Методическая разработка внеклассного мероприятия "Его величество Русский язык"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов «Его величество Русский язык» разработано с целью освоения культурных ценностей русского народа, привития учащимся чувства патриотического достоинства за свой народ, родной язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

                       Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов

                                  «Его величество Русский язык»

Разработала материал: Скорикова А.В.-учитель русского языка и литературы

Цель мероприятия: освоение культурных ценностей русского народа, привитие учащимся чувства патриотического достоинства.

Ведущий: Начинаем мероприятие, посвященное русскому языку: « Его величество Русский язык».( слайд)

       Под звуки классической музыки звучат  поэтические строки в форме речитатива ( выступают учащиеся, декламация сопровождается слайдами):

               1. Белеет парус одинокий (слайд)

                   В тумане моря голубом …

                                                                 ( М. Лермонтов)

               2. Не жалею, не зову, не плачу, (слайд)

                   Всё пройдёт, как с белых яблонь дым …

                                                     ( С.Есенин)  

               3. Осенняя пора, очей очарованье, (слайд)

                   Приятна мне твоя прощальная краса…(слайд)

                                                                      ( А.Пушкин)

4. Моя родина- ива над крышею, (слайд)

    Моё счастье- родная земля …    

                                                       ( М.Рязанов)

    Ведущий ( учитель русского языка):

    «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего» ( А.Н.Толстой). На русском языке говорили Пушкин (слайд) и Толстой (слайд), Лермонтов( слайд) и Тургенев (слайд), Чехов (слайд) и Некрасов…( слайд). Создавались великолепные творения русской литературы. На русском языке говорим мы с вами. (слайд)

О, великий, могучий русский язык! Тебе сегодня мы посвящаем это мероприятие!

     Ведущий ( ученик):

     -Ребята, вы хотите узнать  откуда берёт начало устная речь и письменность? Сегодня мы совершим путешествие в глубь веков, узнаем о том, как зарождалась письменность, как появилась русская азбука. Вы сможете стать участниками литературного конкурса, узнать много нового и интересного. А поможет нам в этом  наш  учёный совет - учитель истории, преподаватель русского языка и литературы  и просто талантливая молодёжь-  учащиеся нашей школы. Чтобы путешествие прошло успешно, повторяйте за мной слова: «Путь к познанию истины лежит через родной язык». А сейчас  в путь!

  ( Звучат голоса леса, речи, птиц)

   Ведущий ( учитель истории):

- Когда-то в давние-давние времена люди не умели разговаривать. Они занимались добычей пищи, постройкой жилья в одиночку. Поэтому жизнь их была трудной: голодной, холодной и однообразной. А вокруг было столько орехов, ягод, грибов, диких животных, в реках и озёрах водилось много рыбы! Но как  рассказать об этом друг-другу? Появился язык жестов и звуков.

  Сценка (дети)

  Люди, одетые в шкуры, сидят вокруг костра. Слышатся междометия :

- «Ай !»- ребёнок обжёгся огнём.

- «Ух!» - охотник швырнул наземь только что убитого на охоте оленя.

- «Ого!»- вырвалось у дочери охотника, увидевшей какого большого оленя принёс её отец.

Люди исполняют движения чем-то похожие на ритуальный  танец под сопровождение звуков.

Мимо проходит медведь, оставляет след от своих когтей на камне.

Люди, улюлюкая, указывают на знаки.

   Ведущий ( учитель истории):

-  Увидев на камнях следы зверей, у людей возникла мысль передавать свои мысли  через знаки. Они высекали на камнях, на стенах пещер разные рисунки, так обращаясь к людям других племён, богу и духам.

  Ведущий ( учитель русского языка):

                                                Белый круг был знаком жизни,

                                                Чёрный круг был знаком смерти; (слайд)

                                                Дальше шли изображенья

                                                Неба, звёзд, луны и солнца,

                                                Вод, лесов и горных высей,

                                                И всего, что населяет

                                                Землю вместе с человеком.

      Выходит ученик в костюме первобытного человека с рисунком, на котором изображены   птица, мышь, лягушка и стрела.

Ученик говорит:

- Я хочу послать письмо другому племени ( читает по рисункам):

 « Если вы не улетите, как птицы, в небеса, не скроетесь, как мыши в землю, не ускачете, подобно лягушкам в озёра, то падёте под ударами наших стрел» ( сворачивает свиток, кладёт под камень)

      Выходит другой ученик ( представитель другого племени) читает письмо:      

« Мы желаем вам быть зоркими, как птицы, быстрыми, как мыши, проворными, как лягушки и сильными, как стрелы».

Ведущий ( учитель истории):

-Действительно, такое письмо люди разных племён понимали по-разному,  но это был первый путь людей к письменности.

