Интегрированный урок по истории и литературе
методическая разработка (11 класс) по теме

Нанарова Оксана Александровна

Урок рассчитан на 2 часа и  проводится  при изучении внешней и внутренней политики 70-80-х годов ХХ века. В ходе урока изучается афганская революция, причины развязывания и ход войны. События войны рассматриваются на примере воспоминаний участников военных событий, изучается повесть Николая Иванова «Гроза над Гиндукушем», используется фрагмент фильма Федора Бондарчука «9 рота» (о народе Афганистана). В ходе изучения материала учащиеся выполняют коллективную творческую работу «Молодое поколение против войны и терроризма». Итогом изучения данной темы является написание сочинения «Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». (Л. Н. Толстой ). (По одному или нескольким произведениям литературы ХХ века.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_istorii_i_literature.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                        

  1. Методическая разработка

интегрированного урока по истории и литературе

Тема урока:    «Известная и неизвестная война»

Цели урока:

Обучающие цели:

Сформировать представление об уровне исторического развития Афганистана накануне революции 1978-1979 гг. Ответить на вопрос: зачем и кому нужна была афганская война? Попытаться проанализировать изнаночную сторону этой войны, в первую очередь, что принесла она нам, русским? Знакомство с произведениями Н.Иванова, С.Алексиевич.

  Выработать собственную точку зрения на причины и события афганской войны, выявить нравственные и психологические проблемы героев произведения.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • Формировать исследовательские навыки при работе с документальной повестью как с письменным историческим источником.
  • Создать условия  для выработки собственной точки зрения на причины и события афганской войны.
  • Формировать творческое мышление, наблюдательность, чувство коллективной ответственности.
  • Развивать интерес к чтению художественной литературы.

Воспитательные цели:

  • Выявить нравственные и психологические проблемы героев произведений.
  • Воспитывать гражданственность.
  • Воспитывать глубокое уважение к памяти погибших.

  1. Тип урока: межпредметный историко – литературный урок

Методы проведения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа, развитие речи, развитие логического мышления.

Место проведения: класс с интерактивным оборудованием

Оборудование и оснащение урока: 

  • Презентация
  • Запись песен об Афганистане
  • Отрывок из фильма  Ф. Бондарчука «9 рота»

  1. Ход урока

I. Организационный момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка явки учащихся.
  3. Подготовка учащихся к уроку.

Тема урока: «Известная и неизвестная война».

                          II.Актуализация знаний.

  1. Введение в тему

  Учитель истории. Русская Земля! Матушка, кормилица!

  Защита родной земли – долг и честь тех, кого она взрастила.

 Но  бывает, что защитников ее  часто используют  для удовлетворения политических амбиций руководства страны, и связанные присягой командиры и рядовые принимают смерть в самых дальних уголках планеты.

  Одним из таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. А между тем эта война стоила нашему народу 50 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести.

  1. Учитель литературы. Итак, тема нашего интегрированного урока истории и литературы – «Известная и неизвестная война». (слайд 1)

Цели урока: 1. Выработать собственную точку зрения на причины и события афганской войны.2. Показать отражение исторических событий в художественной литературе. 3. Выявить нравственные и психологические проблемы героев повести Н.Иванова «Гроза над Гиндукушем».

Учитель истории. В ходе урока мы должны с вами ответить на вопросы:                               1.Зачем и кому нужна была афганская война?

2.Какие нравственные ценности вырабатывала война?

3.Почему люди, вернувшиеся с войны, оказались лишними?

  1. По ходу урока учащиеся делают записи в тетради

III. Формирование новых знаний.

Учитель литературы. Сегодняшний урок построен на воспоминаниях тех людей, кто прошёл эту войну и остался жив, на основании документов и постановлений правительства, о которых долгое время умалчивалось, да и сейчас не особо принято говорить. Мы обратимся к художественным произведениям, которые отражают не просто события истории нашей страны, но и раскрывают обычаи, культуру афганского народа.

Учитель истории. Обратимся к истории войны. В конце 70-х годов на место дряхлеющего генерального секретаря Брежнева Л.И. метил набравший силу председатель КГБ Ю.В.Андропов. Его взгляд всё чаще обращался на Афганистан, в котором начинались народные волнения. Короткий удар через эту страну на ослабленные хаосом и исламской революцией Иран и Пакистан, и СССР мгновенно выходит к незамерзающим водам Индийского океана и к мировым запасам нефти.                                                                                            Учащийся даёт краткую характеристику развития Афганистана в 70-е годы ХХ века: 27 апреля 1978 г. в Афганистане произошёл коммунистический переворот, который люди Андропова готовили в течение нескольких лет. Демократическое правительство Мухамеда Дауда было свергнуто одной из коммунистических фракций под названием «Демократическая Народная Партия Афганистана», и президентом стал прямой агент Москвы Тараки. Его правительство, действуя по методике «единственно верного учения», сразу же приступило к расстрелам, сносу мечетей и массовой экспроприации. Ответом было всенародное восстание. 14 сентября 1979 года. Премьер-министр нового режима Амин пристрелил Тараки, а себя объявил президентом. Тараки был убит в тот момент, когда готовился подписать призыв к СССР прислать на помощь войска. Амин пытался  убедить Москву, что с восстанием он справиться сам. Это сразу срывало планы Андропова. Маршал Устинов заверил, что через две недели наведёт полный порядок в Афганистане. Брежнев поставил условие, чтобы обязательно было обращение к СССР с призывом о военной помощи. Амин был неумолим. Он отказывался о вводе какой-либо иностранной армии на территорию своей страны, а уж тем более призывать вторжение.

