Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Время создания произведения. Загадка эпиграфа. Анализ 1 главы стихотворения.
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Иваненко Татьяна Александровна

1. Познакомить с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить главную тему его позиции; показать место стихотворения  «Железная дорога»

    в творчестве поэта. Раскрыть роль и функции эпиграфа в художественном  произведении. Дать учащимся на доступном уровне анализ лирического

    произведения.

2. Развивать речь и мышление учащихся навыки выразительного чтения.

3. Воспитывать интерес к творчеству Некрасова, истории русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Время создания произведения. Загадка эпиграфа. Анализ 1 главы стихотворения.

Цели: 1. Познакомить с важными вехами детства и юности Некрасова; обозначить

               главную тему его позиции; показать место стихотворения  «Железная дорога»

               в творчестве поэта. Раскрыть роль и функции эпиграфа в художественном

               произведении. Дать учащимся на доступном уровне анализ лирического

               произведения.

           2. Развивать речь и мышление учащихся навыки выразительного чтения.

           3. Воспитывать интерес к творчеству Некрасова, истории русского народа.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Наглядность: 1. Презентация к уроку.

                                  2. Репродукции картин, посвященных осени.

                                  3.Репродукции картин Н. Самокиша «Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге», К.А. Савицкого  «Ремонтные работы на железной дороге», И.Глазунова  «Рабочий люд»

                                  4. Фонозапись стихотворения «Железная дорога» в исполнении мастера художественного слова С. Сазонтьева.

                                  5. Карточки.

                                  6. Выставка книг.

                                         Ход урока.

      Играет народная музыка.

I. Оргмомент.

      Психологический настрой:    

а) Осмотреть класс:

 - Все готовы?  Тогда начинаем.

б) Успокоить:

-Не волнуйтесь. Все хорошо, вы все знаете и помните, не волнуйтесь.

 в) на компьютерной доске изображение неба:

 - Пусть это небо, бело-голубые и голубые тучи, будут помогать вам  и настраивать на работу.

Кадр 1  

II.  Объяснение  нового материала.

       1. Сообщение целей и целей урока.

Тема записана на доске и закрыта белыми листками. Виден только портрет.

- Какое у вас сегодня настроение ?  Почему?

- Я буду называть букву, а вы на нее подберите прилагательное, которое  показывает настроение, или то, что будете проявлять сегодня на уроке, как работать.

Н,Е,К,Р,А,С,О,В.

-Сегодня на уроке мы погружаемся в мир эмоций, хорошего настроения. Нам будут помогать эти слова. Посмотрите на первые буквы. С творчеством какого поэта мы будем знакомиться на уроке?                              (Некрасова)

Кадр 2  

- Николай Алексеевич Некрасов. Что вызывает в памяти это имя?

- Какие произведения Некрасова изучали в 5 классе?   («На волге», «Мороз, Красный нос»)

- О чем эти стихотворения?                                            (О тяготах жизни простого народа)

- Попробуйте сформулировать тему урока.                    (Н.А. Некрасов «Железная дорога»)

  - Да, но кроме этого мы должны будем рассматривать время создания произведения,

  понять загадку эпиграфа и проанализировать 1 главу.

                                        Открывается тема урока.

- Запишите ее в тетрадь.

- Что должны будем понять и в чем разобраться?    (Познакомиться с произведением, творчеством Некрасова, учиться серьезно читать, развивать речь, навыки выразительного чтения)

          2. Вступительное слово учителя.

- Дома вы познакомились со статьей учебника о Некрасове.Что такое эпиграф?   (Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью)

- Какова его роль?                    (Помочь читателю понять главную мысль произведения) 

- Обратите внимание на эпиграф, который дан перед статьей. Прочтите его. Как понимаете эти слова?

- Какие дивные дива может творить труд?                   (то великое, что создает человек)

- Созидательный труд – радость, результат- диво. Недаром у русских людей много пословиц о труде.

- Что вспомнили и узнали нового о жизни Некрасова.

