интегрированный урок по истории и литературе
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Интегрированный урок по истории и литературе "Владимир Маяковский "Хорошее отношение к лошадям" Два взгляда на мир..." был проведен в рамках районного конкурса уроков, посвященных году Литературы. Архивированный файл содержит текстовый конспект урока и презентацию. Может использоваться как в 8, так и в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок история и литература | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока литературы и истории в 8 классе.
Тема: «Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».
Два взгляда на мир…»
Авторы:
Забелина Екатерина Геннадьевна, учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с УИОП;
Меньшикова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП
Дидактическая цель урока: Создание условия для осознания, осмысления и личностного восприятия блока новой учебной информации, формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность).
Задачи урока
Образовательная:
- Продолжить знакомство учащихся с творчеством В. Маяковского, раскрыть главную проблему стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»; расширить знания о личности поэта, его мировоззрении и поэтических особенностях;
- Показать связь истории и литературы на примере творчества В.В. Маяковского; установить связь между духовным миром поэта и жизнью страны; показать, как в стихотворении отразилась эпоха революции.
Развивающая:
- Развивать навыки работы с художественным текстом, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение, обогатить словарный запас учащихся;
- Развивать ассоциативное мышление; мыслительные способности (анализ, суждение, рассуждения)
- Способствовать развитию интереса учащихся к эпохе конца XIX - начала XX вв.
Воспитательная:
- Раскрыть гуманистический пафос стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
- Воспитывать у учащихся чувство любви, милосердия, сострадания и сопереживания ко всему живому на земле.
Методы: беседа, проблемное задание, демонстрация с использованием наглядных пособий, обсуждение, групповая самостоятельная работа. Оборудование: доска, мультимедийный экран, проектор, презентация Power Point, рабочие листы урока, рабочая тетрадь, учебник.
Тип урока: урок изучения нового материала или комбинированный урок
Форма урока: урок открытых мыслей, урок-исследование
Ход урока.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей, пожелаем друг другу хорошего настроения и отличной работы на уроке. Сегодня у нас будет не совсем обычный урок – интегрированный урок литературы и истории.
Создание проблемной ситуации.
Однажды Владимира Маяковского спросили, какое свое произведение он считает лучшим, надеясь услышать: поэма «В.И. Ленин» или «Ода революции», – не тут-то было! Маяковский назвал стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему так по разному ?
А как вы думаете, почему сегодня урок не только литературы, но и истории?
(ответы)
Итак, тема нашего урока – «Владимир Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир…»
Два взгляда …. Обратите внимание: фраза не закончена.
Какие задачи вы поставите себе на урок.
Надеемся, что к концу урока мы с вами ее продолжим и определим: «Что же это за два взгляда?»
В ходе работы вы будете заполнять рабочие листы, которые лежат перед вами. Ознакомьтесь с ними. Для заполнения вам потребуется внимание на уроке. Подпишите свои Рабочие листы. (Приложение 1)
Учитель истории:
Чтобы правильно понять литературное произведение, услышать автора, нужно знать о нем, о его семье, обстоятельствах жизни, нюансах творчества.
На прошлом уроке вы немного познакомились с биографией Владимира Маяковского, дома прочитали о поэте статью в учебнике.
- Какие факты его биографии запомнились или поразили Вас?
- Некоторые ответы учеников можно прокомментировать
Заострить внимание на следующих вопросах:
- в какой партии состоял, когда и почему ушел
когда стал писать стихи
- отношение к революции 1917 года
Мой взгляд на Маяковского
Это ваш взгляд на Маяковского
А вот каким видели Маяковского его современники:
А) Борис Пастернак вспоминал:
«Летом 1914 в кофейню на Арбате члены одной из литературных групп привели с собой Маяковского.
Передо мной сидел красивый, мрачного вида юноша с басом протодиакона и кулаком боксера, неистощимо, убийственно остроумный, нечто среднее между мифическим героем и испанским тореадором.
Сразу угадывалось, что если он и красив, и остроумен, и талантлив, – это не главное в нем, а главное – железная внутренняя выдержка, какие-то заветы или устои благородства, чувство долга, по которому он не позволял себе быть другим... И мне сразу его решительность и взлохмаченная грива, которую он ерошил всей пятерней, напомнили образ молодого террориста-подпольщика из Достоевского...