Учитель истории. Итак, толчок дальнейшему развитию вооружённого конфликта в Афганистане был дан в апреле 1978 года. Произошла революция, которая повлекла за собой Гражданскую войну, серию переворотов, развал экономики и политическую нестабильность. Эти последствия зародили сомнения в том, что революция была своевременной, назревшей. Появились разные точки зрения, перечёркивающие её завоевания и утверждающие, что события 1978 года нельзя именовать революцией.

  Ниже мы приведём несколько документов. Давайте попытаемся по ним представить и оценить события 1979 года в Афганистане, внешнюю политику Советского Союза.

 

 Учащийся   зачитывает отрывок из газеты «Правда» от 23.12.79г. «В последнее время западные… средства массовой информации распространяют заведомо инспирированные слухи о некоем «вмешательстве» СССР во внутренние дела Афганистана. Дело доходит до утверждения, что на территорию Афганистана будто бы введены советские «боевые части». Всё это разумеется, чистейшей воды вымысел».

                ( Ю. В. Тухаринова, первый командир 40-й армии, генерал-полковник.  Воспоминание.) (В этой роли выступает 1 из учащихся.)(слайды 4, 5)

   «Подготовка к вводу советских войск в Афганистан осуществлялась в полной согласованности с руководством этой страны. Накануне перехода частями границы я вылетел в Кундуз. Встречал меня начальник оперативного  управления генерального штаба ДРА генерал-майор  Бабаджан, специально прибывший по этому случаю из Кабула. Была еще встреча с Абдуллой Амином, осуществлявшим общее руководство северными провинциями Афганистана. Встречи носили официальный, рабочий характер. Речь на них шла о размещении наших войск.        

     Переходя границу, мы не намерены были ввязываться в боевые действия с отрядами противников режима, считалось, что само присутствие наших войск отрезвит мятежников. Наша военная помощь расценивалась тогда больше как моральный фактор поддержки народной власти.

     Наши военные колонны с радушием встретил афганский народ. Я хочу однозначно сказать об этом. Кое-кто сегодня с недоверием, с усмешкой говорит о первых субботниках, встречах дружбы, взаимном посещении делегаций... Но так было. Другое дело, что в дальнейшем ситуация изменилась. О причинах этого – разговор особый».

Учитель истории. Кабул, 27 декабря 1979 года. (слайды 7, 8)

        В столицу Афганистана входили советские войска. В этот момент 20 тысяч советских солдат уже выполняли «свой интернациональный долг». 24 декабря спецчасти КГБ захватили дворец Х.Амина, президента Афганистана, достаточно лояльно настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к Китаю. Амин был убит. Посаженный с советской помощью президент Б.Кармаль одобрил ввод советских войск в Афганистан соответствующим «приглашением». Такое непродуманное решение о вводе войск было принято келейно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Л.И. Брежневым (Д.Ф.Устинов, Ю.В.Андропов, А.А. Громыко). Об этом даже некоторые члены правительства узнали из газет, не говоря уже обо всём народе.

Учащиеся делают записи в тетради по истории.

Учащиеся зачитывают воспоминания.

 Из воспиминаний генерала армии И.Г.Павловского, главнокомандующего Сухопутными войсками, заместителя министра обороны: «В Афганистане соперничали различные группировки… партии, их борьбу обостряла племенная рознь. Агрессия из вне в тот момент республике не грозила…Я отправил в Москву шифровку: «Вводить войска нецелесообразно»… По реакции Д.Ф.Устинова понял, Москва не доверяет Амину.

Л.И.Брежнев, из выступления на ХХYI съезде КПСС (1981 г.): Империализм развязал настоящую необъявленную войну против афганской революции. Это создало прямую угрозу безопасности наших южных границ. Такое положение вынудило нас оказать военную помощь, о которой просила дружественная страна».

        Слайд 9 (ЦК НДПРА) – зачитывает учащийся

                        Из обращения  ЦК НДПА

        «В своей справедливой борьбе мы всегда чувствовали и чувствуем могучую  солидарность наших надежных и верных друзей, и прежде всего нашего великого и естественного друга - СССР».

  1. Учитель истории. Итак, идеологическое обоснование было найдено: воинов послали в Афганистан для защиты южных границ и выполнения интернационального долга.

        (Учащиеся  поочередно появляются перед классом  и  озвучивают  воспоминания солдат, прошедших Афганистан)

  Алексей Виль. Уволился из армии осенью 1989 г.

