Исследовательская работа:"Роль восклицательных предложений в рассказе Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"
творческая работа учащихся (5 класс) по теме

Фомина Анна Григорьевна

В рамках ежегодной школьной конференции "Путь в неизведанное" учащимися 5 класса Кица Марией и Якубец Александрой под руководством Фоминой А.Г. была подготовлена лингвистическая исследовательская работа по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави".  Целью работы было, узнать какими средствами выразительности автор характеризует главных героев. Выяснилось, что это восклицательные предложения. Учащиеся провели глубокое исследование: изучили грамматические типы восклицательных предложений, разделили все предложения по их стилистической окрашенности, определили как все предложения харктеризуют  героев рассказа. Эта работа заняла 1-е место в школьной конференции и 2-е место На "Ломоносовских чтениях" в 2010/11уч.году (гимназия 1530 г. Москва)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кица М, Якубец Ал.                                                                  ВЫСТУПЛЕНИЕ

Наша работа посвящена лингвистическому анализу рассказа Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Это рассказ о загадочной стране Индии, где обитают различные виды змей. Они угрожают жителям, забираясь в их дома. Редьярд Киплинг написал замечательный рассказ о маленьком  мангусте, который спас жизнь целой семье, уничтожив логово змей.

   Сам Киплинг родился в Индии, куда его родители приехали, чтобы поправить свое финансовые положение. Мальчик рос в спокойной любящей семье до 6 лет, а затем родители отправили его на воспитание в Англию, в пансион. Это были самые ужасные годы его жизни. После окончания пансиона он продолжил свое образование в мужской школе, где была полувоенная дисциплина. Самым известными его произведениями являются «Книга Джунглей» и «Отважные капитаны». В 1907 году он получил Нобелевскую премию за свой вклад в литературу.

  Нас этот рассказ заинтересовал с лингвистической точки зрения. Мы решили изучить роль восклицательных предложений: какие чувства и эмоции выражают восклицательные предложения в данном рассказе.

   Изучив теоретическую часть, мы выяснили, что восклицательными называются предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией и после которых стоит восклицательный знак. Любое предложение может стать восклицательным, если мысль сопровождается сильным чувством и интонацией. Восклицательные предложения могут быть утвердительными, например: “I must go and see Darzee!”; вопросительными, например”Why should I look after him?!” и отрицательными, например: “I’m not late!”

В рассказе Р.Киплинга мы нашли 34 восклицательных предложения. Анализируя эти предложения, мы составили 2 таблицы:

  1. Структура восклицательных предложений (таблица №1)
  2. Эмоциональная окрашенность восклицательных предложений (таблица №2

   По своей структуре восклицательные предложения могут быть:

  1. Простые – сложные, напримеp: “Oh, my wing is broken!”- “Rikki-Tikki, Nagaina is in the house and she is going to kill the white people!”
  2. Oдносоставные -  двусоставные , например:Llisten to me!”(только сказуемое)-“ I am death!”(подлежащее и сказуемое)
  3. Нечленимые , например: «Oh,dear!»

    Односоставные восклицательные предложения можно разделить на несколько групп. К ним мы можем отнести:

                                                                           

ГРУППА 1 (специальная)          

ГРУППА 2 (утверждение)  

ГРУППА 3 (отрицание)

ГРУППА 4 (вежливая форма)   

ГРУППА 5 (побуждение)                  

What a cold day!                                                                        How slowly they run!

Read! Translate!

Don’t open the door!

Come here, please!

                                                                                 Let her speak!                                                                              Let me come in!                                                                              Let’s sing a song!

 

   Первая группа отличается тем, что предложения начинаются со специальных слов WHAT и HOW. Вторая группа обязательно включает в себя глагол в повелительном наклонении. В третьей группе глагол в повелительном наклонении стоит в отрицательной форме. Четвертая группа – это глагол в повелительном наклонении с добавлением слов вежливого этикета. И последняя, пятая группа, это восклицательные предложения с побудительным глаголом LET. В зависимости от лица, к которому обращаются, меняются местоимения после глагола LET.

