ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
статья на тему
Традиции – это наследие, которое передается из поколения в поколение.
Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой. Одним из частей традиции является фольклор.
Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_folklora_v_natsionalnoy_literature.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Лукашенко,учитель родного(мокшанского) языкаи мордовской литературы МБОУ «Сузгарьевская СОШ», Рузаевского муниципального района.
ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.
Традиции – это наследие, которое передается из поколения в поколение.
Слово «традиция» является существительным женского рода, при необходимости его можно заменить на понятия обычай, устой. Одним из частей традиции является фольклор.
Фольклор – это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек и т.д. Он формируется путем передачи определенных знаний из поколения в поколение и в конечном счете может представлять собой как оконченное творческое (устное, музыкальное) произведение, так и его задатки. Характерным признаком фольклора и его определяющей чертой является коллективность творчества. К фольклору относятся:
- Лирические произведения. К ним относят частушки и различные песни (например, любовные и семейные песни).
- Драматические произведения. Под данным видом фольклора подразумевают такие произведения, которые есть в литературе. К ним относят сказки и разного рода легенды.
- Эпические произведения. Для такого вида жанра характерно наличие повествования от лица автора. Они могут быть самыми разными по объёму. Например, существуют как крупные эпические произведения (сказы, былины и т.д.), так и небольшие (пословицы и поговорки).
Устное народное творчество, порожденное народом и отражающее жизнь, обладает большой силой эстетического воздействия и прекрасным средством патриотического и нравственного воспитания. В образах эпического творчества воплощена жизненная сила народа, его вера в победу над всеми враждебными силами. Мы бережно храним эпос народов нашей страны как драгоценное наследство и передаем его новым поколениям. Велика роль эпических песен, сказаний в формировании литературы и искусства ранее бесписьменного мордовского народа. Несомненно тот факт, творчество таких мордовских писателей, как П.С.Кириллов, А.Д.Куторкин, Я.Я.Кулдуркаев и известного композитора Л.П.Кирюкова и др. во многом выросло на традициях национального эпоса, его поэтических образов и напевов.
Мордва умело пели. Пели они в будни и праздники. В каждую песню народ вкладывал душу, смысл. Значительное место занимают песни мифологического и сказочного содержания. В песне «Стирява» (Девушка-женщина) вошли сказочные события: девушка выходит замуж за сына бога- Молнию (Ёндол) и будет жить на небе. Девушка на небе, в семье Громовика, вынуждена скрывать свои слезы и душевные переживания. Здесь ярко выражен протест женщин против патриархальных семейных отношений. Еще большее место в национальной литературе занимают песни исторического характера, в которых запечатлены конкретные события, названия, имена конкретных лиц: представителей народных восстаний, представителей высшей государственной власти. Они близки к сказкам. К историческим песням, которые изучаются в родной литературе относятся, например «Шаткинань паксясь» («Шаткинское поле»), «Ушмань Байкась». В песне «Ушмань Байкась» отображается борьба народа против монголо-татарского ига и рассказывается о парне по имени Байка, которого захватили в плен татаро-монголы (ногайхне). Также ряд песен о вождях антикрепостнического движения - о Емельяне Пугачеве, Степане Разине.
В жанр народно – песенного творчества входит частушка. Она является живым и доступным средством выражения народом своих мыслей, чувств, настроения.
Козк кштима комотень, Благослови, Господь Бог. Мес аф кштимс, мес аф морамс, Али эряфозе плоф? | Я пошла плясать вприпрыжку, Благослови, Всевышний. Что не петь, что не плясать, Или жизнь моя плоха? |
Особенностью мордовского фольклора в национальной литературе является то, что прозаические произведения (сказки волшебно –фантастические, сказки о животных) могут иметь песенные параллели: песни-сказки, песни-предания. Сказки прежде всего нравоучительны. Отрицательные персонажи, воплощающие коварство, зависть, злость и т.д. наказываются, разоблачаются, а положительные, олицетворяющие трудолюбие, гуманность и прочее, выходят победителями, часто наделяются бессмертием. В сказке «Юртай» главный герой Юртай несет положительный образ, поэтому в конце сказки он является победителем над злом. Еще одним примером служит сказка «Сабан-богатырь», в котором дан образ национального героя, удивившего всех своей силой.
