Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Время создания произведения. Загадка эпиграфа. Анализ 1 главы стихотворения.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
1. Познакомить с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его позиции; показать место стихотворения «Железная дорога»
в творчестве поэта. Раскрыть роль и функции эпиграфа в художественном произведении. Дать учащимся на доступном уровне анализ лирического
произведения.
2. Развивать речь и мышление учащихся навыки выразительного чтения.
3. Воспитывать интерес к творчеству Некрасова, истории русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Время создания произведения. Загадка эпиграфа. Анализ 1 главы стихотворения.
Цели: 1. Познакомить с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить
главную тему его позиции; показать место стихотворения «Железная дорога»
в творчестве поэта. Раскрыть роль и функции эпиграфа в художественном
произведении. Дать учащимся на доступном уровне анализ лирического
произведения.
2. Развивать речь и мышление учащихся навыки выразительного чтения.
3. Воспитывать интерес к творчеству Некрасова, истории русского народа.
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Наглядность: 1. Презентация к уроку.
2. Репродукции картин, посвященных осени.
3.Репродукции картин Н. Самокиша «Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге», К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге», И.Глазунова «Рабочий люд»
4. Фонозапись стихотворения «Железная дорога» в исполнении мастера художественного слова С. Сазонтьева.
5. Карточки.
6. Выставка книг.
Ход урока.
Играет народная музыка.
I. Оргмомент.
Психологический настрой:
а) Осмотреть класс:
- Все готовы? Тогда начинаем.
б) Успокоить:
-Не волнуйтесь. Все хорошо, вы все знаете и помните, не волнуйтесь.
в) на компьютерной доске изображение неба:
- Пусть это небо, бело-голубые и голубые тучи, будут помогать вам и настраивать на работу.
Кадр 1
II. Объяснение нового материала.
1. Сообщение целей и целей урока.
Тема записана на доске и закрыта белыми листками. Виден только портрет.
- Какое у вас сегодня настроение ? Почему?
- Я буду называть букву, а вы на нее подберите прилагательное, которое показывает настроение, или то, что будете проявлять сегодня на уроке, как работать.
Н,Е,К,Р,А,С,О,В.
-Сегодня на уроке мы погружаемся в мир эмоций, хорошего настроения. Нам будут помогать эти слова. Посмотрите на первые буквы. С творчеством какого поэта мы будем знакомиться на уроке? (Некрасова)
Кадр 2
- Николай Алексеевич Некрасов. Что вызывает в памяти это имя?
- Какие произведения Некрасова изучали в 5 классе? («На волге», «Мороз, Красный нос»)
- О чем эти стихотворения? (О тяготах жизни простого народа)
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Н.А. Некрасов «Железная дорога»)
- Да, но кроме этого мы должны будем рассматривать время создания произведения,
понять загадку эпиграфа и проанализировать 1 главу.
Открывается тема урока.
- Запишите ее в тетрадь.
- Что должны будем понять и в чем разобраться? (Познакомиться с произведением, творчеством Некрасова, учиться серьезно читать, развивать речь, навыки выразительного чтения)
2. Вступительное слово учителя.
- Дома вы познакомились со статьей учебника о Некрасове.Что такое эпиграф? (Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью)
- Какова его роль? (Помочь читателю понять главную мысль произведения)
- Обратите внимание на эпиграф, который дан перед статьей. Прочтите его. Как понимаете эти слова?
- Какие дивные дива может творить труд? (то великое, что создает человек)
- Созидательный труд – радость, результат- диво. Недаром у русских людей много пословиц о труде.
- Что вспомнили и узнали нового о жизни Некрасова.
Презентация по статье.
Кадр 3-7
3) детство
4) отец
5) мать
6) учеба
7) произведения
- Сегодня мы расширим знания по теме.
Кадр 8
Россия середины 19 в.
а) Историко – бытовой комментарий.
- Чтобы лучше понять произведения, которые писал Некрасов, нужно познакомиться с Россией середины 19 в.
Доклад ученика. Материал дан перед уроком.
В странах строятся заводы, фабрики, железные дороги. Завершается строительство железнодорожного полотна между Москвой и Петербургом (1843-1851 гг.), названного в честь императора Николая I Николаевской железной дорогой. На построй1ку дороги были согласны десятки тысяч крестьян. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь. Много было больных, γ часто умирали там, где работали. «На русских костях была построена эта дорога», - так говорили в народе.
- Какая картина ярко отображает тяжелый, непосильный труд людей при строительстве железной дороги? (К.А.Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»)
Кадр 9
б) Легенды, связанные с дорогой.
Широкую известность получила легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к карте линейку и провел линию. Возле Бологого карандаш, который держала высочайшая рука, наткнулся на палец другой высочайшей руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнять. В итоге возникло железнодорожное полотно с таким изгибом.