  • Служить в армии я хотел всегда. И до сих пор считаю, что каждый мужчина должен пройти эту нелёгкую школу. Однажды крепко поспорил со своим другом о войне в Афганистане. Он говорил, что война эта никому не нужна, и погибнуть на такой войне – глупость. Я тогда искренне верил, что наши солдаты помогают афганскому народу защищать революцию. Помню, он мне сказал: «Попадёшь в Афганистан, сам увидишь…». «Заберут, отслужу, как положено». Служил в Баграме в разведроте 2-го батальона сапёром.

Сафомидин Гадоев. В Афганистане служил с октября 1986 по май 1988 гг.

- После школы поступил в техникум. Во время учёбы в нашу группу приняли двух «афганцев». Они много рассказывали нам о своей службе и убеждённо говорили, что, если служить, то именно в Афгане. Афганистан казался неизведанной, интересной страной. Поэтому я и решил, что буду проситься добровольцем именно туда. В Афган мы прибыли самолётом Фергана-Баграм. В роте старослужащие нам, новичкам, объяснили, какая здесь служба. Самое главное – не бояться, быть выносливыми, уметь метко стрелять, не оставлять товарища в беде.

Из воспоминаний советских солдат в Афганистане на фоне слайда 10. «Об Афгане мы знали мало… О том, что едем туда, нам объявили на вечерней поверке. Трудно словами передать охватившее нас чувство. Но у большинства оно было одинаковое: это чувство гордости за то, что тебе доверено идти на передовую… Большинство просто рвалось в Афганистан… Никто из нас не задумывался, что нас ждёт».

  1. Звучит песня «4день войны» исп. Виктор Третьяков (на фоне слайдов 11-12)

                  Просмотр отрывка из фильма Федора Бондарчука «9 рота». Эпизод «О народе Афганистана» (время 35.59-40.10)

Учитель истории. Организаторов этой военной авантюры по поводу введения войск на территорию суверенной страны не смутило даже то, что этот шаг СССР вызвал широкую волну критики. Вывода войск потребовала Генеральная Ассамблея ООН. Многие страны бойкотировали Олимпиаду-80 в Москве. Война в Афганистане положила начало новому витку гонки ракетных вооружений. ( слайд № 14)

  Учащийся: Бобрак Кармаль, руководитель Афганистана в 1979-1989 гг., из интервью 1990 г.: «Ваши специалисты были везде. Я не мог ступить без них и шагу. Они диктовали, что надо делать…Беда в том, что я не являлся руководителем «суверенного государства». Это было оккупированное государство. В нём правили вы (советские).

Учитель литературы: представление повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики».

  Белорусская писательница Светлана Алексиевич, известная читателям произведением «У войны не женское лицо», написала новую книгу о войне. Это документальная повесть, имеющая название «Цинковые мальчики».

  Давайте обратимся всего лишь к одной странице  повести и проанализируем отношение афганского народа к советской помощи.   А вы, ребята, слушая их, подумайте: «желал ли афганский народ тех изменений, которые несли ему советские специалисты и войска»?(Учащийся зачитывает).

        Константин М.- военный советник из повести «Цинковые                                                         мальчики»

  «Понимаете ещё что: я там стрелял, и в то же время я уважаю этот народ. Я даже его люблю. Мне нравятся его песни, его молитвы, спокойные и бесконечные горы. Но вот я – буду говорить только о себе, – искренне верил, что юрта хуже пятиэтажного дома, что без унитаза нет культуры. И мы забросали их унитазами, построили каменные дома. И мы привезли им красные скатерти и графины для воды, столы для кабинетов…Мы привезли им чёрные волги».

  И наши трактора, и наших племенных бычков. Тракторы тонули на рисовых полях, бычки дохли в чужом климате. Дехкане не хотели брать землю, которую им дарили, потому что они принадлежали Аллаху…как из космоса смотрели на нас проломанные черепа мечетей…По их календарю шёл тысяча триста шестьдесят пятый год…»

Учащиеся отвечают на вопрос.

  1. Учитель истории: Подводя итог обсуждению, видимо, следует сказать о том, что афганский народ не желал тех изменений, которые несли ему советские специалисты и войска.

  Теперь давайте посмотрим, что представлял собой СССР в 70-80 гг.

(Слайд  «Темпы прироста производства)

Учащийся(сообщение): «В 70-е – первой половине 80-х годов совокупность негативных явлений создала неосязаемый, но вполне ощутимый в развитии экономики образ механизма торможения, пустившего корни в разные сферы общественной жизни. У историков этот период получил название «застоя».

    Однако высокое руководство предпочитало ничего не замечать и объявило народу, что он живёт не просто при социализме, а при развитом социализме.

 О начавшемся кризисе свидетельствуют экономические показатели:

Темпы прироста производства (слайд 16)

В 8-й пятилетке – 41%

В 9-й пятилетке – 28%

В 10-й пятилетке – 21%

В 11-й пятилетке – 17%

 В таком же плачевном состоянии находилось сельскохозяйственное производство. Причины запущенности аграрного сектора не анализировались ни с политической, ни с социальной, ни с научной позиций. Миллиардные вливания не смогли оживить аграрный сектор. Не улучшились на селе социально-бытовые и культурные условия, всюду процветало пьянство, мелкие хищения. Деревни стали делиться на «перспективные» и «неперспективные». И вновь парадоксальная ситуация: миллионы гектаров плодороднейших земель пустуют, а народ питается чужим хлебом. С 1972 года начались массовые закупки зерна за границей.

