Алмашлыклар иле буенча сәяхәт
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вам кажется, что Землю изучили до нитки? А вот и нет! На Земле существует остров, о котором ученые даже не подозревают. Только никому не говорите…это наш БОЛЬШОЙ секрет! Бу безне ң Җиребез
Алмашлыклар Страна Алмашлыклар появилась давным-давно, около 1000 лет назад и основана Именами Существительными (Исемнәр), великими частями речи. Им надоело, что в тексте их повторяют по нескольку раз так, что возникает некоторые неудобства в речи. И вот они решили оставить после себя помощников, местоимений, которые могли их заменить, и поселили их на острове, который назвали Алмашлыклар
Алмашлыклар Зат
На этой части острова живет племя под названием «Зат алмашлыклары». Здесь живет 6 семей. Начальные местоимения и их дети (местоимения в косвенном падеже), таково строение семьи любых местоимений. Это племя указывает на конкретный предмет. Семья Мин очень себялюбивая и в себя влюбленная. Чужие проблемы и заботы для них не существуют. В семье Син каждый заботится об одном местоимении всю жизнь. Семья Ул вся состоит из мужских, женских, также - из средних местоимений. В семье Без никто друг друга в обиду не даст, все заботятся друг о друге и никого не оставляют без внимания. Семья Сез делится на два разряда: относятся ко всем с уважением. Хорошего воспитания и деликатности им не занимать. Жуткие сплетники, болтуши – все это про семью Алар . Эта семья не может не обсудить каждую семью вечером, собравшись вместе. Зат алмашлыклары
Просклонять личные местоимения МИН СИН УЛ БЕЗ СЕЗ АЛАР
Алмашлыклар Билгесезлек
В отличие от племени Зат алмашлыклары , Билгесезлек алмашлыклары живут непонятно и загадочно. Эти местоимению ничего не знают и указывают непонятно на что и образуются от племени Вопросительных при помощи частиц –дыр\-дер,-тыр\-тер или словом әллә. КЕМДЕР и Н ӘРСӘДЕР - семья, которая ничего не добилась за около 1000 лет жизни и начисто забывают имена и названия чего-либо. НИНДИДЕР и НИЧӘДЕР - совершенно не запоминают количества и стараются всячески избегать цифр. Постоянно ссорятся с представителями математической стороны. ӘЛЛӘ КЕМ , и ӘЛЛӘ НӘРСӘ - вечные ябеды. Хотя именно эта семья вытворяет всяческие гадости на острове, но моментально про это забывают. Из всего племени неопределенных местоимений их не любят больше всего. ӘЛЛӘ НИЧЕК и ӘЛЛӘ КАЙЧАН - ничего не могут сделать сами. Постоянно просят чьей-то помощи, а также, если им все-таки помогут, забывают сказать: «Спасибо». Билгесезлек алмашлыклары
Т әрҗемә итегез. Какой -то город, куда-то ушел, откуда-то взял, почему-то не разговаривают, когда-то читал, что-то есть, о чем-то знает, для кого-то трудно, сколько-то надо, чей-то сын, зачем-то спрашивают, где-то живет, как-то сделал, с кем-то дружит
Алмашлыклар Сорау
Небольшое племя, у которого постоянно куча вопросов. Все эти семьи знают много, но никакое количество знаний не может их насытить. КЕМ? - семья, которая интересуется только людьми. Они знают все про путешественников, изобретателей и т.д. НИЧ Ә ? - это семья, которая знает много о годах, датах и числах. НӘРСӘ ? - интересуются изобретениями, событиями, происшествиями и т.д. НИЧЕК ? - семья, которая отвечает за то, как все делать. КҮПМЕ ? - знает количество всего, чего угодно. НИНДИ ? - знает изображения, лица и другие качества предметов. Сорау алмашлыклары
Какие вопросительные местоимения спрашивают о количестве о людях , а какие о животных и предметах?
Алмашлыклар ЮКЛЫК
Юклык алмашлыклары Вечно все отрицают и ни с чем не соглашаются. Всегда чувствуют себя несчастными и никому не нужными. Известные пессимисты. Остров отрицательных местоимений все представляют себе гиблым местом и имена выбирают себе сочетание вопросительных местоимении со словами һич или бер . ҺИЧКЕМ – вечно страдающая от нехватки внимания семья. Никто ее не приласкает, никто ее не защитит. По крайней мере, так кажется этой семейке. ҺИЧНӘРСӘ– вечный защитник своих прав. Ничто его не остановит, никто его не заставит и т.д. ҺИЧНИНДИ – эта семья не может ничего описать. Когда спросишь вид какого-нибудь предмета, например: «Ну и какая это книга?» - последует ответ: «Никакая». Из-за этого странного описания с этой семьей вам говорить не захочется. ҺИЧКАЙДА – вечно берет чужие вещи. И не считает, что это может быть чья-то вещь! ҺИЧКЕМНЕ – в отличие от семьи «ҺИЧКЕМ» эта семья сама раздаривает свое внимание. И все не может раздарить: «Некого погладить, некого приласкать». Остальным местоимениям это уже сильно надоело. ҺИЧБЕР – очень ленивая семья. Ей всегда нечего делать.
КАК ПИШУТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ? ТӘРҖЕМӘ ИТ. Берни белмәгән, һичкая барасым килми, беркем дә һич җавап бирә алмый, беркайда да тапмадык, бернәрсәне җыярга өлгермәдем, беркайчан да һичкемгә дә начар сүз өйтмә, һичкем булышмаган, һичбер кеше килмәде, бернинди дә хата юк.
