Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".
материал (история, 8 класс) по теме
Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_integrirovannyy_urok.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ
интегрированный урок
по истории и литературе
Чистейшей прелести,
чистейший образец.
Составитель:
Волкова Ольга Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №9
г.Карабаново
Тема: Чистейшей прелести, чистейший образец.
Цель урока: Познавательно-воспитательная.
Из многочисленных отраслей знания наиболее близка художественной литературе история: в центре внимания той и другой - люди и события. Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты и, рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений; результаты своих исследований они выражают в цифрах, понятиях, выводах.
Литература - это искусство, целью которой является не развлекать, а облагораживать человека. Писатели рисуют действительность в живых картинах, т.е.через художественный образ, при помощи художественных средств выразительности. Оружие писателя-слово.
Тема, посвященная декабристам, - яркая страница, которая нашла свое отражение не только в истории, но и, конечно, в литературе в творчестве знаменитых русских писателей, таких как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.
Стихотворение «К Чаадаеву» начинается строчками, в которых Пушкин вспоминает о беззаботной юности:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Поэт замечательно передает ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходит время расстаться с наивными мечтами и иллюзиями детства.
Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев - друг Пушкина. Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) был человеком оригинального ума и блестящего образования. Пушкин познакомился с ним ещё лицеистом, в Царском селе. Поэта привлекала глубина его натуры, недюжинный ум. Чаадаев-офицер, философ, член революционного общества «Союз благоденствия».
В этом стихотворении интимная лирика сливается с политической и гражданской:
Мы ждём с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Поэт широко смотрит на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому он призывает как своего друга, так и всю свободомыслящую молодежь России посвятить свою жизнь отчизне. Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самодержавия:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Стихотворение это не было напечатано сразу, но его знала и повторяла прогрессивная молодежь, будущие декабристы. Именно с такими людьми Пушкин связывал свои мечты и надежды. В послании «К Чаадаеву» чувствуется убежденность поэта в том, что именно в этот момент исторического развития отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной молодежи: образование, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Их имена забыться не должны.
Умрете, но ваших страданий рассказ
Поймется живыми сердцами,
И за полночь правнуки ваши о вас
Беседы не кончат с друзьями.
Они им покажут, вздохнув от души,
Черты незабвенные ваши...
Н.А.Некрасов «Русские женщины».
Подвигом жен декабристов восхищались их современники и последующие поколения русских людей. «Слава и красота вашего пола,^ писал А.Беляев,- слава страны, вас произрастившей! Вы стали, поистине, образцом самоотвержения, мужества, твердости при всей юности, нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!».
«Как не почувствовать благоговейного изумления и не преклониться перед этими молоденькими и слабенькими женщинами, чтобы еще более оценить величие подвига Трубецкой, Волконской, Муравьевой, Нарышкиной, Ентальцевой, Юшневской, Фонвизиной, Анненковой, Ивашовой и других, надо помнить, что все это происходило в 20х годах, когда Сибирь представлялась издали каким-то мрачным, ледяным адом, откуда, как с того света, возврат был невозможен...»,- писал Н.Белоголовый.
Тема декабристов глубоко волновала Некрасова. Он в поэме «Русские женщины» назвал их декабристками. Поэма состоит из двух частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Задумывалась и третья часть. Об этом поэт говорит и в эпилоге к «Княгине Трубецкой»:
Быть может, мы, рассказ свой продолжая,
Когда-нибудь коснемся и других,
Которые, отчизну покидая,
Шли умирать в пустынях снеговых.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Третья часть поэмы должна быть посвящена Александре Григорьевне Муравьевой, умершей в Петровской тюрьме в возрасте 28 лет. Добрым гением называли ее «государственные преступники». «Наш милая Александра Григорьевна с добрейшим сердцем, юная, прекрасная лицом, гибкая станом, разрывала жизнь свою сожигающими чувствами любви к присутствующему мужу и отсутствующим детям»,- писал A.Po3eH. «В ней было какое-то поэтически возвышенное настроение, хотя в сношениях она была необыкновенна простушна и естественна»,- вспоминал И.И.Пущин.
