Методическая разработка внеклассного мероприятия "Его величество Русский язык"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов «Его величество Русский язык» разработано с целью освоения культурных ценностей русского народа, привития учащимся чувства патриотического достоинства за свой народ, родной язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия "Его величество Русский язык" | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов
«Его величество Русский язык»
Разработала материал: Скорикова А.В.-учитель русского языка и литературы
Цель мероприятия: освоение культурных ценностей русского народа, привитие учащимся чувства патриотического достоинства.
Ведущий: Начинаем мероприятие, посвященное русскому языку: « Его величество Русский язык».( слайд)
Под звуки классической музыки звучат поэтические строки в форме речитатива ( выступают учащиеся, декламация сопровождается слайдами):
1. Белеет парус одинокий (слайд)
В тумане моря голубом …
( М. Лермонтов)
2. Не жалею, не зову, не плачу, (слайд)
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым …
( С.Есенин)
3. Осенняя пора, очей очарованье, (слайд)
Приятна мне твоя прощальная краса…(слайд)
( А.Пушкин)
4. Моя родина- ива над крышею, (слайд)
Моё счастье- родная земля …
( М.Рязанов)
Ведущий ( учитель русского языка):
«Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» ( А.Н.Толстой). На русском языке говорили Пушкин (слайд) и Толстой (слайд), Лермонтов( слайд) и Тургенев (слайд), Чехов (слайд) и Некрасов…( слайд). Создавались великолепные творения русской литературы. На русском языке говорим мы с вами. (слайд)
О, великий, могучий русский язык! Тебе сегодня мы посвящаем это мероприятие!
Ведущий ( ученик):
-Ребята, вы хотите узнать откуда берёт начало устная речь и письменность? Сегодня мы совершим путешествие в глубь веков, узнаем о том, как зарождалась письменность, как появилась русская азбука. Вы сможете стать участниками литературного конкурса, узнать много нового и интересного. А поможет нам в этом наш учёный совет - учитель истории, преподаватель русского языка и литературы и просто талантливая молодёжь- учащиеся нашей школы. Чтобы путешествие прошло успешно, повторяйте за мной слова: «Путь к познанию истины лежит через родной язык». А сейчас в путь!
( Звучат голоса леса, речи, птиц)
Ведущий ( учитель истории):
- Когда-то в давние-давние времена люди не умели разговаривать. Они занимались добычей пищи, постройкой жилья в одиночку. Поэтому жизнь их была трудной: голодной, холодной и однообразной. А вокруг было столько орехов, ягод, грибов, диких животных, в реках и озёрах водилось много рыбы! Но как рассказать об этом друг-другу? Появился язык жестов и звуков.
Сценка (дети)
Люди, одетые в шкуры, сидят вокруг костра. Слышатся междометия :
- «Ай !»- ребёнок обжёгся огнём.
- «Ух!» - охотник швырнул наземь только что убитого на охоте оленя.
- «Ого!»- вырвалось у дочери охотника, увидевшей какого большого оленя принёс её отец.
Люди исполняют движения чем-то похожие на ритуальный танец под сопровождение звуков.
Мимо проходит медведь, оставляет след от своих когтей на камне.
Люди, улюлюкая, указывают на знаки.
Ведущий ( учитель истории):
- Увидев на камнях следы зверей, у людей возникла мысль передавать свои мысли через знаки. Они высекали на камнях, на стенах пещер разные рисунки, так обращаясь к людям других племён, богу и духам.
Ведущий ( учитель русского языка):
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти; (слайд)
Дальше шли изображенья
Неба, звёзд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Выходит ученик в костюме первобытного человека с рисунком, на котором изображены птица, мышь, лягушка и стрела.
Ученик говорит:
- Я хочу послать письмо другому племени ( читает по рисункам):
« Если вы не улетите, как птицы, в небеса, не скроетесь, как мыши в землю, не ускачете, подобно лягушкам в озёра, то падёте под ударами наших стрел» ( сворачивает свиток, кладёт под камень)
Выходит другой ученик ( представитель другого племени) читает письмо:
« Мы желаем вам быть зоркими, как птицы, быстрыми, как мыши, проворными, как лягушки и сильными, как стрелы».
