Древнерусская литература. Герои летописного сказания. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
методическая разработка по литературе по теме
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl.drl_.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
Класс: 5
Предмет: литература
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2011 г
Название раздела, темы: Из древнерусской литературы. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Тема мероприятия: Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.
Цели урока: знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
Задачи:
- познакомить учащихся с летописным рассказом с помощью приёма «чтение с остановками»;
- Показать патриотизм героев летописи:
- Прививать любовь к родному языку и родной истории;
- Привитие навыков работы с текстом
- стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью приемов: составление рассказа с помощью ключевых слов, «двухчастный дневник», «вставь пропущенные слова», синквейн, кластер;
- способствовать развитию личных достижений учащихся через творческую активность.
развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности; развивать творческие способности и образное мышление
- воспитывать бережное, уважительное отношение к книге; способствовать формированию эстетической восприимчивости обучающихся; воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с содержанием летописного сказания как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых всевозможными пороками и нежелание им подражать. На примере отношения героев сказания к Родине прививать у детей чувство патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: история, география, живопись.
Ресурсы сети Интернет:
- Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
- Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
- Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru
- Ершова Н.О. «Подвиг отрока киевлянина» http://www.proshkolu.ru
Тип урока: урок формирования новых знаний, умений и навыков.
Педагогические технологии: технология развития критического мышления
ХОД УРОКА:
1 стадия «Вызов»
- Эмоциональный настрой на урок
- Здравствуйте, отроковицы! Здравствуйте, отроки, из коих в будущем вырастут достойные мужи!
В лето 2013 на Русской земле, не в Киеве, где течёт могучий Днепр и Лыбедь, не в Переяславце на Дунае, а в селе Троекурово на славной реке Красивая меча начинается наш урок. И не зайдут к нам княгиня Ольга, князь Святослав, воевода Претич. Не потревожат нас никакие печенеги. Надеюсь, ни один отрок не будет изнемогать, тужить и сокрушаться. А выступим мы в роли сторожей, сядем в ладью знаний и отправимся в путешествие…
Как вы думаете, в какую литературу? (древнерусскую)
-Почему вы так решили? (устаревшие слова в приветствии, оборот «в лето») Слайд 1
- Какие произведения так начинались? (Летопись)
- Что известно по этой теме? Составим кластер
- Приём «составление кластера»
Летопись
«Повесть временных лет», Нестор, летописец, запись по годам, исторические события т.д.
-Какие ключевые слова встретились в моём приветствии?
- Работа с незнакомыми словами (ключевыми)
СЛАЙДЫ
печенеги - тюркоязычный народ, пришедший на Русь с юго-востока, из южных степей, кочевники, хорошие воины
отрок – мальчик-подросток в возрасте 9—15 лет. В Древней Руси словом отрок называли также княжеских слуг
муж – взрослый мужчина, воин, богатый и знатный человек
дружина — отряд воинов на службе у князя.
воевода – начальник войска, дружины
сторожа – передовые, разведывательные отряды
ладья – лодка
затворяться – закрываться
тужить- горевать
сокрушался — сильно печалился
Лыбедь – название реки, которая впадает в Днепр
Претич – воевода Святослава
Ольга – княгиня, мать Святослава
Святослав - великий князь киевский. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
4. Приём «Ключевые слова»
Используя ключевые слова, которые вы видите на слайде, попробуйте составить рассказ-предположение
Эти слова и эти герои встретятся в отрывке из «Повести временных лет». Попробуйте угадать события и факты, о которых пойдёт речь.
-Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке (целеполагание)
2 стадия «Осмысление»
- Приём «Чтение с остановками». (Аудиозапись)
1 остановка, заканчивая словами «Изнемогали люди от голода и жажды»
-Когда происходят события?
-Где был Святослав?
-Кто остался в Киеве?
-Почему нельзя было выйти из города?
-Почему люди изнемогали?
-Как вы думаете, что произойдёт дальше?
2 остановка, заканчивая словами «… но не могли ему ничего сделать»
-Почему люди той стороны Днепра не могли прийти на помощь?
(Киев в те времена был обнесен крепостной стеной с воротами и располагался на высоком холме над Днепром, там, где в Днепр впадает небольшая речка Лыбедь. Печенеги окружили город, но на том берегу собрались русские люди — «люди той стороны Днепра», и они могли бы помочь осажденным.)
-Что хотели передать киевляне на ту сторону?
-Почему отроку удалось обмануть печенегов?
-Как бы вы поступили на месте юноши?
-Как вы думаете, что произойдёт дальше?
3 остановка, заканчивая словами «… погубит нас Святослав»
-Куда привезли отрока?
-Что он сказал?
-Что на это ответил Претич?
-Как бы вы поступили на месте воеводы?
-Как будут развиваться события дальше?
4 остановка, заканчивая словами «И отступили печенеги от города»
-Почему печенеги побежали от города?
-О чём спросил печенежский князь?
-Как обманул воевода печенегов?
-Чем окончился их разговор?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение до конца
-Как вы понимаете слова киевлян?