Партийное руководство, всё более подменяя власть Советов, убирало неугодные кадры с заменой их на послушных. Процветали самодовольство, вседозволенность, уверенность в собственной непогрешимости. Чиновничий аппарат жил своей жизнью».

Учитель истории. Поэтому не случайным кажется тот факт, что советские люди имели отдалённое представление о том, что солдаты Советской Армии делают в Афганистане. В обстановке лицемерия и лжи правда никому была не нужна. И было лишь несколько политических деятелей, которые имели мужество выступить открыто против войны в Афганистане. Среди них А.Д.Сахаров.

Учащийся(сообщение). «Академик А.Д.Сахаров в открытом письме  Президиуму Верховного Совета СССР, его Председателю Л.И.Брежневу писал о своей ответственности как гражданина за эти трагические события, когда гибнут советские солдаты и афганское население. Он подчёркивал, что афганские события «кардинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под удар разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде…». Академик Сахаров требовал вывода советских войск из Афганистана и решения этой проблемы в ООН. Ответом брежневского руководства на это честное и страстное письмо явилась административная ссылка А.Д.Сахарова из Москвы в Горький».

  1. Учитель литературы. Мне хотелось бы представить вам книгу. Это сборник калининградского книжного издательства, в который вошли рассказы, повести, написанные людьми, прошедшими войну в Афганистане. Чему посвящена эта книга, сказано в статье под названием «Долг и подвиг».

  Однажды при встрече с молодыми офицерами в одном из соединений генералу задали вопрос: «Сумела бы нынешняя молодёжь вынести те испытания, что выпали на долю солдат в грозные сороковые годы?» Он ответил без сомнения: «Я в этом твёрдо уверен. Эту уверенность поведением, делами подтверждают войны современной армии и флота. Но о героизме и самоотверженности, какие показывают наши военнослужащие, выполняющие свой интернациональный долг в Афганистане, разговор особый».

  Эта книга – ответ на вопрос молодого лейтенанта.

  Предметом исследования авторов этого сборника стал человек. Человек на войне.

  Сегодня мы поговорим о повести Николая Иванова «Гроза над Гиндукушем». Повесть состоит из 9 глав, каждая из которых начинается эпиграфом. Эпиграфом является какой-либо документ, отражающий события того времени: «из сообщения разведчика», «выписка из приказа», обращения к жителям или военнослужащим, инструкции, справки.

  (Слайд 17) – учащиеся записывают в тетрадь

  (Слайд 18) – словарная работа – в тетрадь

  (Слайд 20) – Вопросы к тексту произведения:

                    1 Как на страницах  повести  изображена жизнь мирного населения Афганистана во время войны?

                2. Как раскрывается проблема нравственности в произведении Н. Иванова «Гроза над Гиндукушем»?

  Учащиеся всё записывают в тетрадь по литературе

  Центральный вопрос к тексту повести: Как поднята проблема нравственности в произведении. Какие ценности приобретаются на войне?

        Беседа по тексту

  1. Давайте обратимся к тексту и проанализируем отношение мирного населения Афганистана к происходящему на их земле. С чего начинается повествование? (С описания жизни людей, находящихся в лагере  беженцев.)
  2. Каков быт, настроения  героев. (Зачитываем: «Уже который год страх и непонимание .. до «и не исчезала за ночь проволока вокруг лагеря». Ключевые слова: страх,непонимание, болезнь, голод, смерть, безденежье; традиционное гостеприимство, помощь ближнему – забыты, развивается проституция, люди жили за колючей проволокой, мучаясь.)
  3. Среди этого населения находятся 2 героя. Дайте их описание (коротко), обращая внимание на детали (бесприютно и неприкаянно бродил человек , прячась от палящего солнца. В поисках воды и все, к кому  он обращался с вопросом, проходили мимо не останавливаясь. Его вид: неухоженная черная борода, поношенная одежда, усталый вид, сгорбленная тень, ползущая по  раскаленной гальке. Абдульмашук испуганно замер, когда его окликнул Али. Мы узнаем, что они были когда-то соседями по торговому ряду).
  4. Что мы узнаем из беседы двух героев, обратите внимание как в разговоре ведет себя Абдульмашук (горько усмехается, опускает голову, виновато и смущенно улыбается) (Он воевал и вернулся в лагерь, а Али болел, когда набирали новобранцев и теперь ждал своей очереди.. Ему больше всего хотелось узнать о женском лицее в Кабуле, там была его невеста.)- пересказ
  5. Абдульмашук показал Али листовку – обращение к обманутым, взявшим в руки оружие против соотечественников. Передайте содержание листовки)
  6. Почему Абдульмашук кончает жизнь самоубийством?

 (оказался в разладе с совестью, направив оружие против своих же. Он потерял мать. Семью, и в себе – человека. Он чувствовал себя убийцей, этим объясняется его нервное состояние: передергивался, сжимал голову руками и т. д.)

