Исследовательская работа:"Роль восклицательных предложений в рассказе Р.Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"
творческая работа учащихся (5 класс) по теме
В рамках ежегодной школьной конференции "Путь в неизведанное" учащимися 5 класса Кица Марией и Якубец Александрой под руководством Фоминой А.Г. была подготовлена лингвистическая исследовательская работа по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави". Целью работы было, узнать какими средствами выразительности автор характеризует главных героев. Выяснилось, что это восклицательные предложения. Учащиеся провели глубокое исследование: изучили грамматические типы восклицательных предложений, разделили все предложения по их стилистической окрашенности, определили как все предложения харктеризуют героев рассказа. Эта работа заняла 1-е место в школьной конференции и 2-е место На "Ломоносовских чтениях" в 2010/11уч.году (гимназия 1530 г. Москва)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кица М, Якубец Ал. ВЫСТУПЛЕНИЕ
Наша работа посвящена лингвистическому анализу рассказа Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». Это рассказ о загадочной стране Индии, где обитают различные виды змей. Они угрожают жителям, забираясь в их дома. Редьярд Киплинг написал замечательный рассказ о маленьком мангусте, который спас жизнь целой семье, уничтожив логово змей.
Сам Киплинг родился в Индии, куда его родители приехали, чтобы поправить свое финансовые положение. Мальчик рос в спокойной любящей семье до 6 лет, а затем родители отправили его на воспитание в Англию, в пансион. Это были самые ужасные годы его жизни. После окончания пансиона он продолжил свое образование в мужской школе, где была полувоенная дисциплина. Самым известными его произведениями являются «Книга Джунглей» и «Отважные капитаны». В 1907 году он получил Нобелевскую премию за свой вклад в литературу.
Нас этот рассказ заинтересовал с лингвистической точки зрения. Мы решили изучить роль восклицательных предложений: какие чувства и эмоции выражают восклицательные предложения в данном рассказе.
Изучив теоретическую часть, мы выяснили, что восклицательными называются предложения, которые произносятся с восклицательной интонацией и после которых стоит восклицательный знак. Любое предложение может стать восклицательным, если мысль сопровождается сильным чувством и интонацией. Восклицательные предложения могут быть утвердительными, например: “I must go and see Darzee!”; вопросительными, например”Why should I look after him?!” и отрицательными, например: “I’m not late!”
В рассказе Р.Киплинга мы нашли 34 восклицательных предложения. Анализируя эти предложения, мы составили 2 таблицы:
- Структура восклицательных предложений (таблица №1)
- Эмоциональная окрашенность восклицательных предложений (таблица №2
По своей структуре восклицательные предложения могут быть:
- Простые – сложные, напримеp: “Oh, my wing is broken!”- “Rikki-Tikki, Nagaina is in the house and she is going to kill the white people!”
- Oдносоставные - двусоставные , например:Llisten to me!”(только сказуемое)-“ I am death!”(подлежащее и сказуемое)
- Нечленимые , например: «Oh,dear!»
Односоставные восклицательные предложения можно разделить на несколько групп. К ним мы можем отнести:
ГРУППА 1 (специальная) ГРУППА 2 (утверждение) ГРУППА 3 (отрицание) ГРУППА 4 (вежливая форма) ГРУППА 5 (побуждение) | What a cold day! How slowly they run! Read! Translate! Don’t open the door! Come here, please! Let her speak! Let me come in! Let’s sing a song! |
Первая группа отличается тем, что предложения начинаются со специальных слов WHAT и HOW. Вторая группа обязательно включает в себя глагол в повелительном наклонении. В третьей группе глагол в повелительном наклонении стоит в отрицательной форме. Четвертая группа – это глагол в повелительном наклонении с добавлением слов вежливого этикета. И последняя, пятая группа, это восклицательные предложения с побудительным глаголом LET. В зависимости от лица, к которому обращаются, меняются местоимения после глагола LET.
По эмоциональной окрашенности восклицательные предложения могу быть разделены на следующие категории, которые выражают:
- Восхищение
- Радость
- Удивление
- Предупреждение
- Побуждение к действию
- Просьба
- Приказ
- Возмущение
- Обида
- Гнев
- Угроза и другие эмоции
Наиболее эмоционально окрашенными являются крайние позиции «вохищение -угроза». Нейтральную эмоциональную окраску имеют центральные позиции «предупреждение - приказ». Все остальные категории распределяются по степени увеличения положительной или отрицательной окрашенности эмоционального состояния.
Таким образом, 34 восклицательных предложения из рассказа “Rikki-Tikki-Tavi” распределились следующим образом: анализ таблицы
Восклицательные предложения со значением приказа и предупреждения встретились нам по 6 раз, выражение радости восхищения -7 раз (в сумме), угроза – 4 предложения. Остальные значения восклицательных предложений представлены
одним или двумя примерами. На наш взгляд, предложения со значением угрозы, предупреждения и приказа подчеркивают опасность в рассказе, а предложения со значением восхищения и радости говорят о победе.
Восклицательные предложения с положительным эмоциональным значением принадлежат птичке Дарзи, обитателям бунгало, и самому Рикки-Тикки-Тави.
Приказы и угрозы произносят Нагайна и Рикки-Тикки-Тави, Они возмущаются, гневаются и угрожают друг другу, т.к. они –враги, но количество враждебных предложений в рассказе не превышает количество позитивных предложений. Эти предложения выражают радость победы, восхищение победителем и вносят в рассказ яркую эмоциональную окраску.
ВЫВОДЫ:
1. Изучив теоретический материал, мы узнали, что восклицательные предложения бывают утвердительными, вопросительными и отрицательными.
