Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 11 –х классов по теме «Причастие и деепричастие. Постановка знаков препинания в причастных и деепричастных оборотах».
методическая разработка (11 класс) по теме
В период изучения творчества М.А.Булгакова целесообразно обучающимся 11 - х классов предложить закрепить тему «Причастие и деепричастие. Постановка знаков препинания в причастных и деепричастных оборотах» на материале и произведения "Мастер и Маргарита", а также на материале критических статей об авторе. Таким образом, мы отрабатываем и закрепляем навык постановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, повышаем читательский интерес, расширяем кругозор обучающихся, даем им возможность сравнить свое мнение и мнения одноклассников со взглядами критиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 11 –х классов по теме «Причастие и деепричастие. Постановка знаков препинания в причастных и деепричастных оборотах».
- Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях из статьи Виктора Лосева «Фантастический роман о дьяволе»
- Хотя сенсационных открытий, связанных с его(Михаила Булгакова) жизнью и творчеством, становится все меньше и меньше, но зато исследователи и читатели стали более внимательно изучать тексты опубликованных сочинений писателя.
- Несомненно и то, что наиболее пристальное внимание читающего мира
приковано к главному булгаковскому роману (не все, правда, считают его
главным), получившему в конце 1937 года название "Мастер и Маргарита".
- Первоначальный замысел романа, судя по сохранившимся чудом черновикам
первых его редакций, включал много острейших тем, среди которых назовем хотя
бы две: разгул уродливого и наглого богоборчества (по сути, исключительно
примитивного и в силу этого очень эффективного) и подавление свободного
творчества в "новой" России.
- А дальше...дальше уже работала богатейшая фантазия писателя, соединявшая в себе далекое и великое прошлое с реальной действительностью.
- Следует отметить, что и в последующие годы писатель, работая над романом, периодически уничтожал большие куски текста, причем именно самого острого содержания.
- Во всяком случае, если большую часть текста, оставшуюся после первой его "обработки" еще можно реконструировать, то вырезанные куски оборванного текста восстановить невозможно.
- Из материалов, уничтоженных автором в марте 1930 года, сохранилась
также тетрадь, имеющая заголовок: "Черновики романа. Тетрадь 2".
- Оставшийся нетронутым этот заголовок имеет большое значение, ибо точно указывает на последовательность работы над романом - перед нами начало его второй редакции.
- Первый лист тетради вырезан под корешок, а на втором, оборванном наполовину листе, вырезан кусочек листа с заголовком и датой.
- " Во второй тетради, не имеющей заголовка, переписана глава "Дело было в Грибоедове" (с существенными изменениями и дополнениями, но не завершена) и сделан набросок главы "Полет Воланда".
- Кроме того, была начата глава "Копыто консультанта", по содержанию соответствующая главе "Никогда не разговаривайте с неизвестными".
- Материал, сосредоточенный в этих двух тетрадях, никак не может быть соотнесен с очередной редакцией романа.
- Осенью он продолжил интенсивную работу, развивая основные идеи.
- Глава "Последний путь", завершающая третью редакцию, была написана в период между 21 сентября и 30 октября.
- Но Булгаков незамедлительно делает новую "Разметку глав", существенно изменяя структуру романа, и приступает к работе над новой редакцией.
- Главная причина - стремление раздвинуть горизонты для своих новых героев, появившихся в третьей редакции, - для поэта (мастера) и его подруги.
- Значительно позже, в июле 1936 года, была переписана последняя глава, получившая название "Последний полет".
- Примерно за полгода, работая с перерывами, Булгаков завершил шестую редакцию
романа, которая фактически стала второй полной рукописной редакцией.
- Затем Булгаков вновь приступил к правке романа, внося обширные изменения как в машинописный текст, так и делая поправки на полях текста.
- Помимо упомянутых тетрадей сохранились отдельные листы, написанные ее рукою, которые вложены между машинописными страницами и пронумерованы, а также ее записи на обороте машинописных листов, на полях и прямо по машинописному тексту.
- Текст, правленный многократно (с поправками, которые были вновь и вновь правлены, с многочисленными пометами, означавшими, что в этих местах необходимо исправить текст так-то, но не исправленный; с пометами, указывающими на то, что данный фрагмент текста необходимо перенести в другое место, но не перенесенный; с опечатками и описками, требовавшими каждый раз определить - действительно ли это опечатка или описка: с пометами писателя, указывающими на то, что такие-то куски текста необходимо взять из ранних редакций в основной текст, и т.п.), следовало привести в порядок, отредактировать и перепечатать.
- И всю эту работу Елена Сергеевна осуществила за несколько месяцев (июнь - декабрь 1940 года). К сожалению, не сохранились (или пока не найдены!)
документы, рассказывающие о ходе этой удивительной работы. Прежде всего, не
установлено, одна ли Елена Сергеевна проделала всю эту архисложную работу
или с чьей-то помощью.
- Готовившая к изданию полный текст романа опытный редактор и текстолог А. Саакянц пошла по классическому пути: она взяла за основу не подготовленный к декабрю 1940 года Еленой Сергеевной текст романа, а всю совокупность рукописей "последней прижизненной редакции", хранящейся в архиве писателя (правленый первый машинописный экземпляр романа и тетрадь с дополнениями и поправками).
- Вполне понятно, что в результате появился новый вариант романа, отличавшийся от текста, подготовленного Е. С. Булгаковой, уже с самых первых строк.
- Впервые полный текст романа, завершенного Е. С. Булгаковой в декабре 1940 года, был издан на русском языке в Киеве в 1989 году (Михаил Булгаков. Избранные сочинения в двух томах. Издательство "Днипро", т.2), а затем повторен в пятитомном собрании сочинений писателя.