  1. Как ведет себя Али, попав в отряд Делавархана. ( см. гл. 2, стр. 13 с места «Али а изнеможении опустился на землю...» до «Ответ: больницы, школы, столовые...» и стр. 23 гл. 4 со слов: «Кому нужны эти муки... Кто вернет то, что у него было – родителей, сестру, Фазилу, спокойную жизнь..».
  2. Как называют герои рассказа  те события, которые происходят в Афганистане? (революцией. И мы можем делать вывод о том, что политика, проводимая СССР, отражается на страницах  произведения.

Вывод:Али, сопротивляясь внутренне,  все же берет в руки оружие, выполняя приказ  главаря банды мятежников Делавархана и по приказу направляет трубу гранатомета на собственную сестру. Им движет страх смерти.)

  1. Как объясняет цели войны  директор мобильного информационного центра Кари Шариф художнику Саиду – гл. 2, стр. 12,13 («...цель нашего центра – поднять народ против неверных, а поскольку художник должен все видеть своими глазами, то Саид был направлен в отряд на натуру..»
  2. Что представлял собой  отряд, в который попали Али и Саид и каковы его задачи? Раскройте образ Делавархана (его вид, цели, отношение к подчиненным гл. 4, стр. 21абзац снизу и далее на стр. 22)
  3. Какая история происходит в доме Карима? (пересказ - кратко).
  • Давайте проследим второю линию повествования: советские солдаты на афганской земле. (Замполит роты лейтенант Алексей Спирин, ефрейтор Олег Новичков – женат.)  

1. Какие задания  выполняют солдаты, оказавшись  на чужой земле?- краткий пересказ  гл. 3.

2. Каково их психологическое состояние ?( передается через размышления лейтенанта Спирина.  Стр 19. от слов «Алексей давно понял, что здесь в Афганистане.... до конца абзаца»)

3. Почему БТР. Сопровождавший колонну  с мукой вдруг ввязался в бой с бандой Делавархана? Что послужило причиной? (краткий пересказ: «колонна автомашин, которую сопровождали, скрылась, БТР подбит из гранатомета, ранен водитель БТР Миша Евсеев, осталось отступать в горы, в ущелье – такое решение принимает лейтенант Спирин. С собой они забирают афганку, спасая ее.

4. Как передано психологическое состояние  Али на войне ? (Али в изнеможении опустился на землю... Кому нужны эти муки? Кто вернет то, что у него было – родителей, сестру, Фазилу, спокойную жизнь?)

      А молодого лейтенанта во время перестрелки? ( в нескольких словах: «Руки дрожали от напряжения. Сил не хватало вдохнуть. Раздвинуть грудь воздухом....(стр 29) и впервые неожиданно для самого себя подумал: «Неужели все? Жалко».)

5. Какое он принимает решение? (пересказ до конца главы – кратко)

6. Как разворачиваются события в это время в штабе  управления советских войск? (краткий пересказ: В штаб управления советских войск поступает сообщение о подбитом БТР и сведения о людях. Слисарь поднимает дежурное подразделение  на выход, подняты 2 вертолета. Задачу по спасению людей осложняла надвигающаяся  с севера грозовая туча. Но вертушки успевают подобрать из ущелья 3- человек, среди которых женщина – Абида. В это время в штаб прибывает полковник Кадыр и сообщает, что на севере Кабула готовится крупная  провокация мятежников, которые хотят завладеть формой советских солдат и в ней творить бесчинства среди населения. Слисарь принимает решение по предотвращению операции.)

7. Что происходит в отряде Делавархана?( гл 7) (Затеяв погоню за солдатами в ущелье, Делавархан оказывается в западне. Назад дороги нет.

Али вместе с  человеком по имени Гуламсахи, который сообщил Кадыру о провокации, перебегает на сторону советских солдат. Спирин и Новичков вышли к обрыву, где и обнаружил Делавархан.)

8. Какие качества советских солдат отмечает Делавархан? (стр. 38, абз. 3.

«За эти годы  он хорошо изучил шурави: своих они в беде не оставят. Ха вертолетами придут машины, и потребуется день, два, неделя. Но своих шурави будут искать до последнего. Надо уходить из этого района скорее. Но этих двух, уведших их за собой, он уже не упустит. Он их возьмет живыми, и пусть горы содрогнутся от той казни, которую он им придумает.»

9. Какими событиями заканчивается повествование?

Вывод по тексту: 1. Как поднята проблема нравственности в произведении?               2.   Какие ценности приобретаются на войне?

                                        (слайд 21)

                           

Учитель истории. Через Афганистан прошло более 600 тысяч советских солдат. Нашим ребятам, которые называли себя «афганцами», казалось, что они защищают Революцию. Пустые слова школьных классных часов и уроков наполнились смыслом. Босые, раздетые, голодные афганские детишки тянули грязные ручонки к шурави (так называли наших в Афганистане), выпрашивали кусочек сахара, хлеб…  

 

  1. Игорь Астапов. Воспоминания.  «Ловушка».

