Открытый урок литературы«От экологии природы к экологии души.»
план-конспект урока (10 класс)

Урок литературы Дагестана  в 10 классе.

"От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literatury.docx481.37 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы

Дагестана в 10 классе МКОУ «Кизлярская гимназия№6 им.А.С.Пушкина.» по теме

«От экологии природы к

экологии души.»

                                                                 

                                                                   Подготовила: учитель

                                                                   русского языка и литературы

                                                                               Хадисова Патимат Гусенаджиевна.

                                         Кизляр 2017

Урок литературы Дагестана  в 10 классе.

«От экологии природы к экологии души» по произведениям дагестанской литературы .

Цели:

Образовательная: показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Развивающая:

развить элементы интегративного и критического   мышления учащихся с помощью умения работать с литературными источниками в процессе групповой деятельности;

развить организационные компетенции: ставить цели самообразовательной деятельности по разрешению поставленной проблемы и планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

развить у участников группы навыки сотрудничества, презентационные, оценочные умения и навыки;

развить коммуникативные компетенции: вести дискуссию, быть корректными к мнению других, находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

Воспитательная: воспитать основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции, любовь к родному краю , интерес к литературе Дагестана .

Оборудование:

ноутбуки – 4,

проектор,

тексты художественных произведений: Ф..Aлиева  «Корзина спелой вишни» Aхмедхан Абу –Бакар  «Белый сайгак» презентации,

раздаточный материал.

Вид занятия: комбинированный урок.

Форма занятия: групповая.

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивационное начало.

Актуализация знаний.

Работа в группах.

Выступление групп.

Обсуждение.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к занятию.

2. Мотивационное начало

Показ видео : « Экология Земли » .

Учитель :

  Два мира есть у человека :

  Один ,который нас творит,

  Другой ,который мы от века к веку

  Творим по мере наших сил .

Преподаватель литературы: Тема нашего урока  “От экологии природы к экологии души”. Как, по-вашему, о чем пойдет разговор? Что мы должны узнать? Как вы понимаете, что такое “экология природы” и “экология души”? Как бы вы сформулировали цель нашего занятия?

Учащиеся: отвечают на поставленные вопросы.

(На экран проецируется цель занятия.

3. Актуализация знаний .

Преподаватель : За всю историю своего существования человек относился к природе потребительски, нещадно эксплуатируя ее. Это не могло не сказаться на состоянии окружающей среды. Живая оболочка нашей планеты испытывает колоссальные нагрузки. В настоящее время сложилась ситуация, когда мы говорим уже о глобальных экологических проблемах. Давайте назовем их.

Учащиеся: называют глобальные экологические проблемы..

 Ученик :

« Зачем живем?» и «Что оставим после?»
Пустыню, радиацию, разгром,
Седую Землю, клены, ивы сосны.
И это, если сами не умрем…

Измучена и выжжена природа:
Вулканы, горы лишь вокруг меня.
Становится ведь хуже год от года.
Ах бедная любимая Земля!..

Преподаватель литературы .

В литературе, как в зеркале, отражается все происходящее в человеке, с человеком и в окружающем его мире. Мы с вами познакомились с произведениями, где поднимаются проблемы экологии и нравственности. Вспомните и назовите эти произведения. Сейчас вам предстоит работать с текстами этих произведений.

Ваша задача: внимательно прочитать текст, найти в нем проблемы экологии и нравственности, выявить авторскую позицию. Обсудить это в группе и по истечении 15 минут выступить с результатами .Одна группа будет работать по технологии * Цветная щляпа *,( необходимые инструкции лежат на вашем столе) . Вторая группа использует технологию* Ромашки Блюма* .Третья группа – оценочная- будет подводить итоги и давать оценку вашей работе

4. Работа в группах .

Учащиеся: обсуждают тексты в группах.

5.Ч.Дагестанская литература -это уникальная сокровищница разных языков -стихами замечательных наших  поэтов признается в любви Дагестану, ее первозданной красоте и величию .

Чтение стихов поэтов на разных языках народов Дагестана о природе и человеке: Расула ГАМЗАТОВа ,Р Рашидова ,Ф Алиевой .                                Презентация .                                                        

  Преподаватель : Тонкие поэтические миниатюры , наполненные чувством восторга и любви к родной Земле ,точные и выразительные образы , возникающие в нашем сознании при чтении этих стихов , пробуждают в читателях  не только восхищение , любовь , но и желание защитить и сохранить нашу природу в ее первозданной красоте .                                                                                                                                                        

6. Выступление группы по повести «Белый сайгак» А .Абу – Бакара.