Алмашлыклар Тартым алмашлыклары
Тартым алмашлыклары Если хотите остаться живым и невредимым, а также чтобы все осталось на месте, лучше сюда не показываться. Тут постоянно дерутся за свое и чужое и все крадут. МИНЕКЕ , ҮЗЕМНЕКЕ и БЕЗНЕКЕ – те самые «воришки». У этой семьи своего нажито малую малость, а вот чужого более чем достаточно. Эти семьи обладают чудным мастерством воровства. Так что держитесь от них подальше. СИНЕКЕ и СЕЗНЕКЕ – наоборот возвращают всем украденные вещи. Отчаянные храбрецы. Очень решительны и в мире превыше всего ставят справедливость.
На что указывают притяжательные местоимения? Ответ ь на вопросы. Безнең бакча шәһәргә якын,ә сезнеке? Аленаның билгеләре яхшы,ә аныкы? Аларның мәктәпләре яңа ,ә сезнеке? Минем чәем кайнар түгел, ә синеке? Бу Ольганың дәфтәре, ә үзеңнеке кайда?
Алмашлыклар Күрсәтү
Великие путешественники. Всю жизнь занимаются исследованием БУ – изучает материки, страны, реки и т.д. УЛ – изучает растительность, живность и рельеф местности. ТЕГЕ – изучает людей, их обычаи и язык. Эта семья знает уже около 200 языков! ШУШЫ – изучает законы стран. ШУЛ – изучает число населения, животных, растений и т.д. К ҮРСӘТҮ АЛМАШЛЫКЛАРЫ
Тәрҗемә итегез. Күрсәтү алмашлыкларын табыгыз. Барыгыз да монда килдеме? Син боларны кайда очраттың соң әле? Моңа үземнең гаиләмне күрсәтәсем килә. Сез китапларны шушыннан алдыгызмы? Тегендә кемнеңдер аяк тавышлары ишетелә. Без төнне шушында үткәрергә тиешме? Галия апалар моннан ерак яшиләрме?
Алмашлыклар Билгеләү
Наверное, самая спокойное и размеренное племя. Оно ничего не изучает не ворует, но и живет вполне понятно. В этом племени каждый исполняет свои обязанности и дела, которые заранее распределены. БӨТЕН – самое главное лицо в племени. Занимается распределением обязанностей. БАРЧА – собирает хворост и отвечает за огонь. ҺӘР – собирает всякую нужную информацию. БАРЛЫК – передает свой опыт разных дел и помогает, если нужно. ҮЗ – самая сильная семья, поэтому переносит тяжести и строит дома. ҺӘММӘ – выполняют любую другую работу. БИЛГЕЛӘҮ АЛМАШЛЫКЛАРЫ
Тәрҗемә итегез. Мин бөтен урманны йөреп чыктым,беркайда да бу үләнне тапмадым. Сабантуй-барлык татар халкының иң яраткан бәйрәме. Гадәттә без бөтен җәйне елга буенда су коенып үткәрә идек. Һәммә кешеләрнең дә сүзләренә ышанырга ярамый. Алия барлык сүзләрне дә тәрҗемә итте, ләкин барыбер текстны аңламады. Җыелышка барлык укучыларның да әти-әниләрен чакырабыз.
Алмашлыклар иле буенча сәяхәтебез шушының белән тәмам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 нче сыйныфларының татар төркеме өчен"Күрсәтү алмашлыклары" темасы буенча төзелгән дәрес конспекты.
4 нче сыйныфының татар төркемендә үткәрелгән дәреснең конспекты....
"Алмашлыклар" 6нчы сыйныф
6нчы татар сыйныфы өчен "Алмашлыклар" темасын гомумиләштереп кабатлау буенча дәрес эшкәртмәсе....
Алмашлыкларның җөмләдә кулланылышы. Тукай иҗатында алмашлыклар.
Максат. 1. Алмашлыкларның җөмләдә кулланылышы турында мәгълүмат бирү.2. Иҗади фикер эшчәнлеген үстерү.3. Г. Тукай иҗатына карата кызыксыну һәм тәрбияләү.Җиһазлау: компьютер, карточкалар, тест, татар т...
Сабан туе-хезмәт туе. Тартым алмашлыклары.
6нчы сыйныфта тартым алмашлыгы темасын үтү дәресе....
Презентация "Сорау алмашлыклары"
"Морфология" бүлегендә "Алмашлык төркемчәләре" темасын үткәндә куллану өчен...
"Алмашлыклар" темасын кабатлау
Бу дәрес рус телендә белем бирүче мәктәпләрнең 4 нче сыйныфында (татар төркемендә) үткәрү өчен тәкъдим ителә. Барлык эш төрләре дә укучыларның яшь үзенчәлекләрен истә тотып төзелгән. Әлеге дәрес эшкәр...
6 нчы класс. Хайдарова Р.З. дәреслеге буенча "Сорау алмашлыклары" темасы
Дәрес тулысынча укытучы өчен белем бирү максаты, тәрбия бирү максаты (дәреснең метапредмет нәтиҗәсе), тәрбия бирү максаты (дәреснең шәхси нәтиҗәсе) һәм дәреснең белем бирү максатлары белән төзелгән. Д...