ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья (русский язык) по теме
Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие изменения в деятельности образовательных учреждений. Коренным образом трансформируется содержание и структура системы образования. Разрабатывается программа, призванная создать условия для развития научных исследований, укрепить систему социальных гарантий, предоставляемых персоналу учебных заведений, обеспечить улучшение здоровья учащихся.
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями образования должны стать:
- развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
- умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства);
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. При этом в содержании образования должна занять важное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
И. В. Демина
Российская Федерация, г. Иваново, МБОУ гимназия №44
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Развитие технологий во всех сферах человеческой деятельности влечет за собой изменения в требованиях, предъявляемых к выпускникам общеобразовательных учреждений. В настоящее время требуются не только знания самых разнообразных наук, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. В этих условиях становится все более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед ним задачи. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию к обучению, вовлекает учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: по решаемым педагогическим задачам, по функциям в организации образовательного процесса, по типу информации. У учителя есть возможность выбора наиболее подходящих и доступных ему средств ИКТ для организации того или иного урока. К примеру, при подготовке к урокам русского языка и литературы используются вспомогательные и информационно-обучающие средства чаще всего с текстовой информацией (энциклопедии, словари, хрестоматии, мультимедийные учебные издания), для проведения уроков - средства с визуальной информацией (фотографии, портреты, иллюстрации, схемы). На уроках литературы добавляются средства с аудио- и видеоинформацией (виртуальные экскурсии)[1, с. 32-54]. А на уроках же мировой художественной культуры чаще применимы средства ИКТ с комбинированной информацией.
Информационные технологии - один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Персональный компьютер (ПК) может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, координально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Процесс информатизации образования ориентирован на решение следующих задач[2, 3]:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;
6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;
7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;
8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы стали важнейшей составляющей всех направлений современного учителя, способствующей оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образование меняет содержание деятельности преподавателя; он становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. В современном информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором его профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Использование компьютера на уроке – это один из путей, активизирующий и оптимизирующий учебный процесс, повышающий интерес школьников к изучению русского языка и литературы, и тем самым повышающий уровень орфографической и пунктуационной компетентности учащихся, помогающий реализовать идеи развивающего обучения.
Литература
- Плигин А.А. Новые подходы к обучению литературе / А. А. Плигин // Личностно-ориентированные подходы в образовании / Под ред. Скоробогатовой Г.Г. М.: 2002.
- Федеральные государственные образовательные стандарты // http://fgos.isiorao.ru/fgos/conception_fgos/razdel2/razdel21.php.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ГИА
Данный материал способствует пони манию того, как выстроить подготовку к гиа по русскому языку...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Цифровые образовательные ресурсы...
Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством...
Применение интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы. Безопасная образовательная среда (из опыта работы)
статья о моих находках в интерактивных ресурсах при подготовке к урокам...
Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока
Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....