Рабочая программа по учебному предмету "Русская родная литература"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по учебному предиету "Русская родная литература" в 9 классе. Программа по родной литературе (русской литературе) соотнесена с программой по русской литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется спицифический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по родной литературе (русской литературе) - как явления искусства слова. Она связана с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_rodnaya_literatura_9_klass.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Прудковская средняя школа
«Рассмотрено» _________/_М.В.Петрова/ Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Прудковская СШ» _____________/_И.В.Сотченкова/ «29» августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Прудковская СШ » __________/А.А.Петроченкова/ Приказ № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Русская родная литература»
9 класс
учителя русского языка и литературы
М.В.Петровой.
2018 – 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. No 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона No 185- ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. No 1577);
Примерная программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияк результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русская родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Русская родная литература».
Рабочая программа по родной литературе (русской литературе) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, с учетом примерной образовательной программы основного общего образования.
Программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю)
Рабочая программа имеет целью формирование потребности в качественном чтении произведений русской литературы, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.
Программа по родной литературе (русской литературе) соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по родной литературе (русской литературе) - как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной литературе (русской литературе) связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, деятельностный метод обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русская родная литература»
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
4.Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
2.Смысловое чтение.
3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные УУД
1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится
1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
3) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
4) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
Ученик получит возможность научиться
- понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
- воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;
- интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?»;
- устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;
- создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
Содержание учебного предмета «Русская родная литература»
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.
Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко- культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Русский фольклор Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Древнерусская литература Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
Русская литература XVIII - XIX веков Классицизм. Переводная литература. Вклад А.С.Пушкина в становление русской литературы.
Русская литература XX - XXI веков Современная русская литература. Национальные литературные премии.
Тематическое планирование по русской родной литературе. 9 класс. (34 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
1 2 4 | Русский фольклор Фольклор — коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. | 7 2 3 2 | ||
5 6 7 | Древнерусская литература Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). | 7 2 3 2 | ||
8 9 10 | Русская литература XVIII - XIX веков Классицизм. Реформы языка М.В. Ломоносова. Переводная литература. Вклад А.С.Пушкина в становление русской литературы. | 12 3 3 6 | ||
11 12 | Русская литература XX - XXI веков Современная русская литература. Национальные литературные премии. | 8 7 1 |
Литература
1.С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2017
2.Литература. 9 класс. Тематическое планирование. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О
3.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 5-е
4. Авторы-составители: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А.М.:«Русское слово»,2009.
5. Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Русская литература XX века» Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово»,2016.
6. Методические рекомендации по использованию учебников: В.А. Чалмаев, С.А. Зинин
«Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне. 10-11 классы. - М.:«Русское слово»,2007.
7. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва:
«Просвещение»,2004.
8. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2017.
9. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Родная литература (русская)" для 5-9 классов
Рабочая программа по учебному курсу "Родная литература (русская)" для 5-9 классов...
Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература» 6 класс
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная лите...
Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература» 7 класс
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьник...
Рабочая программа по учебному предмету « Родная литература» 8 класс
Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература...
Рабочая программа по учебному предмету " Родная литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература » предназначена для учителей русского языка и литературы....
Рабочая программа по учебному курсу "Родная литература (на русском языке)"
Рабочая программа по учебному курсу "Родная литература (на русском языке)"...
Рабочая программа по учебному предмету "Родная литература" 5-9 классы
Рабоча программа по учебному предмету "Родная литература"....