Доклад "Формирование нравственно-этического отношения к природе на уроках чтения"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Эрмик Людмила Александровна

Формирование любви к природе, бережное отношение к ней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.formirov.nrav_.-etich.otnosh._k_prirode.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно – этического отношения к природе на уроках чтения.

Нравственность, взятая вне общества не существует. Если процесс нравственного воспитания – это целеноправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения, то естественно, нельзя говорить о  нравственном воспитании на уроках чтения, не учитывая развитие эмоциональной сферы учащихся, и это одно из важнейших условий осуществления процесса идейно -  нравственного и эстетического воспитания. Поэтому, разбирая то или иное художественное произведение, учитель постоянно  должен обращаться к эмоциональному миру ребёнка, стараясь развить его, формируя тот высокий строй моральных качеств, которые определяют отношение человека к обществу, к людям, к  труду, к природе. Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину.

    Чем ближе человек к природе, тем богаче его душа, поэтому, разбирая содержание любого произведения о природе, стараюсь развивать не только наблюдательность и любовно – бережное отношение к родной природе, но формирую патриотические чувства. Подвожу детей к понятию того, что родная природа – родная земля. То, с чего начинается Родина.

    Учебник 5 класса начинается с темы «Лето». После каждого художественного произведения есть вопросы и задания, которые помогают расширить эстетические взгляды учащихся, увидеть богатство русской природы, её разнообразие, но я подбираю  дополнительные задания. Так в рассказе Скребицкого «Июнь» есть небольшой отрывок, на котором заостряю внимание: «…Как приятно найти первый молоденький грибок. Егог даже рвать не хочется. Ведь один он в кушанье не годится – пускай растёт». Спрашиваю ребят:                                                                                                                                                             -  Как вы думаете, что хотел напомнить нам автор?( После всех высказываний ребят обобщаем, что к природе нужно относиться бережно, разумно. Ведь её богатства не беспредельны.)                                                                                                                                               - Как нужно рвать грибы? ( Лучше срезать ножом)                                                                                 - Почему? (Чтобы не нарушить грибницу. Иначе здесь уже не будут расти грибы.)                                                                                                                                      Прочитав стихотворение Прокофьева «Берёзка», задаю вопросы:                                                       - Понравилось ли стихотворение?  Чем?                                                                                                    - Как относится к берёзке поэт?     Затем разбираем  вопросы и задания к стихотворению в учебнике. Лирическая настроенность описания берёзки захватывает ребят, и они с удовольствием начинают иллюстрировать стихотворение, а в это время  открывается картина Левитана                                 «Берёзовая роща». Описываем её. Примерное описание.                                                  ( Летний  солнечный день. Лучи солнца скользят по стволам берёзок. Мелкое кружево листвы изумрудами свисают с веток. Кажется, что это девушки собрались и начали водить хоровод). Такая работа помогает ребятам почувствовать особую красоту нашей природы, пережить вместе с автором чувство восхищения Родиной. Подводя итог, заканчиваю работу над содержанием стихотворения словами:                                                                                        - Да, берёзка всегда трогает за душу. За многое мы  благодарны ей. Грела она наших предков, обувала, поила, лечила. Берёза – это символ России. Много красивых, могучих лесов можно встретить на свете и восхищаться ими. Но берёзка всегда напоминает, что твоя Родина – Россия, и лучше её нет.                                                                                                     – После чтения рассказа Скребицкого «Сентябрь» проводится беседа по вопросам учебника. Добавляю вопросы:                                                                                                                      - Какой человек мог написать такой рассказ? (Который хорошо знает и любит природу).                                                                                                                                                 – А как называет писатель ребят, которые не только любят, но и изучают природу? (Юные натуралисты.)                                                                                                                                                    - Можно   ли быть человечным, если не любишь животных, птиц, растения?                                   Работая над содержанием рассказа Скребицкого «Добро пожаловать», прошу прочитать последний абзац и ответить:                                                                                                                                - Как вы думаете, смог бы поступить так, как лесник, каждый охотник?                                               - Чем можно объяснить такое отношение лесника к животным?                                                                   - Какое чувство вызывает у вас дед Семён? (Уважение.)                                                                             Произведение Мамина – Сибиряка «Серая Шейка» в 5 классе рассказывает о маленькой беспомощной птице. Дети проникаются к ней любовью и жалостью, а когда старик уточку забирает домой, они искренне радуются. Подводя  итог всей работы над сказкой, разбираем вопросы:                                                                                                                                           - Как старичок отнёсся к уточке?                                                                                                                            - Почему он радовался?  (общение с природой доставляет ему большую радость. Он хочет, чтобы и внуки любили природу.)                                                                                                                            - Какие чувства вызывает у вас образ старичка?                                                                                          - Как мы должны относиться к окружающей природе?