- При этом возникает неизбежный вопрос: все ли тексты, содержавшиеся в этих тетрадях, включены Еленой Сергеевной в окончательную редакцию романа.
- Определите вид причастий в данных предложениях. (на материале романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
- - Бесспорно, - согласился неузнаваемый Иван.
- - Дай сюда портфель, гад! - тем самым гнусавым голосом, что был слышен в телефоне, крикнул второй и выдрал портфель из трясущихся рук Варенухи.
- - Дурак! - отчётливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов.
- - Кто? - чуть слышно шепнул Иван, опасаясь перебивать взволнованного рассказчика.
- Вихры неприглаженных чёрных волос пропали на мастере, и щёки и лоб его разгорались под поцелуями.
- -Доктор, - шёпотом спросил потрясённый, - он, значит, действительно болен?
- Ещё полюбовавшись на луну, вздохнув для приличия, Маргарита повернула голову в сад и в действительности увидела Николая Ивановича, проживающего на нижнем этаже этого самого особняка.
- Затем, сжав губы, она принялась собирать и расправлять обгоревшие листы.
- Кроме того, никем не перебиваемый Иван говорил всё с большим жаром и убедительностью - он лично был на балконе у Понтия Пилата, в нём нет никакого сомнения.
- Лишь только он заглянул в окно, выходящее на Садовую, лицо его перекосилось.
- Мороз, эти летящие трамваи.
- Но от этой прежней жизни всё же откололась одна мысль о том, что нужно исполнить только один последний долг перед началом чего-то нового, необыкновенного, тянущего её наверх, в воздух.
- Она пересекла Арбат, поднялась повыше к четвёртым этажам мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра.
- Под тонкие выкрики глашатаев, сопровождавших колонну и кричавших то, что около полудня прокричал Пилат, она втянулась на Лысую Гору.
- Растрёпанные волосы Маргариты развевались навстречу ветру.
- Старые туфли брюнетки были выброшены за занавеску, и туда же последовала и сама она в сопровождении рыжей девицы и Фагота, нёсшего на плечиках несколько модельных платьев. Одиночные причастия, стоящие перед зависимым словом:
- Супруга побежала в переднюю, а Никифор Иванович разливательной ложкой поволок из огнедышащего озера - её, кость, треснувшую вдоль.
Вставьте пропущенные знаки препинания (на материале статьи Виктории Угрюмовой «Фиолетовый рыцарь и другие»)
- Настоящий Мастер - именно так, с большой буквы - может обессмертить себя одним - единственным сотворенным им чудом; обессмертить себя озадачить потомков и обогатить язык множеством волшебных чарующих фраз которые входят в его плоть и кровь существуя как бы отдельно от романа.
- Рукописи не горят... Горят души и из этого пепла политого кровью Сердца вырастает то чудесное уникальное божественное что уже не поворачивается язык назвать сухим и конкретным словом - произведение.
- Как рождается чудо? Как получается уместить в конечном числе страниц не такого уж и большого романа бесконечное количество иных миров живущих своей собственной полной и яркой жизнью?
- Персонажи пародийные взятые прямо из жизни и вопросов у нас невызывающие; просто смешно до чертиков. И Степа Лиходеев и финдиректор Римский и поэт-неудачник Рюхин и блистательный Арчибальд Арчибальдович и весь окололитературный мир Грибоедовского дома выписанный с превеликим тщанием но как беспощадно.
- «Сбоку всех летел блистая сталью доспехов Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые пустые и черные а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде как демон безводной пустыни демон-убийца». И веря Булгакову ничего не остается нам как отправиться в эту самую безводную пустыню.
- Праздник Азазел праздник козлоприношения широко распространенный среди многочисленных арабских племен. Его суть заключалась в том чтобы откупиться от Азазела - безжалостного ангела смерти который по верованиям арабов весь в черном и на черных же крыльях прилетал к человеку дабы забрать с собой его душу. Вооружен был Азазел мечом которым владел виртуозно. Лицо его было бледным и холодным а глаза пустыми и черными. Боялись и почитали его невероятно а чтобы умилостивить наряжали несчастного козла в венки из цветов украшали рога лентами обвешивали дарами и отпускали в пустыню принося таким образом в жертву. Кстати именно отсюда происходит оборот козел отпущения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-580102-1423038003.jpg)
Опасные шалости (повторение правописаний наречий, постановка знаков препинания при причастных и деепричастных оборотов)
Конспект интегрированного урока русского языка с ПДД, представлена опорная рабочая карта для учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692513-1445339879.jpg)
Итоговая контрольная работа по русскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по программе М.М.Разумовской
В данном материале представлены задания для контрольной работы по итогам года ( 6 класс) для учащихся, обучающихся по программе М.М.Разумовской....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-614582-1427997089.jpg)
Контрольная работа по русскому языку для учащихся 9 класса по теме "Сложноподчиненные предложения" (I триместр)
Контрольная работа по русскому языку для учащихся 9 класса по теме "Сложноподчиненные предложения" (I триместр)...
Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 9- х классов по теме "Словообразование"
Итогом изучения и закрепления любой темы является контрольная работа. В данном материале представлены задания, построенные на четком разграничении понятий "морфемный разб...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-611334-1426951666.jpg)
дополнительные задания для отработки постановки знаков препинания при причастном и деепричастном оборотах.
Материал заданий предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы. Может использоваться на уроках повторения, обобщения и контроля изученного материала....
Итоговая контрольная работа по русскому языку для обучающихся 8 класса
Итоговая контрольная работа по русскому языку для обучающихся 8 класса разработана в двух вариантах...
Контрольная работа по русскому языку для учеников 8 класса по теме «не и ни со словами»
Контрольная работа может выполняться в диагностических целях или после повторения пройденного материала....