Работа с текстом в 8 классе
учебно-методический материал (8 класс) на тему
Представлен текст для работы, вопросы и задания к нему формируют различные коммуникативные умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_tekst.docx | 14.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстом
28.12.2017г. 8 класс
Роман Юрия Бондарева «Горячий снег»— о героическом эпизоде в истории советского народа. В кровавом ужасе боя его герои — не пассивные страдальцы, но борцы, объединенные не предчувствием близкой смерти, а единой волей к жизни, гордым сознанием причастности к той правде, которая единственно может и должна торжествовать на земле, правде защитников справедливых идеалов, человечности.
После гибели расчета, раздавленного фашистским танком, мучительно вспоминает Кузнецов о том, как страшно погибли младший лейтенант Чубариков, «с наивно-длинной, как стебель подсолнуха, шеей, с его детским жестом, когда он поспешно протирал глаза: «Землей вот запорошило», и деловито точный наводчик Евстигнеев «со спокойно-медлительной спиной, с извилистой струйкой крови, запекшейся возле уха, оглушенный разрывом». Кузнецова охватывает отчаяние оттого, что он не успел всех их хорошо узнать, полюбить: «Жутким знаком одиночества наискось торчала лопата из рыхлого бугра земли в нише — из могилы подносчика снарядов чубариковского орудия».
Самое страшное, что осознавал Кузнецов после боя, в котором погибли его товарищи, «было не в прожитом за весь сегодняшний бой, а в этой подошедшей пустоте одиночества, чудовищной тишине на батарее, будто он ходил по раскопанному кладбищу, а в мире не осталось никого».
В 1946 году появляется повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней Некрасов не описывает блестящих победных боев, не представляет немецких захватчиков неопытными, ненаученными мальчиками. Он описывает все как было: в начале войны советские войска отступали, проигрывали многие сражения, а немцы были хитрыми, умными, хорошо вооруженными.
События повести происходят в 1942 году, оборона Сталинграда: жестокие бои, немцы прорываются к Волге, и отступать уже некуда. Война стала национальным горем, несчастьем. Но в тоже время, «она – как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный», дала возможность по-настоящему узнать людей, познать их сущность. «На войне узнаешь людей по-настоящему», - писал В. Некрасов.
Весь ужас войны заключается в том, что она заставляет человека смотреть в глаза смерти, ставит его постоянно в экстремальные ситуации и что самое ужасное – дает ему возможность выбора: жизнь или смерть. Война вынуждает делать самый решающий в человеческой жизни выбор – умереть достойно или остаться жить подло. И каждый выбирает свое.
Кровавая безжалостная война расставляет все по своим местам, разоблачает пущенные в оборот ложные ценности, возвращает подлинные; выдвигает новых людей, умело и толково делающих свое дело. Именно в испытаниях войны родился дух свободы.
Возможно, прочитав произведения военной прозы, многие задумаются над вопросом человечности и нравственности, поймут, что остаться человеком - самая достойная цель в жизни.
Уходят из жизни победители самой страшной и жестокой войны XX века. Чем дальше уходит время, тем мы реже вспоминаем о тех страшных сражениях и битвах. Остаются документальные и художественные произведения о тех событиях, о людях, о стране, одержавшей победу над Германией, остается память …
«Это нужно не мертвым – это нужно живым!»
Как сказал Р.Рождественский: «Если мы забудем войну – вновь придет она!»
9 класс
1.Определите тему, идею текста. Найдите ключевые слова.
2.Объясните значение данных словосочетаний: в чудовищной тишине; блестящих боев.
3. Ответьте на вопросы по содержанию текста:
- Чем отличается повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» от других произведений о войне?
- В чем заключается ужас войны?
4.В каком словосочетании связь иная, чем согласование?
А) младший лейтенант;
Б) умереть достойно;
В) достойная цель:
Г) в человеческой жизни.
5.Выпишите по два предложения с обособленными обстоятельствами и определениями.
6. Сколько грамматических основ в предложении: «Возможно, прочитав произведения военной прозы, многие задумаются над вопросом человечности и нравственности, поймут, что остаться человеком - самая достойная цель в жизни»
7. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя смысл слов Р.Рождественского: «Если мы забудем войну – вновь придет она!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная работа с текстом - 5 класс
Анализ текста - итоговая работа в 5 классе....
работа с текстом 5 класс "После каникул"
Данный текст может быть использован на уроках в 5,6 классах для работы с текстом: закрепление лексического материала, отработка навыков чтения, нахождение нужного материала в тексте....
Комплексная работа с текстом(8 класс)
Комплексная работа с текстом(8 класс)...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Урок русского языка "Работа с текстом" 5 класс
Материал содержит план-конспект урока русского языка "Работа с текстом". Форма проведения урока " урок-экскурсия" ...
Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс
Разноуровневые упражнения при работе с текстом 7 класс...
Работа с текстом 5 класс математика Виленкин
Задания для работы с текстом в парах....