-Почему Святослав сразу же поехал в Киев?
-Что бы случилось, если бы князь не захотел вернуться?
-Как бы вы поступили на месте князя?
- Приём «Двухчастный дневник»
Я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами
1 группа
В левой части дневника записаны цитаты из текста, справа нужно их прокомментировать
Цитата | Комментарий |
«В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю» | |
«И стали тужить люди в городе» | |
«Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него из луков…» | |
«И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили» | |
«Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом" | |
"Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул» | |
Святослав … сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов |
2 группа
Подберите из текста нужные цитаты, которые отражают данный комментарий
Цитата | Комментарий |
В 968 году печенеги впервые напали на Русь | |
Люди в осаждённом Киеве стали печалиться | |
Отрок киевлянин сильно рисковал | |
Воевода Претич с дружиной смело поехал к городу, не испугавшись печенегов | |
Князь печенегов решил заключить мир | |
Киевляне осудили князя Святослава | |
Святослав испытывал чувство вины |
- Приём «Вставь пропущенные слова» (Задания для 3 группы)
Учащимся предлагается готовый текст по анализу изучаемого художественного произведения, но некоторые слова (фразы) в данном тексте пропущены, и учащийся должен вставить их.
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» - это отрывок из ________________________________________________________________
События летописного сказания происходят ___________. Святослав был в
________________________,а Ольга с внуками________________________.
Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение: Претич - _____________, он заключает мир с _______________князем; Святослав — ____________, княгиня Ольга — его______.
Отрок киевлянин совершает подвиг. Он прошёл через стан противников, говоря ____________________. Если бы печенеги додумались, что он ___________ , они бы ____________ его.
Хитрость ________________ Претича заключалась в том, что он не признался_____________ князю в том, что Святослав далеко от_______________________, а произнёс, будто он возглавляет передовой отряд, а __________ идёт следом.
Летописец не одобряет Святослава. Это заключается в словах киевлян:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последними словами летописец подчёркивает, что самое важное – это _________.
Афиширование наработанных результатов.
Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Буквой «л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Вот мы руки развели,
( Руки разводим в стороны)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились
Ниже дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
( Наклоны вперед)
- Рефлексия
Рассмотрите, пожалуйста, репродукцию картины художника Александра Иванова «Подвиг молодого киевлянина». (Слайд)
Подумайте, таким ли вы себе его представляли. Попробуйте описать её дома, используя приём «Вставь пропущенные слова»
Художник ___________________не стремится к исторической достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв_________, спасающего свою _______________от врагов.
Мы видим_________, который, перебежав через стан врагов, на берегу ________скинул с себя_________ и торопится броситься в воду, чтобы переплыть __________. За фигурой юноши мы видим ___________ с развевающимися _________и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего ________ распластались кажущиеся черными ветви _______. Правее коня мы угадываем бледные силуэты ___________ всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За ними — контур крепостных стен осажденного печенегами ____________.
В нижнем левом углу мы видим полоску _________, окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит русский _________ в кольчуге, в груди его торчит оперенная _________. Другую __________, уже вынутую из раны, он держит в правой _________. Лицо его выражает страдание и _____________________, что юноша спасет родную ______________, за которую воин пролил свою ____________. Левая рука его ________________, словно своим жестом он хочет благословить _________, но сил ему не хватает. Серебристая________________, на которую отбрасывает отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы _________ и раненого ___________ в одно _____________.
Главный герой картины, киевский___________, изображен___________. В правой руке у него ____________, он придерживает алый развевающийся _____________, благодаря которому передается стремительность движения юноши. В лице его сосредоточенность, стремление, но не ____________. Он хочет добраться до русского ________________, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать воинам важную ____________. Тело его освещено светом _________________, которая занимается слева, за _______________, где стоят войска русского воеводы _________________.
С помощью картины _________________________ рассказывает нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к _____________________, к победе над __________________.
На слайде слова Д.С.Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси. Прошлое должно служить современности» (Слайд)
Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси»?
Мы должны быть благодарными сыновьям Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна — это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям.
Может ли повествование об отроке-киевлянине «служить современности»?
Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли.
Приём «Синквейн»
-Составьте, пожалуйста, синквейн по теме нашего урока (задание по группам)
Подвиг
Отважный, смелый
Спасает, рискует, стремится
Поступок ради спасения Родины
Смелость
Воевода
Хитрый, смелый
Обманывает, спасает, решается
Умеет принимать важные решения
Смельчак (богатырь, начальник)
Урок
Интересный, увлекательный
Учит, знакомит, воспитывает
Главное – любовь к Родине
Знания
(Слайд)
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
В данном уроке использована технология медленного чтения....
презентация "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
презентация к уроку 5 класс "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Дистанционный урок литературы. 5 класс. Древнерусская литература. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
Предлагается последовательность изучения учениками нового материала в условиях дистанционного обучения. Предусмотрены разные виды работ и дидактический материал....
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. «ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». черты русских летописей
quot;Повесть временных лет"как литературный памятник...
Использование интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")
Применение интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")...