Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне". На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размышлять, делать выводы. За основу взят урок Приступиной Н.М., опубликованный в книгеТ.П.Лакоценина "Современный урок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 241.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (межпредметных связей) истории и литературы в 7 классе.
Проведён 17.03.2009 для учителей – членов ШМО гуманитарных наук.
Учитель истории Памберг О.А.; учитель литературы Бебекина С.В.
Тема урока
«И грянул бой, Полтавский бой!»
Цели урока:
- показать нарастание мощи российской армии;
- показать, что Полтавский бой явился переломным моментом в ходе Северной войны;
- дать характеристику полководцам Северной войны;
- познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»;
- определить авторское и личностное отношение к изображаемым событиям, к победе русской армии, проникнуться чувствами, на которые рассчитывал автор, помочь осознать красоту пушкинского описания;
- воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории родной страны.
Оборудование: карта сражения, учебник истории, иллюстрации, раздаточный материал (тексты отрывка из поэмы с лексикой к уроку, материал к словарной работе по истории).
Оформление доски: тема урока; портрет Петра Великого; высказывание А.С.Пушкина; домашнее задание по истории и литературе.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель истории.
Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок истории, а урок истории и литературы, посвященный эпохе Петра I.
Великий русский поэт А.С.Пушкин, оценивая преобразования Петра I, сказал: Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (На доске – высказывание)
Особенно он выделяет Полтавскую битву. Именно ей мы и посвятим сегодня свой урок. А назовем его словами того же поэта «И грянул бой, Полтавский бой!».
Целеполагание.
Какие цели мы поставим перед собой? (Учащиеся называют, редактирует учитель)
Вступление.
Учитель истории.
Урок является продолжением предыдущего урока «Северная война». На сегодняшнем уроке мы познакомимся с нарастающей мощью российской армии и переломным сражением в Северной войне.
Полтавская битва стала примером воинской отваги, стойкости, мужества и любви к своему Отечеству. К памяти о Полтавской битве возвращали солдат приказы по армии Александра I, изданные в 1812 году: «Нынешний день, ознаменованный Полтавскою победою, да послужит нам примером! Память победоносных предков да возбудит к славнейшим подвигам!».
Учитель литературы:
Каким было это грандиозное историческое сражение, помогут представить стихи А.С.Пушкина. В 1828 г. он создает поэму «Полтава». Полтавскую битву Пушкин считал одним из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого: «Она избавила его от опаснейшего врага». Так писал поэт в предисловии к первому изданию своей поэмы.
Название этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Работа по теме урока | ||
Словарная работа на раздаточном материале | Учитель литературы: Чтобы полно и правильно воспринять отрывок поэмы, нам необходимо выяснить значение некоторых слов и выражений, использованных поэтом. Для этого воспользуемся стр.1 приложения. | Работают с раздаточным материалом. |
Знакомство с отрывком из поэмы Полтава». | Учитель читает отрывок из поэмы. | Слушают. |
Выявление эмоционального восприятия. | -Какое впечатление произвел на вас отрывок? Какие чувства вызвало описание боя? Что вас поразило? | Отвечают. |
Анализ текста. | -Какие картины возникают перед вашим мысленным взором при чтении следующих строк: «Горит восток зарею новой»? «Дым багровый кругами всходит к небесам»? -Для Петра, как и для его войска, битва – это тяжкое, но необходимое для России дело, это труд, подобный полезнейшему труду пахаря! Петр обращается к своим воинам так же, как говорят с людьми, приступая к работе: «За дело, с Богом!». | Отвечают. |
Работа с историческим материалом | Учитель истории: -Но что же предшествовало Полтавской битве? -Расскажите об этом сражении. -Почему Петр I назвал это сражение «матерью Полтавской баталии»? -В обозе Левенгаупта находились замечательные продовольственные припасы и оружие для армии Карла XII, с трудом собранные в Швеции. Изменение в планах Карла – предательства гетмана Мазепы – позволило шведам повернуть на Украину в поисках опорной базы. Однако данное изменение планов Карла было вызвано не только изменой Мазепы, но и хорошим взаимодействием русских войск в Белоруссии, в результате которых дороги на Москву и Петербург были перекрыты. Украинский народ не поддержал изменника и оказал серьезное сопротивление шведам. - Найдите на карте Полтаву. -После разгрома корпуса Левенгаупта при Лесной Карл XII отказался от похода на Москву и, заручившись поддержкой Мазепы, двинулся на юг и осадил в начале апреля 1709 г. Полтаву. Три месяца 4200 солдат и 2500 вооруженных горожан под командованием коменданта А.С.Келина (шведа по национальности) держали героическую оборону, давая возможность русской армии сосредоточить силы для решающего сражения. Восемь атак 35-тысячной армии шведов сдерживало всего 7 тысяч человек, а к концу трехмесячной осады их стало на 5 тысяч меньше. Петр I договорился с «северным львом» о дне (таковы были правила главной битвы). Но шведы напали на два дня раньше срока. -Почему под Полтавой воюющие стороны решили дать генеральное сражение? ГЕНЕРАЛЬНОЕ СРАЖЕНИЕ – сражение главных сил воюющих сторон, решавшее в XVIII – начале XX веков исход войны. -Поясните всю важность генерального сражения. -Правильно. Оно опасно тем, что в итоге можно потерять все. Полтавская битва была первым генеральным сражением, данным русскими войсками после поражения под Нарвой. | Называют сражение при Лесной Один из учеников рассказывает. Отвечают. Выполняют. Отвечают. Записывают определение в тетрадь. Отвечают. |
