Календарно-тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование на тему
Программа и календарно-тематическое планирование учебной дисциплины « Литература» разработана в соответствии
- с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180;
- С приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред.от 29.12.2014г) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Примерных программ учебной дисциплины русский язык, литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
100203_rp_bd._02.literatura.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: БД.02 ЛИТЕРАТУРА
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Уфа – 2017
ОДОБРЕНА предметно- цикловой комиссией филологических дисциплин | СОСТАВЛЕНА в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника |
по специальности: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Председатель Заместитель директора
_______Абдульманова А.С. по учебной работе ____ Курмашева З.З.
Авторы:
преподаватели УКСИВТ Абдульманова А.С.
Аликина Е.Ю.
Мирасова И.В.
Рецензенты:
Методист, преподаватель
русского языка и литературы
ФГУ СПО «Уфимский
авиационный техникум» Трегубова И.Н.
Преподаватель русского
языка и литературы
ФГОУ СПО «Уфимский колледж
радиоэлектроники» Набиуллина Н.Г.
Преподаватели УКСИВТ Абдульманова А.С.
Селимова Н.З.
Бокарева С.Ф.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины « Литература» разработана в соответствии
- с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180;
- С приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред.от 29.12.2014г) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Примерных программ учебной дисциплины русский язык, литература.
1. Основные задачи дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;
- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения дисциплины «Литература» являются:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего конституционные права и обязанности, уважающего законы и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства , осознанно принимающего традиционные и национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Метапредметными результатами изучения дисциплины являются:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами изучения являются
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
3. Система оценивания
Система оценивания представлена следующими видами работ:
Входная проверочная работа. Результаты входной работы фиксируются в классном журнале.
Изложение направлено на развитие речи (формирование умений: определять тему и идею текста; делить текст на микротемы;, определять тему и идею каждой микротемы; логически связно и последовательно излагать текст; владеть приемами сжатия текста, соблюдать фактологическую точность в фоновом материале); контроль речевой, орфографической и пунктуационной грамотности. Результаты работы фиксируются в классном журнале.
Сочинение направлено на развитие речи (формирование умений: самостоятельно ставить задачу внутри заданной темы и выбирать выразительные средства ее решения; определять тему и идею сочинения, создавать тексты разных типов и стилей речи; соотносить содержание текста с формулировкой заданной темы; логически связно и последовательно излагать свои мысли и доказывать их); контроль речевой, орфографической и пунктуационной грамотности. Результаты работы фиксируются в классном журнале.
Комплексный анализ текста позволяет оценить сформированность у учащихся способов работы с текстом и знания по всем разделам курса русского языка
При организации контроля по разделу «Литература» используются такие его формы, как сочинения учащихся, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты или проекты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.
Форму и количество самостоятельных проверочных работ определяет преподаватель в зависимости от уровня обученности студентов
Итоговая проверочная работа включает основные темы учебного периода, позволяет оценить актуальный уровень знаний учащихся. Результаты итоговой работы фиксируются в классном журнале и экзаменационной ведомости.
Русский язык и литература, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении литературы решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
В соответствии с примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, запланирован экзамен в I и II семестрах.
