Концептная технология
статья
Предварительный просмотр:
Культуру формируют творческие люди, с неординарным, эвристическим подходом. Формирование креативных качеств прежде всего возлагается на школу, а именно в этом заключается инновационность содержания ФГОС нового поколения. Ученые, учителя призваны искать и находить методы и приёмы обучения, отвечающие заявленным требованиям ФГОС. Учителя обязаны давать больше возможности ученикам развивать активный познавательный интерес, ибо именно он направлен на решение задач духовно-нравственного становления личности, преодоления фрагментарности мышления.
Культура - язык – личность - это та триада, которая определяет основу изучения русского языка и литературы. Обучение русскому языку в школе, как показывает практика, сводится к изучению его как системы правил и лингвистических понятий. С появлением в ХХ веке такого направления в языкознании как лингвоконцептология, а шире - лингвокультурология, сам собой решился вопрос об овладении русским языком как явлением культурного наследия. Основными понятиями в лингвокультурологии являются КОНЦЕПТ-языковая картина мира и языковая личность. О концепте говорилось немало. В активное употребление этот термин входит в начале 90-ых годов. Существует несколько трактовок концепта, но единого мнения в его определении до сих пор не сложилось, потому что концепт многогранен и многозначен. По мнению лингвиста Ю.С.Степанова, концепт - «сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека… и посредством чего…рядовой человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее». Некоторые исследователи отмечают, что концепт-это «сжатая история» с переживаниями, с ассоциациями, с оценками. Слово само по себе - это явление культуры, а язык - это дом бытия. Русский язык - это метафизический язык, это основа национальной культуры. Изучать русский язык - это значит изучать русскую культуру, становится причастным к её продолжению. Именно об этом необходимо помнить учителю словесности и именно это вкладывать в пытливые умы своих учеников, в связи с введением в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе такого вида работы, как написание сочинения - рассуждения на концептуальную тему. Например, «Что, по вашему мнению, значит милосердие, самовоспитание, сострадание, дружба?»
Школьник, отвечающий на эти вопросы, будет руководствоваться, в первую очередь, своими представлениями об этих словах, будет отталкиваться от своих ассоциаций и эмоций, симпатий и антипатий. Но вслед за этим в его сознании возникнут образы, связанные с тем, что об этих понятиях известно культуре (национальной или мировой), искусству слова. За одним и тем же словом одного и того же языка в умах разных людей могут возникать разные концепты. Действительно, что концепт - это предмет эмоций, оценок, переживаний, это столкновение различных мнений
Этапы работы над словом-концептом
1. Создать его ассоциативный портрет. Задания: какие образы рисуются в вашем сознании, когда произносим слово-концепт, какие эмоции вызывает у вас это слово, опишите их, напишите несколько словосочетаний, предложений, связанных с вашими ассоциациями.
2. Создать словесный портрет (выяснение лексического значения слова, его этимологии, поиск близких по значению слов, однокоренных слов). Задания: дайте собственное определение слову – концепту, сравните ваше определение со статьей в словарях, в чем сходство вашей точки зрения и значения, данного в словаре, в чем различие, можно ли дополнить словарную статью вашим представлением о слове-концепте, многозначное ли это слово, составьте 2-3 предложения, используя многозначность предложенного слова-концепта.
3. Выяснение этимологии слова. Задания: выяснить этимологическое значение слова в словаре, знакома ли вам история происхождения слова, расскажите, что вас поразило в этимологии слова, напишите сочинение–этюд о происхождении слова.
4. Собственно творческий этап, в котором школьники пытаются осмыслить значение слова с точки зрения его бытования в устном народном творчестве, в несвободных словосочетаниях, в крылатых выражениях. Задания: найти пословицы и поговорки со словом-концептом, сравнить пословицы разных народов с одним и тем же словом-концептом, какое представление создалось у наших предков о слове «работа», «добро и зло», напишите рассказ на основе пословиц. Выясняя смысл пословиц, рассуждая об их значимости, сравнивая пословицы разных народов, мы пытаемся приобщить школьников к духовному, культурному опыту народа, стараемся пробудить интерес к сокровищнице слова и, конечно же, к распространению и использованию пословиц в речи. Во фразеологии скрыты самые точные, яркие, насыщенные смыслом представления о словах-концептах. Задания: объясните смысл фразеологизма, подумайте, в связи с чем появился данный фразеологизм, нарисуйте словесную, образную картинку фразеологизма, составьте текст на основе фразеологизма.
Поэтапно складывая, как пазлы, все имеющиеся представления о слове- концепте, школьники формируют своеобразную копилку о нём. С каждым этапом смыслы нарастают, обогащаются. На данном этапе совершенно уместным будет привлечение к анализу концепта смежных видов искусств: музыку, живопись, декоративно-прикладное творчество. Такая интеграция способствует целостному восприятию и пониманию концепта. Г. Гейне однажды произнес фразу, которая стала крылатой: «Музыка начинается там, где кончается слово…» Мы можем добавить, что музыка продолжается в слове, живет в нем.
5. Работа с текстом. Текст в данном случае являет собой образец эстетического, нравственного, культурного объекта.
