Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Цели урока:
1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть роль 1 главы в стихотворении.
2. Развивать умения и навыки, связанные с анализом лирического произведения.
3. Воспитывать интерес к истории своего народа, любовь к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_stihotvoreniyu_n.a.nekrasova_zheleznaya_doroga.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Трапезникова Е.В.
Конспект урока литературы в 6 классе
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865г.).
Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.
Цели урока:
1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть роль 1 главы в стихотворении.
2. Развивать умения и навыки, связанные с анализом лирического произведения.
3. Воспитывать интерес к истории своего народа, любовь к родной природе.
Оборудование:
- Текст стихотворения «Железная дорога».
- Грамзапись (Г. Свиридов «Тройка»).
- Репродукция картины К. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге».
Ход урока:
1. Поэтическая композиция «Дорога в стихах русских поэтов» на фоне приглушенной музыки Г. Свиридова «Тройка».
Читают три ученика (у доски):
1.Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит...
(А.С. Пушкин)
2.Выхожу один я на дорогу.
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит...
(М.Ю. Лермонтов)
3.Опять я на большой дороге,
Стихии вольный гражданин,
Опять в кочующей берлоге
Я думу думаю один.
Встают ли села предо мною,
Святыни скорби и труда,
Или с роскошной нищетою
В глазах пестреют города...
(П. Вяземский)
4.Как кони ни бегут – мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж –
Все степь да степь, за нивой снова нива.
«Зачем, ямщик, ты песен не поешь?»
(Я. Полонский)
5.Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
(И.С. Тургенев)
2. Слово учителя.
Эти стихи объединяет образ дороги. Это пушкинская зимняя дорога с монотонным пением ямщика да звоном колокольчика. Это пустынная дорога Лермонтова, открывающая просторы в звездную вечность. Это и грустные мысли, посещающие в дороге Тургенева.
Русские дороги… Бесконечные, утомительные... Недаром так много песен, сказок, былин да пословиц сложено русским народом о дороге, о дороженьке.
Уж по той ли по дороженьке по широкой
Еще шли - прошли солдаты новобраны,
Идучи они солдаты плачут,
Во слезах они дороженьки не видят.
Ты пойдешь, да мило дитятко,
Не в любимую да путь–дороженьку,
Не в любимую – во дальнюю,
Во дальнюю да во печальную...
Издавна дороженька у русского народа связывалась с горем и страданиями: по дороге молодых людей угоняли в рекруты (солдаты); по дороженьке уходили надолго мужики в город на заработки; по дороге пролегал скорбный путь в ссылку.
Неудивительно, что Николай Некрасов начал свой поэтический путь стихотворением «В дороге»:
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа...
А поэмой о странствиях по Руси мужиков–правдоискателей поэт завершил свое творчество.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков...
Сошлися и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси...
3. Запись темы, формулировка целей урока.
А сегодня мы начнем знакомиться со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога». Запишем тему урока. Мы прочитаем первую главу стихотворения, узнаем, какие реальные факты русской истории стали основой стихотворения «Железная дорога»; откроем для себя красоту и особенности некрасовского стиха.
4. Актуализация знаний учащихся.
На прошлом уроке мы знакомились с фрагментами биографии поэта, его стихами. Вспомните эпиграф прошлого урока. «Важно только одно,- говорил поэт, - любить народ, родину, служить им сердцем и душою». Дружил с крестьянскими детьми, любил деревенский быт, природу; в Грешневе, будучи ребенком, столкнулся с отрицательными проявлениями крепостного права.
5. Объяснение нового материала.
*Что такое эпиграф? Какова его роль? Прочитаем эпиграф к стихотворению «Железная дорога». Чем он необычен?
Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата), а здесь - живой разговор, который состоит из вопроса мальчика и ответа его отца-генерала. Ответ генерала таков, что поэт не может не вмешаться в их разговор.
*Что же возмутило автора в ответе отца?
6. Историко- бытовой комментарий (подготовленный учеником рассказ).