Некрасов недаром решил эту исключительную женщину сделать главной героиней задуманной им большой поэмы о декабристах.
В основу сюжета новой поэмы, так же как и в основу «Русских женщин», Николай Алексеевич собирался положить мемуарные источники: «Записки княгини Волконской» и воспоминания декабристов. К сожалению, осуществлению этого плана помешал ряд причин. Главная из них - цензура. Новая поэма, посвященная декабристам, так и не была написана.
Читая поэму, мы восхищаемся подвигом русских женщин. Отрывок из поэмы «Княгиня Волконская». Красавица, привыкшая к светской жизни, роскоши, отказалась от сына и состояния и провела 30 лет в Сибири. (Умерла в 1863г.) Вы услышите о том, как Волконская бросилась на колени перед мужем и сначала поцеловала его кандалы, а затем и самого Сергея.
Можно много рассказывать об этих чудесных, удивительных женщинах, которые всю свою жизнь были верными спутницами, разделяя горькую участь своих мужей. Хочется рассказать о двух юных француженках, последовавших в Сибирь. Это Полина Гёбль и Камила Ле-Дантю. Они были просто невестами. Вот пример беззаветной верности для современной невесты. Ведь им было гораздо труднее выхлопотать разрешение на поездку в Сибирь. И почти не зная русского языка, молодые женщины отправились на каторгу, чтобы разделить участь тех, кого любили.
Изучение истории нач.19в. трудно представить себе без декабристов. Разным было отношение к декабристам, но особенно нам хочется вспомнить отношение жен декабристов к судьбе своих мужей. На момент их ареста среди всех осужденных было только 23 женатых, 11 жен декабристов совершили то путешествие, которое сам царь считал ужасным.
Они совершили самый настоящий гражданский подвиг, отправившись за своими мужьями. Петр Вяземский писал: « Спасибо нашим женщинам: они займут несколько прекрасных строк нашей истории».
- Звучит романс А. Рыбникова «Я тебя никогда не забуду».
Пленительные образы. Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь подобное втречали. Их имена забыться не должны... Слава и краса вашего пола. Слава страны, вас произрастившей.
Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности. Таких чудных и идеальных жен. Да будут незабвенны имена ваши.
1-й ведущий; Екатерина Трубецкая, дочь графа Лаваля. Полы в особняке Лаваля были выстланы мрамором, по которому ступал император Нерон. Она, видевшая Рим
и Грецию, первой поехала за мужем в Сибирь.
Жена, следуя за своим мужем, становится причастной к его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.
Княгиня Трубецкая. Согласна.
Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне
Княгиня Трубецкая. Согласна.
Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.
Княгиня Трубецкая. Согласна.
Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю, не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаг, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.
Княгиня Трубецкая. Согласна.
Свидание с мужем лишь в арестанском платье.
Княгиня Трубецкая.. Согласна.
Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут.
Княгиня Трубецкая. Согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу плечом к плечу с каторжниками. Прошу - отправьте меня сегодня же!
2-ой ведущий. Трубецкая на приеме у генерал-губернатора Цейдлера.
Цейдлер. Позвольте -с.
Я согласен сам,
Что дорог каждый час.
Но хорошо ль известно вам,
Что ожидает вас?
Бесплодна наша страна,
А та - еще бедней.
Короче нашей там весна,
В казарме общей надо жить,
А пища: хлеб да квас.
Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой.
Поверьте, вас не пощадят,
Не сжалится никто!
Княгиня Трубецкая. Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!
Цейдлер. Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!
Я вас обязан убедить,
Не ездите вперед!
Княгиня Трубецкая. Живут же люди в том краю,
Привыкну я шутя.
Цейдлер. Живут? Но молодость свою
Припомните.. .дитя!