2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Наименование разделов и тем | Макс.учебная нагрузка ст-та,час | Количество ауд.часовпри очной форме обучения | Самост.работа ст-та,час | ||
Всего | Теория | Лаб/практ занятия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 2.1. Русская литература 2-ой половины 19 века. | 64 | 50 | 34 | 16 | 14 |
Тема 2.1.1 А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. Пьеса «Гроза» | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Тема 2.1.2. И.А Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обломов». | 2 | 2 | 2 | - | 2 |
Тема 2.1.3. С.Т. Аксаков. Очерк жизни и творчества. «Детство Багрова - внука» | 2 | 2 | - | 2 | - |
Тема 2.1.4. И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». | 8 | 6 | 6 | - | 2 |
Тема 2.1.5. Этапы биографии Ф.Т Тютчева. Лирика | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Тема 2. 1.6. Этапы биографии А.А.Фета. Основные мотивы творчества. | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 |
Тема 2.1.7. Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание». | 10 | 8 | 4 | 4 | 2 |
Тема 2.1.8. Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Роман «Война и мир». | 18 | 16 | 12 | 4 | 2 |
Тема 2.1.9 А.П.Чехов. Жизнь и творческий путь. Рассказы. Пьеса «Вишнёвый сад» | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 |
Раздел 2. 2. Русская литература конца ХIX начала XX вв. | 26 | 14 | 6 | 8 | 12 |
Тема 2.2.1. И.Бунин. Биография. Рассказы из сборника «Тёмные аллеи» | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Тема 2.2.2 А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть«Гранатовый браслет». | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
Тема 2.2.3 М.Горький. Жизнь и творчество. Рассказы «Страсти –мордасти»,«Челкаш». | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Тема 2. 2.4. Д.Мережковский, Н.Гумилёв, В.Брюсов, И.Северянин, З.Гиппиус, Мандельштам, М.Цветаева. | 6 | 4 | - | 4 | 2 |
Раздел 2.3. Литература 1-ой половины XX века. | 20 | 10 | 6 | 4 | 10 |
Тема 2.3.1. А.Блок. Романтический мир раннего Блока. Поэма «12». | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 |
Тема 2.3.2. С.Есенин. Лирика. Развитие темы родины как выражение любви к России. | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
Тема 2.3.3. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
Тема 2.3.4. М.Цветаева. Жизнь и творчество. О.Мандельштам. | 4 | 2 | 2 | 2 | |
Раздел 2.4. Литература 30-х- начала 40-х | 24 | 16 | 10 | 6 | 8 |
Раздел 2.4. 1Литература 30-х- начала 40-х | 2 | 2 | 2 | - | - |
Тема 2. 4.2. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». | 10 | 6 | 4 | 2 | 4 |
Тема 2.4.3. А.Ахматова. Творческий и жизненный путь. Лирика. Поэма «Реквием». | 4 | 2 | 2 | - | 2 |
Тема 2.4.4 Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. | 2 | 2 | 2 | - | - |
Тема 2. 4.5. М.А.Шолохов. Этапы биографии и творчества «Тихий Дон» | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 2.5. Литература 50-80 гг. | 42 | 27 | 16 | 11 | 15 |
Тема 2.5.1. Новое осмысление проблемы человека на войне. К.Д.Воробьёв «Это мы, господи», В.Быков «Сотников», В.Кондратьев «Сашка» | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 2.5.2. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: А.И. Солженицын. Сведения из биографии. «Матренин двор» | 6 | 4 | 3 | 1 | 2 |
Тема 2.5.3. В.Т. Шаламов. Сведения из биографии. «Колымские рассказы» | 2 | 2 | 1 | 1 | - |
Тема 2.5.4. Поэзия периода «оттепели» Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина. | 8 | 4 | 3 | 1 | 4 |
Тема 2.5.5. Нравственная тема в современной литературе. В.Шукшин «Чудик».В.П.Астафьев «Людочка», «Царь- рыба» В.Распутин «Прощание с Матерой». | 8 | 6 | 5 | 1 | 2 |
Тема 2.5.6. Произведения писателей и поэтов 2-ой половины 20 века получившие признания современников. В.Токарева, Т.Толстая | 8 | 6 | 2 | 4 | 1 |
Раздел 2.6.Произведения зарубежных писателей | 4 | 1 | - | 1 | 3 |
Всего по дисциплине | 176 | 117 | 72 | 45 | 58 |
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Раздел 2.1.
Русская литература 2-ой половины 19 века.
Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
Тема 2.1.1
А.Н.Островский. Очерк жизни и творчества. Пьеса «Гроза»
Сведения из биографии.
Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского.«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.
Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.
Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Григорьев о драме «Гроза».
Теория литературы: понятие о драме.
Тема 2.1.2. И.А Гончаров. Основные этапы жизни и творчества. Роман «Обломов».
Сведения из биографии.
«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.
Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).
Теория литературы: социально-психологический роман.
Тема 2.1.3. С.Т. Аксаков. Очерк жизни и творчества. «Детство Багрова - внука»
Сведения из биографии. «Детство Багрова- внука », «Аленький цветочек»
Тема 2.1.4. И.С.Тургенев. Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети».