Ведущий (учитель русского языка) ведёт диалог со зрителем:

- Как вы думаете, ребята, сколько же надо было нарисовать рисунков, чтобы обозначить всё, что окружает людей, и всё, что люди хотели  друг другу сказать? Много, очень много. Но мысли и чувства, то, что глазами не увидишь, передать было не- возможно…И вот тогда-то, ребята, и появился язык других знаков, которые называются иероглифы ( слайд) .В толковом словаре слово « иероглиф» толкуется так:    « священное письмо на камне». Каждый иероглиф обозначал определённое слово. (слайд).У каждого народа были свои языки и свои иероглифы. А сейчас я расскажу вам легенду о том, почему люди стали говорить на разных языках. Когда-то в давние времени жили люди, которые говорили на одном языке. Они  владели всей землёй, но для полного счастья им не хватало владеть и небом. И тогда решили они выстроить огромную башню, чтобы она доставала до Неба.(слайд) Шестьсот тысяч человек начали строить эту башню. Они работали сообща и день, и ночь 42 года подряд. Когда Бог увидел, что башня поднялась чуть не до небес, он послал на Землю семьдесят ангелов, чтобы разбить людей на группы и дать им разные языки. Так люди стали говорить на новых языках.

  - А сейчас вы узнаете, как появилась русская азбука.

Ведущий ученик:

     Я в энциклопедии прочитал, что алфавит, которым мы сейчас пользуемся был создан более 1000 лет назад братьями Кириллом и Мефодием. (слайд) Каждой букве было дано название: а –аз, б-буки, в-веди, г-глаголь, д-добро).

Ведущий ( учитель истории):

- Совершенно верно. Появлению русской азбуки мы обязаны Кириллу и Мефодию, которые жили в далёкие времена на берегу Эгейского моря, там, где начинались земли славян- наших предков. Азбука получила название «Кириллица».

Ведущий ( учитель русского языка):

                                   В монастырской келье узкой,

                                   В четырёх глухих стенах

                                   О земле о древнерусской

                                   Быль записывал монах.(слайд)

                                   Он писал зимой и летом,

                                   Озаренный тусклым светом.

                                   Он писал из года в год

                                   Про великий наш народ.

Тускло мерцает свеча в маленькой келье, а летописец ведёт неторопливый рассказ о походах русских дружин, о подвигах,  сражениях и  славе .( слайд)

( звучит опера Мусоргского « Борис Годунов». 

- Велик и могуч русский язык! А сколько в народе  мудрых мыслей!

- Давайте вместе прочитаем народные пословицы: ( слайд)

«Ученье -свет, а неученье -тьма»

«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»

« Грамоте учиться всегда пригодится»

Ведущий ( ученик):

 А вот как учили грамоте на Руси вы сейчас узнаете и увидите.( слайд)

 Дети входят в хату, рассаживаются по местам. Входит учитель, обращается к детям:

- Откройте азбуковник, читайте наказ:

Ученики читают хором:

- « Пхания друг друга и бития, и резвого бегания, и каменновержения, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится у вас».

С места встают  ученики ( по очереди):

-В школу мы пришли затемно, с семи утра, а заниматься будем до «вечерни». Сегодня я должен вызубрить азбуку.

- А мне учитель задал читать « Часослов»- книгу молитв.

- А мне надо прописать наставления.

Учитель:

- Поди ко мне, сын мой!( обращается к ученику, проверяет письменную работу) 

- Зри прилежно, внимай разумно, пиши неспешно, прочитай неложно.

Ведущий ( учитель русского языка):

                                                В старину учились дети,

                                                Приходили на рассвете.

                                                И учитель для науки

                                                По субботам их порол.

                                               

                                                Обучались лишь мальчишки.

                                                Дьяк с указкою в руке

                                                Нараспев читал им книжки

                                                На славянском языке.

( звучит музыка П.И.Чайковского)

А в наше время учатся грамоте и мальчики, и девочки. И хотя  трудно порой им даётся грамматика, но  всё же азы её постигают. А проверить насколько ребята овладели русским языком мы сможем с помощью литературного конкурса.

                                         Л и т е р а т у р н ы й   к о н к у р с: (слайд)

1. «Найди слова- сорняки» (слайд) ( задание для всех зрителей; тот, кто правильно ответил -получает орден)

Ну на Кубани существует богатая устная народная традиция. Это мудрые пословицы значит и поговорки так сказать.

Проверка: ( слайд)

                         

 2. Конкурс чтецов: (слайд)( приглашаются три участника)

Задание: прочитать своё любимое стихотворение

 

3. Конкурс « Напиши письмо другу» (слайд)( задание для двоих участников)

В стародавние времена писали письма перьями. Перо сначала очищали в раскалённом песке, затем обрезали под углом и затачивали. Писали перьями не в тетрадях, а на дощечках, которые клали на колени. Писать пером занятие не из лёгких. Кто попробует?