Россия середины XIX века. В стране строятся заводы, фабрики, железные дороги. Дымящие трубы заводов и паровозные трубки разбудили крестьянскую Русь. Завершается строительство железнодорожного полотна между Москвой и Петербургом (1843-1851), названного в честь императора Николая I Николаевской железной дорогой. Во главе строительства этой дороги царь поставил вельможу графа П.А. Клейнмихеля. Казнокрад и деспот, министр считал, что ему и только ему принадлежит честь и слава этого строительства. Из государственной казны разворовывались деньги, многие километры дороги были плохо укреплены, смелые люди того времени шутили: «Пусть первым по этой дороге проедет Клейнмихель, а вторым - царь».
На постройку дороги были согнаны десятки тысяч крестьян. Строительных машин, облегчающих труд людей, тогда не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь в сырых, холодных землянках. Если кто-то отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Было много больных, которые умирали часто там, где работали. На русских костях была построена эта дорога - так говорили в народе. И это была правда.
7. Чтение и анализ I главы «Славная осень!»
Все это припомнилось поэту, когда погожим осенним днем он ехал по железной дороге. Поезд весело стучал колесами, но Некрасов печально смотрел в окно: он не мог забыть о несчастной судьбе простых людей, строивших эту дорогу. Поэт рассказал о ней мальчику Ване, ехавшему с ним в одном вагоне.
Прочитаем первую главу стихотворения.
*Какие чувства (настроение) вызвало у вас описание «славной осени»?
*Что показалось вам особенным в этом пейзаже? Прекрасную осеннюю картину поэт создает самыми простыми красками. Воздух у Некрасова «здоровый, ядреный»(свежий), речка «студеная», лед «неокрепший», «как тающий сахар»; увянувшая трава напоминает мягкую постель, в которой можно выспаться.
*Какие чувства вызывает у поэта картина осени? Эта «славная осень» вливает в душу поэта бодрость, силы. Поэту все отрадно видеть: ковер из осенних листьев, морозные ночи, ясные дни, болота, кочки. Он восхищается красотой природы, глубоко любит свою родину.
Поэт нашел для своего описания самые безыскусные, «народные» слова, которые придали этому пейзажу удивительную красоту и убедительность:
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
*Почему «родимая», а не родная Русь, ведь это слова - синонимы? Поэт называет родину «родимой Русью» по-народному. Так в народных песнях пелось о матери. Матушка родимая - та, что родила тебя и вырастила. Немного позже Некрасов скажет в своей поэме «Матушка - Русь».
Прекрасная картина осени, природы, где «нет безобразья», сменяется другой: безобразия существуют в человеческих отношениях; муки простого народа кажутся еще более чудовищными на фоне этой благодатной природы.
Впервые образ железной дороги появляется в конце первой главы. Перечитываем последнюю строфу:
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.
*Понаблюдаем за фонетическим строем поэтической строки. Какие звуки повторяются? Какое впечатление они создают? Звуки [ч] и [у] создают у читателя и слушателя впечатление быстроты движения («лечу») и вместе с тем глубины и важности размышлений поэта («Думаю думу»).
*Как называется повторение в художественном тексте согласных, одинаковых или сходных? (аллитерация и ассонанс)
Знакомимся с новым приемом.
Ассонанс (с фр. «созвучие») - повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи.
8. Выразительное чтение стихотворения «Железная дорога» учениками.
9. Вывод, домашнее задание.
Итак, железная дорога, по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Но, любуясь красотой этой земли, поэт не может не думать о страданиях ее народа. Он не может не возразить на слова генерала, вынесенные в эпиграф стихотворения. Для генерала словно бы не существуют те тысячи крепостных крестьян, трудом которых построена дорога. И поэт расскажет юному пассажиру Ване правду о её строителях.
Домашнее задание:
1) Прочитать вторую часть стихотворения.
2) Выразительное чтение наизусть первой главы.
3) Знать понятие «ассонанс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""
В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...
"Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)
Представленная работа - конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн...
Конспект урока литературы ,11 класс по стихотворению Б.Пастернака "Февраль. Достать чернил и плакать!"
Урок является творческой лабораторией, с ипользованием проблемной, проектной технологии....
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...