Рабочая программа учебного курса внеурочной работы «Мордовские песни» в 5 классе
рабочая программа (5 класс)
Планирование внеурочной работы «Мордовские песни» в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_rabota_v_5_kl.docx | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО_______ | Утверждена руководителем образовательного учреждения |
/__________________/ «___»__________200__г.
«___»___________200__г.
Рабочая программа
учебного курса внеурочной работы
«Мордовские песни» в 5 «в» классе
Составитель: Горбунова Е.А.
2018 г.
Планируемые предметные результаты освоения
учебного курса внеурочной работы «Мордовские песни»
Изучая народное творчество, искусство народов населяющих нашу местность, историю района, творчество писателей, поэтов, композиторов Мордовии обучающийся становится сопричастным историческим событиям, которые происходили не где-то далеко, а на той земле, где они живут. А это вызывает интерес, способствует воспитанию патриотизма. Знакомясь с литературным, музыкальным, культурным наследием своего народа, обучающиеся могут узнать о традициях, культуре, народах, проживающих на территории мордовского края, что поможет правильно выбрать активную жизненную позицию. Приобщение к народному творчеству оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, т.е. формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мордовские песни» разработана для обучающихся 5 классов. Основным видом деятельности в предлагаемом курсе является изучение истоков народного творчества. За основу взяты народные обрядовые, трудовые, плясовые песни, обычаи и традиции народных праздников, а также изучение истории своего края.
Курс рассчитан на 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основная цель данного курса:
- приобщить учащихся к чтению краеведческой, искусствоведческой литературы;
- продолжить изучение родного края посредством привития интереса к народным традициям, фольклорным произведениям;
- развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего села и всего народа;
- воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
- развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.
Задачи данного курса:
- обеспечить усвоение знаний по краеведческой литературе, фольклорных произведений, народных традиций, народных промыслов, связанных с развитием истории мордовского края;
- формировать навыки работы с литературными источниками, историческими источниками, фольклорными и музыкальными произведениями.
Курс состоит из «Введения» и двух разделов, включающих теоретические знания (посещения музеев, художественных выставок и т.д.) и практические занятия по изучению народного творчества. Изучаемые произведения включает в себя фольклорные обрядовые песни Мордовии.
Ожидаемые результаты данных занятий.
Проведение данных занятий предполагает приобщить обучающихся к изучению родного края и развить интерес к народным традициям, фольклорным произведениям.
Результат данных занятий состоит в том, чтобы сделать «своими» для детей фольклорные произведения мордовского народа.
Данные занятия предполагают расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к фольклорному искусству как части окружающей его жизни. Этому способствует, прежде всего, исполнительская деятельность школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, простейших импровизаций.
Требования к уровню освоения содержания.
К окончанию данного курса обучающиеся должны знать:
- названия народных праздников;
- название христианских праздников;
- название разных жанровых видов мордовской народной песни;
- название инструментов народного оркестра;
- отличительные особенности мордовского национального костюма;
- различные виды народных промыслов Мордовии.
Обучающиеся должны уметь:
- находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров;
- исполнять простейшие движения народного танца;
- исполнять народные мелодии разного жанра;
- исполнять фольклорные произведения в ансамбле, оркестре.
Методические рекомендации.
Развивая на уроках различные формы приобщения школьников к народной музыке, всегда нужно помнить, что в основе любой из них лежит эмоциональное, активное восприятие музыки.
Занятия должны проводиться в различных формах. Это и теоретические занятия, и практические занятия, и уроки-праздники, уроки-концерты, уроки-экскурсии, уроки отработки навыков танца и т.д.
Все формы занятий должны быть направлены на их духовное развитие, воспитание чувства патриотизма, любви к традициям своего народа.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата | |||
всего | теорет | прак | планируем | фактичес | ||
| 1 | 1 | - | |||
1 | Введение. Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров. | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
2 | Знакомство с обрядовыми песнями. «Вай, луга» | |||||
3 | Разучивание песни «Роман Аксясь» | |||||
| 3 | 2 | 1 | |||
4 | Знакомство с эскизами национальных костюмов. | |||||
5 | Слушание ансамбля народных инструментов (видео). | |||||
6 | Мордовская матрешка. | |||||
| 2 | - | 2 | |||
7 | Колыбельная песня «Тю-тю,люлю,бай ». | |||||
8 | Разучивание «Лавсень моро». | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
9 | Разучивание плясовой «Луганяса келунясь». | |||||
10 | Праздники мордовского народа. | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
11 | Хороводная песня «Вай веле,веле». | |||||
12 | Хороводные песни. Закрепление. | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
13 | Рождественские песни, колядки. | |||||
14 | Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым. | |||||
8. Масленица – праздник русского и мордовского народа. | 2 | 1 | 1 | |||
15 | Народные традиции, игры, забавы. | |||||
16 | Разучивание песни «Мастя». | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
17 | Вербное воскресенье . | |||||
18 | Разучивание песни «Вербаня». | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
19 | Игрушки Подлесной Тавлы. | |||||
20 | Разучивание песни «Атякшке». | |||||
| 2 | - | 2 | |||
21 | Разучивание песен-закличек. | |||||
22 | Мордовская народная песня «Пиземне,тук-тук». | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
23 | Народные обычаи. Егорьев день. | |||||
24 | Игры, забавы, скоморохи. | |||||
| 2 | - | 2 | |||
25 | Стихи, песни, танцы. Инсценировки. | |||||
26 | Урок-концерт. | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
27 | Мордовские народные игры. | |||||
28 | Мордовская народная песня «Пиже лугаса»». | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
29 | Знакомство с мордовскими ансамблями. | |||||
30 | Фольклорные ансамбли Теньгушевского района. | |||||
| 2 | 2 | - | |||
31 | Знакомство со свадебными обрядами. | |||||
32 | Слушание обрядовых песен. | |||||
| 2 | 1 | 1 | |||
33 | Повторение пройденного материала. | |||||
34 | Урок-концерт «Мой край - Мордовия моя». | |||||
Итого: 34 | 34 | 16 | 18 |
Содержание программы
Вводное занятие. 1час.