Сведения из биографии.
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.
Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).
Теория литературы: Развитие понятия о родах и жанрах литературы (роман). Замысел писателя и объективное значение художественного произведения.
Для самостоятельного чтения: «Рудин», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», Стихотворения в прозе.
Тема 2.1.5. Этапы биографии Ф.Т Тютчева. Лирика
Сведения из биографии.
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.
Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
Тема 2. 1.6. Этапы биографии А.А.Фета. Основные мотивы творчества.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
Тема 2.1.7. Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. Роман «Преступление и наказание»
Сведения из биографии.
«Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.).
Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.
Тема 2.1.8. Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Роман «Война и мир».
Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.
Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
Идейные искания Толстого.
Теория литературы: понятие о романе-эпопее.
Тема 2.1.9 А.П.Чехов. Жизнь и творческий путь. Рассказы. Пьеса «Вишнёвый сад»
Сведения из биографии.
«Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата № 6». Комедия «Вишневый сад». Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова.
Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова – воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» – вершина драматургии Чехова.
Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.
Раздел 2. 2. Русская литература конца ХIX начала XX вв.
Тема 2.2.1. И.Бунин. Биография. Рассказы из сборника «Тёмные аллеи»
Сведения из биографии.
Рассказы: «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Чистый понедельник», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».
Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования.
Тема 2.2.2 А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Повесть
«Гранатовый браслет».
Сведения из биографии. Повесть «Гранатовый браслет».
Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
Тема 2.2.3 М.Горький. Жизнь и творчество. Рассказы «Страсти –мордасти»,«Челкаш».
Сведения из биографии.
Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ.
Теория литературы: развитие понятия о драме.
Тема 2.2.4. Д.Мережковский, Н.Гумилёв, В.Брюсов, И.Северянин, З.Гиппиус, Мандельштам, М.Цветаева.
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).
В.Я. Брюсов. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К.Д. Бальмонт. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).
Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н.С. Гумилев. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).
Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов.
Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В.В. Хлебников. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Крестьянская поэзия*.
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А. Клюева, С. А. Есенина.
Раздел 2.3. Литература 1-ой половины XX века.
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.
Тема 2.3.1. А.Блок. Романтический мир раннего Блока. Поэма «12».
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Поэма «Двенадцать».
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.
Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.
Тема 2.3.2. С.Есенин. Лирика. Развитие темы родины как выражение любви к России.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.
Теория литературы: развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности.
Тема 2.3.3. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Ранняя лирика.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня».
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни
Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.
Тема 2.3.4. М.Цветаева. Жизнь и творчество. О.Мандельштам.
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого.
Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.
М.И. Цветаева. Сведения из биографии.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии.
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
Раздел 2.4.1. Литература 30-х- начала 40-х
Тема2. 4.2. М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита».
Сведения из биографии.
Роман «Мастер и Маргарита»
«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.
Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.
Для самостоятельного чтения: фельетоны 20-х годов, «Записки юного врача», «Морфий», «Записки на манжетах», «Театральный роман».
Тема 2.4.3. А.Ахматова. Творческий и жизненный путь. Лирика. Поэма «Реквием».
Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». Поэма «Реквием». Статьи о Пушкине.
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.
Тема 2.4.4 Б.Л. Пастернак.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
Для самостоятельного чтения. Роман «Доктор Живаго».
Тема 2. 4.5. М.А.Шолохов. Этапы биографии и творчества «Тихий Дон»
Сведения из биографии.
Роман «Тихий Дон» (обзор).
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Образ Григория Мелехова. Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя
Раздел 2.5. Литература 50-80 гг.
Смерть И.В.Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.
Тема 2.5.1. Новое осмысление проблемы человека на войне. К.Д.Воробьёв «Это мы, господи», В.Быков «Сотников», В.Кондратьев «Сашка»
Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Богомолов «Момент истины», В.Кондратьев «Сашка», В.Быков «Сотников», «Обелиск», К.Воробьев «Это мы, Господи!», В.Некрасов «В окопах Сталинграда» и др. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации в произведениях В.Быкова «Сотников», Б.Окуджавы «Будь здоров, школяр» и др.
Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.
Тема 2.5.2. Отражение конфликтов истории в судьбах героев: А.И. Солженицын «Матренин двор»
Сведения из биографии.
«Матренин двор». Образы – символы крестного пути, праведника, мученика.
Тема 2.5.3. В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы»
Сведения из биографии.
«Колымские рассказы».(два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
Тема 2.5.4. Поэзия периода «оттепели» Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина.
Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.
Поэзия периода «оттепели».
Тема 2.5.5. Нравственная тема в современной литературе
В.Шукшин. Сведения из биографии.
Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.
Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти.
В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».
В. Астафьев. «Царь-рыба», «Людочка»
Тема 2.5.6. Произведения писателей и поэтов 2-ой половины 20 века получившие признания современников. В.Токарева, Т.Толстая
Т.Толстая. Рассказы.
С.Довлатов «Чемодан»
В.Токарева «Дочки -матери»
В.Маканин «Полоса обменов», «Кавказский пленный».
В. Пелевин «Жизнь насекомых», «Чапаев и пустота».
Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.
Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.
Раздел 2.6.Произведения зарубежных писателей
В. Шекспир «Гамлет».
О. Бальзак «Гобсек».
Г. Флобер «Саламбо».
Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).
Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения:
Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».
А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».
В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».
Д. Андреев. «Роза мира».
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ | Тема | Кол-во часов | Форма выполнения | Форма контроля |
1 | А.Н. Островский. Пьеса: «Гроза», «Бесприданница» | 2 | Чтение пьесы, отбор материала на тему «Жестокие нравы города Калинова». Подготовить сообщения учащихся с элементами анализа самостоятельно выбранных эпизодов по теме «Нравственные искания молодого поколения пьесы», «Образ Катерины». Инд. задание: выучить монолог Кулигина, Катерины. Подготовиться к чтению по ролям | Эвристическая беседа Анализ сообщений Выразительное чтение монологов наизусть. Чтение по ролям |
2 | И.С. Тургенев «Отцы и дети» | 4 | Сочинение- миниатюра. Составить план устного ответа. Выписать афоризмы Базарова. Составление таблицы. Выступления. | Проверка сочинений, таблиц. Анализ устного ответа, выступления. Беседа. Контрольная работа. |
3 | А.А. Фет | 1 | Выучить стих-е А.А.Фета, определить тему, идею ст-я. | Анализ выразительного чтения, умения определять тему и идею. |
4 | Ф.Т. Тютчев | 1 | Выучить стих-е Ф.И. Тютчева, определить тему, идею ст-я. | Анализ выразительного чтения, умения определять тему и идею. |
5 | Ф.М. Достоевский | 4 | Ответы на вопросы. Пересказ эпизодов романа. Подбор материала по теме. | Анализ ответов. Тестирование. Контрольная работа |
6 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». | 6 | Выполнение письменных заданий по раздаточному материалу. Анализ глав. Выразительное чтение фрагментов романа. Подготовка к контрольному тестированию. | Проверка письменных заданий. Эвристическая беседа. Контроль знаний через анализ проблемой ситуации. Тестирование. |
7 | А.П. Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». | 2 | Чтение анализ рассказов. Чтение пьесы. Сообщение (индивидуальное задание). Характеристика образов по вопросам. Выписка цитат по теме. | Анализ рассказа о героях по вопросам домашнего задания, характеристики героев, сообщений. |
8 | И.А. Бунин «Грамматика любви», «Холодная осень», «Темные аллеи», «Лёгкое дыхание» | 4 | Индивидуальный или групповой проект по одному из рассказов. Выучить отрывок (индивидуальное задание). | Рецензирование проектов Анализ выразительного чтения. |
9 | А.И. Куприн «Гранатовый браслет». | 2 | Чтение рассказа. Подбор материала для ответа на проблемные вопросы. Индивидуальные задания: чтение писем Желткова по ролям, сообщения. | Аналитическая беседа. Анализ выразительного чтения и сообщений. |
