Урок "Восклицательные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проводится в курсе русского языка в 5-м классе по учебнику «Русский язык» (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов – М. «Просвещение», 2011г.). Урок «Восклицательные предложения» относится к разделу «Синтаксис и пунктуация» и проводится после темы «Виды предложений по цели высказывания». Это урок объяснения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosklicatelnye_predlozheniya.zip | 981.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
КГБС(К)ОУ «Озёрская С(К)О школа-интернат II вида»
Проект урока по теме:
«Восклицательные предложения»
5 класс
Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.
Технология: коррекционно-развивающее обучение с применением ИКТ
Номинация: коррекционное обучение
Выполнила: учитель русского языка и литературы Фефелова Лариса Анатольевна
с.Озёрки. 2012г.
Урок проводится в курсе русского языка в 5-м классе по учебнику «Русский язык» (учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов – М. «Просвещение», 2011г.). Урок «Восклицательные предложения» относится к разделу «Синтаксис и пунктуация» и проводится после темы «Виды предложений по цели высказывания». Это урок объяснения нового материала. На данную тему в школе слабослышащих отводится 1 час. Объяснение нового материала осуществляется с помощью компьютерной программы «Misrosoft Power Point». Использование презентации на уроке позволяет в значительной мере оптимизировать подачу учебного материала на уроке, сделать его более наглядным, понятным для слабослышащих учащихся, ведущим у которых является зрительный анализатор.
Урок включает в себя несколько этапов: оргмомент, фонетическая зарядка, задание на повторение, физкультпауза, объяснение нового материала, закрепление, рефлексия и подведение итогов. На каждом этапе урока используемые виды работ направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитие высших психических функций, развитие речи учащихся, здоровьесбережение.
Оргмомент создаёт положительный эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Цель этого этапа – организовать учащихся перед началом урока, сконцентрировать их внимание, дать положительный эмоциональный настрой на предстоящий урок. Результат данного этапа – включение слухового анализатора, положительный настрой, концентрация внимания.
Целью фонетической зарядки является автоматизация дежурных звуков, развитие слухового восприятия. В ходе неё учащиеся выполняют грамматические задания, связанные с предыдущей темой урока, развивают логическое мышление, определяя тип предложения по цели высказывания; устанавливают межпредметные связи и развивают память, вспоминая, из какого художественного произведения взяты предложения. Использование ИКТ повышает мотивацию к учению.
В ходе повторения выявляется усвоение учащимися предыдущей темы и сформированность практических навыков навыков определения вида предложения по цели высказывания. Самопроверка с использованием ИКТ позволяет развивать у учащихся умение адекватной оценки своих знаний.
Физкультпауза направлена на сохранение режима здоровьесбережения, сплочение классного коллектива во время совместной деятельности и осуществление перехода к новой теме урока.
При изучении новой темы также используется презентация, что способствует лучшему усвоению темы, так как происходит усвоение нового материала с помощью и слухового, и зрительного анализатора.
Каждый урок в школе для слабослышащих должен способствовать развитию монологической и диалогической речи, поэтому в течение всего занятия учащиеся отвечали на вопросы, а закрепление нового материала – совершенствование диалога и составления монологического высказывания – также имело целью развитие связной речи. Задание дифференцировано по степени сложности для учащихся с разным уровнем подготовки.
Рефлексивный момент позволяет учащимся увидеть достижение ими целей урока, создание ситуации успеха поддерживает положительный эмоциональный настрой учащихся.
Домашнее задание также дифференцировано по степени подготовленности учащихся, что позволяет реализовать себя как сильным, так и более слабым учащимся.
Тема: Восклицательные предложения.
Цель: познакомить учащихся с восклицательными предложениями.
Задачи:
- создать условия для формирования представления о назначении и употреблении восклицательных предложений
- способствовать развитию ВПФ (памяти, логического мышления)
- продолжить работу над развитием связной монологической и диалогической речи, коррекции речи учащихся
- способствовать воспитанию положительной мотивации к изучению языка посредством использования ИКТ.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат |
I. Оргмомент. Цель: организовать учащихся перед началом урока, настроить их на качественную работу на уроке, создать положительный эмоциональный настрой. | Приветствует детей, проверяет работу звукоусиливающей аппаратуры (вопросы за экраном каждому учащемуся об уроке, о готовности к уроку), даёт положительный настрой и нацеливает ребят на предстоящую работу. - Добрый день! - Как меня слышит …? - …, спроси у …, как он меня слышит? - Какое у тебя настроение ….? - Я желаю вам хорошо поработать на уроке, чтобы в конце урока настроение у всех было отличное. На уроке вам придётся выполнять устные задания, работать над интонацией. Для этого нужно хорошо владеть своим голосом. Поэтому в начале урока выполним дыхательное упражнение «Горка». (см. приложение №1) | Приветствуют учителя, настраивают аппаратуру, отвечают на вопросы, настраиваются на предстоящую работу. Выполняют дыхательное упражнение. | Концентрация внимания, включение в работу слухового анализатора, положительный эмоциональный настрой на совместную работу. Развитие умения владеть голосом (повышение, понижение громкости на вдохе и выдохе). |
II. Фонетическая зарядка. [щ-ш] Цель: автоматизация дежурных звуков, развитие слухового восприятия учащихся, развитие логического мышления. | Слайд №1: - Послушайте и прочитайте предложения. - Из какого они произведения? - Назвать предложения по цели высказывания. Подводит итог фонетической зарядки, оценивание учащихся. | Называют дежурные звуки, следят за правильным произношением звуков, стараются соблюсти предъявляемые к речи требования по мере индивидуальных особенностей речевого развития, выполняют задание учителя. | Автоматизация дежурных звуков, самоконтроль за произношением, развитие слухового восприятия, логического мышления при выполнении задания. |