В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Все представления о миропонимании вложено в художественный текст. Анализируя художественный текст, мы приходим к пониманию того, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В этом смысле роль концепта неоспорима. Это сложный этап. Существует бесконечное множество исследований по анализу текста, но самое важное, что необходимо донести до юных читателей, это ценность переживаемых чувств, эмоций, которыми наполнен художественный текст. Проводя исследовательскую работу над текстом, необходимо определиться с целью изучения концепта в данном тексте. Возможно, нам необходимо будет определить именно авторское понимание данного концепта, а возможно, что наше понимание совпадет или не совпадет с авторской позицией. На уроках мы пытаемся объяснить, что существуют мировоззренческие концепты, о которых человек говорит, размышляет, исходя из личного опыта, отталкиваясь от впечатления, оставленного от прочитанной книги, от просмотра фильма, спектакля и прочее. Есть и другие концепты – это художественные, рожденные пониманием определенного автора. Они могут преобразовываться, изменяться, углубляться, обогащаться в связи с различными этапами жизни и творчества писателя или поэта.
Технологическая карта урока
Класс: 9
Предмет: русский язык и литература
Тема урока: Что такое красота?
Тип урока: исследование
Представление о результатах:
- личностные: определить свое понимание красоты;
- метапредметные: рассмотреть концепт красота в разных аспектах;
- предметные: подготовить к написанию сочинения-рассуждения по формату ОГЭ 15.3.
Цель урока: в результате исследования концепта красоты прийти к его пониманию.
Технология: концептная.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Включение в учебную деятельность (1 мин.). | Включение в деловой ритм. Приветствие учителя.
| Подготовка класса к работе. | Личностные: самоподготовка; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний (5 мин.). | Включение обучающихся в просмотр фрагмента видеролика, посвященного Ю. А. Гагарину. Представление высказывания о Гагарине его друга А. Леонова. Постановка вопроса: о чем это высказывание? | Просмотр фрагмента видеролика, посвященного Ю. А. Гагарину. Ответы на вопрос по тексту А. Леонова. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ фрагмента видеролика и высказывания о Гагарине его друга А. Леонова. |
3. Постановка учебной цели урока (3 мин.). | Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию. Дает определение концепту. Представляет варианты учебных целей урока. Предлагает обозначить актуальность темы и определить способ организации исследования. | Принимают определение концепта. Выбирают и комментируют конкретную цель урока, формулируют актуальность темы, определяют организацию исследования.
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельный выбор познавательной цели и определение актуальности темы; логические - объяснение способа организации деятельности. |
4. Исследование концепта красота (10 мин.).
| Организует деятельность обучающихся по исследованию концепта: комментирует задания каждой группе в соответствии с ролевым назначением, определяет время работы групп, в течение данного времени обсуждает с каждой группой задание. | Самостоятельная работа в группах по решению учебных задач. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Релаксация (1 мин.). | Проводит оздоровительную гимнастику для глаз, улучшения работы речевого центра, повышения настроения. | Участвуют в релаксации. | Личностные: улучшение настроения, повышение, жизненного тонуса. Коммуникативные: умение работать в коллективе. |
6. Выступления групп с результатами исследования (15 мин.). | Комментирует ответы обучающихся, дает им качественную оценку. | Представляют результаты исследования, оформляют их в «Рабочих листах». | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Подведение итогов урока (5 мин.). | Организует написание отзыва об уроке в «Рабочих листах». Обобщает итоги урока. | Самостоятельная работа. Осуществляют самооценку учебной деятельности и организации урока, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Читают отзывы (по желанию). | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия. |
8. Домашнее задание (5 мин.). | Представляет текст В. Катаева. Ставит вопросы: как текст соотносится с темой исследования, где выражена ключевая мысль текста, поможет ли наше исследование концепта красота написать сочинение 15.3 по данному тексту. | Знакомятся с текстом В. Катаева, отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: общеучебные – анализ текста; регулятивные – осознание применимости полученных знаний; коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Всесторонний анализ слова дает учащимся представление о его богатстве, многосторонности, о жизни в культуре народа и об отражении культуры в каждом слове. Знание о национальной культуре народа, о своих истоках, корнях народа, воспитывает преемственность поколений, бережное отношение к языку. Это становится наиболее актуальным сейчас, в начале 21 века, когда новое поколение все более отдаляется от культурных традиций своей страны, принимая за образец культуру Европы и Америки. Знание о культурном прошлом народа формирует духовно богатую языковую личность, уважающую исторические традиции своей страны. Работа над словами-концептами формирует навыки работы учащихся со словарями, справочной, художественной литературой. Изучение и усвоение концептов раскрывает перед учащимися богатство лексики русского языка, ее красоту, влияет на развитие мировоззрения. Технология концептов направлена на формирование орфографической зоркости, на развитие творческих способностей учащихся, на выработку умения дать философское и психологическое объяснение понятий и явлений, с которыми они встречаются. Работа над концептом носит творческий и индивидуальный характер. Творческие задания увлекают учащихся, они с удовольствием выполняют их, и работы получаются нестандартными, интересными. «Уроки одного слова» или элементы данного типа учебного типа занятия помогают почувствовать и воспринять учащимся слово как концепт русской культуры.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека…
(Ф. И. Тютчев)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концептная методика обучения и воспитания школьника как субъекта национальной культуры
Уважаемые коллеги, в статье "Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)", опубликованной ранее, я поделилась своим...
Концептная технология
Научно-методическая статья о концептной технологии...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...
Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...