10 | М. Горький «Челкаш», «Страсти-мордасти».. | 2 | Чтение рассказов ответы на вопросы. | Пересказ. Тестирование. |
11 | Поэзия серебряного века | 2 | Подготовка рефератов. | Рецензирование. |
12 | А. Блок. Стихи. | 2 | Выучить стих-е. Работа по раздаточному материалу | Анализ выразительного чтения и устных ответов. |
13 | В. Маяковский. Стихи. | 2 | Чтение и наизусть стих-ия. Сообщение (индивидуальные задания). | Анализ выразительного чтения и сообщений. |
14 | С. Есенин. | 2 | Выполнение задания по раздаточному материалу. Выучить стих-е. | Анализ выразительного чтения, выполненного задания. |
15 | М. Цветаева | 2 | Чтение и наизусть стих-ия его анализ. Сообщение (индивидуальные задания). Найти записи песен М. Цветаевой. | Анализ самостоятельной работы групп и выразительного чтения,. |
16 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» | 4 | Чтение указанных глав романа. Выбор эпизодов, характеризующих героев. Ответы на вопросы. | Анализ сцен. Аналитическая беседа. Контрольная работа. |
20 | А. Ахматова. Стихи. Поэма «Реквием» | 2 | Подготовить выразительное чтение стихотворений. Анализ некоторых стихов. | Анализ выразительного чтения |
21 | Б. Пастернак. Стихи | 1 | Подготовить выразительное чтение стихотворений. | Анализ выразительного чтения |
22 | М.А. Шолохов «Тихий Дон» | 2 | Подготовиться к семинару (задание группам по раздаточному материалу). | Семинар. |
23 | К.Д. Воробьев «Это мы, Господи!», В. Быков «Обелиск» | 2 | Прочитать рассказы. Подготовить сообщения. | Анализ устных ответов, сообщений. |
24 | Поэзия периода «оттепели» | 3 | Подготовка докладов, (индивидуальные задания). Подготовить выразительное чтение стихотворений. Анализ некоторых стихов. | Рецензирование. Анализ устных ответов и выразительного чтения стихотворений. |
25 | А.И. Солженицын «Матренин двор», «Архипелаг Гулаг» (отдельные главы). | 1 | Прочитать рассказ, ответить на вопросы. | Комментированное чтение. Беседа. |
26 | В. Шаламов «Колымские рассказы» | 2 | Прочитать рассказы, ответить на вопросы. | Обзор самостоятельно прочитанных произведений, беседа. |
27 | В. Шукшин. «Чудик», «Микроскоп» | 1 | Прочитать рассказы, ответить на вопросы. | Аналитическая беседа.. |
28 | В. Астафьев «Людочка», «Царь - рыба». | 1 | Прочитать рассказы, пересказать, ответить на вопросы. | Анализ пересказа, умений решать проблемные ситуации. |
29 | Т. Толстая, В.Токарева | 2 | Прочитать рассказы, ответить на вопросы, подготовить сообщения. | Аналитическая беседа. Анализ сообщений. |
Итого: | 59 |
5 .ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ
I семестр
- Этапы биографии и творчества А. Н. Островского.
- История создания пьесы «Гроза».
- Жестокие нравы города Калинова.
- Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
- Нравственный выбор Тихона, Варвары, Бориса. Образ Кулигина.
- Роль сна в романе И.А.Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина».
- Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов».
- Обломов и Ольга Ильинская в романе И.А.Гончарова «Обломов».
- Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына в романе И.А.Гончарова «Обломов».
- И.С.Тургенев. Судьба и личность.
- Социальный и исторический фон роман.
- Проблема взаимоотношения поколений в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
- Нигилизм Базарова. Крах его теории. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».)
- Базаров и родители.
- Любовь в жизни героев романа «Отцы и дети»
- Роль эпилога в романе.
- Загадки жизни А.А.Фета. Основные темы и мотивы лирики А.А.Фета.
- Жизнь т и творчество Ф.И.Тютчева. Основные темы и мотивы лирики Ф.И.Тютчева.
- Очерк жизни и творчества Ф.М.Достоевского.
- Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Шаги к преступлению. Теория Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Проблема милосердия и самопожертвования в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Проблема преступления и наказания в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
- Роль эпилога в романе.
- Л.Н.Толстой: человек, мыслитель, писатель.