  На площади у Драмтеатра – привычные фигурки нищенок-«чёрных». Также привычно нашариваю в кармане мелочь, взгляд скользит мимо протянутой руки…

  И вдруг натыкается на сидящую, на асфальте девочку лет 12-ти. Чёрный балахон накинут на голову, и тень скрывает лицо.

  А время вдруг, развернувшись вспять, бьёт меня поддых и я, задыхаясь сгребаю из кармана сотенные и пятисотенные купюры, вытаскиваю – а перед глазами чёрные круги, и не хватает воздуха…

  В тот день пули верещали, вышибая рикошетом искры из камней. Неширокое ущелье грохотало автоматными и пулемётными очередями.

  А чуть впереди, вжавшись в каменную твердь скалы, сидела девочка лет 12-ти. Пули зло носились по ущелью, но каким-то чудом не задевали её.

Ребята, лихорадочно суетясь, устанавливают на плиты два миномёта.

  • Горбачевский! Руднев! – лейтенант Самохин показал кивком на девчонку. Мы бросились вперёд.
  • Вау! Птью! – пули взвизгивали и выли вокруг нас, злобно-бессильно клевали камни.

  Побежав шагов на десять к девчонке, мы с Серёгой Рудневым, опустившись на колено, огрызаемся очередями по стреляющим по нас склонам.

  Ромка Алексеев за нашими спинами подбегает к девочке и рывком подхватывает её на руки…

  …Взрывная волна швыряет меня на камни, тащит, сминая тело, обдирая лицо, сбивая каску…Я встаю на ставшие ватными ноги, из ушей и ноздрей течёт кровь, во рту хрустит эмаль…Перед глазами ослепительно яркие вспышки, сменяющиеся чёрными пятнами. Кто то невидимый бьёт меня в грудь и я падаю, больно ударяясь головой о камни. Пытаюсь подняться, но руки и ноги обрели абсолютную самостоятельность и живут своей жизнью, не слушаясь моих команд. Подбегают ребята, вижу их рты, раскрытые в крике, но не слышу ни звука; они хватают меня под руки и куда-то тащат...Уже потом, в медсамбате, я узнал – девочка сидела на мине, и Ромка Алексеев, подняв её на руки, привёл в действие взрыватель.

                                              ***

  Девочка-нищенка расширенными от удивления глазами смотрела на сотни и пятисотки, брошенные на её покрывало, а я шёл шатаясь и не видя дороги, и старая контузия впивалась раскалённым штопором в правый висок…

Учитель истории. В бою гибли ребята чуть старше вас, и месть вела их товарищей. То боевое братство, о котором рассказывали, оказалось реальным. Долг, честь, патриотизм, интернационализм – такими ценностями награждала война, названная во всём мире грязной.                                    Ребята, подумайте, какие ценности вырабатывались у солдат, попавших на войну? (интернационализм, честь, патриотизм, долг, дружба)

Парадокс: такая война и такие ценности?

Учитель истории. Из Афганистана летели самолёты с грузом «200», «чёрные тюльпаны», а народ в СССР жил своей жизнью, не желая знать больше, чем говорилось и писалось в газетах.

  А в газетах была опять же полуправда. Когда 15 февраля 1989 года советские войска выводились из Афганистана, газета «Московская правда» писала: «...эти февральские дни ... остались в памяти жителей старинного города как самые торжественные и радостные. Грянул оркестр. Страна приветствовала возвращение родных сыновей. Наши парни возвращаются, выполнив свой интернациональный долг…»

Вопрос: Как вы считаете, а как афганское население восприняло вывод советских войск?  

        Учащиеся дают ответ на вопрос                                                                  

         Газеты писали: за эти годы советские солдаты в Афганистане отремонтировали, восстановили и построили сотни школ, училищ, три десятка больниц и столько же детских садов, около 400 жилых домов, 35 мечетей, многие десятки колодцев, около 150 километров арыков и каналов…Они занимались охраной военных и мирных объектов в Кабуле». И снова то, что выгодно власти, хотя уже в декабре этого же года делегаты съезда народных депутатов СССР дадут оценку решению о вводе советских войск, заявив, что оно заслуживает морального и политического осуждения.

  1. Песня «Мы едем домой…» исп. «Тимур» – под просмотр слайдов 22-32

                                

Учитель литературы. В одном из воспоминаний мы читаем: «И не говорите мне, что война эта кончилась. Летом дохнёт горячей пылью, блеснёт кольцо стоячей воды, русский запах сухих цветов…Как удар в висок…И это будет преследовать нас всю жизнь».

Учащийся. Воспоминания. Игорь Астапов. «Чёрно-белые сны. Война.»

  15 февраля 1989 года. Раздаётся звонок телефона. Я поднимаю трубку.

  • Игорюха!!! Война – кончилась!!! Звонок.
  • Ты смотришь телевизор? Война! Кончилась!!!

  И я непослушными пальцами набираю номер:

  • Димка!!! Война!!! Кончилась!!!

  И мы набираем номера, бессвязно крича слова, смеясь, не сознавая, что наш смех переходит в рыдания.

  Война – кончилась! Наконец – то она кончилась!!!

  1. Война…

Мы ещё не знаем, что она – она для нас не кончилась; она свернулась внутри нас, вцепилась в нас своими свинцовыми когтями и живёт, живёт, ожидая своего часа, чтобы вцепиться в нас снова.

