Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
методическая разработка по русскому языку на тему

Федорюк Лидия Владимировна

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Федорюк Лидия Владимировна

Учитель русского языка и литературы  МОУ СОШ № 31 г. Комсомольска – на – Амуре

Цель мастер-класса:

ознакомить участников с принципами проектирования цифровых образовательных ресурсов, с группами и видами электронных продуктов;

 дать рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентноспособности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились.

        Информационные технологии обучения предусматривают отбор познавательных заданий, самостоятельных и творческих работ, проблемную организацию изучения материала, формирование и укрепление интереса учащихся к учебной работе, целенаправленную работу учителя в выборе средств обучения.

На уроке учебные электронные средства могут быть использованы с разными задачами: мотивационными, информационными, контрольными и корректирующими. Само собой разумеется, что возможно и сочетание всех этих задач с различным их приоритетом.

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации, а если при этом действует сам – до 80% информации. Электронные учебные средства при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они позволяют трансформировать учебное пространство и время. Применение электронных учебных средств интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс.

        Одним из таких средств являются цифровые образовательные ресурсы, необходимость применения которых на уроках в настоящее время несомненна.  

Представление педагогического опыта.

        В утвержденном Министерством образования и науки РФ федеральном компоненте Стандарта среднего (полного) образования, одним из важнейших способов учебной деятельности признается информационно-коммуникативная деятельность, а «использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания  баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности» закрепляются как общие учебные умения и навыки , напрямую относящиеся , таким образом, и к любому школьному предмету.

        Очевидно, что далеко не все вопросы , связанные с разработкой качественных цифровых образовательных ресурсов уже решены, но игнорирование (вынужденное или сознательное) уже созданных ресурсов учителями представляется контрпродуктивным. Особенно, в том случае, если школа (учитель) позиционируют себя как источник качественного современного образования.

        Качественных характеристик, выгодно отличающих цифровые образовательные ресурсы от других средств обучения, по существу, две: мультимедийность и интерактивность.

        Современный мульимедийный компьютер представляет собой комплексное техническое средство обучения, значительно расширяющее возможности образовательного процесса. В урок можно включить текстовый материал ( причем как в «буквенной» , так и в звуковой, т.е. «речевой» форме), аудио эффекты ( музыка, фонодокументы), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Практически неограниченный комплекс медиаобъектов позволяет добиться разнообразия форм подачи материала. Это, в свою очередь, дает возможность «переключая» уровни восприятия, максимально долго удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше.

        Другая важная особенность цифровых образовательных ресурсов – их интерактивность, предполагающая фактическую возможность создания предельно индивидуализированных учебных комплексов, ориентированных на максимальную оптимизацию учебного процесса. Многие учебные и энциклопедические программы основаны на принципе гипертекстовой разметки материала, что позволяет ученику самостоятельно строить процесс обучения. За ним сохраняется право выбора.

В своей работе стараюсь использовать все цифровые образовательные ресурсы:

образовательные ресурсы Интернет,

цифровые образовательные ресурсы  федеральной коллекции,

цифровые образовательные ресурсы региональной коллекции,

различные электронные программы, допущенные Министерством образования и науки РФ,

методические продукты, разработанные мною и моими учениками.

        Классифицировать  цифровые образовательные ресурсы весьма сложно, единого подхода до сих пор не  разработано, а уже имеющиеся варианты постоянно совершенствуются. Вместе с тем, можно предложить следующую классификацию.

        Энциклопедии. Система поиска нужной информации, быстрота и полнота получаемого материала , глоссарии и справочники, уникальная возможность через гиперссылки выйти на дополнительные документы, карты. Иллюстрации, возможность классификации материла по алфавиту, хронологии и тематике, видео документы и аудио комментарии – все это вместе взятое делает электронную энциклопедию незаменимым подспорьем в работе современного учителя. Примером может служить энциклопедия «Кирилл и Мефодий».

        По сходному принципу строится и тематическая библиотека или хрестоматия. Данные образовательные ресурсы позволяют учителю литературы решить проблему с текстом, который не всегда бывает у наших учеников. «Большая хрестоматия. Русская литература 20 века. Поэзия . Проза» , ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2005 г. включает в себя все необходимые произведения по программам обучения, полные тексты произведений 55 поэтов и прозаиков, критические и биографические материалы, иллюстрации.

        1С: Аудиокнига.  

        Особенность путеводителей на компакт-дисках состоит в явном акценте на иллюстративные и видео, и аудио  формы представления материала. Современный мультимедиа-путеводитель – это сотни высококачественных слайдов, десятки озвученных видеофрагментов, панорамы, а текст, преимущественно справочного характера , играет вспомогательную роль.

        Разработки, классифицируемые как образовательные комплексы, имеют ярко выраженную обучающую направленность. При этом, чаще всего, они и позиционируются как «электронные учебники». Мультимедиа учебники как комплексные издания нацелены на  то, чтобы образное восприятие в сочетании с компьютерными возможностями позволило повысить эффективность обучения. Эта цель достигается с помощью видеоряда, звука, речи, интерактивного диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения материала.