- История создания романа «Война и мир».
- Особенности жанра. Понятие о романе-эпопее. Смысл названия романа.
- Изображение высшего света в романе.
- Проблема бесчеловечности войны в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Изображение Отечественной войны 1812 года в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
- «Мысль семейная» в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир».
II семестр
- Очерк жизни и творчества А.П.Чехова
- Проблема «футлярности» человеческой жизни в трилогии А.П.Чехова: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
- Старые и новые хозяева «Вишневого сада».
- Противоречивость образа Лопахина.
- Символический образ сада.
- Мотив времени.
- Очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Тема любви в прозе И.А. Бунина.
- Тема любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
- Герои ранних рассказов М. Горького.
- Поэзия «серебряного века». Основные литературные течения лирики серебряного века.
- Основные темы лирики А. А. Блока.
- Тема революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать».
- Основные мотивы лирики М. И. Цветаевой.
- Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина.
- Темы и образы ранней лирики В.В. Маяковского.
- Очерк жизни и творчества М.А.Булгакова.
- История создания и публикации романа.
- Своеобразие жанра, многоплановость, композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Значение Ершалаимских глав в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа, их нравственный выбор.
- Сатирический пласт романа «Мастер и Маргарита». Образ Воланда. «Жертвы» Воланда. Тема добра и зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Тема любви и творчества в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Основные темы в лирике А. А. Ахматовой. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.
- М.Шолохов: Жизнь и творчество.
- Картины жизни донских казаков на страницах романа М.Шолохова «Тихий Дон».
- Тема войны в романе «Тихий Дон».
- «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон».
- Человек и война в произведениях К.Д.Воробьёва «Это мы, Господи», В.Быкова «Сотников», В.Кондратьева «Сашка» .
- Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор»
- Поэзия периода «оттепели» Б.Окуджава, В.Высоцкий, А.Галич, А.Вознесенский, Б.Ахмадуллина.
- Глубина и цельность духовного мира русского человека в рассказах В. Шукшина.
- Нравственная проблематика рассказа Астафьева «Людочка».
6.ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ИЛИ ПРОЕКТОВ 2 пол.
ХIХ века
- И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.
- Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.
- Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.
- Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.
- Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).
- Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).
- Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
- Новаторство чеховской драматургии.
Конец ХIХ – начало ХХ века
- Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
- Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.
- Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.
- Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.
- Судьба и Творчество М.И. Цветаевой
- Ранняя лирика Б. Пастернака.
- «Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».
- Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».
- Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».
- Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.
- Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.
- Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».
- Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.
- Развитие жанра детектива в конце ХХ в.
6. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
Для подготовки к экзаменам рекомендуется использовать методические рекомендации для самостоятельной подготовки по творчеству писателей, разработанные преподавателями литературы, конспекты занятий, тексты художественных произведений, источники из электронной библиотечной системы «Знаниум», тренировочные тесты для подготовки к экзамену.
7. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
Основная литература:
- Обернихина, Г.А. Литература [Текст]: учеб. / Г.А. Обернихина [и др.]. - М.: Издательский центр "Академия", 2011.- 656 с.- (Среднее профессиональное образование).
- Обернихина, Г.А. Литература [Текст]: учеб. / Г.А. Обернихина [и др.]. - 10-изд. стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2012.- 656 с.- (Среднее профессиональное образование).
- Обернихина, Г.А. Литература [Текст]: учеб. / Г.А. Обернихина [и др.]. - 12-изд. стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2013.- 656 с.- (Среднее профессиональное образование).
- Сигов В. К. Русская и зарубежная литература [Электронный ресурс]: учеб. / Под ред. Сигова В.К. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с. - (Среднее профессиональное образование). - http://znanium.com/bookread2.php?book=506894
Дополнительная литература:
- Хайруллин Р. З. Литература народов России: учеб. пособ. [Электронный ресурс] /Хайруллин Р.З. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с. - http://znanium.com/bookread2.php?book=514707
Периодические издания:
- Литература в школе [Текст]: науч.-метод журн. / Учредитель ООО «Редакция журнала «Уроки литературы» . – 1914. - . – М., 2017. – Ежемес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...