- По структуре эти предложения могут быть простыми и сложными; односоставными и односоставными; а также нечленимыми
- Восклицательные предложения выражают не только радость и ужас. Они выражают много разных эмоций : любовь, удивление, ненависть, обиду, гнев, просьба, сожаление и др.
- По эмоциональной окрашенности все восклицательные предложения разделились на 3 группы: позитивную, враждебную и нейтральную. Количество позитивных предложений равно количеству враждебных предложений (10 : 9). Самой большой оказалась группа с нейтральной окрашенностью. Она включает в себя 15 предложений.
- В рассказе «Рикки-Тикки-Тави» восклицательные предложения играют важную роль. С их помощью автор характеризует главных героев. По приказам мангуста мы понимаем, что он очень решительный, бесстрашный и мужественный. Восклицания птички Дарзи говорят о том, что она робкая и беспечная, но добрая. Для характеристики кобры в автор использует реплики гнева, возмущения, угрозы. Этим репликами он описывает враждебный характер Нагайны, не прибегая к другим средствам.
- Восклицательные предложения являются важным средством художественной выразительности, помогая читателю понять характер героев произведения и их эмоциональное состояние в разных ситуациях, не прибегая к другим средствам выразительности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОБЛЕМА Какие эмоции выражают восклицательные предложения в рассказе Р.Киплинга «Рикки-Тикки-Тави» и как эти эмоции характеризуют главных героев?
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить биографию Киплинга, прочитать рассказ «Рики-Тики-Тави» на английском языке. Систематизировать восклицательные предложения по их принадлежности к определённому типу эмоций.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучить типы восклицательных предложений. Найти в рассказе восклицательные предложения. Определить какой тип эмоций они выражают. Определить какой тип эмоций преобладает в рассказе.
ГИПОТЕЗА Возможно, что восклицательные предложения описывают только радость или ужас. Возможно, в рассказе преобладают враждебные эмоции
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Анализ произведения. Изучение теоретического материала. Сравнительно-сопоставительный анализ.
БИОГРАФИЯ РЕДЬЯРДА КИПЛИНГА 1865 – родился в Индии Отец – декоратор и скульптор Мать – домохозяйка 1871 - воспитание в пансионе Продолжил образование в мужской школе в течение 5 лет Создал: детские рассказы о животных; «Книгу джунглей» Стихи и поэмы Стал Нобелевским лауреатом в 1907 году
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖНИЯ это эмоционально насыщенные предложения, которые произносятся с особой интонацией восклицания и после которых стоит восклицательный знак.
Типы предложений “ I must go and see Darzee !”- утвердительное ” Why should I look after him ?!” – вопросительное “ I ’ m not late !” - отрицательное
СТРУКТУРА ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (таблица №1) Простые (13) - “Oh, my wing is broken!” Сложные (3) – “Oh, foolish people, who killed my Nag! Двусоставные (15) – “Just think, he saved our lives!” O дносоставные (13) – ”Listen to me!” Нечленимые (5) - Oh, dear! Hush!
Односоставные предложения ГРУППА1 ( специальная ) ----- ГРУППА 2 ( утверждение ) ----- ГРУППА 3 ( отрицание ) ----- ГРУППА 4 ( вежливая форма) ------ ГРУППА 5 ( побуждение ) ----- What a cold day! How slowly they run! Read! Translate! Don’t open the door! Come here, please! Let her speak! Let me come in! Let’s sing a song! 0 6 2 0 3
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ (таблица №2) Восхищение Радость Удивление Побуждение к действию Предупреждение Просьба Приказ Возмущение Обида Гнев Угроза Страх, ужас 3 - Darzee 4 - Rikki-Tikki, Darzee 3 - white people 2 - Darzee 6 - Darzee, Nagaina, 1 - Nagaina 6 - Rikki-Tikki 2 - Nagaina 1 - Rikki-Tikki 1 - Nagaina 4 - Rikki-Tikki, Nagaina 1 - Chuchundra
выводы Восклицательные предложения бывают утвердительными, вопросительными и отрицательными. По структуре эти предложения могут быть простыми и сложными; односоставными и двусоставными; а также нечленимыми Восклицательные предложения выражают не только радость и ужас. Они выражают много разных эмоций : любовь, удивление, ненависть, обиду, гнев, просьба, сожаление и др. По эмоциональной окрашенности все восклицательные предложения разделились на 3 группы: позитивную, враждебную и нейтральную. Количество позитивных предложений равно количеству враждебных предложений (10 : 9). Самой большой оказалась группа с нейтральной окрашенностью. Она включает в себя 15 предложений. Восклицательные предложения являются важным средством художественной выразительности, помогая читателю понять характер героев произведения и их эмоциональное состояние в разных ситуациях.
С П А С И Б О ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"
В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и развития традиций русских классиков в творчестве В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА РОЛЬ ЗООНИМОВ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОР-КАХ РУССКОГО, БАШКИРСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ
ВВЕДЕНИЕ В XXI веке современная лингвистическая наука все большее внимание уделяет сопоставительному изучению языков....
Исследовательская работа " Роль слюны в формировании и поддержании кариесзистентности зубной эмали"
МБОУ Салганская СОШ Исследовательская работа Тема: «Роль слюны в формировании и поддержании кариесрезистентности зубной эмали»...
Исследовательская работа " Роль слюны в формировании и поддержании кариесзистентности зубной эмали"
I.ВведениеI.1 Обоснование выбора.Кариес зубов – самое распространенное заболевание в мире, в развитых странах он встречается у 90-95 процентов населения. К тому же, в последнее время отмечаются ...
Исследовательская работа "Роль символов в философской сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Исследовательская работа...
Презентация к исследовательской работе "Роль символов в философской сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Презентация для защиты...
Исследовательская работа «Роль диагностики в работе педагога –психолога»
Профилактика и просвещение является основой деятельности любого педагога-психолога. Она осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у д...