Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора» (с использованием технологий продуктивного чтения)
план-конспект урока (8 класс) на тему
Язык - инструмент, и все его богатство может и должно использоваться не только для анализа литературных произведений и не только в рамках специальных школьных дисциплин, но и для изучения/описания любого явления, для самовыражения, для коммуникации...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_8_klasse_po_teme_ispol.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 8 классе по теме «Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора»
(с использованием технологий продуктивного чтения)
Цель:
- Сформировать представление о метафоре как изобразительном средстве; научить составлять метафоры и находить их в тексте.
- Сформировать навык интерпретации текста и оценки содержания текста.
- Развивать мышление, коммуникативно-речевые умения.
- Воспитывать чувство взаимопомощи; дарить радость сотворчества.
Технология: развитие критического мышления, стратегии смыслового чтения, использование ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Используемые приемы для осмысления текста:
- антиципация плана изложения, т. е. предвосхищение того, о чём будет говориться дальше
- Типология вопросов по классификации Блума
- Диалог с текстом
- Мозговой штурм
- Приём тезирования
- Приём комментирования
Ход урока
- Орг. момент (приветствие гостей)
- Вызов
Язык - инструмент, и все его богатство может и должно использоваться не только для анализа литературных произведений и не только в рамках специальных школьных дисциплин, но и для изучения/описания любого явления, для самовыражения, для коммуникации...
(Работа с метафорами относится к высшим уровням сложности в иерархии заданий на понимание текста - это уровни интерпретации, рефлексии и оценки содержания. По сравнению с заданиями на поиск и распознавание конкретной информации в заданном тексте, задача разработки заданий на чтение и создание метафор довольно сложна.)
–сегодня на уроке мы с вами раскроем смысл такого изобразительного средства языка как метафора, будем учиться быть чуткими, внимательными читателями, проникнем в тайну слова одного из стихотворений известнейшего поэта начала 20 века. Ведь слово – одна из великих загадок поэзии! Попадая в поэтический текст, оно часто приобретает переносный смысл и несколько значений.
Прежде чем приступить к заданию, нужно подумать какие умения нам понадобятся для понимания поэтического текста.
Сначала давайте вспомним, из каким единиц состоит текст (пишу ответы учеников на доске):
-слово
- Словосочетание
- предложение
-текст
А что еще нам необходимо для того, чтобы представить целостную картину текста?
- собственный опыт
- эмоции
Теперь давайте подумаем, что нам нужно делать с информацией из текста:
-сравнивать
- сопоставлять
-обобщать
Я вас правильно поняла, если мы объединим эти действия, то получаем умение находить в разных предметах и явлениях общие свойства и качества. Оценим это умение 1 б.
Возвращаемся, какие еще действия мы совершаем, чтобы понять текст:
- выделять
-излагать
- аргументировать
-находить
Теперь давайте распределим умения
Выделять - умение выделять ключевые слова в тексте. Оценим это умение 1 б.
-излагать- умение составлять высказывание/предложение по ключевым словам. Оценим это умение 1 б.
- аргументировать и находить- умение находить метафоры в текстах, объяснять их особености, оттенки значений и роль. Оценим это умение 1 б.
Объясняю алгоритм работы в группе (распределение ролей, ознакомление с памяткой «Правила групповой работы»
III. Осмысление содержания
Задание 1.
– Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, аргументируйте свой выбор.
Прежде чем приступить к выполнению, давайте обратимся к вашим оценочным листам. ( Объясняю принцип работы с оценочными листами)
- 1 группа – дружба и цветок.
- 2 группа – дружба и стол.
- 3 группа – кошка и надежда.
- 4 группа – кошка и лампочка.
(см. презентацию)
Варианты ответов:
- Кошка и лампочка: кошка круглая и тёплая, как лампочка; усы, как спираль у лампочки; форма головы напоминает лампочку, глаза горят, как лампочки.
- Кошка и надежда: обе успокаивают.
- Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать и увядать, как цветок.
- Дружба и стол: бывают прочными; за одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей.
- Что вы обнаружили? К какому выводу можно пришли?
(Между далекими, на первый взгляд, словами можно найти что-то общее, сравнив, сопоставив их)
Вот на этом явлении, сравнении, основана метафора.
– А чем же метафора отличается от сравнения?
Задание 2.
Сопоставьте два предложения, сделайте вывод:
Обращаемся к оценочным листам
- Целый день осыпаются с кленов листья, словно силуэты багряных сердец.
- Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец.