По эмоциональной окрашенности восклицательные предложения могу быть разделены на следующие категории, которые выражают:

  1. Восхищение
  2. Радость
  3. Удивление
  4. Предупреждение
  5. Побуждение к действию
  6. Просьба
  7. Приказ  
  8. Возмущение
  9. Обида
  10. Гнев
  11. Угроза и другие эмоции

Наиболее эмоционально окрашенными являются крайние позиции «вохищение -угроза». Нейтральную эмоциональную окраску имеют центральные позиции «предупреждение - приказ». Все остальные категории распределяются по степени увеличения положительной или отрицательной окрашенности эмоционального состояния.

  Таким образом,  34 восклицательных предложения из рассказа  “Rikki-Tikki-Tavi” распределились  следующим образом: анализ таблицы

  Восклицательные предложения со значением приказа и предупреждения встретились нам по 6 раз, выражение радости восхищения -7 раз (в сумме), угроза – 4 предложения. Остальные значения восклицательных предложений представлены

 одним или двумя примерами. На наш взгляд, предложения со значением угрозы, предупреждения и приказа подчеркивают опасность в рассказе, а предложения со значением восхищения и радости говорят о победе.

   Восклицательные предложения с положительным  эмоциональным значением принадлежат  птичке Дарзи, обитателям бунгало, и самому Рикки-Тикки-Тави.

Приказы и угрозы произносят Нагайна и Рикки-Тикки-Тави, Они возмущаются, гневаются и угрожают друг другу, т.к. они –враги, но количество враждебных предложений в рассказе не превышает количество позитивных предложений. Эти предложения выражают радость победы, восхищение победителем и вносят в рассказ яркую эмоциональную окраску.

ВЫВОДЫ:

1. Изучив теоретический материал, мы узнали, что восклицательные предложения бывают утвердительными, вопросительными и отрицательными.

  1. По структуре эти предложения могут быть простыми и сложными; односоставными и односоставными; а также нечленимыми

  1.  Восклицательные предложения выражают не только радость и ужас. Они выражают много разных эмоций : любовь, удивление, ненависть, обиду, гнев, просьба, сожаление и др.

  1. По эмоциональной окрашенности все восклицательные предложения разделились на 3 группы: позитивную, враждебную и нейтральную.  Количество позитивных предложений равно количеству враждебных предложений (10 : 9). Самой большой оказалась группа с нейтральной окрашенностью. Она включает в себя 15 предложений.

  1. В рассказе «Рикки-Тикки-Тави» восклицательные предложения играют важную роль. С их помощью автор характеризует главных героев. По приказам мангуста мы понимаем, что он очень решительный, бесстрашный и мужественный.  Восклицания птички Дарзи говорят о том, что она робкая и беспечная, но добрая. Для характеристики  кобры в автор использует реплики гнева, возмущения, угрозы. Этим репликами он описывает враждебный характер Нагайны, не прибегая к другим средствам.

  1. Восклицательные предложения являются важным средством художественной выразительности, помогая читателю понять характер героев произведения и их эмоциональное состояние в разных ситуациях, не прибегая к другим средствам выразительности.

                                                                             

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: « РОЛЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РАССКАЗЕ Р.КИПЛИНГА «РИККИ-ТИККИ-ТАВИ » Выполнили: КИЦА МАРИЯ ЯКУБЕЦ АЛЕКСАНДРА Ученицы 5 «А»класса ГОУ ЦО 953 СВАО Научный руководитель: ФОМИНА АННА ГРИГОРЬЕВНА

Слайд 2

ПРОБЛЕМА Какие эмоции выражают восклицательные предложения в рассказе Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» и как эти эмоции характеризуют главных героев?

Слайд 3

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить биографию Киплинга, прочитать рассказ «Рики-Тики-Тави» на английском языке. Систематизировать восклицательные предложения по их принадлежности к определённому типу эмоций.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить типы восклицательных предложений. Найти в рассказе восклицательные предложения. Определить какой тип эмоций они выражают. Определить какой тип эмоций преобладает в рассказе.