        К этому виду можно отнести межпредметное электронное издание «19 век. Отечественная история, литература и искусство», Федеральное агентство по образованию, 2005 год. Данный образовательный ресурс содержит разделы ОБУЧЕНИЕ, ПРАКТИКА, АТТЕСТАЦИЯ, ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ, СЛОВАРЬ.  Издание позволяет выбрать индивидуальные образовательные траектории, материалы, задания, занятия, тесты и контрольные работы для базового и профильного уровней обучения, гипертекстовые описания 504 событий истории, произведений искусства и литературы, более 1600 мультимедиа иллюстраций, графические изображения, музыка, художественное чтение, видео, интерактивные карты и схемы, панорамы .

Интерактивное пособие «Русский язык для старшеклассников и абитуриентов. Орфография» (ИД «Равновесие», 2005 год) разбито на разделы и параграфы, в конце каждого параграфа или раздела размещены упражнения в интерактивной форме и в форме раздаточных материалов ( с возможностью распечатки). Некоторые параграфы снабжены контрольными  диктантами-тестами, а в конце пособия имеются обобщающие орфографические  диктанты-тесты на аудирование (с голоса).

Электронное  учебное пособие  «Русский язык. 5 класс» , Просвещение - МЕДИА, 2005 год предназначено для изучения теоретического материала в интерактивной форме.  Ресурс содержит интерактивные упражнения по каждой теме, контрольные работы в конце каждого раздела. Учитель и ученик имеют возможность составить индивидуальный план занятий, получить подробную информацию о допущенных ошибках, сделать работу над ошибками.

1С: Русский язык , 6 класс  1С: Русский язык, 7 класс. 1С: Русский язык , 8 класс  1С: Русский язык , 9 класс.  В учебные пособия  включены: определения; интерактивные таблицы, орфограммы и пунктограммы; иллюстрации и анимации; обучающие интерактивные материалы: задания, тексты, схемы; обучающие тесты; справочные материалы.

        1С: Причастие. Мультимедийное путешествие по стране  Причастие.  Издание содержит озвученный текст книги Татьяны Рик; 16 музыкальных обучающих игр с забавными героями; более 20 занимательных электронных заданий на тему причастия; интерактивные таблицы, помогающие лучше изучить данную часть речи; множество рисунков. Аналогично построено пособие «Морфология. 5-6 класс».

Программа 1С представляет различные образовательные комплексы по многим другим предметам.

        Основная задача репетитора-тренажера связана с закреплением знаний. Для этого используются  разнообразные тестовые программы. Большинство современных репетиторов-тренажеров позволяют не только экспортировать имеющиеся в их базе тесты в другую оболочку и, к примеру, распечатать, но и генерировать собственные тесты, дополняя и развивая определенные умения и навыки.

 «Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер», МедиаХауз, 2001 год. Комплекс включает обучающие, контролирующие, игровые задания по всем темам русской орфографии и пунктуации (600 заданий на 5 уровня). Каждый уровень включает 15-17 тем по основным  правилам орфографии и пунктуации, а каждая тема, в свою очередь, содержит 5-10 разнообразных типов заданий и упражнений. Одни упражнения статичные, другие динамичные, игровые; одни требуют самоконтроля, другие сразу же проверяются компьютером. В конце каждого уровня  предлагается выполнить итоговые задания, написать экзаменационные диктанты.

1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.  1С; Репетитор. Тесты по орфографии. Министерство образования РФ, 2003. Работая с тестами, вы узнаете, обладаете ли вы интуицией, знаете ли вы правила, умеете ли вы применять знания на практике, почему вы делаете ошибки, что делать, чтобы писать грамотно. Также сможете воспользоваться подробным справочником, просмотреть допущенные ошибки и подать на апелляцию.

   «Тренажер по русскому языку. ЕГЭ 2006», ООО «Меридиан». Предлагаемая компьютерная программа проконтролирует правильность выполнения Вами тестовых заданий и оценит уровень Ваших знаний. Настоящий диск содержит 22 варианта, каждый из которых имеет два режима: контрольно-тренировочный и итоговый. Тренировочный режим предоставляет возможность повторного выбора вариантов ответов в случае неверного ответа или просмотра ключа с правильным ответом. В конце работы дается оценка знаний тестируемого. В итоговом режиме отсутствует реакция компьютера на ответы до окончания тестирования. Этот режим имитирует экзаменационное тестирование.

«Тренажер «ФРАЗА» содержит различные задания по всем темам русского языка со 2 по 9 классы. Здесь есть и отдельные выражения , и предложения, что позволяет подходить дифференцированно к выбору заданий в зависимости от способностей ученика. Выполняющий сразу получает оценку своих знаний.

Считаю, что применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и               формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Что нового дают ЦОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул, выполнением упражнений.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЦОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

        Представление системы использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы.

Использование цифровых образовательных ресурсов для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков.

 Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. Это и интерактивные таблицы и определения, гипертексты, анимации. (Презентация «Буквы О-Ё после шипящих», «Из чего строятся слова», «О знаках препинания». Алгоритм выбора правильного написания О-Ё после шипящих» Из первой папки).  На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет.  Интерес вызывают у школьников  различные видеофрагменты, музыкальные отрывки в исполнении  профессионалов. На уроках литературы использование цифровых образовательных ресурсов существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению произведений. Мною создана коллекция презентаций к урокам литературы с использованием материалов программы «БЭНП «Литература»,  «19 век. Отечественная история, литература и искусство», «Большая хрестоматия. Русская литература 20 века. Поэзия. Проза» ( Презентации к урокам литературы из 2 папки).

На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Для индивидуальной работы во время опроса пройденного материала практически на каждом уроке русского языка использую материалы программы «Фраза», работу с которой мои ученики уже давно освоили. Интересны интерактивные тексты с заданиями, словарные разминки, задания с комментариями, зарядка для ума, диктанты с голоса.  ( Карточки, тесты, кроссворды по литературе)

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)  Контрольные тесты ( Буквы О и А в корнях с чередованием)

С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах. В обучающем режиме учащимся предлагается материал для наблюдений и сравнений, даются задания, готовящие к самостоятельной формулировке правил, приводятся примеры и схемы. Цифровой образовательный ресурс «1С: Русский язык» содержит не только формулировки правил, но и задания на установление соответствия между правилом и примером из текста, сравнение предложений, слов.

В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи. Использую на уроках в 7-х, 9-х классах цифровой образовательный ресурс «Фраза», который представляет собой тренажер по русскому языку. Именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения.

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ:  экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера.  Контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Проведение имитационной игры с применением цифровых образовательных ресурсов. 1С. Морфология и орфография. 5-6 класс.

Тема: Понятие  об имени существительном. Лексическое значение имен существительных.

Цель: на основе изученного в начальной школе расширить знания учащихся о лексических признаках имени существительного, формировать  умение работать  с цифровыми образовательными ресурсам самостоятельно.

Задание учащимся: исходя из темы урока, определите его цель (поставьте конкретно для себя вопрос:  что я должен узнать нового и чему я должен научиться на уроке).

Учитель. Для этого мы повторим с вами все, что знаем об имени существительного. И главным  помощником нам станет программа «Морфология. Орфография»

1С. Морфология. Орфография. Обучение  - Имя существительное . Общее понятие.

  1. Что за часть речи – имя существительное?  Повторение изученного.

3  фрагмент.   Из данных утверждений выберите правильные.

4 фрагмент.   Проверьте правильность вашего ответа

Мы с вами назвали лексические, морфологические и синтаксические признаки. Хотите получить «5»? Тогда выполните следующее задание.

5 фрагмент.  Поместите данные ответы в таблице ( найти соответствие).

6 фрагмент Проверьте

Даем определение полностью

7 фрагмент – лексические

8 фрагмент – морфологические

9 фрагмент – синтаксические.

  1. Следующее задание будет простым. Среди слов найдите имена существительные. ( Задание выполнено в режиме Интерактивной доски)

Рыба, окно, красный, дождь, сахар, читать, бег, играть, светло, храбрость, холодно, желтизна, детвора, молоко. (Слова написаны разным цветом – подсказка для нового понятия)

Все выбранные вами слова – имена существительные.  Почему?

Итак, общее значение – предмет

  1. Проблемная ситуация.  Можно ли данные существительные объединить в какие-либо группы? Цвет- подсказка. Что конкретно обозначают данные существительные? Конкретно предметы, вещество, явление природы, чувства, признак, действие, одно целое.

Нет решения.

«Морфология. Орфография».  Обучение.  Имя существительное.

Разряды существительных по значению

1 фрагмент Предметы в широком смысле

3 фрагмент . Задание на «5». Распредели слова по группам.

- Дополните примерами из предыдущего задания.

Итог – обобщение. Что нового мы узнали?

Моделирование

1 задание. Программа  «Курс русского языка. Электронный репетитор-тренажер». МедиаХауз. 2002

Уровень 2 Правописание безударных личных окончаний глагола.

Посмотрите данные задания и проанализируйте их.

Определите, на каком этапе целесообразно использовать тот или иной вид ресурса.

Повторим правило.

Словарная разминка.

Зарядка для ума.

Задания с комментариями

Аудиодиктант

2 задание.

Вам даны фрагменты из рассказа учителя о детстве М. Ю. Лермонтова и статьи И.Андронникова о портретах поэта.

Обратитесь к программе «БЭНП. Литература» Включите в ваш рассказ ресурсы раздела «Литература 19 века. М.Ю. Лермонтов».

Рефлексия

Результаты работы ( материалы в презентации)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ГИА

Данный материал способствует пони манию того, как выстроить подготовку к гиа по русскому языку...

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В настоящий момент происходят глубокие из...

Использование цифровых образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование цифровых образовательных технологий на уроках русского языка и литературыД.А. Медведев в одном из своих выступлений сказал: «… очень важно научиться пользоваться всеми новым...

Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

В своей работе автор статьи изучает электронные и цифровые образовательные ресурсы, определяет их значение и роль для учителя и обучающихся в соответствии с задачами, которые ставит перед государством...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....