ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. «ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». черты русских летописей
план-конспект урока по литературе (5 класс)
"Повесть временных лет"как литературный памятник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskaya_literatura_letopis_povest.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ЛЕТОПИСЬ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»
КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК.
«ПОДВИГ ОТРОКА-КИЕВЛЯНИНА И ХИТРОСТЬ
ВОЕВОДЫ ПРЕТИЧА». ЧЕРТЫ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ
Цели деятельности учителя: дать представление о древнерусской литературе, жанре и идейно-художественных особенностях летописи; ознакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока…»; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать особенности повествования; уметь воспринимать и анализировать текст.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков; положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения и обосновывает ее.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
В Х веке на Русь пришла новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков учащиеся помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникла необходимость в широком распространении веры, и помочь в этом могли книги.
Прежде всего князь Владимир пригласил в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создали новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность постепенно угасала.
С появлением новой, более простой письменности росло количество образованных людей.
Книга сыграла громадную роль в распространении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских авторов, например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только литературе Древней Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные жития.
Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.
«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, тема борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедшая в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «в лето 6476 г.» (968 г.) – о захвате русских земель печенегами.
II. Знакомство со статьей «Из древнерусской литературы» по Л. Дмитриеву (учебник, с. 47).
III. Работа над вопросами и заданиями учебника «Проверьте себя» (с. 47).
IV. Чтение повести учащимися, умеющими хорошо и выразительно читать.
Параллельно с освоением текста ведется словарная работа с выписыванием на доску трудных слов.
V. Беседа.
Вопросы:
1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
2. В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
3. Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?
4. Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
5. Какая тема пронизывает это произведение?
Любовь к Родине – вот основная тема повести. Все герои сплотились, все преследуют одну цель – прогнать врага с родной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. Их действия увенчались успехом.
VI. Составление цитатного плана.
План (примерный):
1. «Пришли… печенеги на Русскую землю, а Святослав был… в Переяславце…»
2. «…затворилась Ольга в Киеве со внуками…»
3. «Осадили печенеги город…»
4. «Стали тужить люди… искать, кто бы мог перейти на ту сторону…»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки…» (Претич и печенежский князь.)
10. «…послали киевляне к Святославу…»
11. «Святослав… сел на коня и пришел в Киев с дружиною …прогнал печенегов… и был мир…»
VII. Пересказ повести по плану.
VIII. Наблюдение над языком повествования.
Разбор вопроса 2 (учебник, с. 51).
Учащиеся, работая в группах, формулируют свою версию ответа на поставленную проблему о роли повторяющихся союзов в тексте.
IX. Работа над репродукцией картины художника А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится, совпадает ли их представление героя с видением художника).
X. Обобщение.
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева: «Прошлое должно служить современности!» (с. 51, учебник).
Домашнее задание: на усмотрение учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
В данном уроке использована технология медленного чтения....
презентация "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"
презентация к уроку 5 класс "Древнерусская литература. Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича"...
Особенности древнерусской литературы. Летопись.
Презентация раскрывает особенности древнерусской литературы. Представлена характеристика жанра Летописи....
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Древнерусская литература. Герои летописного сказания. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».
laquo;Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания....
Дистанционный урок литературы. 5 класс. Древнерусская литература. "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
Предлагается последовательность изучения учениками нового материала в условиях дистанционного обучения. Предусмотрены разные виды работ и дидактический материал....
Использование интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")
Применение интерактивных обучающих платформ на уроке литературы в 5 классе по теме: "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича" (отрывок из "Повести временных лет")...