Учащиеся выступают с результатами своей работы с использованием технологии «Цветная шляпа».

     ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ         .                                                                                                                                                                                        

Шляпа

Соответствующая роль, характер вопросов

 вопрос

1

2

3

Белая

«Защитник, оптимист, примиритель» - выявляет яркие интересные моменты в тексте, оправдывает поступки героев

 

Черная

«Противник, пессимист, обвинитель» - вскрывает неблаговидные поступки героев, слабые места в рассуждении

 

Красная

«Активный, действующий» - рассматривает последовательность событий, характеризует эпоху, время протекания событий

 

Желтая

«Любознательный» - уточняет, конкретизирует мельчайшие подробности, частности

 

Зеленая

«Объясняющий» - определяет причины происходящего, устанавливает причинно-следственные связи

 

Синяя

«Мечтающий» - выходит за рамки описанного, прогнозируя возможные направления протекания событий в дальнейшем

 

Оранжевая

«Творческий» - нестандартно, неожиданно меняющий хронологию событий, предполагающий практическое применение описанной информации

 

 Оценку выступлению группы дает группа аналитиков .

7. «Ромашка вопросов» по новелле Фазу Алиевой  «Та , у которой волосы из солнечных лучей».

 Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по  теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.

               Работа ведется над составлением таких типов вопросов:

Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.

  Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

  Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Показ презентации .Оценка аналитиков .

  Что объединяет все эти произведения?

Кто является источником источником названных вами проблем?Вы  прослушали выступления групп, давайте подведем итоги .

Между кем или чем возникают конфликты?

Кто из героев является носителем нравственности в повести “Белый сайгак/.

Как описывает автор чувства и переживания ЖИВОТНЫХ ?

Проблемы нравственности и духовности стояли перед человечеством с древнейших времен. Всегда ценились такие качества личности, как доброта, сострадание, уважение, любовь. Подтверждение чему мы находим в различных исторических и литературных источниках (приложение 2, слайд 7, 8, 9, обсуждение вопросов)

Преподаватель : “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди” (Б. Шоу).

А что значит жить как люди? (варианты ответов учащихся).

Преподаватель : Да,во все времена наш народ представлял себя не хозяином природы , а всего лишь ее составной частью , предки далекие были мудрее нас и знали , что природу надо понимать и любить

,они  выражали это по – разному,  в том числе языком танцев и обрядов.

Cцена №1. «Прощение дождя»: Балла –ряженый в сопровождении детей просит у Природы влаги (на андийском языке).

Cцена №2. Проводы Зимы (в образе Козла) и танец «Лезгинка» в исполнении ребят .  В конце Зима умирает .(Лакский обряд )

          Сцена №3 «Праздник Ивана Купалы» в исполнении ребят .  

9. Рефлексия

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

Преподаватель литературы: Заканчивая наше занятие, мы предлагаем вам ответить на вопросы:

Что мы сегодня узнали? Поняли?

Что сегодня на занятии было наиболее сложным? Самым лёгким?

Что получилось? Не получилось?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось?

Какой этап занятия для вас был наиболее интересным?

Что изменилось в ваших представлениях в результате сегодняшнего занятия? И т.д.

8. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему “Земля подарила тебя миру, и ты подари Земле мир", в котором вы могли бы предложить решение одной из экологических проблем, представленных на слайдах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экология природы» и «экология души» в современной литературе.

. Тема взаимоотношения человека и природы стала актуальной в наше время. Анализируя   произведения Ч.Айтматова и В.Астафьева, ребятам  предлагается проследить, как  раскрывается эт...

Открытый урок литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" в 5-м классе. Тема "В дела ты добрые вложи все лучшее своей души"

Урок направлен не только на восприятие содержания рассказа, но прежде всего на воспитание  таких качеств как доброта, отзывчивость, ответственность за близких и окружающих тебя людей, бережное от...

Круглый стол «От экологии пространства - к экологии души»

На круглом  столе мы  всегда рассматриваем самые наболевшие, самые актуальные вопросы. Для того чтобы их освещение и обсуждение было содержательным и конструктивным, вспомним законы «круглог...

Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».

Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...

От экологии природы к экологии души

В даннос татье рассказывается о том, как можно совмещать уроки русского языка и литературы, а также проектную деятельность по данным дисциплинам...

Методическая разработка на тему "От экологии природы - к экологии души!"

Методическая разработка на тему «От экологии природы – к экологии души!» посвящена вопросам сохранения экологии души в современном обществе....