Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_40_literatura.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Служи не славе, не искусству, –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Н. А. Некрасов
1. О.Н.У.
2. Проверка д/з
3. Постановка целей и задач
Имя поэта, которому сегодня посвящен урок, – Николай Алексеевич Некрасов. Помните, как легко нам было говорить о поэте, как понятны нам были мотивы его творчества. Вспомните картины, возникающие в нашем воображении при одном только прочтении первых строк, например: «Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел, был сильный мороз...», «Дело под вечер, зимой, и морозец знатный. По дороге столбовой едет парень молодой, ямщичок обратный...», «В августе, около малых Вежей, с старым Мазаем я бил дупелей. Как-то особенно тихо вдруг стало, на небе солнце сквозь тучу играло...».
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. А. Некрасова «Железная дорога», с чертами личности, нашедшими отражение в этом стихотворении. И опять будем рисовать в своем воображении картины. Это будут картины из жизни простого народа, которого писатель хотел видеть свободным, просвещенным и счастливым. Недаром в стихотворении «Русскому писателю» он вновь говорит о предназначении поэта:
Служи не славе, не искусству, –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Этой «всеобнимающей любовью» к своему русскому народу жило сердце Некрасова-поэта и человека.
Чтобы лучше понять поэта, вспомним некоторые страницы его биографии.
4. Работа по теме урока
1) Чтение статьи учебника о биографии Н.А. Некрасова
-Каким человеком вы увидели Н. А. Некрасова?
– Что такое эпиграф?
– Как вы поняли слова эпиграфа: «Воля и труд человека дивное диво творят»?
2) Прослушивание стихотворения
– Что предваряет текст стихотворения? (Эпиграф.)
– В чем особенность эпиграфа? (Написан в форме диалога.)
– Кто участвует в диалоге? (В диалоге участвуют отец и сын.)
– На что настраивает нас эпиграф? Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (Эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот Петр Андреевич Клейнмихель, потому что построил железную дорогу.)
– Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? (В стихотворении же говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой.)
– Таким образом, мы убедились, что Н. А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и само содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда.
К какой важной мысли поэт хочет нас подвести? (Истинным строителем железной дороги явился многострадальный народ.)
3) Анализ
– Из скольких частей состоит стихотворение? (Из 4-х частей.)
– О чем говорится в первой части? (Поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона.)
– Природа предстает перед нами во всем великолепии. А какие художественные приемы помогают создать всю прелесть осеннего пейзажа? (Эпитеты: славная осень; здоровый, ядреный воздух; лед неокрепший; речка студеная; морозные ночи. Сравнения: лед… словно тающий сахар; листья лежат, как кове; выспаться можно около леса, как в мягкой постели.)
– Давайте выразительно прочитаем эту часть, пытаясь передать великолепие природы.
– Поезд весело мчался по рельсам, а поэт думал думу свою. А вот о чем думает лирический герой, мы узнаем из второй части стихотворения. Что нам рассказывается в этой части? (Во 2-й части показаны страдания мужиков-строителей.)
– Как можно соотнести 1 и 2 части? Соответствуют ли они по тональности, настроению? (Они как бы противопоставляются друг другу. В первой части мы восхищаемся осенним пейзажем, а во второй – ужасаемся картинами подневольного труда.)
– Какие картины вы рисуете в своем воображении?
– Как называет голод поэт? (Царем.)
– Какой художественный прием используется здесь? (Метафора.)
– Что же сделал голод? Найдите ответ в тексте.
...Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей...
– Какой художественный прием встретился нам здесь? (Олицетворение.)
– Какие глаголы помогают представить страшную картину подневольного труда? (Согнал, надрывались, мерзли и мокли, болели, секли, грабили.)
– Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его описание. Какие эпитеты здесь используются? (Губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной...)
– Что из себя представляет третья часть? (Спор поэта и генерала.)
– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скоплением пьяниц.)