                             

                                      Презентация по статье.

Кадр 3-7  

                 

                       3) детство

                       4) отец

                       5) мать

                       6) учеба

                       7) произведения

 - Сегодня мы расширим знания по теме.

 Кадр 8 

     Россия середины 19 в.

            а) Историко – бытовой комментарий.

- Чтобы лучше понять произведения, которые писал Некрасов, нужно познакомиться с Россией середины 19 в.

Доклад ученика. Материал дан перед уроком.

В странах строятся заводы, фабрики, железные дороги. Завершается строительство железнодорожного полотна между Москвой и Петербургом (1843-1851 гг.), названного в честь императора Николая I Николаевской железной дорогой. На построй1ку дороги были согласны десятки тысяч крестьян. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они  впроголодь. Много было больных,  γ часто умирали там, где работали. «На русских костях была построена эта дорога», - так говорили в народе.

- Какая картина ярко отображает тяжелый, непосильный труд людей при строительстве железной дороги?                       (К.А.Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»)

  Кадр 9  

           б) Легенды, связанные с дорогой.

Широкую известность получила легенда о том, что император лично давал указание, как и где проложить дорогу: император приложил к  карте линейку и провел линию. Возле Бологого карандаш, который держала высочайшая рука, наткнулся на палец  другой высочайшей руки и прочертил изгиб. Императорское решение надлежало выполнять. В итоге возникло железнодорожное полотно с таким изгибом.

- Зачем строили железную дорогу?    (Быстрее можно попасть из одного города в другой)

- А что возводили около железной дороги?                          (Города)

- Одним из таких примеров является г. Унеча, который  возник благодаря железной дороге

– А что знаете об образовании г. Унеча?

Кадр 10  

 -  Рождение станции Унеча связано со строительством железнодорожной магистрали, соединившей два старинных города Брянск и Гомель. Об этом вы можете прочитать в книге «Моя тихая Родина»

- Когда Некрасов написал стихотворение «Железная дорога»?             ( В 1862г)

- Познакомимся с его историей публикации стихотворения.

                         в) Историко-литературный комментарий.

Кадр 11  

Доклад ученика. Материал дан перед уроком.

Весной 1865 г. новый император Александр II издал указ о некоторой свободе в печати – в газетах, журналах. Царский указ оказался на сквозь лживым. 11 ноября 1865 г. было напечатано стихотворение Некрасова «Железная дорога». Цензура усмотрела в этом произведении «строжайшую клевету, изложенную весьма звучными стихами». В действительности же, это стихотворение было примером величайшей правды. Что в России  народный труд того времени был бесчеловечным, знали и видели многие, но Некрасов первый и единственный из русских поэтов сказал об этом во весь голос.

                                      3. Переход к новому материалу

- Обратить внимание на эпиграф к стихотворению «Железная дорога».

   Чем он необычен?     (Эпиграф, как мы сказали ранее,- краткое изречение, а здесь живой  разговор, который состоит из вопросов мальчика и ответов его отца – генерала)

- Что же возмутило автора в ответе отца, что этот разговор автор даже вынес в эпиграф?

- Кто назван строителем железной дороги?

- Так ли это?

- Кто такой Клейнмихель? Обратите внимание на сноску.

Кадр 12  

«Строителем» железной дороги называется «Граф Петр Андреевич Клейнмихель», известный своей жестокостью начальник строительства.

- Кто же на самом деле строил железную дорогу?                                (Народ)

-Этот разговор построен как сцена из пьесы: обозначены действующие лица, их реплики предваряются авторскими ремарками.

