Художественное своеобразие повести "Красный мак" Юрия Скворцова
план-конспект урока (10 класс) на тему
Изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Чтение повести „Красный мак“. Анализ, определение художественного своеобразия, методы и приемы описания и повествования в повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественное своеобразие повести «Красный мак» Юрия Скворцова»
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Вид урока: комбинированный урок.
Цели: А) воспитательная: воспитание чувства уважения и любви к человеку, чувства ответственности за совершенные поступки, воспитание навыков рефлексии (самоанализа).
Б) обучающая: формирование умения анализировать повесть «Красный мак», определять художественное своеобразие повести
В) развивающая: развитие у учащихся умения и навыка диалогического и монологического мышления
Методы и приемы: слово учителя, эвристическая беседа. использование эпиграфа, анализ текста, составление кластера (таблицы), тестовое задание.
Словарная работа: мистические символы; психологизм; антитеза; художественное время и пространство.
Оборудование: портрет Юрия Скворцова
Эпиграф к уроку: В метель всегда начинает казаться, будто на свете нет врагов и вражды. В метель ветер может дуть с ураганной силой, но он чистый и белый, и воздух полон вихревой белизны, и все кругом меняет свой облик, а когда ветер стихнет, наступает тишина и неподвижность.
Эрнест Хемингуэй
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мыс вами завершаем изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Вашим домашним заданием было прочитать повесть „Красный мак“. Сегодня на уроке мы займемся ее анализом, определим художественное своеобразие, методы и приемы описания и повествования в повести. Но доэтого давайте закрепим знания полученные на прошлом уроке.
II. Повторение изученного материала:
1. Вопросы:
1) Когда родился Ю. Скворцов?
2) Место рождения писателя?
3) Где получил образование?
4) Какие проблемы затрагивает писатель в своих произведениях?
5) Какие произведения писателя вы знаете?
6) Когда и где умер Ю. И. Скворцов?
III. Изучение новой темы
1. Слово учителя: Тема сегодняшего урока „Художественное своеобразие повести „Красный мак“ Юрия Скворцова. Как мы уже гоаворили, и как вы уже могли заметить, во многих произведениях Юрия Скворцова много различных мистических символов, элементов психологизма, что и придает его творчеству особый калорит. Юрий Скворцов стремился максимально полно раскрыть духовно-нравственные качества героев, их внутренний мир и мечты. Давайте дадим определение терминам символ, психологизм.
Символ – происходит от греческого слова symbolon, что означает, „условный язык“. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе тайну, намек, позволяющий какого-либо явления. Символ заключает в себе тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать писатель.
Психологизм – (от греч. Phych – logos – понятие, слово) – способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении воссоздание внуиренней жизни персонажа, ее динамика, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
2.Работа с текстом. 1) Вопросы:
1) Итак, ребята, какие символы, символические образы вы заметили в произведении? Почему повесть называется „Красный мак“?
2) Объясните символику бурана и метели в начале произведения.
3) Слово учителя: Пожалуй, одно из важнейших проблем во всем творчестве Скворцова можно считать проблему человек и природа. Точнее, это даже не проблема, а органический пласт авторского мироощущения. Герои писателя почти все без исключения живут в гармонии с природой. Незабываемое чувство окружения природы, извечная тоска по ней является главной духовной опорой для героев Скворцова.
Итак, давайте найдем и прочитаем в тексте описания природы, соотнесены их с самочувствием и душевным состоянием главных героев.
4) Объясните функции пейзажов в произведении.
5) Вчем выражается „нетипичность“ характеров персонажей в произведении?
6) Какие проблемы затрагивает автор?
7) Как выражается авторская позиция в повести?
8) Как вы думаете, что послужило причиной подобного поведения Тамары? Отчего она слегла?
3. Проверка знания содержание повести. Тестовое задание.
1. К какому жанру можно отнести произведение Ю. Скворцова „Красный мак“?
1) Роман / 2) Повесть / 3) Рассказ.
2. Какие приемы использованы автором в произведении?
1) Внутренний монолог / 2) Дневниковые записи / 3) Исповедь / 4) Психологический анализ / 5) Все вышеперечисленные
3. Перечислите мистические символы, использованные Ю. Скворцовым в своем творчестве
4. Что побудило главной героине Тамаре вышить полотенце с необыкновенными узорами?
1) Симпатия к Валентину / 2) Уважение к Геннадию Васильевичу / 3) Болезнь
5. Что предвещает красный мак?
1) Счастье, любовь / 2) Удачу, везение / 3) Пророчество
6. Чем были похожи отцы Тамары и Вали?
1) Оба тяжело болели / 2) Были пьяницами / 3) Оба одинаково не любили своихдочерей
7. За какой поступок мать избила Тамару?
1) За оскорбление матери / 2) За то, что отрезала свои косы / 3) За ленивость
8. Что собиралась делать главная героиня после окончания школы?
1) Поступить в институт / 2) Уехать на край света / 3) Остаться работать в колхозе вместе с подругой
IV. Подведение итогов вместе с учениками.
1.Мы сегодня с вами проанализировали повесть «Красный мак» Ю. Скворцова. Вы совершенно правы, что затронутые автором проблемы существуют и в современном мире…
2. Оценки за урок.
V. Домашнее задание
Составить таблицу-характеристику главных героев.
Имя героя | Описание тексту | Положение в семье | Мечты, планы на будущее |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Выпускная квалификационная работана на тему "Художественное своеобразие готических романов Анны Рэдклифф"
«Готический» роман – это уникальное литературно-художественное явление в Англии рубежа XVIII и XIX вв. Выяснить причины неубывающего успеха «готического» жанра п...
«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»
Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.
Урок в 10 классе по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...
Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"
Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...

художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
урок посвящен анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения....

Урок-презентация на тему "Идейно-художественное своеобразие романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
В презентацию включен материал по композиционным, идейно-художественным особенностям романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Подробно рассматривается Онегинская строфа. Закрепление материала проход...