– Он не просто так упоминает о произведениях искусства: Ватикан, Колизей, святой Стефан, Аполлон Бельведерский. Давайте обратимся к сноске в учебнике. Генерал утверждает, что все произведения искусства творят личности, а не народ. А каков взгляд генерала на воспитание детей? (Дети должны видеть только прекрасное, а страшными картинами жизни нельзя ранить их душу.)
– А вы согласны с таким мнением? (Высказывания учащихся.)
– Что мы видим в четвертой части? (Картину завершения строительства. Гулянье, веселье народное.)
– Известно, что ученые-литературоведы расходятся в оценке позиции Н. А. Некрасова в последней части. Одни считают строфы, рисующие народное веселье, мрачными, потому что здесь поэт показывает готовность людей смиренно прощать своих закоренелых врагов. А другие литературоведы действительно видят веселье.
Давайте попытаемся найти ответ на вопрос в тексте стихотворения.
...Труды роковые кончены...
Мертвые в землю закрыты; больные
Скрыты в землянках...
– О чем свидетельствуют эти строки? (Мы видим, что труды окончены, но они повлекли за собой болезнь и смерть.)
– А какие строки, на ваш взгляд, содержат в себе нотки радости?
...С Богом, теперь по домам, – поздравляю!
Шапки долой – коли я говорю!
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимки дарю.
– Что такое недоимки, почему получились эти недоимки? Найдите ответ в тексте.
...Все заносили десятники в книжку –
Брал ли на баню, лежал ли больной...
– Человек был болен, но все равно должен был идти на эту каторжную работу. Это нормально? (Высказывания учащихся.)
– Картину ли радости мы видим в этой части? (Высказывания учащихся.)
4) – Перед нами иллюстрация картины К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» 1874 года и текст стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». Давайте попытаемся сравнить эти две работы.
Вопросы для сравнения:
– Какова главная мысль художника? Поэта?
– Какие краски выбрали поэт и художник для выражения своей основной мысли?
– Что мы видим на полотне художника и какие возникают при этом мысли и чувства?
– Видит ли К. А. Савицкий выход из данного положения?
– Какие картины рисует поэт в стихотворении, что за мысли и чувства вызывают у нас как читателей?
– Как природа помогает понять авторский замысел?
– Что сближает поэта и художника?
– Является ли картина К. А. Савицкого иллюстрацией к стихотворению «Железная дорога»?
5. Подведение итогов. Рефлексия
– Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение, – мысль народная. Именно своими думами о народе делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.
Мы поняли, что болеет за свой народ поэт не случайно: доля его тяжела. Но пафос стихотворения заключается в том, что поэт возмущен пассивностью народа, его долготерпением. Хотя понимает, что не так скоры по времени и просты пути, ведущие к «выпрямлению народа».
Однако Некрасов призывает «мужика уважать», особенно его труд, тяжелый, непосильный, изнурительный. Труд, как замечает Некрасов, тяжел, он уродует человека, но он необходим.
На примере строительства железной дороги Петербург – Москва можно понять, какая огромная работа произведена! И в то же время надо помнить, как велика цена преобразований в России! Труд завершен. Труд огромный, но созидательный, а не разрушительный. Поэтому и народ по праву следует назвать творцом, созидателем.
Цензура в свое время отчетливо поняла взрывную силу «Железной дороги», а история ее опубликования и искажений, которым она подверглась, только подчеркивают демократизм произведения и правильность линии, выбранной автором. Стихотворение «Железная дорога» остается и поныне актуальным и самым цитируемым произведением Некрасова, предсказавшего долгий путь к народному счастью.
Народность лирики Н. А. Некрасова позволяет говорить о нем как о поэте национального значения. Профессор, доктор филологических наук Ю. В. Лебедев писал: «В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил о “всемирной отзывчивости” русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни».
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Какой этап урока вызвал у вас особый интерес?
6. Д/з Выучить наизусть стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Учебный предмет: литератураКласс:6Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.Тема урока: Н.А.Некрасов...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Н. А. Некрасов. Стихотворение "Железная дорога". Картины подневольного труда".
Данный урок соответсвует УМК "Литература. 6 класс. Коровина В.Я."...
Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина подневольного труда.
Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога». Картина подневольного труда....