"Согласные твердые и мягкие"
план-конспект урока (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_15.docx | 107.67 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСНЫЕ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ, ПАРНЫЕ И НЕПАРНЫЕ.
МЯГКИЙ ЗНАК ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
Цель деятельности учителя | Актуализировать и восстановить знания о принципе деления согласных звуков на твердые и мягкие; парных и непарных согласных по твердости-мягкости, способах обозначения мягкости согласных на письме; отработать умения применять правило постановки мягкого знака для обозначения мягкости согласных |
Тип урока | Урок систематизации ЗУН |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать особенности образования согласных звуков, их состав, смыслоразличительную роль согласных звуков, пары согласных по твердости–мягкости, а также непарные согласные; элементы транскрипции ([’]), роль ь для обозначения мягкости согласных, правило употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; уметь различать согласные звуки по твердости-мягкости; называть пары согласных по твердости-мягкости, а также непарные согласные, различать в словах твердые и мягкие согласные; определять, какие буквы сигнализируют на письме о мягкости предшествующего согласного; использовать скороговорки для овладения правильным произношением некоторых звуков, находить в словах мягкий согласный, употреблять ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания; пользоваться орфографическим словарем, разграничивать слова с ь для обозначения мягкости согласного, ь в неопределенной форме глагола и разделительным ь. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества |
Методы и формы | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность | Формы | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Вступительное слово. Вот книжки на столе, а вот – тетрадки, Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный – Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции | Листы обратной связи |
2. Актуализация | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации или иллюстраций. Эвристическая беседа по теме урока | – Назовите изображенных животных. – Назовите каждую пару предметов*. – Выделите первый звук в словах каждой пары. Чем они различаются? Какие слова начинаются с твердых согласных звуков? В каком слове первый согласный мягкий? – Назовите изображенное животное. Произнесите согласные звуки в этом слове. Перед каким гласным звуком согласный мягкий? – Кто изображен на рисунке? Выделите в этом слове согласные звуки. Мягкие они или твердые? Как Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя) | Смотрят презентацию или рассматривают иллюстрации, воспринимают Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
3. Выявление места | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | – Как обозначена на письме мягкость каждого из названных нами согласных? (Мягкость согласных обозначается на письме гласными буквами и, е, ё, ю, я или ь.) Прочитайте шуточное стихотворение. На слайде: Мягкий знак – хитрый знак, Не сказать его никак: Он не произносится, Но в слово часто просится. Е. Измайлов – Приведите примеры слов, в которых пишется ь. – Запишите пять-шесть таких слов. Отметьте в них буквы на месте мягких согласных звуков | Отвечают на вопросы, выполняют задание | Индивидуальная, групповая | Познавательные: устанавливают причинно-следствен-ные связи, делают Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы | Устные ответы |
Физкультминутка | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей! | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | ||
4. Целе-полагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с заданием, эвристическая беседа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Объясните значение выделенных слов. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные. мать дом рысь сталь лазурь сын лань забор морс фасоль июль июнь январь мост – Сравните, сколько в словах звуков и сколько букв. (В словах с мягким знаком звуков меньше, чем букв.) – Объясните, почему в словах с мягким знаком звуков меньше, чем букв. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, он не дает звука.) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Знакомятся с заданием, слушают учителя, под руководством учителя работают над заданием. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явле- | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одно-классниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану | Вопросы для уточнения информации |
5. Твор-ческая практическая деятель-ность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Организация рабочего места. Письменная работа по группам | – Запишите предложения правильно. Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки. Трещит на морозе (ели). (Медведи) не бродит по лесу. Спит в берлоге лохматый (звери). Тихо скрипнула (двери). Вышел лесной (сторожа). – В каком числе стоят слова в скобках? Как вы их изменили? – Объясните, почему изменилось количество слогов Задание по группам: – Составьте (пользуясь материалом упр. 448, 454) карточки для своих товарищей из других групп с предложениями, в которых есть слова, где произношение последнего согласного звука не совпадает с его обозначением на письме. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Работают с заданием | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Коммуникативные:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Выполнение письмен-ной работы |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием | Обобщение на практике. Проверка | Организует анализ работы групп, обсуждение полученных карточек. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Изучают карточки с заданиями, формулируют соб-ственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками выполняют задания, делают вывод о роли мягкого знака для обозначения мягкости согласных | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | Листы обратной связи |
7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эта-лону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения | 1. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. 2. Прочитайте рассказ. Андр..ше подар..ли кот..нка. Кол.. и Андр..ша играют с ним. У М..рзика б..лые л..пки и т..мный н..сик. Он л..бит – Какие буквы пропущены в словах? – Спишите рассказ, вставляя пропущенные буквы. Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Выполняют упр. 277, 278, 279, 280, 303, 305, 306 (по выбору) | Индивидуальная, групповая | Личностные: оценивают содержаниес нравственно-этической позиции. Познавательные: Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану | Письмен-ные работы |
8. Включение в систему знаний и повторение | Проверка Обобщение полученных | – Подчеркните буквы, которые стоят на месте мягких согласных звуков. – Сделайте вывод: как же обозначается мягкость согласных на письме? Вывод: мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком (ь) или гласными буквами е, ё, ю, я | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Оцени-вание работы учащихся на уроке |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | – Что нового узнали на уроке? – Какие трудности у вас появлялись в процессе – Как вы их преодолевали? – Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? – Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Оцени-вание работы учащихся на уроке. Листы обратной |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация в уроку "Согласные твердые и мягкие"
В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...
Конспект урока русского языка на тему "Согласные твердые и мягкие"
В ходе данного урока ребята смогут повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развить навык характеристики согласных звуков по твердости-мягкости, закрепить умение строить текст...
Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные звуки I ...
Урок русского языка в 5 классе по теме согласные твердые и мягкие.
Урок русского языка в 5 классе по теме согласные твердые и мягкие...
Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие
План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...
Урок русского языка в 5 классе на тему "Согласные твердые и мягкие"
Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;развивать навык характеристики согласных звуков по твердости- мягкости, закрепить умение строить текст; развивать речь обучающи...
Урок в 5 классе." Согласные твердые и мягкие"
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Согласные твёрдые и мягкие"...