  1. Война…

Это когда ты, убитый насмерть, с диагнозом «смертельные осколочные ранения», неизвестно зачем цепляешься за жизнь.

  1. Война…

Это когда ты карабкаешься к свету: глухой, немой и никому не нужный – зачем?

  1. Война…

Это когда ты, выползший на 9 мая, надеваешь награды – глаза деда-ветерана, горят ненавистью; его дрожащая рука, тянется к твоей груди сорвать награды: «Люди за них кровь проливали!»

  1. Война…

Это когда родной тебе человек, знающий, что ты потерял слух в следствии тяжелейшей контузии – кричит: «Пень глухой! Надоело тебе повторять по два раза!!!» – и в любимых глазах раздражение, смешанное с усталостью и безнадёжностью.

  И каждое её слово рвёт твою душу безжалостным, тупым зазубренным кинжалом.

  1. Война…

Это, когда ты просыпаешься от удушья, ибо нет воздуха в твоих лёгких, а только СТРАХ. И опять убивают тебя и убиваешь ты…

  1. Война…

Это, когда твои сыновья не знают твоего прошлого.

Это, когда есть ты, и есть – они.

Мы ещё не знаем, что война никогда не закончится. Она, конечно, умрёт. Она умрёт вместе с нами…

  Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение, посвящённое погибшим в Афганистане. Учащийся читает стихотворение (на фоне слайда 33)

              Всё дальше в прошлое уходит та война,

  1.               Что билась по отрогам Гиндукуша…

              Далёкая и дикая страна,

              Где навсегда остались ваши души.

              Как души тех, кто в цинковом гробу

              С последней почестью вернулся к маме,

              И тех, кто вспоминает про Кабул

              С протезными ногами и руками.

              А Гиндукуш стоит, как пьедестал

              Под памятник исполненного долга,

              Взывая к тем, кто вас к нему послал

              Запомнить этот ложный долг надолго…

              Далёкая и дикая страна,

              Да, ты права: мы все не из металла…

              Как хочется живым, чтоб та война

              Для всех для нас войной последней стала.

        Учитель литературы. Зачитывает отрывок из романа  А.Карцева «Шёлковый путь». Выдержки из  текста об Афганистане.

  По телевизору показывали очередной американский боевик со стрельбой и погонями. Какие-то террористы захватили очередной небоскрёб с заложниками. Сколько же можно показывать эти боевики?! Ведь каждый фильм несёт в себе не только элемент развлечения, но и море информации. Особенно для специалистов. Чему могут научить такие фильмы? И нужно ли чтобы люди умели это делать? Неужели трудно догадаться, что есть знания, которые не могут быть доступны любому и каждому. И уж, тем более, не могут быть развлечением для толпы. Кто-нибудь думал над этим?! А ведь всем известна старая истина: посеете ветер, пожнёте бурю. Действительно, не стоит так часто показывать боевики по телевизору. Да и фильмы о войне можно показывать не всякие. Только те, в которых хоть чуточку больше правды и меньше художественного вымысла. Может быть, тогда люди перестанут ошибочно думать, что война – это интересно, романтично и совсем не страшно».

          

        Мы долго думали над тем, представлять ли вашему вниманию ещё одно воспоминание. В признании Владимира Агапова, которое вы сейчас услышите, старшего лейтенанта, начальника расчёта, не только невысказанная боль за то, что им пришлось пройти эту войну. Это и упрёк, и чудовищная жестокость, которая имела место со стороны советских солдат. Подобные поступки говорят о том, что имели место психические заболевания людей, попавших в Афганистан.

Учащийся. Воспоминание В.Агапова.

  «Правду всю расскажет Вам только отчаянный. Абсолютно отчаянный расскажет вам всё. Кроме нас многое никто не узнает. Правда слишком страшна, правды не будет. Никто не хочет быть первым. Кто расскажет, как перевозили наркотики в гробах? Шубы. Вместо убитых…Кто вам покажет ниточку засушенных человеческих ушей? Их сушили, боевые трофеи…хранили в спичечных коробках…Они скручивались в маленькие листочки…Не может быть? Неловко слушать подобное о славных советских парнях? Выходит. Может. Выходит. Было. И это тоже, правда. От которой никуда не деться. Не замазать дешёвой серебряной краской. А вы думали. Поставим памятники. И всё…я же вам сказал: правда слишком страшная. Правды не будет. Она никому не нужна. Ни тем, кто там был. Ни вам, кто здесь был. Вас было больше, вы молчали. А мы там были такими, какими нас сделали. Дети наши вырастут, и будут скрывать, что мы здесь были…»

Учитель истории. Но прошло всего несколько лет, и началась другая война, чеченская. Но это уже тема другого урока. Однако, возникает целый ряд  горестных вопросов: почему мы не вспоминаем  уроки истории, ввязываясь в новое военное действие?  Что нужно сделать, чтобы больше не было на карте страны горячих точек? Эти вопросы множатся современной историей. Без сомнения, политики, историки ещё долго будут спорить о том, кто прав и кто виноват во многих   трагических событиях  Но очень сложно, пожалуй, оспорить нравственный вердикт, уже сегодня вынесенный самой историей и жизнью: применение насилия в решении споров можно объяснить, но нельзя оправдать.