Что такое фольклор? Виды фольклорных жанров: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, прибаутки, небылицы, потешки, считалки
Обрядовая песня, как один из видов народного творчества. 2 часа
Знакомство с обрядовыми песнями «Вай, луга». Слушание песен. Просмотр видеофильма.
Разучивание песни « Роман Аксясь». Сравнение мордовских обрядовых песен с песнями других народов.
Национальные костюмы разных народов. 3 часа
Знакомство с эскизами национальных костюмов. Мордовские игрушки. Матрешки Теньгушевского района. Мордовские узоры. Аппликация.Слушание ансамбля народных инструментов (видео).
Колыбельные песни. 2 часа
Колыбельная песня «Тю-тю,люлю,бай », «Лавсень моро». Просмотр презентации. Составление детьми колыбельных песенок. Мордовские куклы.
Пляски-заигрыши. 2 часа
Разучивание плясовой «Луганяса келунясь». Слушание плясовых среди народов шокша.. Праздники мордовского народа.
Хороводные песни. 2 часа
Разучивание хороводных песен «Вай веле,веле». Разучивание танцевальных движений. Закрепление.
Христово Рождество. 2 часа
Рождественские песни, колядки. Изготовление масок. Составление колядок.
Практическое занятие-поздравление своих близких с Рождеством Христовым.
Масленица – праздник русского и мордовского народа. 2 часа
Народные традиции, игры, забавы. Разучивание песни «Мастя». Рисунок. Проектная работа.
Праздники Православной церкви. 2 часа
Вербное воскресенье. Аппликация. Разучивание песни «Вербаня».
Народные промыслы Мордовии. 2 часа
Игрушки Подлесной Тавлы. Презентация «Мастера-умельцы».
Разучивание песни «Атякшке».
Песни-веснянки. 2 часа
Разучивание песен-закличек.
Мордовская народная песня «Пиземне ,тук-тук».
Егорьев день. 2 часа
Народные обычаи. Егорьев день. Игры, забавы, скоморохи. Экскурсия в природу.
День эрзянского языка. 2 часа
А.Рябов, А.Юртов (беседа). Стихи, песни, танцы. Инсценировки. Подготовка к фестивалю. Урок-концерт.
Мордовские народные игры. 2 часа
Мордовские народные игры. Мордовская народная песня «Пиже лугаса»». Экскурсия в природу.
Мордовские ансамбли. 2 часа
Знакомство с мордовскими ансамблями.
Фольклорные ансамбли Теньгушевского района. Экскурсия в районный ДК.
Мордовская свадьба. 2 часа
Знакомство со свадебными обрядами. Просмотр видеофильма.
Слушание обрядовых песен.
Повторение. 2 часа
Повторение пройденного материала.
Урок-концерт «Мой край - Мордовия моя».
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
курса «Мордовские песни»
4. А.Лузгин. Промыслы и мастеровые люди Мордовии. – Саранск, 2010.
5. Т.Прокина, М.Сурина. Мордовский народный костюм. – Саранск, 2011.
6. Журнал «Чилисема»
7. Аудиозапись мордовских песен в исполнении ансамблей «Келу», «Умарина», солистов Мордовской музыкальной филармонии М.Н.Антоновой, А.Н.Куликовой.
8. Аудиозапись русских народных песен в исполнении Н Кадышевой.
9. Диск «Сказки финно-угорских народов».
10. М.Е.Евсевьев. Мордовская свадьба. Саранск. 1998
11. Л.В.Седова. Родники народной мудрости. Саранск. 2007
12. Искусство мордвы. Москва, 1957
13. Интернет-ресурсы: www.mordva.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...
Рабочая программа учебного курса внеурочной работы «Фольклор земли мордовской» в 5 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русская словесность»
Настоящая программа составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уров...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Первые шаги. Немецкий язык» для 6 классов
Методическая разработка внеурочной деятельности....
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Познаю себя - раскрываю свой потенциал"
Самопознание содействует гармоничному развитию личности подростка, становлению его Я – концепции как представления о себе и о своей роли в окружающем мире. Помимо этого повышение уровня самопозн...