Ведущий ( учитель истории):
-Действительно, такое письмо люди разных племён понимали по-разному, но это был первый путь людей к письменности.
Ведущий (учитель русского языка) ведёт диалог со зрителем:
- Как вы думаете, ребята, сколько же надо было нарисовать рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что люди хотели друг другу сказать? Много, очень много. Но мысли и чувства, то, что глазами не увидишь, передать было не- возможно…И вот тогда-то, ребята, и появился язык других знаков, которые называются иероглифы ( слайд) .В толковом словаре слово « иероглиф» толкуется так: « священное письмо на камне». Каждый иероглиф обозначал определённое слово. (слайд).У каждого народа были свои языки и свои иероглифы. А сейчас я расскажу вам легенду о том, почему люди стали говорить на разных языках. Когда-то в давние времени жили люди, которые говорили на одном языке. Они владели всей землёй, но для полного счастья им не хватало владеть и небом. И тогда решили они выстроить огромную башню, чтобы она доставала до Неба.(слайд) Шестьсот тысяч человек начали строить эту башню. Они работали сообща и день, и ночь 42 года подряд. Когда Бог увидел, что башня поднялась чуть не до небес, он послал на Землю семьдесят ангелов, чтобы разбить людей на группы и дать им разные языки. Так люди стали говорить на новых языках.
- А сейчас вы узнаете, как появилась русская азбука.
Ведущий ученик:
Я в энциклопедии прочитал, что алфавит, которым мы сейчас пользуемся был создан более 1000 лет назад братьями Кириллом и Мефодием. (слайд) Каждой букве было дано название: а –аз, б-буки, в-веди, г-глаголь, д-добро).
Ведущий ( учитель истории):
- Совершенно верно. Появлению русской азбуки мы обязаны Кириллу и Мефодию, которые жили в далёкие времена на берегу Эгейского моря, там, где начинались земли славян- наших предков. Азбука получила название «Кириллица».
Ведущий ( учитель русского языка):
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.(слайд)
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Тускло мерцает свеча в маленькой келье, а летописец ведёт неторопливый рассказ о походах русских дружин, о подвигах, сражениях и славе .( слайд)
( звучит опера Мусоргского « Борис Годунов».
- Велик и могуч русский язык! А сколько в народе мудрых мыслей!
- Давайте вместе прочитаем народные пословицы: ( слайд)
«Ученье -свет, а неученье -тьма»
«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
« Грамоте учиться всегда пригодится»
Ведущий ( ученик):
А вот как учили грамоте на Руси вы сейчас узнаете и увидите.( слайд)
Дети входят в хату, рассаживаются по местам. Входит учитель, обращается к детям:
- Откройте азбуковник, читайте наказ:
Ученики читают хором:
- « Пхания друг друга и бития, и резвого бегания, и каменновержения, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас».
С места встают ученики ( по очереди):
-В школу мы пришли затемно, с семи утра, а заниматься будем до «вечерни». Сегодня я должен вызубрить азбуку.
- А мне учитель задал читать « Часослов»- книгу молитв.
- А мне надо прописать наставления.
Учитель:
- Поди ко мне, сын мой!( обращается к ученику, проверяет письменную работу)
- Зри прилежно, внимай разумно, пиши неспешно, прочитай неложно.
Ведущий ( учитель русского языка):
В старину учились дети,
Приходили на рассвете.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
( звучит музыка П.И.Чайковского)
А в наше время учатся грамоте и мальчики, и девочки. И хотя трудно порой им даётся грамматика, но всё же азы её постигают. А проверить насколько ребята овладели русским языком мы сможем с помощью литературного конкурса.
Л и т е р а т у р н ы й к о н к у р с: (слайд)
1. «Найди слова- сорняки» (слайд) ( задание для всех зрителей; тот, кто правильно ответил -получает орден)
Ну на Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы значит и поговорки так сказать.