-  Какое значение имеют ремарки?          (По ремаркам мы можем судить об участниках

                                                                         разговора)

- Что узнаем из ремарок?                          (Во что одеты)

- Во что одет Ваня?                                   (В кучерский армячок)

- О чем это говорит?                                 (Одежда народная, а он сын генерала)

- А почему он в такой одежде?              (Может быть играет с детьми из  народа, не  

                                                                    хочет выделяться среди них)

  - А чем нравятся Ване дети из народа?        (Дети из народа проще, нравственнее, ведут  

                                                                             себя человечнее)

- Как это характеризует Ваню?                (Ваня чистый, еще неиспорчен. Именно поэтому  автор и вмешивается в их разговор, хочет открыть Ване правду)

- Во что одет «папаша»?                          (В пальто на красной подкладке)

- Что это значит?                                      (сноска!) генеральская шинель)

- Какое значение имеет эпиграф в этом произведении? (Эпиграф играет роль повода

                                            для написания стихотворения. Стихотворение – отклик на

                                            разговор, автор спорит с утверждением эпиграфа, что

                                             дорогу построил «Граф П. А. Клейнмихель».

                                4. Анализ стихотворения (1 часть)

Кадр 1 (презентация №2)  

- Сегодня на уроке мы проанализируем 1ч. стихотворения.  

   Послушайте фонозапись 1 ч. стихотворения  «Железная дорога» в исполнении мастера художественного слова С. Сазонтьева.

- Что представляет собой картина, нарисованная в 1ч.?     (Пейзаж, изображение осенней  

                                     природы)

- Какую картину представили в воображении? Опишите.

- Каким настроением проникнут пейзаж?                (Настроение бодрости, ясности, покоя)

- Дважды повторяется восклицание «Славная осень!» Почему автор делает это?

                                                                                       ( Восхищается природой)

- Настроение умиротворения подтверждается строкой из последней строфы 1ч.

         «Все хорошо под сиянием лунным».

- Какие слова помогают передать радостное настроение? (Славная, здоровый, ядреный,

                                                                                бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо)

- Какое слово выбивается из общего ряда?                           (Безобразие)

- Это слово- сигнал. Как звучит фраза полностью?              ( «Нет безобразья в природе»)

- Природа чиста, прекрасна, а где безобразие?       (Если его нет в природе, значит оно  

                             среди людей)

- Хотя и безобразия хватает, но все это родимая Русь.

- Как рисует Некрасов образ Родины в 1 ч.?

  Во-первых, это образ родной природы.

  Во-вторых, для обозначения родины употреблено устаревшее название Русь.

  В-третьих, эпитет «родимая» носит просторечный оттенок, выражает народное чувство.

- А кого называют родимой?                                            ( Маму, землю-кормилицу)

- Так в народных средствах пелось о матери и родной земле. Матушка родимая – та, кто родила тебя и вырастила. А Родина- это мама для всех, это родимая земля.

- Пейзаж Некрасова поэтичен, но эта поэзия особого рода.

- Назовите эпитеты. (Славная, здоровый, ядреный, усталые, студеной, морозные, ясные)

- Если кто-то забыл значение терминов, у вас на парте лежит памятка. Можно посмотреть и вспомнить.

- Найдите метафоры. (Воздух усталые силы бодрит; быстро лечу я по рельсам чугунным)

- Найдите сравнения. (Лед словно сахар; около леса, как в мягкой постели; листья как  

                                      ковер)

- А стихотворение наполнено звуками? Какими?

                                    (1 строфа – здоровый, ядреный, бодрит.

                                       [з], [д], [р], [б])

- Что слышим?          (Вкус здорового воздуха, легкий морозец, свежесть)

- А вот я услышала….

                                    1 строфа – лед неокрепший на речке студеной

                                    [т], [к], [р], [ш], [ч], [с], [ж]- хруст снега

                                   2 строфа – около леса, как в мягкой постели.

                                   [с], [х], [т] –шум трав, шелест листьев, словно постельное белье

                                                       шуршит.

                                  3 строфа – ясные, тихие

                                 [с], [т], [х] – покой, умиротворенность

- Повтор одинаковых согласных звуков называется аллитерация. Обратите внимание на памятку, там дано определение.

- Найдите инверсию.                  (Быстро лесу   я   по…)

- Обратимся к синтаксису. Автор использует многоточие.  С какой целью?                                