Княгиня Трубецкая. Пусть смерть мне суждена-
Мне нечего жалеть.
Я еду! Еду!
Я должна Близ мужа умереть.
Цейдлер. Да. Вы умрете, но сперва
Измучите того,
Чья безвозвратно голова
Погибла. Для него
Прошу: не ездите туда!
Княгиня Трубецкая. Покинув Родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг,- я слез не принесу
В проклятую тюрьму-
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Цейдлер. Да. Откровенно говорю
Вернитесь лучше в свет.
Княгиня Трубецкая. Благодарю, благодарю
За добрый ваш совет!
Цейдлер. Но он же вас не пощадил?
Подумайте, дитя: О ком тоска?
К кому любовь?
Увлекся призраком пустым
И - вот судьба!.. И что ж?..
Бежите вы за ним,
Как жалкая раба.
Княгиня Трубецкая. Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба-
Я буду ей верна!
О, если б он меня забыл
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю: к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!..
Пусть смерть мне суждена-
Я еду! Еду! Я должна
Близ мужа умереть!
2-ой ведущий. Пройдя рука об руку с мужем тяжкий 28-летний путь каторги и ссылки, Трубецкая всего двух лет не дожила до того дня, когда декабристам и их женам было разрешено вернуться в Россию.
1-ый ведущий. Екатерина Трубецкая - первая жена декабриста, которая покинула Петербург, отказалась от своей роскошной жизни и отправилась в Сибирь, чтобы разделить участь своего мужа. Трубецкая, за нею Волконская и Муравьева едут, обгоняя в пути некоторых декабристов, их жертвенность переросла в подвиг.
2-ой ведущий. Вслед за Трубецкой поехала в Сибирь дочь героя войны 1812 года генерала Раевского Мария Волконская, ее муж был осужден на вечную каторгу.
1-ый ведущий. Мария - смуглая высокая девушка, с черными, как смоль, глазами, прекрасно играет на фортепиано и поет. На пальце ее левой руки всегда был великолепный перстень с монограммой, гравировано на сердолике - это перстень А. С. Пушкина. Когда Марии было 15 лет, Пушкин был в нее влюблен, предлагал выйти за него замуж и подарил перстень.
Волконская. Сергею было 36 лет, мне не было и 19. Я вышла замуж за достойнейшего и благороднейшего из людей. Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по светским воззрениям, будущность. Мне было грустно с ним расставаться, словно сквозь подвенечную вуаль мне смутно виделась ожидающая нас судьба... Перед отъездом я встала на колени/моего ребенка, я молилась долго. Весь этот вечер он провел около меня, играя печатью письма, с которым мне разрешалось ехать и покинуть его навсегда
2-ой ведущий. Мария пишет ночью письмо.
Волконская. Дорогая, обожаемая матушка! Я отправляюсь сию минуту, ночь превосходная, дорога чудесная. Сестры! Мои нежные, хорошие, чудесные и совершенные сестры. Я счастлива, потому что я довольна собой.
2-ой ведущий. Она долго добиралась, путь ее был нелегок.
Волконская. В Нерчинском заводе я догнала Трубецкую. Комендант Бурнашов разрешил мне посетить тюрьму. Было темно, я ничего не могла разглядеть. Сергей бросился ко мне. лязг его цепей поразил меня.
Я только теперь, в руднике роковом,
Услышав ужасные звуки,
Увидев оковы на муже своем,
Вполне поняла его муки.
И силу его, и готовность страдать.
Невольно пред ним я колени склонила
И, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!
2-ой ведущий. 30 лет прожила на каторге и в ссылке Мария Николаевна Волконская. Скончалась она в 1863 году, когда ей было 58 лет.
Звучит «Лее Мария» Дж. Верди.
