Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора» (с использованием технологий продуктивного чтения)
план-конспект урока (8 класс) на тему

Айдашева Кадрия Амирзяновна

Язык - инструмент, и все его богатство может и должно использоваться не только для анализа литературных произведений и не только в рамках специальных школьных дисциплин, но и для изучения/описания любого явления, для самовыражения, для коммуникации... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_8_klasse_po_teme_ispol.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора»

(с использованием технологий продуктивного чтения)

Цель:

  1. Сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; научить составлять метафоры и находить их в тексте.
  2. Сформировать навык интерпретации текста и оценки содержания текста.
  3. Развивать мышление, коммуникативно-речевые умения.
  4. Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворчества.

Технология: развитие критического мышления, стратегии смыслового чтения, использование ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Используемые приемы для осмысления текста:

антиципация плана изложеният. е. предвосхищение того, о чём будет говориться дальше

- Типология вопросов по классификации Блума

- Диалог с текстом

- Мозговой штурм

- Приём тезирования

- Приём комментирования

Ход урока

  1. Орг. момент (приветствие гостей)
  2. Вызов

Язык - инструмент, и все его богатство может и должно использоваться не только для анализа литературных произведений и не только в рамках специальных школьных дисциплин, но и для изучения/описания любого явления, для самовыражения, для коммуникации... 

(Работа с метафорами относится к высшим уровням сложности в иерархии заданий на понимание текста - это уровни интерпретации, рефлексии и оценки содержания. По сравнению с заданиями на поиск и распознавание конкретной информации в заданном тексте, задача разработки заданий на чтение и создание метафор довольно сложна.)

–сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в поэтический текст, оно часто приобретает переносный смысл и несколько значений.

Прежде чем приступить к заданию, нужно подумать какие умения нам понадобятся для понимания поэтического текста.

Сначала давайте вспомним, из каким единиц состоит текст (пишу ответы учеников на доске):

-слово

- Словосочетание

- предложение

-текст

А что еще нам необходимо для того, чтобы представить целостную картину текста?

- собственный опыт

- эмоции

Теперь давайте подумаем, что нам нужно делать с информацией из текста:

-сравнивать

- сопоставлять

-обобщать

Я вас правильно поняла, если мы объединим эти действия, то получаем умение находить в разных предметах и явлениях общие свойства и качества. Оценим это умение 1 б.

Возвращаемся, какие еще действия мы совершаем, чтобы понять текст:

- выделять

-излагать

- аргументировать

-находить

Теперь давайте распределим умения

Выделять - умение выделять ключевые слова в тексте. Оценим это умение 1 б.

-излагать- умение составлять высказывание/предложение по ключевым словам. Оценим это умение 1 б.

- аргументировать и находить- умение находить метафоры в текстах, объяснять их особености, оттенки значений и роль. Оценим это умение 1 б.

Объясняю алгоритм работы в группе (распределение ролей, ознакомление с памяткой «Правила групповой работы»

III. Осмысление содержания

Задание 1.

– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, аргументируйте свой выбор.

Прежде чем приступить к выполнению, давайте обратимся к вашим оценочным листам. ( Объясняю принцип работы с оценочными листами)

  • 1 группа – дружба и цветок.
  • 2 группа – дружба и стол.
  • 3 группа – кошка и надежда.
  • 4 группа – кошка и лампочка.

(см. презентацию)

Варианты ответов:

  • Кошка и лампочка: кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы, как спираль у лампочки; форма головы напоминает лампочку, глаза горят, как лампочки.
  • Кошка и надежда: обе успокаивают.
  • Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.
  • Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.

- Что вы обнаружилиК какому выводу можно пришли?

(Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их)

Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.

– А чем же метафора отличается от сравнения?

Задание 2.

Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:

Обращаемся к оценочным листам

  1. Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
  2. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.

(Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Листья кленов очень похожи на сердечки. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.

- Как называется этот прием? (Такой прием в литературе называется метафорой)

- Сформулируйте определение понятия метафора.

– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.

Задание 3.

Составьте метафору.

Обращаемся к оценочным листам

  1. 1 и 3 группы - метафора про дождь.
  2. 2 и 4 группы - метафора про закат.

Примерные ответы.

  1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
    Дождь идёт из туч (место расположения объекта)
    Слова для метафорической фразы: «слёзы туч»
    Предложения:
    Осенью тучи часто льют свои слёзы.
    Слёзы туч были очень грустными и холодными.
  2. Про закат.
    Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом)
    Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта)
    Словосочетание: «костёр вечернего неба»
    Предложение: 
    За лесом пылал костёр вечернего неба.

– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка»

Задание 4.

Прослушайте стихотворение Бальмонта . Найдите яркую метафору, сделайте необходимые пояснения, подумайте, какова роль метафоры.

Обращаемся к оценочным листам. За каждую найденную метафору 1 б

(«Пруд качал в себе звезду…» Как понять это выражение? Дул лёгкий ветерок, и на пруду появились волны. Звёздочка то поднималась на волне, то ныряла. Отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку. «Золотая рыбка» – метафора.)

– Какова роль метафоры? (Придаёт красоту и музыкальность стихотворению, творит волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаёт сказку в поэзии!)

– Понравилось вам стихотворение? Какое чувство возникло у вас при его чтении? (чудесное настроение, чувство счастья, радости, любви)

  1. Оценка работы группы.

Обратите внимание на листы оценки работы вашей группы, заполните их.

  1. Рефлексия.

На импровизированное дерево вам нужно приклеить листочек, который отражает ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем занятии:

Темно-зеленый - отрицательные эмоции

Светло-зеленый - положительные эмоции

А если занятие вам очень понравилось, то клеим божью коровку, крылья которой будут символом того, что вы готовы теперь сами создавать поэтические шедевры.




Лист самооценки

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора

Дата _______________________

Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________

№ задания

Содержание задания

Умения

Количество баллов (нужное обвести)

1

Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, аргументируйте свой выбор.

Умение находить в разных предметах и явлениях общие свойства и качества.

0 1

2

Сопоставьте два предложения, сделайте вывод.

Умение выделять ключевые слова в тексте.

0 1

3

Составьте метафору.

Умение составлять высказывание/предложение по ключевым словам.

0 1

4

Найдите яркую метафору, сделайте необходимые пояснения, подумайте, какова роль метафоры.

Умение находить метафоры в текстах, объяснять их особенности, оттенки значений и роль.

0 ……


Лист самооценки

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора

Дата _______________________

Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________

№ задания

Содержание задания

Умения

Количество баллов (нужное обвести)

1

Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, аргументируйте свой выбор.

Умение находить в разных предметах и явлениях общие свойства и качества.

0 1

2

Сопоставьте два предложения, сделайте вывод.

Умение выделять ключевые слова в тексте.

0 1

3

Составьте метафору.

Умение составлять высказывание/предложение по ключевым словам.

0 1

4

Найдите яркую метафору, сделайте необходимые пояснения, подумайте, какова роль метафоры.

Умение находить метафоры в текстах, объяснять их особенности, оттенки значений и роль.

0 ……








































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции

Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...

Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения

АннотацияДанный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС.  В условиях, когда в обществе востребован...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...