Природные внешние данные молодой человек чудесно дополнял художественным беспорядком, который он напускал на себя, грубоватой и небрежной громоздкостью души и фигуры и бунтарскими чертами богемы, в которые он с таким вкусом драпировался и играл».
Б) «Своими быстрыми шагами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то там, за каким-то поворотом, долго ещё будет нас ждать», - писала о поэте Марина Цветаева. И сегодня мы как раз завернули за тот поворот, за которым нас ждёт Маяковский.
На слайде его фотографии и звучит ГОЛОС, который читает СТИХОТВОРЕНИЕ
Учитель литературы:.
- Что вы почувствовали при чтении?
- Как вы поняли сюжет стихотворения?
Учитель истории:
- Контекст времени всегда важен для верного понимания поэзии.
1) Напомню вам, что стихи были написаны в 1918 году и напечатаны летом в московской газете. (работа с листом №1 – о революции)
Это было трудное время для страны. Страшная первая Мировая война, в которой участвовала и Россия. В 1917 году страна пережила две революции. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. «Моя революция».
Весной 1918 года Россия вышла из первой мировой войны, но началась гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Вот как вспоминает очевидец о тех годах: «Газет не хватало. Значит, их надо развесить, чтобы их читали на стенках. Но клей—это мука, а муки тоже не было. Приколотить—это гвозди. Гвоздей не было. Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… Петроград ел, главным образом, овёс. На улицах палые лошади. Убирать было некому…». Итак, 1918 год. Это время разрухи и голода. Люди ожесточились, нет веры, сбросили царя и Бога, началась братоубийственная война, болезни, грабежи, убийства.
2) Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано на основе реального биографического факта. В Москве, на Кузнецком мосту помещалось кафе, где часто выступал Маяковский. И именно там Маяковский стал свидетелем падения лошади и издевательств толпы над животным. Обратите внимание, как преобразился этот реальный факт, стал художественным обобщением и выражением взгляда поэта на мир.
Исследовательская работа. Учащиеся выполняют самостоятельно в группах (Приложение 1)
Проверка параллельно с показом презентации
Подведение итогов.
Ответ на проблемный вопрос
Рефлексия
- Изменилось ли у кого-то отношение к поэту и его творчеству?
(Ваш взгляд на поэта)
- Успешно ли для вас прошел урок?
- Достигли ли мы с вами поставленных задач?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что особенно понравилось?
В ваших рабочих листах есть незаконченные предложения и строка для самооценки.
Сегодня на уроке
… я понял, что …
… меня удивило …
.. я почувствовал, что
Пожалуйста, заполните их и поставьте ту оценку, которую, как вы считаете, вы заслужили за работу в группе на уроке. Свои рабочие листы положите на край стола. Я их соберу, мы посмотрим и поставим оценки.
Постановка домашнего задания:
- эссе «Мой взгляд на Маяковского»
- выполнить дополнительные задания в рабочей тетради
- сравнить бытовую зарисовку М. Горького «В больном городе» и стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Учитель истории: Трудным бывает время на переломе эпох. Но человек всегда должен оставаться человеком……
Учитель литературы: Наш урок подошёл к концу. Мы многое успели. Вы показали себя хорошими, думающими собеседниками. Всем спасибо за внимание и сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и литературе по теме: "Коллективизация в СССР"
Интегрированный урок по истории и литературе с элементами регионального компонента по теме: «Коллективизация в СССР» (Планируемый урок в 11 классе) ...
Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".
Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....
Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"
Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне". На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...
Интегрированный урок по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачёва", 8 класс
Данный урок поможет учащимся сопоставить образ Емельяна Пугачёва в истории и повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"....
Интегрированный урок по истории и литературе: «Полтавская битва глазами историков и литераторов» 7 класс
Интегрированный урок по истории и литературе:«Полтавская битва глазами историков и литераторов» с использованием презентации....
Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"
В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...
План-конспект интегрированного урока по истории и литературе в 9 классе по теме «История отечественной культуры. Акмеизм».
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры Серебряного века на примере литературного течения акмеизма....