                                                                            (Позволяет  читателю додумать)

- 1-е многоточие – Ясные, тихие дни…

  Почему автор поставил многоточие?           (Можно продолжить ряд элементов, каждый    

                          представит свои)

  2-е многоточие – Всюду родимую Русь узнаю….

                                (Автор видит ее, можно продолжить то, что автор видит)

  3-е многоточие – Думаю думу свою…

                                (Настраивает на дальнейшее восприятие стихотворения)

- Какая картина возникает в последней строфе, две последние строки?  (Образ ж.д.)

- Какой главный звук повторяется в этих строчках?                                  [у]

- Повтор одинаковых главных звуков называется ассонанс.

- Что создает этот звук?  (У читателя и слушателя создается впечатление быстроты

                                           движения («лечу»), т вместе с тем глубины и важности

                                           размышления поэта («думаю думу…»)

- Все изобразительно-выразительные средства, которые повторили и с которыми познакомились на уроке, пригодятся вам при сдаче экзамена в старшем звене.

                       5. Конкурс выразительного чтения.

- Сегодня ребята читали исторические справки, это проза. А сейчас проведем конкурс выразительное чтение лирики. Попробуем выявить лучшего артиста, мастера художественного слова.

- Кто хочет проявить свое актерское мастерство и прочитать 1ч. произведения?

- Катя будет читать, остальные- члены жюри. Вы внимательно будете слушать. На памятке №2 даны критерии оценки выразительности чтения, вы должны будете оценить чтение товарища.

- Оцените чтение товарища. Что было, а чего не хватало?

- Конкурс продолжите дома, в семейной обстановке, прочтите стихотворение родителям, а они пусть вас оценят по критериям выразительности, которые вы заберете домой. Может быть, чьи-то мама, сестра, брат, папа захотят поучаствовать в конкурсе, а оцените их вы.

                             6. Итог.

- Таким образом, ж.д., по которой едет поэт, становится поэтическим образом его родной земли, родины. Он не может не возразить на слова генерала. И поэт расскажет юному

 пассажиру Ване правду о ее строителях в остальных частях.

- Мы должны быть благодарны ее строителям. Железная дорога- дорога жизни, свет в конце туннеля. Но при этом знать , что железнодорожное полотно – зона повышенной опасности. Вам нужно это помнить и вести себя осторожно.

                                  7. Рефлексия.

Кадр 2 (презентация №2)

- Испытали ли мы настроение слов, названных в начале урока?

- Получилось ли у нас быть необычными, естественными…

- Если кто- то заинтересовался творчеством Некрасова, хочет узнать больше о его жизни, в вашей библиотеке можно взять вот такие книги.

Анализ выставки книг

Выставление оценок.

III. Домашнее задание.

1) В. 3,4,5, стр. 242;

2) найти средства выразительности во 2ч. стихотворения.

3) Выразительное чтение

4) Дополнительное задание: ответить на вопросы:

                                             а) о чем и как рассказал мне писатель?

                                             б) почему стихотворение посвящается детям? В.8

                                             в) перечитайте 3 последние четверостишия 2ч.

                                                 Что позволяет поэту верить в лучшее будущее?

                                                 С каким чувством говорит поэт о будущем России? В.6.

Дополнительное задание на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А. НЕКРАСОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Цели урока: закрепление умения выразительно читать лирические произ­ведения; формирование умения определять основную мысль произве­дения, его художественные особенности....

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

Учебный  предмет:  литератураКласс:6Автор  УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2013.Тема урока: Н.А.Некрасов...

Конспект урока литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога»(1865 г.). Загадка эпиграфа. Роль пейзажа в стихотворении.

Цели урока:        1. Начать знакомство со стихотворением Н.А. Некрасова «Железная дорога»; дать историко-бытовой комментарий к стихотворению, раскрыть р...

Методическая разработка урока по литературе "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"

Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. ...