Развитие творческих способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы и внеурочное время.
опыты и эксперименты

Сираева Разина Габдулхаевна

В данном выступлении описан опыт работы по развитию творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_videokonferentsii.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие творческих способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы и внеурочное время.

Обучение татарскому языку и литературе как родной в русской школе направлено на освоение татарской литературной речи, формирование навыка  свободного владения разговорной речью, грамотное изложение мыслей, осмысление богатого духовного наследия татарского народа, развитие интеллектуальных и творческих способностей лицеистов.

Решая эти задачи, на своих уроках большое внимание уделяю развитию творческих способностей лицеистов. Критерием определения творческих способностей является умение анализировать и совершать содержательные обобщения явлений.  Например, на уроке татарского языка дается задание для анализа. Даны два сочетания слов: кәбестә сату, ләчтит сату. Задача: определить различие и сходство между этими сочетаниями слов. Нужно обосновать ответы и оформить их в виде схемы.

 Для развития творческих способностей необходимо знакомить лицеистов с эффективными способами запоминания, а также с оптимальными методами осуществления мыслительных операций. С этой целью широко применяю на уроках татарского языка алгоритмы, выполненные с использованием элементов образной символики, таблицы. Хорошие результаты дает работа с опорными схемами,  а также составление опорных конспектов. Например, ученикам предлагаю составить опорный конспект по темам “Имя существительное ”, “Имя прилагательное”. Вот одна из схем, составленная учениками представлена на экране. (Слайд №2)

Литература помогает ученикам расти, обогащает духовно, нравственно. Поэтому задача учителя литературы – создать условия для развития и творчества, помочь ребенку увидеть необычное в повседневном, поверить в себя, в свою индивидуальность, научить творить. Для решения этих задач на уроках  предлагаю ученикам такие творческие работы и задания: продолжить рассказ, написать письмо герою произведения, рецензию к произведению, книге. Активному восприятию и осмыслению творчества того или иного поэта способствует такой вид работы, как словесно-изобразительные сочинения. Таким образом лицеисты получают возможность выразить себя в рисунках и монологах.  Познакомившись с творчеством Х. Туфана, ученики 11 класса увлеченно работали над созданием «поэтического герба Х. Туфана». С помощью рисунка и развернутого пояснения к нему они передавали свое понимание смысла произведения великого мастера, своеобразие, глубину его поэзии и анализировали творческий путь  поэта. Интересна работа «поэтический герб Х. Туфана» Валеевой Айгуль. Свое понимание творчества поэта она выразила в символах. В словесном комментарии Айгуль пишет: «В центре герба – треугольник. Он объединяет 3 составляющие, которые были самыми главными в жизни поэта, без них жизнь его не имела бы смысла. Справа -  любимая жена. Она поддерживала его в трудное для него время. Слева – Родина. А на вершине – его творчество, стихами он передавал своё отношение к миру. В середине треугольника песочные часы, где песок – его утекающая жизнь. А если песочные часы перевернуть – знак бесконечности, бессмертие его творчества. Х. Туфан всегда будет жить в сердцах людей.  Молодая женщина - символ вечной живой любви, неподвластная времени».(слайд№3)

При планировании системы работы с лицеистами стремлюсь к достижению тесной связи урочной системы с внеклассными мероприятиями по предмету. Ежегодно провожу спецкурсы по татарскому языку и литературе, где большое внимание уделяю развитию творческих способностей одаренных детей: готовлю к олимпиаде, единому республиканскому тестированию по татарскому языку, учу инсценировать, выразительно читать рассказы, сказки, стихи, а также  сочинять стихи, рассказы. Мои ученики ежегодно участвуют на олимпиадах разного уровня и занимают призовые места.(слайд №4) 

Они охотно инсценируют произведения татарских писателей, поэтов и драматургов. В этом деле важно уметь зажечь детей, заинтересовать, а остальное: составление сценария, распределение ролей, репетиции не составят труда для них, а наоборот превращается в удовольствие. Последняя постановка моих учеников по произведению Г.Тукая «Коза и баран» вызвала особый интерес среди учеников лицея.( Слайд №5) 

В прошлом учебном году Саетова Гузель и Кульбова Лиана участвовали на международной олимпиаде по татарскому языку и литературе,  где выступили перед участникам этой олимпиады по теме «Мои достижения в области татарского языка». В презентации и выступлении они использовали стихотворные строчки собственного сочинения. (слайд №6)

Одним из направлений моей педагогической деятельности является привлечение учащихся к научно-исследовательной деятельности. Ведь исследовательская деятельность создает условия для развития детей. Учащиеся, систематически занимаясь исследовательской деятельностью, могут качественно развить свои способности, так как создаются максимально благоприятные условия для интеллектуального развития.

Также исследовательская деятельность предполагает совместный творческий процесс учителя и ученика по поиску вариантов решения поставленных задач. Мы с учениками в основном выполняем работы основанные на изучение  художественного  произведения, что позволяет выражать свое мнение, свое объяснение поступкам героев, анализировать произведения со своей точки зрения. При этом стараюсь  дать правильное направление  на ту идею, в которой ученик  максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, своих исследовательских компетенций, получит новые полезные знания, умения и навыки. ( Слайд №6 о конференциях)

Таким образом, создание условий для развития познавательной самостоятельности и творческой активности непосредственная обязанность каждого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий

Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы и внеурочное время.

Развитие творческих способностей учащихся - одна из основных задач учителя любого предмета, поэтому планируя уроки и внеурочную деятельность важно создание условий для воспитания творческий развитой л...