- Зачем строили железную дорогу? (Быстрее можно попасть из одного города в другой)
- А что возводили около железной дороги? (Города)
- Одним из таких примеров является г. Унеча, который возник благодаря железной дороге
– А что знаете об образовании г. Унеча?
Кадр 10
- Рождение станции Унеча связано со строительством железнодорожной магистрали, соединившей два старинных города Брянск и Гомель. Об этом вы можете прочитать в книге «Моя тихая Родина»
- Когда Некрасов написал стихотворение «Железная дорога»? ( В 1862г)
- Познакомимся с его историей публикации стихотворения.
в) Историко-литературный комментарий.
Кадр 11
Доклад ученика. Материал дан перед уроком.
Весной 1865 г. новый император Александр II издал указ о некоторой свободе в печати – в газетах, журналах. Царский указ оказался на сквозь лживым. 11 ноября 1865 г. было напечатано стихотворение Некрасова «Железная дорога». Цензура усмотрела в этом произведении «строжайшую клевету, изложенную весьма звучными стихами». В действительности же, это стихотворение было примером величайшей правды. Что в России народный труд того времени был бесчеловечным, знали и видели многие, но Некрасов первый и единственный из русских поэтов сказал об этом во весь голос.
3. Переход к новому материалу
- Обратить внимание на эпиграф к стихотворению «Железная дорога».
Чем он необычен? (Эпиграф, как мы сказали ранее,- краткое изречение, а здесь живой разговор, который состоит из вопросов мальчика и ответов его отца – генерала)
- Что же возмутило автора в ответе отца, что этот разговор автор даже вынес в эпиграф?
- Кто назван строителем железной дороги?
- Так ли это?
- Кто такой Клейнмихель? Обратите внимание на сноску.
Кадр 12
«Строителем» железной дороги называется «Граф Петр Андреевич Клейнмихель», известный своей жестокостью начальник строительства.
- Кто же на самом деле строил железную дорогу? (Народ)
-Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками.
- Какое значение имеют ремарки? (По ремаркам мы можем судить об участниках
разговора)
- Что узнаем из ремарок? (Во что одеты)
- Во что одет Ваня? (В кучерский армячок)
- О чем это говорит? (Одежда народная, а он сын генерала)
- А почему он в такой одежде? (Может быть играет с детьми из народа, не
хочет выделяться среди них)
- А чем нравятся Ване дети из народа? (Дети из народа проще, нравственнее, ведут
себя человечнее)
- Как это характеризует Ваню? (Ваня чистый, еще неиспорчен. Именно поэтому автор и вмешивается в их разговор, хочет открыть Ване правду)
- Во что одет «папаша»? (В пальто на красной подкладке)
- Что это значит? (сноска!) генеральская шинель)
- Какое значение имеет эпиграф в этом произведении? (Эпиграф играет роль повода
для написания стихотворения. Стихотворение – отклик на
разговор, автор спорит с утверждением эпиграфа, что
дорогу построил «Граф П. А. Клейнмихель».
4. Анализ стихотворения (1 часть)
Кадр 1 (презентация №2)
- Сегодня на уроке мы проанализируем 1ч. стихотворения.
Послушайте фонозапись 1 ч. стихотворения «Железная дорога» в исполнении мастера художественного слова С. Сазонтьева.
- Что представляет собой картина, нарисованная в 1ч.? (Пейзаж, изображение осенней
природы)
- Какую картину представили в воображении? Опишите.
- Каким настроением проникнут пейзаж? (Настроение бодрости, ясности, покоя)
- Дважды повторяется восклицание «Славная осень!» Почему автор делает это?
( Восхищается природой)
- Настроение умиротворения подтверждается строкой из последней строфы 1ч.
«Все хорошо под сиянием лунным».
- Какие слова помогают передать радостное настроение? (Славная, здоровый, ядреный,
бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо)
- Какое слово выбивается из общего ряда? (Безобразие)
- Это слово- сигнал. Как звучит фраза полностью? ( «Нет безобразья в природе»)
- Природа чиста, прекрасна, а где безобразие? (Если его нет в природе, значит оно
среди людей)
- Хотя и безобразия хватает, но все это родимая Русь.
- Как рисует Некрасов образ Родины в 1 ч.?
Во-первых, это образ родной природы.
Во-вторых, для обозначения родины употреблено устаревшее название Русь.
В-третьих, эпитет «родимая» носит просторечный оттенок, выражает народное чувство.
- А кого называют родимой? ( Маму, землю-кормилицу)
- Так в народных средствах пелось о матери и родной земле. Матушка родимая – та, кто родила тебя и вырастила. А Родина- это мама для всех, это родимая земля.
- Пейзаж Некрасова поэтичен, но эта поэзия особого рода.
- Назовите эпитеты. (Славная, здоровый, ядреный, усталые, студеной, морозные, ясные)
- Если кто-то забыл значение терминов, у вас на парте лежит памятка. Можно посмотреть и вспомнить.