А теперь ребята, давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.(слайд №  46)

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.

Учитель литературы. Слайд 35.  Зачитывается высказывание Л. Н. Толстого о войне. 

  Исходя, из того, что сегодня было сказано на уроке, попытайтесь сформулировать свою точку зрения на события в Афганистане и дать свою оценку войне как процессу вообще.

Отвечают 2-3 учащихся.

  К сегодняшнему уроку группе учащихся было дано опережающее задание – подготовиться к участию в акции на тему: «Молодое поколение против войны и терроризма». Цель акции – привлечение внимания взрослого и подрастающего поколения к вопросам мира, взаимопонимания, ненасилия, учитывая проблему сегодняшнего дня – терроризм.

  1. Зачитывается коллективная работа (на фоне «Взрыв в Москве в подземном переходе около ст. метро «Пушкинская»).
  2. (Сведения: во время взрыва пострадало 100 человек,  13 человек погибли.)

Учитель истории. В заключении урока хочется сказать, что потери в Афганской войне были не только физические. Прошедшие афганский ад остались искалеченными и нравственно. Мужчины, бывшие солдаты, сходят с ума, кончают собой, а женщины? О них, как правило, очень мало написано, потому что всю правду больно, стыдно и страшно сказать. Теперь эта война названа «грязной», может, поэтому о ней не принято говорить. А люди, попавшие туда, стали жертвами политической ошибки, во многом честно выполняли, как им было сказано, интернациональный долг. А вам, молодому поколению стоит задуматься над тем, что необходимо сделать уже сегодня, чтобы завтра жить в безопасном, добром и счастливом мире.    Оценка работы учащихся.

Домашнее задание: подготовиться к сочинению по теме «Война – противное человеческому разуму и   всей человеческой природе событие». (Л. Н. Толстой ). (По одному или нескольким  произведениям   литературы ХХ века.)

                                Групповая работа учащихся

                        на тему «Молодое поколение против войны и

                                                терроризма»

        Мы, студенты Техникума Отраслевых Технологий города Светлого Калининградской области, от лица молодого поколения обращаемся к мировому сообществу всех стран по вопросам укрепления дружбы между детьми и молодежи разных стран, развития познавательного и творческого потенциала  детей и молодежи, создания условий для гражданского диалога, направленного на предотвращение межнациональных и социальных конфликтов, развития умения противостоять экстремизму, национализму, порождающих вооруженные конфликты.

        За последнее десятилетие наша страна участвовала во многих вооруженных конфликтах. В  ходе этих войн погибли десятки тысяч человек. Один из таких конфликтов – это война в Афганистане, которая длилась около 10 лет. В ходе этого времени было убито и покалечено около 2, 5 млн.   афганцев. Советская армия потеряла 14 427 человек.

        В годы войны в Афганистане  появилась террористическая организация Аль-Каида, которая явилась активным участником конфликта в Чечне. Чечня – это второй крупный конфликт, произошедший уже на территории России. И с этого момента начались террористический акты в нашей стране.

        Афганская и Чеченская войны поражают своей жестокостью по возрастающей линии, с каждым разом все кровожадней и изощренней. Откуда берется такая жестокость?!

        Мы считаем, что первым источником, содержащим пропагандирующие материалы (ненависть, жестокость, рознь) можно найти на прилавках магазинов, в Интернете. В основном их читают молодые люди. А совсем маленькие зрители воспитываются на боевиках иностранного производства, а также всевозможных играх. Мы думаем, надо ужесточить наказание за  пропаганду  идей терроризма.

        Мы считаем, что борьба с терроризмом – это мировая задача, для выполнения которой потребуется большое количество ресурсов и времени. Терроризм можно назвать чумой ХХ1 века.

        Террор захлестнул   все страны мира. Так же и наша страна за столь короткий срок перенесла большое количество  террористических  актов

(взрыв школы в Беслане,  взрыв в Москве на станции метро "Третьяковская", взрыв на Манежной площади в подземном торговом комплексе "Охотный Ряд", взрыв в Москве на станции метро "Белорусская", захват чеченскими террористами заложников в театральном центре на Дубровке ("Норд-Ост") в Москве и др.)

        Терроризм сегодня является самой обсуждаемой темой, так как акты террора не дают обществу спокойно жить. Сегодня борьба с мировым терроризмом должны стать делом молодежи всех стран и долгом правительства всех государств.

        По нашему мнению, должна быть разработана программа, предусматривающая вовлечение молодежи в решение этой задачи совместно с руководством всех стран, потому что жизнь нашего поколения и наших детей зависит сегодня от нас.

        Мы надеемся, что наш голос услышат сверстники во всех странах.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"

Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе)   ...

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"

Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне".  На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...

Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс

Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....

интегрированный урок по истории и литературе

Интегрированный урок по истории и литературе "Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Два взгляда на мир..." был проведен в рамках районного конкурса уроков, посвященных году Литературы....

Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс

Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...