Н.А. Некрасов. Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога»
план-конспект урока (6 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

конспект к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 43. Н.А. Некрасов. Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога»

Цель: рассказать о жизни и творчестве Н.А. Некрасова; пробудить интерес к личности поэта; познакомить с историей создания стихотворения «Железная дорога»; раскрыть значение эпиграфа; учить определять тему и проблему текста.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, об истории создания стихотворения «Железная дорога»; умение определять тему и проблему текста, строить монологическое высказывание; формулировать свою точку зрения

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2.  Анализ контрольной работы.
  3. Работа по теме урока.
  1. Беседа по статье о Н.А. Некрасове.

В основе вопросы рубрики проверь себя стр. 212.

Дополнительные вопросы.

- Чьим современником был Н.А. Некрасов?

- Какие черты личности появились у молодого Некрасова? (Примерный ответ. Самостоятельность, решительность, упорство, любовь к людям и родной природе, умение видеть прекрасное и поэтическое в обыденном).

- Какие стихотворения Н.А. Некрасова вы читали, знаете наизусть? Процитируйте их.

2. Сообщение об усадьбе Карабиха.

3. Слово учителя.

- Обратите внимание на эпиграф к статье учебника о Н.А. Некрасове. Этот эпиграф относится к жизни самого поэта, говорит о его воле и труде.

Некрасов обладал даром большого поэта- он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя – простого человека, мужика, ремесленника, солдата, и этот герой стал центральной фигурой его произведений. Главной темой своего творчества Некрасов сделала судьбу труженика, судьбу русского народа, и оставался верен этой теме всегда. Его стихотворения проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством,  и это вызывало живой отклик в сердцах читателей.

В 1862 году Некрасов написал стихотворение «Железная дорога». Познакомимся с его историей, заглянем в то время, когда создавалось это произведение.

Стихотворение было опубликовано в 1865 году. Некрасов говорил, что то было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году АлександрII отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовекового рабства невозможно было избавиться моментально. Некрасов считал либеральными реформы царя обманом и ограблением народа и в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти произведения были проникнуты разоблачительным пафосом. Таково стихотворение «Железная дорога». В нем обличаются и старые крепостнические и новые, буржуазные, методы порабощения крестьян.

4. Работа со стихотворением «Железная дорога».

- Обратим внимание на эпиграф к стихотворению. Чем он необычен? (Примерный ответ. Как правило, в качестве эпиграфов используют пословицы или цитаты, здесь же приведен отрывок разговора, разговора мальчика с отцом в вагоне. Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками).

- Какое значение имеют ремарки? (Примерный ответ. По ремаркам мы можем судить об участниках разговора).

Ваня одет в кучерский армячок, это народная одежда, а он сын генерала («папаша» в пальто на красной подкладке, т. е. в генеральской шинели). Таким образом, кучерский армячок лишь маскарад, подделка под народность либерального «папаши».
Строителем железной дороги «папаша» называет графа П.А. Клейнмихеля. Это известный своей жестокостью начальник строительства, скомпрометированный отставной генерал. Дело в том, что ко времени написания стихотворения граф давно уже умер, а имя его использовано Некрасовым как намек на деспотические методы правления «либерального» царя. Стихотворение и направлено во многом против либеральной эпохи Александра II. Мирные реформы, по мнению Некрасова и его единомышленников, обрекают народ на новую кабалу. Стихотворение «Железная дорога» исполнено пафосом протеста против угнетения народа.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Какое значение имеет эпиграф? (Примерный ответ. Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения. Стихотворение является откликом на разговор, автор спорит с утверждением о том, что дорогу построил граф П.А. Клейнмихель. Кроме того, эпиграф можно считать своеобразной экспозицией стихотворения).

- Прочитайте часть I стихотворения.

- Что представляет собой картина? (Примерный ответ. Это пейзаж, изображение осенней природы).

- Каким настроением оно проникнуто? (Примерный ответ. Бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой из последней строфы «Все хорошо под сиянием лунным…»).

- Какова лексика части I? (Примерный ответ.  Лексика создает радостное настроение: славная, здоровый, бодрит, покой и простор, свежи, морозные, ясные, тихие, хорошо, сияние. Из общего ряда выбивается слово безобразие: «Нет безобразья в природе!» Фраза настораживает, это слово-сигнал, предвещающее появление чего-то тревожного, темного: если безобразья нет в природе, значит, где-то оно есть).

IV. Закрепление изученного материала.

                Обсуждение вопросов 1, 2 рубрик «Фонохрестоматия»  стр. 221.

        Комментарий.

        В части I стихотворения Н.А. Некрасов рисует образ родной природы, образ  родины. Для обозначения родины употреблено устаревшее название «Русь», которое относит к временам древним, изначально, подчеркивает связь времен. Эпитет родимая носит просторечный оттенок, а значит, выражает народное чувство.

        Некрасов. Дав описание прекрасного осеннего дня, а вслед за тем – страшную картину строительства железной дороги, использовал прием противопоставления. На благостном фоне осенней природы особенно жутко, контрастно выглядят картины невыносимого тяжкого руда рабочих.

  1. Подведение итогов урока.

        Обсуждение вопроса 2 рубрики «Размышляем о прочитанном»  стр. 220.

        Дополнительные вопросы.

        - Какова тема стихотворения?

        - Как бы вы сформулировали основную проблему произведения Некрасова.

  1. Домашнее задание
  1. Подготовить выразительное чтение частей I и II стихотворения «Железная дорога».
  2. Ответить на вопросы 3-5 рубрики «Размышляем о прочитанном»  стр. 220.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Цели урока: закрепление умения выразительно читать лирические произ­ведения; формирование умения определять основную мысль произве­дения, его художественные особенности....

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Учебный  предмет:  литератураКласс:6Автор  УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2013.Тема урока: Н.А.Некрасов...

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...

Н.А. Некрасов. Главная тема творчества

Раработка урока по литературе в 6 классе с технологической картой....

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Время создания произведения. Загадка эпиграфа. Анализ 1 главы стихотворения.

1. Познакомить с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его позиции; показать место стихотворения  «Железная дорога»    в творчестве поэта. Раскр...