(Во 2-ом предложении нет слов «как», «словно», «точно», «будто». Сравнение спряталось. Листья кленов очень похожи на сердечки. Таким образом, метафора – слово, словосочетание, развернутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства.
- Как называется этот прием? (Такой прием в литературе называется метафорой)
- Сформулируйте определение понятия метафора.
– Одним из видов метафоры является олицетворение. Что это такое? Приведите примеры.
Задание 3.
Составьте метафору.
Обращаемся к оценочным листам
- 1 и 3 группы - метафора про дождь.
- 2 и 4 группы - метафора про закат.
Примерные ответы.
- Метафора про дождь. Дождь капает, как слёзы. (сравнение с объектом)
Дождь идёт из туч (место расположения объекта)
Слова для метафорической фразы: «слёзы туч»
Предложения:
Осенью тучи часто льют свои слёзы.
Слёзы туч были очень грустными и холодными. - Про закат.
Закат пылает, как костёр (сравнение с объектом)
Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта)
Словосочетание: «костёр вечернего неба»
Предложение:
За лесом пылал костёр вечернего неба.
– А теперь посмотрим, какова роль метафоры в поэтическом тексте. Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка»
Задание 4.
Прослушайте стихотворение Бальмонта . Найдите яркую метафору, сделайте необходимые пояснения, подумайте, какова роль метафоры.
Обращаемся к оценочным листам. За каждую найденную метафору 1 б
(«Пруд качал в себе звезду…» Как понять это выражение? Дул лёгкий ветерок, и на пруду появились волны. Звёздочка то поднималась на волне, то ныряла. Отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку. «Золотая рыбка» – метафора.)
– Какова роль метафоры? (Придаёт красоту и музыкальность стихотворению, творит волшебство, преображает обыкновенное, привычное в чудо, создаёт сказку в поэзии!)
– Понравилось вам стихотворение? Какое чувство возникло у вас при его чтении? (чудесное настроение, чувство счастья, радости, любви)
- Оценка работы группы.
Обратите внимание на листы оценки работы вашей группы, заполните их.
- Рефлексия.
На импровизированное дерево вам нужно приклеить листочек, который отражает ваше эмоциональное состояние на сегодняшнем занятии:
Темно-зеленый - отрицательные эмоции
Светло-зеленый - положительные эмоции
А если занятие вам очень понравилось, то клеим божью коровку, крылья которой будут символом того, что вы готовы теперь сами создавать поэтические шедевры.
Лист самооценки
Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора
Дата _______________________
Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________
№ задания | Содержание задания | Умения | Количество баллов (нужное обвести) |
1 | Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, аргументируйте свой выбор. | Умение находить в разных предметах и явлениях общие свойства и качества. | 0 1 |
2 | Сопоставьте два предложения, сделайте вывод. | Умение выделять ключевые слова в тексте. | 0 1 |
3 | Составьте метафору. | Умение составлять высказывание/предложение по ключевым словам. | 0 1 |
4 | Найдите яркую метафору, сделайте необходимые пояснения, подумайте, какова роль метафоры. | Умение находить метафоры в текстах, объяснять их особенности, оттенки значений и роль. | 0 …… |
Лист самооценки
Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора
Дата _______________________
Фамилия, имя_____________________________________________________________________________________
№ задания | Содержание задания | Умения | Количество баллов (нужное обвести) |
1 | Найдите общее между словами. Придумайте связывающие их ассоциации, аргументируйте свой выбор. | Умение находить в разных предметах и явлениях общие свойства и качества. | 0 1 |
2 | Сопоставьте два предложения, сделайте вывод. | Умение выделять ключевые слова в тексте. | 0 1 |
3 | Составьте метафору. | Умение составлять высказывание/предложение по ключевым словам. | 0 1 |
4 | Найдите яркую метафору, сделайте необходимые пояснения, подумайте, какова роль метафоры. | Умение находить метафоры в текстах, объяснять их особенности, оттенки значений и роль. | 0 …… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии
Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...
Статья "Использование фрагментов технологии продуктивного чтения для подготовки к ГИА по географии"
В статье приводятся примеры работы с текстом на уроках географии....
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.
Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....
Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся
Данная работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....
Технология продуктивного чтения на уроках английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции
Обучение чтению предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приѐмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие...
Формирование метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятской литературы через использование технологии продуктивного чтения
АннотацияДанный инновационный проект реализует учебные задачи по предмету "бурятский язык и литература", соответствующие новым стандартам ФГОС. В условиях, когда в обществе востребован...
Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения
Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...