Творческий отчет по самообразованию "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
МАОУ ООШ №23 г.Улан-Удэ
Творческий отчет по самообразованию
"Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы".
Выполнила: Бишадаева Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы
Улан-Удэ, 2019
«Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать и писать, превзойдет все другие народы в области науки и искусства»
Дидро.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это убивает интерес к обучению. Дети могут постепенно потерять способность к творчеству.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. На это направлены те упражнения, которые я предлагаю учащимся на уроках (в том числе по развитию речи) и во время внеклассных мероприятий Современное общество предъявляет своим гражданам требование овладения навыками творческого мышления. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
В настоящее время внимание к проблеме развития творческих способностей школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его, находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.
Актуальность: в опыте разрешаются противоречия:
- между наличием негативно-пассивного отношения к предмету и необходимостью осознания значимости занятий;
- между системой знаний, умений и навыков, полученных учащимися, и неспособностью применить их в нестандартной ситуации;
- между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами, ориентированными на передачу готовых знаний.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей:
Способности синтетические - это способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи.
Второй тип способностей – аналитические, под которыми понимается умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать.
Третий вид способностей обычно соотносится с умением превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
Задачи учителя:
а) пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;
б) развитие общеучебных умений и навыков;
в) развитие креативного мышления;
г) развитие творческой самостоятельности учеников;
д) воспитание творческой личности.
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Систему работы можно представить в виде схемы:
- Работа на уроках
Работа на уроках русского языка литературы
Уроки с заданиями, уроки по развитии речи, лаборатории, развивающие творческие способности ученика.
Делятся на:
А. обычные уроки - традиционные
Б. уроки по творчески – нетрадиционные (соответственно по ФГОС)
Я придерживаюсь к нетрадиционным урокам с заданиями на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
Несколько примеров творческих работ на уроках русского языка и литературы.
- «Русский язык. Иллюстрации в котах». Это полноценный справочник по русскому языку с интересными и юмористическими иллюстрациями в котах. Ребята рисовали на уроках, оставались после уроков, участвовали с 5 по 9 классы. Учащиеся полноценно могут сравнивать слова и их структуру, определять значение слова и грамотно растолковать его, вспомнят разницу между словами и их использования в предложениях, что дает легче запоминать правила русского языка. Значение отражается в картинках. Также каждый ребенок может не только на уроках рассматривать картинки, но и на перемене или на досуге. Это долгая и интересная работа, создавалась не за один урок, что говорит о заинтересованности учащихся.
- «Лэпбук». Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС, учителям необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников. К ним смело можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще пока мало. В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга». Это самодельная книжка-раскладушка или папка, которая состоит из множества наклеенных картинок, карманчиков, вкладок, объемных аппликаций, открывающихся дверок и окошек.
Главное условие — вся информация, собранная в лэпбуке, должна соответствовать определенной теме. Весь материал, который ребенок должен усвоить, подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, графиков, стишков, игр.
Основная ценность такого дидактического средства заключается в том, что в создании лэпбука большое участие принимает сам ребенок. Ему предоставляется полная свобода в оформлении своей книжки — любые его идеи только приветствуются. Поэтому лэпбук получается ярким, красочным, а главное, очень интересным. Такую книгу можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно. Лэпбук создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий.
Лэпбук — это учебное пособие, поэтому его содержание должно соответствовать определенным требованиям. Работа над созданием лэпбука аналогична работе над проектом и проходит в определенной последовательности:
- выбор темы;
- определение, что уже известно по теме, составление плана поиска новой информации;
- проработка макета книги;
- изучение темы, подбор материала и оформление лэпбука.
Мы создавали «Лэпбук» с учениками 9 класса при изучении романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Именно такая форма отчетности мотивировала учеников на глубокий анализ романа.
- Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной страницы, а словарные слова составляют огромный словарь: их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Работа по правописанию словарных слов трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приёмов и обязательно должна быть систематической. Для запоминания словарных слов мы создали с учащимися 5 класса проект по названием «Голубые облака слов». То есть ребята своими руками создавали такие облака и записывали в центр слова, в данном случае мы записывали неологизмы – новообразованные слова или выражения. Благодаря чему учащиеся усвоили, значение слова неологизмы и расширили свой словарный запас, к тому же такая методика учит детей работать со словарями. Творя, играя, легко и просто запоминать словарные слова русского языка.
Уроки русского языка по развитии речи «Поздравительная открытка». Мы с учащимися 6 класса сделали самодельную открытку на 23 февраля папе, дедушке, другу; а на 8 марта маме, бабушке, подруге, учителю. У каждого был свой выбор для кого он делает открытку. Для начала мы подготовили эскиз открытки, после последовали правила составления поздравительной открытки. Цель заключалась научить писать поздравительные открытки. Поставлены следующие задачи:
- Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.
- Убедитесь, что открытка остается на память, поэтому особенно важно ее подписать красиво.
- Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.
- Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.
Обратите внимание, при творчестве самодельной открытки мы повторили огромный материал по русскому языку. Это правило написания имен прилагательных (полные и краткие), имен числительных (склонение), имена существительные (собственные и нарицательные; суффиксы уменьшительно-ласкательных слов), глаголы (правописания –тся и –ться).
Заключение.
Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы; включить в систему работы внеклассную работу по предмету.
Сущность опыта: развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам.
Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся.
Список литературы.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. –М., 1973.
- Российская педагогическая энциклопедия, 2т. - М., 1999, с.420.
- Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня.- М., 1991.-с.61.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр. пед. соч. – В 3 т. – М., 1979. – Т.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
Творческий отчет «Формирование познавательных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»
В данном творческом отчете говорится о формировании познавательных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы....
Презентация к теме самообразования "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы"
Презентация к теме самообразования...
План самообразования «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы».
Шойдоновой Намсалмы ШойдоновныВ целях совершенствования педагогического мастерства постоянно занимаюсь самообразованием, которое осуществляется по плану. Работаю над методической темой «Раз...