Одним из древних сказок является сказка о мачехе и падчерице «Равжа нуланя» (Чёрная тряпочка), где падчерица была унижена и гонима мачехой. Но в конце сказки добро и справедливость восторжествовали.
К эпосу, но с большим отличием от эпических и лирических, относятся пословицы и поговорки. Они бессюжетны, просты, кратки и выразительны по форме, метки и мудры по содержанию. Мордовские пословицы, как и у других народов, созданы и создаются народом. Причем они возникают из источников.
- Пословицы, которые сочинены кем-то
- Пословицы, выделившиеся из фольклорных произведений.
«Эрят-эрят – ризфка няят, кулат-покой муят, сембонь эзда туят» («Живешь, живешь и горя наживешь, умрешь – от всего уйдешь»), «Кяжсь цебярь аф тии» («Зло добра не делает»).
Из числа легенд в национальной литературе у мордвов древнейшими являются мифы о мироздании, которые повествуют об образовании Земли, возникновении суши, воды, света. Первоначальное возникновение связываются в них с образами трех рыб-сестер. Переход к земледелию отразился в знаменитых песнях-мифах «Соколт-ракшат»( «Сокол и конь»), в которых земледелие символизируется в образе коня , одержавшего в соревнованиях полную победу над соколом.Эти песни свидетельствуют о высоких идеалах трудового народа- творца эпоса.В чем соперничают сокол и конь? Каждый из них отстаивает своё право быть кормильцем и слугой народа.
Следующим является загадка – один из жанров фольклора. Загадка –
это краткое, иносказательное описание предмета, который нужно разгадать.
Ащи озада атяня, Лангсонза сяда платьяне. Кие сонь кайсефтьсы, Сянь и явсефтьсы. | Сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. |
Одной из сложных задач в национальной литературе является задача выделения из фольклорных произведений памятников народного эпоса, которые имеют автора. Заслуживает внимание эпическое произведение Я.Я.Кулдуркаева «Эрьмезь», где главный герой наделен не только силой, но и умением складывать дружественные отношения между нациями. В продолжении хочу вспомнить В.К. Радаева. Он назвал свое творение «Сияжар» - именем героя эпических песен и сказаний. Произведение построено на сказаниях героического содержания, где повествуется о борьбе мордвы против иноземных врагов.
Я попробовала представить циклы, характерные для эпического и лиро-эпического творчества мордвы, которые изучаются по родной литературе в школьной программе. Наш народ собрал и сберег до наших дней большое богатство фольклора, где ярко показаны мысли, нравственные идеалы, история. Среди простого народа нашлись талантливые люди, которые умело рассказывали сказки, пели песни, слагали легенды. Эти произведения передавались из уст в уста и традиционно сохранились до наших дней.
Литература
1. Кавтаськина Л.С. Устное поэтическое творчество мордовского народа/Л.С.Кавтаськина.- Саранск, 1963.- С.5-22
2. 1.Кавтаськина Л.С. Устное поэтическое творчество мордовского народа/Л.С.Кавтаськина.- Саранск, 1969.- т.5- С.240
3. Шуляев А.Д. Народть мяляфтомац пефтома (Память народа безгранична)/ А.Д.Шуляев.-Саранск, 1993.-С.253
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ кошки в Мифологии, фольклоре и русской литературе
Данная тема интересна для учащихся 5-11 классов.На уроке прослеживается роль кошки в мифологии, фольклоре и русской литературе.Занимательно переплетение мифов, сказок, авторских произведений.Основные ...
фото с мероприятия,посвящённого традициям и обычаям национальностей села
фотография школьного мероприятия...
Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...
7 класс. Фольклор и древнерусская литература. Проверочная работа (тест)
7 класс. Фольклор и древнерусская литература. Проверочная работа (прогр. под ред. В.Я. Коровиной)...
Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....
Презентация к выступлению. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
Презентация к выступлению на научно-практической конференции из опыта учителя о традициях семейного воспитания....
Контрольная работа по литературе по теме "Фольклор и древнерусская литература"
Проверка знаний обучающихся...