Рабочая программа по литературе в 9 классе
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 9 классе Вербовая Н.Н. и др
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9_klass_nartov_i_dr_3_chasa_v_nedelyu.docx | 42.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КОК-ЧЫРААНСКИЙ
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
на заседании ШУМО заместителем директора приказом директора школы
Руководитель ШУМО по УВР №___ от 01.09.2018 г.
________/Тарыймаа.Н.Н./ ______/Бадыжык У.Б./ ________/Мижит-оол А.А./
« » августа 2018 г. « » августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русская литература»
Ступень обучения: основное общее образование
Уровень общего образования: базовый
Класс: 9
Срок реализации: 2018-2019 учебный год
Количество часов: в год – 102 часа, в неделю – 3 часа
Программа разработана на основе программы для основной и полной средней школы «Русский язык и литература» для 5-9 классов. Спб «Просвещение». 2000 г.
Составитель: Ховалыг Азиата Константиновна,
учитель русского языка и литературы
с. Кок-Чыраанский – 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе программы для основной и полной средней школы «Русский язык и литература» для 5-9 классов (Спб «Просвещение». 2000 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы К.М.Нартов и др.-СПб.: «Просвещение», 2001г.).
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Особое внимание в программе уделено содержанию, способствующему формированию современной картины мира по проблеме «Автор - книга - читатель».
Важнейшее значение в создании условий для формирования духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиции и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных теоретико-литературных понятий.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературы на ступени основного общего образования:
1. воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания;
2. приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы;
3. развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимых для понимания включенных в программу произведений.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из источников обогащения речи обучающихся, средством формирования их речевой культуры, коммуникативных, текстовых компетентностей.
Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-литературного, проблемно-тематического принципов. Содержание курса литературы в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра и зла, жестокости и милосердия, понимания роли природы в жизни человека и т.д.
В рабочей программе курс литературы представлен разделами:
1. Введение
2. Древнерусская литература XI-XVII веков
3. Литература XVIII века
4. Литература XIX века
5. Зарубежная литература
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Описание места предмета в учебном плане школы
Общий объем часов, отводимых на литературу в 9 классе согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, составляет 102 часа в год, в неделю – 3 часа.
Основное содержание учебного предмета
Введение. Великая сила литературы
Древнерусская литература XI-XVII веков
«Повесть временных лет»
«Повесть о нашествии Батыя на Рязань»
«Слово о полку Игореве»
Литература XVIII века
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны…»
Г.Р.Державин «Фелица»
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», «История государства Российского»
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Литература XIX века
К. Ф. Рылеев «Гражданин», «Иван Сусанин»
В. А. Жуковский «Лесной царь», «Море»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
И.А.Гончаров «Мильон терзаний»
А. С. Пушкин «Друзьям» , «19 октября», «Была пора...», «Вольность», «Деревня», «К морю», «Осень », «Пророк »
«Евгений Онегин»
М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта», «Дума», «Поэт», «Родина»; «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души»
А. И. Герцен «Былое и думы»
Зарубежная литература
Эсхил «Прикованный Прометей»
Дж. Боккаччо «Декамерон»
У. Шекспир «Гамлет, принц датский»
Ж. Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
Учебно-тематический план
Название раздела | Количество часов |
Великая сила литературы | 1 ч |
Древнерусская литература | 3 ч |
Русская литература XVIII века | 17 ч |
Литература XIX века | 64 ч |
Зарубежная литература | 13 ч |
Итоговые уроки | 5 ч |
Итого | 102 часа |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся, закончившие 9 класс
должны знать:
- Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм);
- Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;
- Содержание изученных произведений;
- Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
- Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
должны уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения;
- Определять родо-жанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;
- Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);
- Давать характеристику литературному произведению, исходя из
особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
произведение;
- Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;
- Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;
- Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;
- Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;
- Написать сочинение на заданную тему.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Литература:
1. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных заведений (авторы – К.М.Нартов и др. - СПб.: «Просвещение», 2001 г.).
2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс.- М.: ВАКО, 2010
3. Журнал «Русский язык и литература. Все для учителя» 2010-2015
4. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.В.Беляева.- М.: Просвещение, 2010.
Оборудование:
Доска.
Компьютер.