Работа со схемой сражения. | Учитель истории: -Используя схему сражения, определите позиции русских и шведских войск. Подумайте и скажите, имела ли какая-нибудь армия преимущества? И какие? -Верно. Преимущества были у русской армии. одно из них – редуты. РЕДУТЫ – полевые укрепления, где была поставлена артиллерия, выкопанные в форме перевернутой «Т». -Незадолго до сражения Карл получил важные сведения от перебежчика: на поле боя должен был выступить полк неопытных новобранцев, одетых в мундиры из серого сукна. Но Петр одел в эти мундиры закаленный в боях новгородский полк. Перед сражением Петр I обратился к воинам с кратким обращением (учитель зачитывает обращение Петра к солдатам). | Изучают схему. Отвечают. Слушают. |
Работа с фрагментом поэмы. | Учитель литературы: -Давайте выделим фрагмент поэмы, изображающий сам бой. Прочтите его. -Какие изобразительно-выразительные средства и приемы использовал Пушкин? Какой эффект достигался с их помощью? -С помощью этих средств и премов поэт достигает яркости и динамичности в изображении. -Обратите внимание на следующие строки: «ШвЕд, русский – кОлет, рУбит, рЕжет, Бой барабАнный, клИки, скрЕжет, ГрОм пУшек, тОпот, ржанье, стОн, И смЕрть, и Ад со всех сторон». -Отметьте особенности звукописи и их роль в описании боя. Какое впечатление производит сочетание различных согласных звуков, как они передают настроение самих участников? -Как вы прочтете этот отрывок? -Прочтите следующую строфу, повествующую о завершении битвы. Каков тон автора? | Находят. Чтение вслух. Находят. Отвечают. Отвечают. Выразительно читают. Читают. Отвечают. |
Сообщение учащегося. | Учитель истории: -Русская конница под руководством Меньшикова преследовала отступающих шведов. У крепости Переволочны на левом берегу Днепра шведы оказались прижаты к берегу и 30 июня капитулировали. В Северной войне Александр Данилович Меньшиков получил высший чин в армии – генералиссимуса. Давайте познакомимся с этой личностью поближе. | Волошина Арина зачитывает сообщение . |
Работа с отрывком поэмы. | Учитель литературы: -Найдите в тексте описание полководцев русской и шведской армий. -Какие приемы позволяют так живо описать портрет Петра? -Почему Пушкин использует прием контраста при изображении Карла и Петра? Кому он симпатизирует? Почему? | Находят. Зачитывают. Отвечают. |
Сообщение учащегося. | Учитель истории: -Ребята, вы увидели, что Полтавский бой положил начало перелому в Северной войне. Послушайте, какую оценку этому бою дали его современники. | Сообщение Басаргиной Татьяны о значении Полтавского сражения. |
Рефлексия. | Учитель истории: -Определите роль Полтавского боя в Северной войне. Согласны ли вы, что это сражение явилось переломным моментом в ней? Учитель литературы: -С какой целью А.С.Пушкин обращается к теме Полтавской битвы? -Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? Учитель истории: -Можно ли сегодня говорить об актуальности звучания строк, написанных почти два века назад? -Что важное для себя вы отметили на сегодняшнем уроке? | Отвечают. Отвечают. Отвечают. |
Подведение итогов урока:
Полтавская битва действительно стала переломным моментом в Северной войне, она определила ее исход. А Пушкин в своей «Полтаве» раскрывает роль Петра в этой победе. Петр – царь-патриот, совершил вместе с народом национально-исторический подвиг, утвердив Россию в войне со Швецией как великую державу.
Действуя во имя интересов страны, он остался в ее истории.
Большие дела во благо Родины оставят память о себе на века.
Постановка домашнего задания:
По истории – читать пункт 3 пр. , ответить на вопрос 4;
По литературе – выучить наизусть отрывок из поэмы «Полтава» (описание боя)
Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"
Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе) ...
Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".
Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....
Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс
Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
интегрированный урок по истории и литературе
Интегрированный урок по истории и литературе "Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Два взгляда на мир..." был проведен в рамках районного конкурса уроков, посвященных году Литературы....
Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс
Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....
Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"
В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...
План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....