4. Конкурс вежливых слов ( слайд)

Задание: назвать как можно больше вежливых слов ( задание для всех зрителей)

Прочитать хором волшебные слова ( слайд):

Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, будьте добры

5.Литературная разминка ( слайд)

По сказкам А.С.Пушкина: (слайд)

- Из какой сказки слова: « Буду служить тебе славно, усердно и исправно»?

Ответ: Сказка о попе и о работнике его Балде ( слайд)

- С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу? ( слайд)

Ответ: Свет, мой, зеркальце, скажи…( слайд)

-Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» ? ( слайд)

Ответ: Жил старик со своею старухой у самого синего моря.( слайд)

Продолжи пословицы:

- В гостях хорошо…( слайд)

Ответ: а дома лучше ( слайд)

- Старый друг лучше…( слайд)

Ответ: новых двух ( слайд)

- По одёжке встречают…( слайд)

Ответ: по уму провожают ( слайд)

- На чужой каравай…( слайд)

Ответ: рот не разевай ( слайд)

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу? К какой басне И.А.Крылова подходит эта пословица? (« Стрекоза и муравей», « Муха и пчела»)

Что означают выражения( слайд):

Бить баклуши ( Ответ: ничего не делать, бездельничать)

Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками.

Кустари били баклуши- делали деревянные заготовки, из которых ложкари выдалбливали ложки. Бить баклуши считалась самой легкой работой, поэтому её выполнял подмастерье.

Выполнять работу,  спустя рукава ( слайд) Ответ: работать плохо, с ленью

В далёкие времена русские люди носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин рукава были 95 см длины, у женщин-140 см.Чтобы дело спорилось рукава надо было засучить. О людях, которые работают нехотя, медленно, говорят- работает «спустя рукава»

- Какой общий смысл этих выражений?

                                             

Заключение

 -Русский народ свято чтит свои традиции, а те, кто живут на Кубани- кубанского народа.( слайд) 

Конкурс: «Растолкуй слово»

( В корзине находятся предметы: полотенце, платочек, лук, свёкла, мужская рубашка, плётка, туфли)

Задание: соотнести предметы по названиям.

Рушник- полотенце, хусточка- платочек, цибуля- лук, буряк- свёкла, косоворотка-рубашка, нагайка- плётка, чувяки- туфли

Ведущий ( учитель русского языка):

- Русский язык является  самым чистым, живым, богатым языком. Он развивался и стал таким благодаря  нашей русской культуре, а также благодаря бережному отношению народа к своим истокам. О, великий, могучий, русский язык!

Ведущий 1 ученик:

-Без русского языка я не смог бы прочитать множество книг, узнать много нового о жизни!

Ведущий 2 ученик:

- Без русского языка я не смогла бы овладеть школьными знаниями, которые мне пригодятся в будущем.

Ведущий ( учитель истории):

-Без русского языка вы  не смогли бы узнать историю наших предков, историю нашей Родины

Ведущий ( учитель русского языка):

                                                 Родной язык!

                                                 Он с детства мне знаком,

                                                 На нём впервые я сказала «мама»,

                                                 На нём клялась я в верности упрямо,

                                                 И каждый вздох понятен мне на нём …

                                                 Он мне родной,

                                                 Люблю язык я русский,

                                                 Он нужен мне, как небо, каждый миг.

                                                 На нём живые, трепетные чувства

                                                 Открылись мне,

                                                 И мир открылся в них.( слайд)

                                                 Я поняла на русском слово «счастье»,

                                                 Большое счастье жить в большой стране.

                                                 С ним не боюсь я горя и ненастья-

                                                 С ним не сгорю я ни в каком огне…

                                                 Текут две речки в сердце, не мелея,

                                                 Становятся единою рекой…

                                                 Забыв родной язык-

                                                 Я онемею.

                                                 Утратив русский-

                                                 Стану я глухой.

                                                                                          ( Т.Зумакулова)

- Ребята, вам понравилось наше путешествие?

  Дружите с русским языком, любите свой родной язык, бережно сохраняйте языковую культуру своего народа.

                                         

   

             

               

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5-6 классов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Лингвистический турнир. Я - редактор"

Данный материал представляет собой презентацию для внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 класса. Представленные материалы  - это задания на исправление лексических, грамматических, орф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 8 классе, КВН

Развлекательная игра-КВН в рамках проведения предметной недели по русскому языкуц и литературы...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Мы за чистоту русской речи!"

В разработке представлен материал для выступления на тему "Мы за чистоту русского языка!", призывающий беречь свой язык, не засорять его словами - паразитами, жаргонизмами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Мы дружны с русским языком!»

Внеклассное занятие   "Мы дружны с русским языком!" предназначено для учащихся 5-6 классов и может быть использовано в рамках "Недели русского языка и литературы".Это уро...