Слайд 5

ГИПОТЕЗА Возможно, что восклицательные предложения описывают только радость или ужас. Возможно, в рассказе преобладают враждебные эмоции

Слайд 6

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ произведения. Изучение теоретического материала. Сравнительно-сопоставительный анализ.

Слайд 8

БИОГРАФИЯ РЕДЬЯРДА КИПЛИНГА 1865 – родился в Индии Отец – декоратор и скульптор Мать – домохозяйка 1871 - воспитание в пансионе Продолжил образование в мужской школе в течение 5 лет Создал: детские рассказы о животных; «Книгу джунглей» Стихи и поэмы Стал Нобелевским лауреатом в 1907 году

Слайд 9

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖНИЯ это эмоционально насыщенные предложения, которые произносятся с особой интонацией восклицания и после которых стоит восклицательный знак.

Слайд 10

Типы предложений “ I must go and see Darzee !”- утвердительное ” Why should I look after him ?!” – вопросительное “ I ’ m not late !” - отрицательное

Слайд 11

СТРУКТУРА ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (таблица №1) Простые (13) - “Oh, my wing is broken!” Сложные (3) – “Oh, foolish people, who killed my Nag! Двусоставные (15) – “Just think, he saved our lives!” O дносоставные (13) – ”Listen to me!” Нечленимые (5) - Oh, dear! Hush!

Слайд 12

Односоставные предложения ГРУППА1 ( специальная ) ----- ГРУППА 2 ( утверждение ) ----- ГРУППА 3 ( отрицание ) ----- ГРУППА 4 ( вежливая форма) ------ ГРУППА 5 ( побуждение ) ----- What a cold day! How slowly they run! Read! Translate! Don’t open the door! Come here, please! Let her speak! Let me come in! Let’s sing a song! 0 6 2 0 3

Слайд 13

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (таблица №2) Восхищение Радость Удивление Побуждение к действию Предупреждение Просьба Приказ Возмущение Обида Гнев Угроза Страх, ужас 3 - Darzee 4 - Rikki-Tikki, Darzee 3 - white people 2 - Darzee 6 - Darzee, Nagaina, 1 - Nagaina 6 - Rikki-Tikki 2 - Nagaina 1 - Rikki-Tikki 1 - Nagaina 4 - Rikki-Tikki, Nagaina 1 - Chuchundra

Слайд 14

выводы Восклицательные предложения бывают утвердительными, вопросительными и отрицательными. По структуре эти предложения могут быть простыми и сложными; односоставными и двусоставными; а также нечленимыми Восклицательные предложения выражают не только радость и ужас. Они выражают много разных эмоций : любовь, удивление, ненависть, обиду, гнев, просьба, сожаление и др. По эмоциональной окрашенности все восклицательные предложения разделились на 3 группы: позитивную, враждебную и нейтральную. Количество позитивных предложений равно количеству враждебных предложений (10 : 9). Самой большой оказалась группа с нейтральной окрашенностью. Она включает в себя 15 предложений. Восклицательные предложения являются важным средством художественной выразительности, помогая читателю понять характер героев произведения и их эмоциональное состояние в разных ситуациях.

Слайд 15

С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА РОЛЬ ЗООНИМОВ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОР-КАХ РУССКОГО, БАШКИРСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ

ВВЕДЕНИЕ            В XXI веке современная лингвистическая наука все большее внимание уделяет сопоставительному изучению языков....

Исследовательская работа " Роль слюны в формировании и поддержании кариесзистентности зубной эмали"

МБОУ  Салганская СОШ       Исследовательская работа  Тема: «Роль слюны в формировании и поддержании кариесрезистентности зубной эмали»...

Исследовательская работа " Роль слюны в формировании и поддержании кариесзистентности зубной эмали"

I.ВведениеI.1 Обоснование выбора.Кариес зубов – самое распространенное заболевание в мире, в развитых странах он встречается у 90-95 процентов населения. К тому же, в последнее время отмечаются ...

Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»

Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у д...