Много произведений посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому в учебнике 6 класса. Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться ко всему живому, переносит такое отношение и на людей. Поэтому при работе над такими текстами стараюсь привлечь внимание детей к описанию природы, воспитывая у них желание оберегать животных и растительный мир. Так, при работе с текстом сказки Паустовского «Стальное колечко», даю задание:                                                                                              - Найдите в тексте словосочетания, передающие оживающую природу.                                       ( шуршал снег, шумел лес, весна шла и т.д.)                                                                                                                              Паустовский замечательно описал, как оживает природа. Давайте вместе с Варенькой послушаем весну.                                                                                                                                             – Какие звуки она услышала?             - Что звучало?                                                         - Кто создавал эти звуки? ( колокольчики, подснежники качались и кивали на заре, каждый цветок позванивал, ударил дятел, запела иволга, что – то зашуршало рядом, мимо прошла весна.)                                                                                     - Надела ли Варюша на указательный палец колечко, чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами? (нет.)                                                                                                                                               - Что удержало её?   (дети читают отрывок на стр. 169 «…на цветы, на липкие берёзовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце…и т.д.)                                                                                             -Она  совсем не хочет его надеть? (..успею ….Пока не хочет, ведь кругом такая красота.)                                                                                                                                                            -Так что же сказочного в этом произведении? (Ничего, кроме построения. Волшебство реальное – оно в красоте природы. Оно помогло Варюше увидеть чудеса. Была надежда и желание девочки, её чуткость и доброта.)        

В рассказе Паустовского «Заячьи лапы» активно утверждаются добрые начала в человеке, необходимость гуманного отношения к «братьям меньшим». Прочитав рассказ, задаю вопрос:                                                                                     - О зайце ли рассказ? ( не столько о зайце, сколько о  людской доброте и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль)                                                      - Каких людей в рассказе больше? (добрых и отзывчивых)                                                                    - Назовите их. Дайте оценку их поступкам.                                                                                                     – Для чего нужно описание пожара? (чтобы подчеркнуть, из какой страшной беды заяц вызволил деда, чтобы стало ясно, почему охотник лечит зайца, а не « жарит его с луком».

Такая работа над текстами учит ребят наблюдать за природой, всей душой любить её.  Паустовский писал: «…Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе один из важнейших признаков любви к своей стране, признаков патриотизма».

                               Использованная литература:                                                                                                                        1.Байкиева Л.Г.  Нравственно – эстетическое воспитание учащихся в процессе работы над сказкой Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».

2.Данилюк Л.Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения.

3. Нефёдова Л.К. Художественное своеобразие рассказа К.Г. Паустовского « Заячьи лапы и работа над ним»                                                                                                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по нравственно-этическому воспитанию"Дорогами добра"

Программа «Дорогами добра» предназначена для воспитанников 7 – 8 классов коррекционной школы.Она актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отно...

Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"

Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а та...

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности"Загляни в мамины глаза".

Воспитательное мероприятие на нравственно-этическую тему с применением технологии коллективно-творческой деятельности Загляни в мамины глаза Цели: Познакомить с праздником, который посв...

Нравственно-этическое воспитание детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость – их нравственно – этическое воспитание, формирование у них правильного поведения. Необходимость ...

Презентация "Нравственно-этические принципы и методы воспитания"

Можно скачать по ссылке ниже. https://yadi.sk/d/ABaWCXAqdMQyY...

Опыт работы в воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в МОУ гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска Ростовской области.

В данном материале представлен опыт работы в  воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в  гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска ...

Нравственно-этическое воспитание

Нравственность в наше время... Возможна ли она?...