художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
урок посвящен анализу художественного своеобразия повести А.С.Пушкина "Пиковая дама", в ходе которого раскрываются особенности поэтики произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по литературе в 9 классе | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Бузина Галина Александровна
Урок литературы в 9 классе на тему:
«Художественное своеобразие повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»
Цели:
знакомство с особенностями творчества А.С. Пушкина на примере повести «Пиковая Дама»
осознание смысла и художественной формы произведения
идейно – художественный анализ повести
развитие ассоциативно - образного мышления
развитие навыков устной и письменной речи
воспитание вкуса и внимания к слову
Оборудование: газета, посвященная творчеству А.С. Пушкина, выставка книг поэта, на доске записаны строки стихотворений А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
Ход урока:
Ребята! Тема сегодняшнего урока: « Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина «Пиковая Дама». Давайте поговорим о таинственном и загадочном мире произведения, особенностях повествования, языка произведения.
1. Приглашаю вас принять участие в викторине:
Назовите имя старой графини.
В какой город ездила она в молодости?
Как называлась игра, в которую она проиграла огромную сумму?
Кто назвал графине 3 карты?
Кому принадлежит фраза: «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»?
Какова профессия Германна?
О какой героине сказано в повести: «Она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора»?
«Вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость»,- говорил Германн. Назовите эти карты.
О ком говорится в повести: «Он подошел к фонарю и взглянул на часы»?
Сколько времени показывали часы, когда Германн подошел к дому графини?
Назовите эпиграф повести.
2. Тайна «Пиковой Дамы», её реальный и ирреальный мир всегда привлекали внимание писателей, литературных критиков. Л.Н. Толстой назвал «Пиковую Даму» шедевром. Обращаю ваше внимание на высказывание Достоевского: «Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж меж нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал его «Пиковую Даму». Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».
Обратимся к этому тонкому анализу. Сюжет нашего произведения - игра и интрига игры. А кто же игрок? – Германн.
Что ни толкуй Вольтер или Декарт-
Мир для меня - колода карт.
Жизнь – банк, рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю, -
- писал М. Ю. Лермонтов в драме «Маскарад».
Пусть эти слова помогут вам охарактеризовать Германна. Расскажите, каким увидели вы Германна в повести?
Обратите внимание, что в создании образа Германна в повести автор использует «немецкий элемент» - термин, введённый Ю. Манном как фактор поэтики. Противоположные качества характера Германна: аккуратность, пунктуальность, педантизм и азарт, страсть. Автор представляет читателям пересечение мира действительного и ирреального.
Пушкин применяет фактор сопоставления, соединения противоположных элементов как особенности художественного своеобразия произведения.
Рассказ Томского – это завязка интриги. Что такое завязка?
-Случай! – сказал один из гостей.
-Сказка!- заметил Германн. – Это завязка философской интриги.
С какой целью в повести изображена Лизавета Ивановна? Что обозначает имя Лизавета? (Лизавета – почитающая Бога.) Это знаковое имя.
В чем сходство и отличие характеров пушкинской Лизаветы Ивановны и Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»?
В повести А.С. Пушкина происходит переосмысление традиций сентиментальной жанровой схемы в новые обстоятельства, в новое время.
3. Интерьер в повести является сюжетной декорацией, косвенной характеристикой персонажей, помогает глубже раскрыть образы. Интерьер «представлен с помощью своеобразной антитезы».
Докажите это на примере изображения комнат Лизы и графини.
4. Художественная деталь в повести работает особенно ярко. Обратим внимание на фразу: «Её записки час от часу становились длиннее и нежнее».
Послушаем письмо Лизаветы Ивановны (ученица читает). Каков его язык?
Приведите примеры употребления слова «огненный» в тексте повести. Кого и как они характеризуют?
О каких героях автор говорит, используя фразы «Чёрные глаза»? «Холодная рука»?
5. Уникальная особенность повести - зеркальность изображения. Сопоставьте сцены, в которых ключевыми словами являются «обдернулся – оступился».
6. Очень скупо, сжато, кратко даны в произведении пейзажные зарисовки. Приведите примеры пейзажных зарисовок. Как они помогают охарактеризовать героев?
7. Особенностью повести являются эпиграфы ко всему произведению и к каждой главе. Какова их роль в художественном своеобразии повести? Как поняли смысл эпиграфа ко всей повести? Эпиграфы к отдельным главам?
Эпиграфы пародируют поверхностное мнение о происходящем. Автор создаёт трагедию в иронической раме.
8. Сопоставьте сцену похорон и сцену проигрыша у Чекалинского. Проанализируйте особенности языка, расскажите о роли деталей в этих сценах.
9. Послушайте фрагменты из стихотворения А.С. Пушкина «Герой» и из романа «Евгений Онегин»:
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя.
Мы все глядим в Наполеоны
Двуногих тварей миллионы.
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Как раскрывается в повести проблема наполеонизма?
10. В чем проявляется гуманизм автора? В чем смысл заключения произведения? Кому сочувствует автор? Кого осуждает?
В чем выражается многозначность финала повести?
Не беспощадно жестокий приговор должен быть итогом чтения повести, ибо «нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви». В этом, по определению А.С. Пушкина, основы христианского гуманизма.
Домашнее задание. Напишите сочинение - размышление на одну из тем: Какие герои обманули ваши первоначальные ожидания? Кто вызвал наибольшее сочувствие и почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Данный урок проводится в 10 классе. Цели урока:Образовательная – раскрыть смысл названия повести, выявить особенности изображения русского национального характера;Воспитательная – формировать у у...
Н. В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.
1. Это второй урок в теме «Н.В. Гоголь». Тема сложна для восприятия, так как детям Гоголь знаком еще только по ранним, романтическим повестям из «Вечеров на хуторе ...
Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс
Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...
Художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Пакет материалов к проведению уроков по данной теме...
Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Урок литературы в 7 классе по теме "Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" представляет собой урок открытия новых знаний, урок -исследование. Организуется работа в гр...
Художественное своеобразие повести "Красный мак" Юрия Скворцова
Изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Чтение повести „Красный мак“. Анализ, определение художественного своеобразия, методы и приемы ...
Н.В. Гоголь «Старосветские помещики». Идейно-художественное своеобразие повести.
Конспект урока в 10 классе...
Комментарии
Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
Урок замечательный. Спасибо.
Урок литературы в 9 классе на тему: «Художественное своеобразие
Интересный урок. Обязательно проведу со своими ребятами