- Найдите метафоры. (Воздух усталые силы бодрит; быстро лечу я по рельсам чугунным)
- Найдите сравнения. (Лед словно сахар; около леса, как в мягкой постели; листья как
ковер)
- А стихотворение наполнено звуками? Какими?
(1 строфа – здоровый, ядреный, бодрит.
[з], [д], [р], [б])
- Что слышим? (Вкус здорового воздуха, легкий морозец, свежесть)
- А вот я услышала….
1 строфа – лед неокрепший на речке студеной
[т], [к], [р], [ш], [ч], [с], [ж]- хруст снега
2 строфа – около леса, как в мягкой постели.
[с], [х], [т] –шум трав, шелест листьев, словно постельное белье
шуршит.
3 строфа – ясные, тихие
[с], [т], [х] – покой, умиротворенность
- Повтор одинаковых согласных звуков называется аллитерация. Обратите внимание на памятку, там дано определение.
- Найдите инверсию. (Быстро лесу я по…)
- Обратимся к синтаксису. Автор использует многоточие. С какой целью?
(Позволяет читателю додумать)
- 1-е многоточие – Ясные, тихие дни…
Почему автор поставил многоточие? (Можно продолжить ряд элементов, каждый
представит свои)
2-е многоточие – Всюду родимую Русь узнаю….
(Автор видит ее, можно продолжить то, что автор видит)
3-е многоточие – Думаю думу свою…
(Настраивает на дальнейшее восприятие стихотворения)
- Какая картина возникает в последней строфе, две последние строки? (Образ ж.д.)
- Какой главный звук повторяется в этих строчках? [у]
- Повтор одинаковых главных звуков называется ассонанс.
- Что создает этот звук? (У читателя и слушателя создается впечатление быстроты
движения («лечу»), т вместе с тем глубины и важности
размышления поэта («думаю думу…»)
- Все изобразительно-выразительные средства, которые повторили и с которыми познакомились на уроке, пригодятся вам при сдаче экзамена в старшем звене.
5. Конкурс выразительного чтения.
- Сегодня ребята читали исторические справки, это проза. А сейчас проведем конкурс выразительное чтение лирики. Попробуем выявить лучшего артиста, мастера художественного слова.
- Кто хочет проявить свое актерское мастерство и прочитать 1ч. произведения?
- Катя будет читать, остальные- члены жюри. Вы внимательно будете слушать. На памятке №2 даны критерии оценки выразительности чтения, вы должны будете оценить чтение товарища.
- Оцените чтение товарища. Что было, а чего не хватало?
- Конкурс продолжите дома, в семейной обстановке, прочтите стихотворение родителям, а они пусть вас оценят по критериям выразительности, которые вы заберете домой. Может быть, чьи-то мама, сестра, брат, папа захотят поучаствовать в конкурсе, а оцените их вы.
6. Итог.
- Таким образом, ж.д., по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Он не может не возразить на слова генерала. И поэт расскажет юному
пассажиру Ване правду о ее строителях в остальных частях.
- Мы должны быть благодарны ее строителям. Железная дорога- дорога жизни, свет в конце туннеля. Но при этом знать , что железнодорожное полотно – зона повышенной опасности. Вам нужно это помнить и вести себя осторожно.
7. Рефлексия.
Кадр 2 (презентация №2)
- Испытали ли мы настроение слов, названных в начале урока?
- Получилось ли у нас быть необычными, естественными…
- Если кто- то заинтересовался творчеством Некрасова, хочет узнать больше о его жизни, в вашей библиотеке можно взять вот такие книги.
Анализ выставки книг
Выставление оценок.
III. Домашнее задание.
1) В. 3,4,5, стр. 242;
2) найти средства выразительности во 2ч. стихотворения.
3) Выразительное чтение
4) Дополнительное задание: ответить на вопросы:
а) о чем и как рассказал мне писатель?
б) почему стихотворение посвящается детям? В.8
в) перечитайте 3 последние четверостишия 2ч.
Что позволяет поэту верить в лучшее будущее?
С каким чувством говорит поэт о будущем России? В.6.
Дополнительное задание на карточках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
Цели урока: закрепление умения выразительно читать лирические произведения; формирование умения определять основную мысль произведения, его художественные особенности....
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Учебный предмет: литератураКласс:6Автор УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.: Просвещение, 2013.Тема урока: Н.А.Некрасов...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по теме "Н. А. Некрасов. Стихотворение "Железная дорога". Картины подневольного труда".
Данный урок соответсвует УМК "Литература. 6 класс. Коровина В.Я."...
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»...
Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.
Цели урока: 1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...
Методическая разработка урока по литературе "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"
Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. ...
Н.А. Некрасов. Главная тема творчества. Стихотворение «Железная дорога»
конспект к уроку...