Проверка: ( слайд)
2. Конкурс чтецов: (слайд)( приглашаются три участника)
Задание: прочитать своё любимое стихотворение
3. Конкурс « Напиши письмо другу» (слайд)( задание для двоих участников)
В стародавние времена писали письма перьями. Перо сначала очищали в раскалённом песке, затем обрезали под углом и затачивали. Писали перьями не в тетрадях, а на дощечках, которые клали на колени. Писать пером занятие не из лёгких. Кто попробует?
4. Конкурс вежливых слов ( слайд)
Задание: назвать как можно больше вежливых слов ( задание для всех зрителей)
Прочитать хором волшебные слова ( слайд):
Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, будьте добры
5.Литературная разминка ( слайд)
По сказкам А.С.Пушкина: (слайд)
- Из какой сказки слова: « Буду служить тебе славно, усердно и исправно»?
Ответ: Сказка о попе и о работнике его Балде ( слайд)
- С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? ( слайд)
Ответ: Свет, мой, зеркальце, скажи…( слайд)
-Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» ? ( слайд)
Ответ: Жил старик со своею старухой у самого синего моря.( слайд)
Продолжи пословицы:
- В гостях хорошо…( слайд)
Ответ: а дома лучше ( слайд)
- Старый друг лучше…( слайд)
Ответ: новых двух ( слайд)
- По одёжке встречают…( слайд)
Ответ: по уму провожают ( слайд)
- На чужой каравай…( слайд)
Ответ: рот не разевай ( слайд)
- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу? К какой басне И.А.Крылова подходит эта пословица? (« Стрекоза и муравей», « Муха и пчела»)
Что означают выражения( слайд):
Бить баклуши ( Ответ: ничего не делать, бездельничать)
Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками.
Кустари били баклуши- делали деревянные заготовки, из которых ложкари выдалбливали ложки. Бить баклуши считалась самой легкой работой, поэтому её выполнял подмастерье.
Выполнять работу, спустя рукава ( слайд) Ответ: работать плохо, с ленью
В далёкие времена русские люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин рукава были 95 см длины, у женщин-140 см.Чтобы дело спорилось рукава надо было засучить. О людях, которые работают нехотя, медленно, говорят- работает «спустя рукава»
- Какой общий смысл этих выражений?
Заключение
-Русский народ свято чтит свои традиции, а те, кто живут на Кубани- кубанского народа.( слайд)
Конкурс: «Растолкуй слово»
( В корзине находятся предметы: полотенце, платочек, лук, свёкла, мужская рубашка, плётка, туфли)
Задание: соотнести предметы по названиям.
Рушник- полотенце, хусточка- платочек, цибуля- лук, буряк- свёкла, косоворотка-рубашка, нагайка- плётка, чувяки- туфли
Ведущий ( учитель русского языка):
- Русский язык является самым чистым, живым, богатым языком. Он развивался и стал таким благодаря нашей русской культуре, а также благодаря бережному отношению народа к своим истокам. О, великий, могучий, русский язык!
Ведущий 1 ученик:
-Без русского языка я не смог бы прочитать множество книг, узнать много нового о жизни!
Ведущий 2 ученик:
- Без русского языка я не смогла бы овладеть школьными знаниями, которые мне пригодятся в будущем.
Ведущий ( учитель истории):
-Без русского языка вы не смогли бы узнать историю наших предков, историю нашей Родины
Ведущий ( учитель русского языка):
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямо,
И каждый вздох понятен мне на нём …
Он мне родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них.( слайд)
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья-
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык-
Я онемею.
Утратив русский-
Стану я глухой.
( Т.Зумакулова)
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дружите с русским языком, любите свой родной язык, бережно сохраняйте языковую культуру своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов
Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5-6 классов...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...
методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистический турнир. Я - редактор"
Данный материал представляет собой презентацию для внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Представленные материалы - это задания на исправление лексических, грамматических, орф...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 8 классе, КВН
Развлекательная игра-КВН в рамках проведения предметной недели по русскому языкуц и литературы...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"
В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в форме конкурса - игры,проходящей в рамках Недели русского языка в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»
Внеклассное занятие "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...