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
Факт | План | |||
1 | Великая сила литературы | 1 | ||
Древнерусская литература (3 ч) | ||||
2 | Древнерусская литература. История открытия «Слова о полку Игореве» | 1 | ||
3 | «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы | 1 | ||
4 | Поэтические переложения «Слова о полку Игореве» | 1 | ||
Русская литература XVIII века (17 ч) | ||||
5 | Характеристика русской литературы ХVIII века. Литературное направление. Понятие о классицизме и его жанрах | 1 | ||
6 | М.В.Ломоносов. Ода «На день восшествия…» | 1 | ||
7 | В.Г.Державин «Фелица» | 1 | ||
8 | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Основные темы произведения. Г-жа Простакова и Скотинин | 1 | ||
9 | Недоросль Митрофан и его окружение | 1 | ||
10 | Художественная роль Правдина и Стародума в произведении. Актуальность комедии Д.И.Фонвизина | 1 | ||
11-12 | Р.Р. Сочинение по произведению Д.И.Фонвизина | 2 | ||
13 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Понятие о сентиментализме | 1 | ||
14 | Н.М.Карамзин «Бедная Лиза» | 1 | ||
15 | Главные герои – Лиза и Эраст | 1 | ||
16 | Социально-нравственный конфликт в произведении Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» | 1 | ||
17 | Язык и стиль произведения Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» | 1 | ||
18-19 | Р.Р. Сочинение по произведению Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» | 2 | ||
20 | А.Н.Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву». Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения | 1 | ||
21 | Вн. чт. А.Н.Радищев «Вольность» | 1 | ||
Русская литература XIX века (64 ч) | ||||
22 | Общая характеристика. Романтизм | 1 | ||
23 | К.Ф. Рылеев «Гражданин», «Иван Сусанин» | 1 | ||
24 | В.А. Жуковский – мастер жанра баллады. Баллада «Лесной царь». Особенности жанра | 1 | ||
25 | Поэтика романтических стихотворений «Море», «Вечер» | 1 | ||
26 | «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму | 1 | ||
27 | Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума». Драма как род литературы. Прозаическая и стихотворная речь | 1 | ||
28 | «Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом!» (Дом Фамусова. 1 действие.) | 1 | ||
29 | Фамусов и Чацкий: столкновение «мнения» и «суждения» как выражение социального конфликта в комедии. (Опыт сравнительной характеристики персонажей. 2 действие.) | 1 | ||
30 | Любовная драма Чацкого. Чацкий и Молчалин как люди одного поколения с разными жизненными ценностями | 1 | ||
31 | Фамусовская Москва. Сцена бала в доме Фамусова как способ создания собирательного образа московского барства. Обучение анализу эпизода драматического произведения | 1 | ||
32 | Женские образы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | ||
33 | Романтические и реалистические тенденции в комедии «Горе от ума». А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии | 1 | ||
34-35 | Р.Р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» | 2 | ||
36 | И.А. Гончаров «Миллион терзаний» | 1 | ||
37 | А.С.Пушкин – гениальный русский национальный поэт | 1 | ||
38 | Дружба и друзья в лирике Пушкина | 1 | ||
39 | Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина | 1 | ||
40 | Философская лирика А.С. Пушкина («Осень», «К морю», «Вновь я посетил» и др.) | 1 | ||
41 | Любовная лирика А.С. Пушкина | 1 | ||
42 | Р.Р. Моё любимое стихотворение | 1 | ||
43 | «Евгений Онегин». Творческая история романа | 1 | ||
44 | Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет | 1 | ||
45 | «Онегинская» строфа | 1 | ||
46 | Татьяна – любимая героиня Пушкина | 1 | ||
47 | «Онегин – добрый мой приятель» | 1 | ||
48 | «Жизнь без смысла…» (Основные этапы жизни Евгения Онегина) | 1 | ||
49 | «Они достойны друг друга. Они оба прекрасны». (Две встречи Евгения Онегина и Татьяны Лариной) | 1 | ||
50 | Петербургское, поместное и московское дворянство в изображении А.С.Пушкина | 1 | ||
51 | Лирические отступления в романе «Евгений Онегин». Изображение русской природы | 1 | ||
52 | В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» | 1 | ||
53-54 | Р.Р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина | 2 | ||
55 | Очерк жизни и творчества М.Ю.Лермонтова | 1 | ||
56 | Основные мотивы лирики Лермонтова | 1 | ||
57 | «Смерть поэта», «Дума», «Поэт» | 1 | ||
58 | «Как часто, пестрою толпою окружен..» – мечта о новом человеке | 1 | ||
59 | «Родина», «Выхожу один я на дорогу» | 1 | ||
60 | Р.Р. Читаем любимое стихотворение М. Ю. Лермонтова | 1 | ||
61 | Вн.чт. М.Ю.Лермонтов «Пророк» | 1 | ||
62 | «Герой нашего времени». Обзор содержания | 1 | ||
63 | Печорин – «младший» брат Онегина по главе «Бэла» | 1 | ||
64 | Мои размышления. По главе «Максим Максимыч» | 1 | ||
65 | Анализ эпизода по главе «Тамань» | 1 | ||
66 | В.Г.Белинский «Герой нашего времени» | 1 | ||
67-68 | Р.Р. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | 2 | ||
69 | Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | 1 | ||
70 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | 1 | ||
71 | Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Н. В. Гоголя в создании образа Хлестакова | 1 | ||
72 | Чиновники на приеме у «Ревизора» | 1 | ||
73 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение | 1 | ||
74 | «Мертвые души». История создания. Смысл названия | 1 | ||
75 | Деталь как средство создания образов | 1 | ||
76 | Образ Чичикова | 1 | ||
77 | Путешествие героя как прием восстановления панорамы России | 1 | ||
78 | Образы помещиков | 1 | ||
79 | Образы помещиков | 1 | ||
80 | Народ в поэме | 1 | ||
81 | Образ России в ее многообразии и неповторимости в произведениях Ф.И. Тютчева | 1 | ||
82 | Р.Р. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в литературной критике. Подготовка к сочинению | 1 | ||
83-84 | Р.Р. Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | 2 | ||
85 | А.И.Герцен «Былое и думы» | 1 | ||
Зарубежная литература (11 ч) | ||||
86 | Эсхил «Прикованный Прометей» | 1 | ||
87 | Дж. Боккаччо «Декамерон» | 1 | ||
88-91 | У.Шекспир. «Гамлет, принц датский». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм общечеловеческое значение героев. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 4 | ||
92 | Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» | 1 | ||
93-96 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы | 4 | ||
97-98 | Р.Р. Сочинение по произведениям зарубежной литературы | 2 | ||
Итоговые уроки (5 ч) | ||||
99-100 | Р.Р. Сочинение «Какие жизненные уроки я получил на уроках литературы?» | 2 | ||
101-102 | Итоговый урок. Рекомендации на лето | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...