Восклицательные предложения
план-конспект урока (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Восклицательные предложения.
Цели:
- Знать:
-что такое интонация и логическое ударение, каково их назначение;
-правило постановки знаков препинания в восклицательных предложениях.
- Уметь:
- отличать восклицательные предложения от других предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
-составлять схемы предложений.
- Воспитывать:
-культуру речи;
-стремление овладеть навыками выразительного чтения.
Ход урока.
- Организационный этап. Приветствие.
Учитель:
- Поздоровайтесь друг с другом весело, прикоснитесь ладошками несколько раз. (После приветствия) с таким настроением решайте все задачи урока.
- Повторение пройденного материала. (Открываются тетради, записывается число)
1)Работа с эпиграфом (на доске)
«Надо вдумываться в речь, в слова».
А.П.Чехов.
Учитель:
-Вдумайтесь в эти слова и сделайте вывод:
-О чем говорит А.П.Чехов.
(После ответов учащихся)
-Подумайте, какое значение имеет приставка «в». Кстати, в слове какой части речи она находится?
-Мы выслушали всех отвечающих, отберите верные ответы и сделайте выводы о назначении приставки «в» в словах.
Вывод:
-обозначает направление внутрь;
-доведение действия до предела;
-углубление в какое-либо действие;
-Какой смысл несет в себе слово «вдуматься»?
Какие еще слова вы можете привести в качестве примера с таким же значением приставки?
( Слова проговариваются и записываются : Вслушаться , всмотреться…)
-А к какой орфограмме относится правописание приставки в глаголах?
-Представьте себе, что вы - учитель и вам нужно проэкзаменовать вашего соседа по теме «Глагол».
-Какие материал вы повторите с ним?
-К каждому правилу запишите по 3 примера с объяснением орфограммы.
2) Работа с сюжетными картинками.
( Раздаются по одной на парту или используются рисунки из упр.149)
(Работа в «парах» .)
Учитель: - Вспомните правописание безударных личных окончаний глаголов.
3)-Следующая задача : рассмотрите рисунки и «найдите» в них глаголы. Поставьте их в разных формах:
- Н.форма-улыбаться;3л., ед.ч.-улыбается; 3л.,мн.ч.-улыбаются; 2л.ед.ч.- улыбаешься
(Записывается 5-6 слов)
4)Взаимопроверка.
- Мотивация. Открытие новой темы.
(Вывешивается на доску ватман с записью: «Предложения по цели высказывания».
В центре расположены 3 пронумерованных круга ,4-ый находится за чертой. )
Учитель:
- Вспомните, какие бывают предложения по цели высказывания?
- Краткую информацию о них запишите в первых трех секторах. (Вызываются три ученика, по одному с каждого ряда, остальные учащиеся проверяют правильность ответа своего представителя).
- Почему четвертый сектор отстоит от первых трех? (Наверное, это тема нашего урока.)
-Да, это новая тема. Вам ее предстоит открыть урока, чтобы в конце урока заполнить и четвертый сектор. Будьте внимательны.
- Усвоение новых знаний.
Учитель:
–Послушайте рассказ о том, что случилось с Петей, учеником 6 класса.
Сегодня Петя по дороге в школу очень волновался. Ему показалось, что домашние часы подвели его и он опаздывает. Вдруг мальчик увидел своего друга Колю, который не спеша шел по направлению к школе. Петя подбежал к Коле.
-Как вы думаете, с какой целью он подбежал?
(С целью узнать точное время.)
-Если бы вы были на месте Пети, как бы вы в подобном случае обратились к своему другу?
( Который час? Мы не опаздываем? )
А что бы вы сказали на месте Пети ,если бы услышали от своего друга такой ответ : «До начала урока еще осталось целых 10 минут!»)?
( Как это замечательно ! Вот здорово ! )
-С каким чувством вы бы произнесли эти слова?
(С чувством радости.)
-Как называются такие предложения ? Почему?
(Восклицательное, потому что выражает чувство радости)
Физминутка .(Проводит физорг класса .Комплекс позитивных упражнений.)
- Первичная проверка понимания изученного материала (в форме таблицы).
(Материал лежит у каждого на столе).
1.Приведите из текста «По дороге в школу» пример любого вопросительного, повествовательного, побудительного предложения, если они есть. (Дети должны заметить ,что побудительного предложения нет»). 2. С какой целью были употреблены в тексте вопросительные предложения? Приведите пример. С какой интонацией вы произносите их ? 3. С какой целью были употреблены восклицательные предложения? Приведите пример. С какой интонацией вы произносите их? 4.С какой целью были употреблены повествовательные предложения и как их надо произносить ? 5.Что называется повествовательным, вопросительным и восклицательным предложением? |
- Закрепление полученных знаний.
1.Работа с материалом учебника с.73
Учитель:
-Подробнее о восклицательных предложениях вам поможет узнать стихотворение Н.Тетивкина «Восклицательный знак». Исследуйте текст и дополните наши выводы о восклицательных предложениях новыми.
2.Чтение басни И.А.Крылова «Ворона и лисица», подготовленной учениками (инсценировка).
-Какие интонации вы услышали в этом стихотворении и что они подчеркивают? (лесть)
Учитель:
-Это качество, естественно, характерно для человека. Положительное оно или отрицательное?Почему?
- Обобщение и систематизация материала.
1.Групповая работа.
(Класс разбивается на группы по 5 человек).
- Каждая группа получает задание (написано на листочках):
|
(На выполнение задания отводится 3-4 мин.Ответы выслушиваются и оцениваются.)
2.Устная работа по упр.152 (чтение материала под книжечкой со стрелкой с целью сделать вывод. ) Сначала выслушиваются ответы детей.
Учитель : Интонация предложения играет важную роль .С ее помощью любое предложение -без изменения слов ,порядка их следовании -можно преобразовать в другой вид.
VIII. Выявление усвоения знаний.
Учитель: Попробуйте это еще раз показать на материале упр.153 и заполнить схему.
Вывод по схеме.
повествовательное
побудительное
? вопросительное предложения
! повествовательное
побудительное
!? вопросительное
- Коррекция знаний и способов действий
1) Заполнение 4 сектора.
- Домашнее задание. § 30, упр. 154 (устно), 155 (письм.)
- Подведение итога урока. Оценивание.
- Рефлексия. Метод “Ресторан”
Учитель: - Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и директор просит вас ответить на несколько вопросов. (Записаны на листиках, можно оформить красиво):
- Я бы съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
(Ответы комментируются 2-3 учениками, остальные подаются учителю для изучения)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа:"Роль восклицательных предложений в рассказе Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"
В рамках ежегодной школьной конференции "Путь в неизведанное" учащимися 5 класса Кица Марией и Якубец Александрой под руководством Фоминой А.Г. была подготовлена лингвистическая исследовательская рабо...
Урок по теме "Восклицательные предложения"
Урок русского языка в 5 классе...
Урок "Восклицательные предложения"
Урок проводится в курсе русского языка в 5-м классе по учебнику «Русский язык» (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов – М. «Просвещение», 2011г.). Ур...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Восклицательные предложения"
Урок русского языка в 5 классе....
Презентация на тему "Exclamatory sentences", Восклицательные предложения.
Создавалась под раздел "Be polite!" УМК М.З. Бибоетовой" Enjoy English, 6 класс, Unit 7...
Урок русского языка по теме "Восклицательные предложения" 5 класс.
Разработка урока, презентация, карточки к уроку, жетон, дополнительный материал к уроку "Восклицательные предложения". Русский язык. 5 класс....
Урок русского языка : «Восклицательные предложения» 5 класс (ФГОС)
Урок русского языка...