III. Повторение. Цель: выявить уровень усвоения учащимися темы «Виды предложений по цели высказывания», практических навыков определения предложения по цели высказывания. | Слайд №2: - Распределите предложения по цели высказывания в таблицу. (см. приложение №2) Сильному ученику дополнительное задание – придумать предложения по цели высказывания. Слайд №3: Самопроверка. | Учащиеся выполняют задание. Учащиеся проверяют себя по таблице, оценивают результаты своей деятельности. | Закрепление ЗУНов по изученной теме, при самопроверке происходит смена анализатора, развитие адекватной самооценки. |
IV. Физкультпауза. Цель: снятие усталости, мыслительного напряжения. | Учитель объясняет учащимся их действия: - Соберите по классу цветные карточки, все вместе сложите из них на доске словосочетание. - Прочтите ваше словосочетание. Это наша новая тема урока. | Собирают карточки, составляют из них словосочетание «Восклицательные предложения» (см. приложение №3). | Соблюдение режима здоровьесбережения, акцентирование успеха при дружной совместной работе, переход к новой теме. |
V. Объяснение нового материала. Цель: создать условия для формирования представления о назначении и употреблении восклицательных предложений. | Учитель предлагает открыть тетради, записать число и тему урока. Исходя из темы, ученики совместно с учителем выводят цели урока. Объяснение нового материала происходит с помощью презентации. Слайд №4: Работа с термином. - Что значит слово «восклицательный»? Подберите синонимы. Как корень слова помогает понять его значение? Слайд №5: - Прочтите стихотворение. Какие чувства могут выражать восклицательные предложения? Слайды №6,7 - Какое чувство выражено с помощью этих предложений? - Какое чувство здесь выражено? Слайд №8: - Прочтите выразительно. Откуда эти строки? Что выражают эти восклицательные предложения? Слайд №9: - Прочесть предложения с правильной интонацией, определить вид предложения по цели высказывания и по интонации. | Учащиеся открывают тетради, записывают число и тему урока, обговаривают цели урока. Подбирают синонимы, делают вывод о значении слова. Восклицательный, т.е. произносится громко и выражает какие-то чувства. Учащиеся читают стихотворение, отвечают на вопрос. Учащиеся отвечают на вопросы. Читают выразительно, определяют принадлежность отрывка к басне, отвечают на вопрос. Выполняют задание. | Развитие монологической речи учащихся, логического мышления. Расширение словарного запаса. Погружение в учебный материал. Понимание назначения восклицательных предложений. Погружение в учебный материал, развитие мыщления. Совершенствование навыков выразительного чтения, установление межпредметных связей, развитие связной речи. Развитие словесно-логического мышления. |
VI. Закрепление. Цель: способствовать формированию навыков употребления восклицательных предложений в диалогической и монологической речи. | - Ребята, какое сейчас время года? Осень очень красива. Яркие краски, листопад… Она дарит нам радость и положительные эмоции. Посмотрите, как она красива! Слайд №10: Задание: - Составить монолог (3-4 предложения) на тему «Осень» (для сильного ученика) или дополнить диалог об осени (со справочными материалами и без них для учащихся с разным уровнем подготовки). См. приложение №4. | Учащиеся выполняют задание, зачитывают полученные диалоги и монологи. | Выявление сформированности практических навыков, развитие самостоятельности, совершенствование навыков связной речи, мышления, создание положительного эмоционального настроя. |
VII. Итог урока. Рефлексия. Цель: способствовать развитию адекватной самооценки, созданию ситуации успеха. | - Выполнили мы цели урока? Что узнали нового? Что было трудно? Подведение итогов. Оценивание. Домашнее задание дифференцировано по уровню сложности: сильному ученику – составить монолог о книгах, более слабым учащимся – выбрать 3-4 восклицательных предложения из сказки «Царевна-лягушка». | Сообщают учителю, были ли, по их мнению, достигнуты цели урока. Указывают наиболее сложные для них моменты урока, получают оценки за урок, записывают домашнее задание. | Создание ситуации успеха при подведении итогов урока, осознание учащимися достижения поставленных целей, развитие умения адекватно оценить свои знания. |
Приложения:
1. Дыхательное упражнение «Горка».
Просчитать до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая её.
Визуально получается горка с уступами-ступенями:
5 6
4 7
3 8
2 9
1 10
2. Задание для повторения. Таблица для учащихся:
Распределить предложения по цели высказывания
повествовательные предложения | побудительные предложения | вопросительные предложения |
Предложения :
- Кто пойдёт в поход?
- Петя, принеси, пожалуйста, учебник.
- Над рекою повис густой туман.
- Любишь ли ты осень?
- Не размахивайте руками во время разговора.
- К рассвету гроза утихла.
3. Задание для физпаузы:
Разрезать на карточки словосочетание «Восклицательные предложения».
4. Задание для закрепления:
1) дополните диалог на тему «Осень». Используйте восклицательные предложения:
- …, ты любишь осень?
- Да, …………………………..! Так красиво вокруг!
- А что тебе особенно нравится?
- Конечно, …………… …………! Идёшь по разноцветным ………….., как по
ковру! ……. – моё любимое время года!
Слова для справок: я очень люблю осень, листьям, осенний листопад, осень.
2) Придумать 3-4 восклицательных предложения на тему «Осень». Возможно использование вопросов:
1. Тебе нравится осень?
2. Какими стали деревья и кустарники?
3. Что напоминают тебе летящие с деревьев листья?
4. Какое настроение дарит тебе осень?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения.
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения"...
"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...
ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
Закрепление изученного материала...
Тест по теме "ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА...
Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"
Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией
Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...