2-ой ведущий. За три года в Чите Марию постигло 3 тяжелые утраты. Прежде всего, смерть оставшегося в Петербурге ее маленького сына Николая, о чем она узнала в один из январских дней 1828 года. В связи с этой утратой, отец ее, старый генерал Раевский, попросил Пушкина написать эпитафию к надгробию и послать дочери:
В сияние, в радостном покое,
У трона вечного творца,
С улыбкой он глядит в изгнание земное,
Благословляет мать и молит за отца.
1-ый ведущий. Смерть маленького Николая - тяжелая потеря для Марии Волконской. Советы ее близких ,в письмах искать утешение в надежде и молитве, не могут ее успокоить. Теперь единственное ее утешение - это родной супруг, бедный Сергей.
Второе горе Марии Волконской - смерть ее отца, который, уже лежа на смертном одре, простил свою непокорную дочь. Последние слова генерала Раевского, которые он произнес, глядя на портрет своей дочери: « Самая удиви тельная женщина, которую я знал.»
2-ой ведущий .Третье ее горе - в августе 1830 года умерла ее дочь Софья, не прожившая и одного дня. Помимо своих забот, Мария пытается выращивать плодовые деревья в крае, где морозы -50С, музицирует на клавесине, собирает растения сибирской флоры, пишет письма родителям и близким многих каторжников, которым запрещена переписка. В 1832 году Мария родит сына, а спустя еще 3 года - дочь Елену. Она целиком уйдет в заботы о воспитании детей. Хлопоты об их здоровье, об их образовании составляли смысл ее жизни.
Звучит полонез из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
1-ый ведущий. Фонтанка, 25. Море света, гремит музыка, бал. Среди танцующих Александра Муравьева, жена автора Конституции Северного Общества Никиты Муравьева.
2-ой ведущий. Юная, прекрасная лицом, гибкая станом, златокудрая - такой ее запечатлел на своей акварели художник Соколов.
1-ый ведущий. Графиня, дочь несметно богатых родителей, она, казалось, родилась для счастья.
Александра. С первой минуты, как я увидела Никиту, с первого свиданья, с первого поцелуя хранила я в сердце радостное ощущение непроходящей влюбленности.
Никита Муравьев. Мой добрый друг! Мой ангел! Я виновен. Я - один из руководителей только что раскрытого общества. Я виновен перед тобой. Сколько раз с момента женитьбы я хотел раскрыть тебе эту роковую тайну. Я причинил горе тебе и всей твоей семье. Все твои меня проклинают. Мой ангел! Я падаю к твоим ногам, прости меня. Во всем мире у меня остались только мать и ты.
Александра. Мой добрый друг! Мой ангел! Твое письмо было для меня ударом грома. Ты — преступник! Ты - виновен! Это не умещается у меня в голове. Ты просишь у меня прощения. Не говори со мной так, ты разрываешь мне сердце. Мне нечего тебе прощать. В течение почти трех лет, что я замужем, я не жила в этом мире, я была в раю. Счастье не может быть вечным. Не предавайся отчаянию, это слабость недостойная тебя. Не бойся за меня, я все вынесу. Ты упрекаешь себя за то, что сделал меня кем-то вроде соучастницы такого преступника, как ты...Я самая счастливая из женщин.
Никита Муравьев. Я целый день занят, а время от времени даю себе от/дых, целую твой портрет. В минуту наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживает. Время от времени я беру твой портрет и беседую с ним.
Александра. Письмо, которое ты мне написал, показывает все величие твоей души. Ты грешишь, полагая, что все мои тебя проклинают. Ты знаешь безграничную привязанность к тебе. Ты говоришь, что у тебя никого в мире нет, кроме матери и меня. А твои дети -зачем их забывать? Нужно себя беречь для них больше, чем для меня. Твоя жизнь будет для них большим примером.
1-ый ведущий. А.С.Пушкин передал Александре Григорьевне Муравьевой свое послание в Сибирь: «Во глубине сибирских руд».
