«Отношение современных школьников-подростков к чтению»
статья на тему

Калина Виктория Геннадьевна

     Компьютер для подростков не только и не столько игры,  но и жизнь в режиме «online». Многие обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и контакте,  а телевидение им заменяет YouTube. В интернете ребята обсуждают фильмы, игры и в том числе книги. К сожалению, за пределами «инета», они свои таланты скрывают. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otnoshenie_podrostkov_k_chteniyu.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Калина Виктория Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7

село Чкаловское Приморского края

«Отношение современных школьников-подростков к чтению»

«Те, кто читают, те будут страной руководить,

 науку двигать, открытия делать;

 те, кто не читают, так и останутся недотепами.

А жаль…»

Альберт Иванов

     XXI век - век, когда литература не представляет особой важности для подростков. Мы сталкиваемся с этим и в повседневном общении, и на уроках в школе.  В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей. С появлением телевидения и компьютера поток информации обрушился на человека с небывалой силой. Дети овладевают компьютером зачастую раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Получение информации с помощью компьютера  не предоставляет для них труда.

      Можно ли безоговорочно сказать, что новое поколение стало меньше читать?

     Компьютер для подростков не только и не столько игры,  но и жизнь в режиме «online». Многие обмениваются сообщениями и мнениями в социальных сетях и контакте,  а телевидение им заменяет YouTube. В интернете ребята обсуждают фильмы, игры и в том числе книги. К сожалению, за пределами «инета», они свои таланты скрывают. Есть ребята, которые читают электронные версии популярных среди молодёжи книг, слушают аудиокниги, делая при этом домашнее задание. Учёные пишут, что современные подростки могут делать несколько дел одновременно, запоминать небольшие фрагменты информации, так называемые клипы, поэтому появился термин «клиповое сознание» - от английского clip (стрижка, нарезка). Но обладатели клипового мышления не способны анализировать учебный материал, поскольку образы не задерживаются в их головах надолго. Школьники стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно, и с трудом осиливают литературные произведения прошлого. Ученики хорошо воспринимают краткие изложения классических книг, т. е. те же клипы, но оригинальные тексты для них непреодолимо скучны. Подростковое современное «чтиво» не требует запоминания сюжетных деталей, читать можно с любого места. Отсюда и отторжение подростков от классики.

     Но, вместе с тем,  многие исследователи считают, что клиповое сознание, при всех его минусах, необходимо для нашей ориентации в современном мире, т.к. оно предлагает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, которую иным образом человек усвоить не в состоянии.

    Очевидна, конечно,  явная   тенденция к  снижению уровня культуры чтения современных школьников: читательский круг  не  слишком разнообразен.

     Подростки читают, но читают  для времяпровождения, а не для духовного развития, круг чтения в основном ограничен рамками школьной программы, вне которой классические произведения привлекают единицы, таким образом, чтение приобретает «деловой» характер.  Компьютер вытесняет книги из жизни школьников.  И всё-таки они читают, значит, духовное развитие присутствуют, даже если подростки и не задумываются об этом.

    В возрасте 12-15 лет мотивация у детей уже не познавательная. Ведущей деятельностью является общение. В этом возрасте дети начинают хуже учиться, теряют интерес к учебе. Если развитие ребенка проходит нормально, то книге он предпочтет общение со сверстниками. Многие произведения школьной программы сложные и не интересны детям. Сами по себе эти произведения замечательные, но их понимаешь только с возрастом. Это не способствует развитию интереса у ребенка к чтению.

     Необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать. Как это сделать? Могут ли семья, школа или что-то третье сыграть здесь решающую роль? Подростки чаще всего читают книги, которые читают их родители или родители их друзей. Дети, вырастающие в домах, где родители не читают, реже берут книги в руки. Учителя литературы иногда умеют заразить учеников охотой читать, и даже если после школы те реже обращаются к художественной словесности, навыки школьного чтения, скорее всего, оставляют свой след в их дальнейшей деятельности.

     Перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений. Есть разные методы привлечения подростков к чтению. Рассмотрим некоторые из них.

Метод творческого чтения - вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.

Для метода творческого чтения нужны следующие методические приемы:

- выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя,

- чтение мастеров по телевизору и компьютеру;

- обучение детей выразительному чтению;

- чтение учителя художественного текста с комментариями;

- беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений;

- постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

- творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

     Эвристический метод (частично-поисковый).  Если коротко, здесь важны подбор материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего (небольшого) произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составление плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и ее решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы.

Исследовательский метод. Его цель - раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Исследовательский метод применяется на уроках, но особенно на семинарских занятиях, литературных конференциях. Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, учитель консультирует учащихся, стимулируя их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы.

     Репродуктивный метод (больше для слабых классов)

Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях и пр.

Приемы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств; задания по учебнику, по учебным пособиям: ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала.

     

     Важно помнить, что один учитель не может и не должен противостоять «неразумному миру». Поэтому работу начинаем еще с детского сада: на родительских собраниях говорим о важности семейного чтения для формирования личности ребенка, его социализации. Эту же работу с родителями  продолжаем и после.

     Особое значение приобретает в этом отношении внеклассная работа.

Здесь мы одновременно и идем за подростком, и побуждаем его заниматься саморазвитием.

 

     В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше.

Учителям необходимо осваивать новые формы работы для сохранения интереса детей к чтению.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Доклад "Формирование нравственно-этического отношения к природе на уроках чтения"

Формирование любви к природе, бережное отношение к ней...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....

"Формирование нравственно- смыслового отношения современного школьника к собственному образованию и саморазвитию" ( из опыта работы классного руководителя 7 "А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

Организация предметного информационного пространства. Обучающийся должен иметь возможность выбора инфомационного поля, сферы приложения своих способностей и диапазона средств обучения....

Тренинг как форма работы со школьниками- подростками в ОДОД

Описание психофизиологических стадий развития человека, выделение подросткового возраста как кризисного периода и тренинг, как форма работы с подростками в школе....

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...