было. Шапковидные кроны сосен — наверху, наверху, над изгибисто вытянутыми бронзовыми стволами, и даже каждая иглинка на тех ветках была неподвижна. И всё так же — шума ниоткуда.

Милая смоляная тишина, покой насыщали эту полную отъединённость от мира.

Попивали свежий чай густо-кирпичного цвета из стаканов в изрезных подстаканниках. А разговор, естественно, зашёл на темы литературные.

<…>

На этой веранде, за этим столом, под тихим тёплым светом, играющим в цветах варений, — вполне выглядело так, что это всё установилось на века. А отстающая общая жизнь будет к тому подтягиваться, под него шлифоваться. Сюда — не властна была протянуться никакая жестокость жизни, никакие стуки-грюки Пятилетки, впрочем уже и законченной в 4 года и 3 месяца.

<…>

Да ведь в хрустальной вазе и каждый абрикосовый плод лежал как сгущённое солнце. У вишнёвого варенья был тоже свой загадочный цвет, неуловимо отличный от тёмнобордового, — а не то, не сравнить с абрикосовым.

(По рассказу А.И. Солженицына «Абрикосовое варенье»)

Для 3 группы (учащиеся 7 класса):

А внизу - вон, пруд, отметливое место.

Спустились к пруду.

Берег залядел резучей, широколистой травой.

 И - чья-то исхудалая лошадь одиноко бродит, без уздечки, как вовсе  без хозяина. И кажется: печальная.

 Отдельно стоит решетчатый скелет из жердей - под шалаш? И покосился.

 Застоялая, как годами недвижимая вода. От соседней яркой майской зелени она кажется синей себя. На воде  -  бездвижная  хворостяная  ветка,  присыпь листьев - значит, прошлогодних? таких новых еще нет. Никто тут не купается.

Через ручей - лава из горбыля. И торчат  четыре-пять  копыльев,  руками перехватываться.

А вот - ландыши. Никому не нужные, не замечаемые.

(по рассказу А.И. Солженицына «Желябугские выселки»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по картине И.И. Фирсова "Юный живописец"

Представлена презентация и вспомогательный материал  к уроку  "Сочинение по картине И.И. Фирсова "Юный живописец". Презентация знакомит с биографией писателя, планом сочинения, историей напи...

Презентация к уроку "Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели" с использованием ИКТ (5 класс)

Данная презентация является приложением к уроку"Подготовка к написанию сочинения по картине Саврасова "Грачи прилетели", конспект которого также дан в моём сайте....

Системный подход к написанию сочинения по картине.

Уроки развития речи, посвященные описанию картины – это и уроки ученического  творчества. Они развивают логическое, аналитическое и образное мышление, приобщают детей к искусству и в этом их огро...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация, сопровождаемая музыкой, к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...

презентация к уроку по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Пластова "Летом"

Конспект, презентация к уроку в 5 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине Пластова "Летом"...