2-ой ведущий. Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут, темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
1-ый ведущий. Александра Григорьевна всегда была веселой и спокойной на свиданиях с мужем, а в одиночестве она жестоко мучилась и тосковала по оставленным в России детям. Несчастная мать не обманывалась в своих горестных предчуствиях. Через год после ее отъезда умер сын, а дочери вдали от матери тяжело заболели. Одна умерла совсем юной, другая не вынесла тяжелого горя почти монашеского затворничества с ослепшей, убитой горем бабой, и сошла с ума. Никогда, ни единым словом, не проговорилась Александра Григорьевна мужу о своем горе
2-ой ведущий. Она умерла в Сибири в неполных 28 лет.
Звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского.
1-ый ведущий. До отъезда в Сибирь детей не было только у Трубецкой и Нарышкиной. Давыдова устроила по богатым родственникам шестерых своих детей. Муравьева поручила бабушке двух маленьких дочек и двухлетнего сына. Фонвизина оставила 2 детей: 2 и 4 лет. Волконская уехала в Сибирь, когда ее сыну не было и года. Розен задержалась с отъездом, пока не подрос ее сын. Юшиевская оставила дочь от первого брака у своей бабушки. У жены Анненкова также была дочь, оставшаяся у бабушки.
Расставшись, имея очень маленькую надежду, что когда-нибудь опять встретятся.
По постановлению кабинета министров «невинная жена», последовавшая за своим мужем в Сибирь, должна была оставаться там до его смерти, а, может быть, и до собственной смерти, так как правительство не гарантировало обязательного возвращения женщин в случае смерти их мужей, « государственных преступников».
2-ой ведущий. Эти одиннадцать были самые разные по социальному положению и материальной обеспеченности, по характеру и уровню культуры. Из титулованной знати -княгини Мария Волконская и Екатерина Трубецкая.
Александра Григорьевна Муравьева - из графского рода Чернышевых, одного из самых богатых в России.
Елизавета Петровна Нарышкина - дочь князя Коновницына.
Генеральша Наталья Дмитриевна Фонвизина- из рода Апухтиных, они знатны и богаты.
Другая генеральша - Мария Каземировна Юшиевская, урожденная Крулиновская. -похвастать богатством не могла, она продала последнюю шубу и серебряные ложки, чтобы получить деньги на поездку в Сибирь.
Розен - Анна Васильевна Малиновская - дочь первого директора знаменитого Царскосельского лицея.
Есть и совсем незнатные:
Александра Ивановна Потапова-Давыдова - дочь мелкого чиновника.
Александра Васильевна Лисовская — также была безродной.
Две француженки - Полина Гебль-Анненкова и Камила Ле Дантю-Ивашева - также не могут похвастаться своим положением.
1-ый ведущий. После того как сняли кандалы с заключенных, Бестужев из них сделал всем женам кольца на вечную память и написал: «И не стыдно ли было падать духом, когда слабые женщины возвышались до прекрасного идеала геройства и самоотвержения? Поистине, когда я думаю об этом, я пропитываюсь умиротворяющим душу восторгом».
Пленительные образы. Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь подобное встречали.
Их имена забыться не должны.
(Звучит «Вальс цветов».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"
В данном разработке содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19...
Презентация к открытому интегрированному уроку по истории и ИЗО
Данная презентация является дополнением к уроку...
Конспект открытых интегрированных уроков по теме: "Что за прелесть эти сказки!" (для учеников 1-4 классов)
Различаем образы в программной музыке ("О чем рассказывает музыка?). Передаем их в музицировании, движении, в танцевальной импровизации и в изобразительной деятельности детей....
ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ВРЕМЯ СОБОРОВ»
Интегрированный урок истории и изобразительного искусстваТип урока: повторение и обобщение.Цель урока: дать представление о миропонимании средневекового человека и образе художественно культуры Средне...
Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...
Открытый интегрированный урок по истории, биологии и физике
Открытый интегрированный урок по истории, биологии и физике в соавторстве с учителем биологии Русских О.Н. и учителем физики Ивановой И.В....
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.
Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...