Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"
план-конспект урока (11 класс) на тему

Николаева Неля Геннадьевна

Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина

                          «Прощание с    Матёрой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_povesti_v.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«Диалог с писателем»,

посвященный русскому писателю В.Г.Распутину

План-конспект урока по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»  в

11 классе (2 часа)

Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №11 им. И.А.Кабалина»

Николаева Неля Геннадьевна

г. Канаш

2018 год

  Тема урока:   Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина

                          «Прощание с    Матёрой»

 

   Цели урока:   - дать обзор творчества В.Г.Распутина;

                            - обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель в  своем творчестве;

                           - на материале повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» содействовать формированию у учащихся умения разбираться в психологии личности, неравнодушного отношения к проблемам своей страны, чувства ответственности за ее судьбу.

                           - способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе,  чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

  Оборудование урока:       1. Портрет писателя

                                             2. Эпиграф на доске

                                             3. Тексты произведения

                                             4. Компьютер, проектор

                                       

Методические приемы: просмотр фильма, посвященного творчеству В.Распутина, мини-лекция учителя, краткие сообщения учащихся, аналитическая беседа, выразительное чтение отрывков повести, просмотр презентации

Эпиграф к уроку: «Все прогрессы реакционны,

если рушится человек»

 (А.Вознесенский)

Ход урока

  1. Слово учителя, предваряющее просмотр фильма о В.Распутине

     Ребята, сегодня мы продолжим разговор о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР – Валентине Григорьевиче Распутине, которому 15 марта этого года исполнилось 75 лет, и о его произведении «Прощание с Матёрой». Думаю, будет уместным начать серьезный разговор об этом замечательном авторе с просмотра фильма, в котором очень ярко отражен творческий путь писателя. Прошу всех быть предельно внимательными, по ходу фильма вы можете делать записи в своих тетрадях.

  1. Просмотр документальной ленты, посвященной Юбилею писателя.

III.    Слово учителя.

     Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…

    В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров».

    Валентин Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего с точки зрения нравственно-философских проблем. Писатель исследует конфликт между мудрым мироустройством, мудрым отношением к миру и немудрым, суетливым, бездумным существованием. В его повестях «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок (1970), «Живи и помни» (1975), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985) слышится тревога за судьбу родины. Пути решения Распутин ищет в лучших чертах русского национального характера, в патриархальности. Поэтизируя прошлое, остро ставит проблемы современности, утверждая вечные ценности, призывает к их сохранению. В его произведениях – боль за страну, за то, что с ней происходит.

     В повести «Прощание с Матерой» Распутин идет от автобиографического факта: село Усть-Уда Иркутской области, где он родился, впоследствии попало в зону затопления и исчезло. В повести писатель отразил общие тенденции, опасные прежде всего  с точки зрения нравственного здоровья нации.

 

IV.   Аналитическая беседа по повести «Прощание с Матёрой».

  • Какие проблемы ставит Распутин в повести «Прощание с Матёрой»?  (Ответы учащихся)

       - Это проблемы духовные, связанные с совестью, с памятью, с верой. Также проблема существования самого народа, опасности утраты его самобытности, культуры. Распутин касается и экологических проблем, расширяя это понятие, говоря об экологии души. Есть в повести проблемы противоречий между городом и селом, проблемы отношения народа и власти. Писатель изначально ставит на первый план проблемы духовные, неизбежно влекущие за собой проблемы материальные.

  • В чем смысл конфликта повести Распутина?

      -  Сюжетный конфликт повести – конфликт между властью и народом. Власти, исходя из «высших интересов», навязывают жителям Матёры свое решение: людей переселить, а Матёру уничтожить (она должна быть затоплена после завершения строительства плотины). Другая сторона этого конфликта – нравственная. Вместе с Матёрой должны быть уничтожены и дома, в которых жили многие поколения людей, и кладбище, где лежат предки нынешних жителей, а значит, будет уничтожена и сама память о них. Конфликт между неизбежным техническим прогрессом, с одной стороны, и традиционным укладом жизни людей, живущих в гармонии с природой, с другой, - еще один аспект повести «Прощание с Матёрой». Под угрозой оказываются сами основы жизни.

  • Какова роль в развитии конфликта Дарьи, главной героини повести?

      -  Главная героиня повести,  старая Дарья Пинигина, - патриарх деревни, обладающая «строгим и справедливым» характером. К ней тянутся «слабые и сострадательные», она олицетворяет народную правду, она носитель народных традиций, памяти предков. Ее дом является последним оплотом обжитого мира а противоположность «недуми, нежити», которые несут с собой мужики «со стороны»

  • Какие образы противопоставлены главной героине?

      -   Дарье и немногим односельчанам противостоит и власть, и те, кто слепо выполняет их распоряжения. Мужики присланы, чтобы сжечь дома, из которых выселены люди, уничтожить деревья, порушить кладбище. Им, чужим людям, не жаль то, что дорого для Дарьи. Эти люди – лишь тупое орудие, без жалости рубящее по живому. Таков же председатель бывшего «сельсовета, а теперь поссовета в новом поселке» Воронцов.

  • Как изображается власть в повести?

     -  Власть символизирует председатель поссовета Воронцов. Он представитель власти, а значит, несет ответственность за происходящее. Однако ответственность перекладывается на вышестоящие органы, которые действуют в масштабах всей страны. Благая цель – промышленное развитие края, строительство электростанции – достигается ценой, которую платить безнравственно. Уничтожение деревни лицемерно прикрывается словами о благе народа.

  • В чем драматизм конфликта?

     -  Драматизм конфликта в том, что Дарье, ее любовному, бережному отношению к Матерее, противопоставлены и ее собственные сын и внук – Павел и Андрей. Они перебираются в город, отходят от  крестьянского образа жизни, косвенно участвуют в разрушении родной деревни: Андрей собирается работать на электростанции. Обрывается связь между самыми родными людьми

  • В чем видит Дарья причины всего происходящего?

     -  Причина происходящего, по мнению Дарьи, с болью наблюдающей за уничтожением Матёры, заключается  в душе человека: человек «запутался, вконец заигрался», мнит себя царем природы, думает, что перестал быть «маленьким», «христовеньким», слишком возомнил о себе. Рассуждения Дарьи лишь с виду наивны. Они выражены простыми словами, но, по сути, очень глубоки. Она считает, что Бог молчит, «устав спрашивать с людей», и на земле воцарилась «нечистая сила». Люди, размышляет Дарья, потеряли совесть, а ведь главный завет прадедов – «совесть иметь и от совести терпеть».

  • Как воплощается в образе Дарьи нравственный идеал человека?

      -  Дарья – воплощение совести, народной нравственности, ее хранительница. Для Дарьи несомненна ценность прошлого: она отказывается от переезда из родной деревни, по крайней мере, до тех пор «покуль могилки» не перенесут. Она хочет забрать «могилки … изродные» на новое место, хочет спасти от кощунственного уничтожения не только могилы, но и саму совесть. Для нее память предков является святой. Мудрым афоризмом звучат ее слова: «Правда - в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

  • Как показана нравственная красота Дарьи?

       -  Распутин показывает нравственную красоту Дарьи через отношение к ней людей. К ней идут за советом, к ней тянутся за пониманием, теплом. Это образ праведницы, без которой  «не стоит село» (вспомним героиню А.Солженицына из рассказа «Матрёнин двор»).

  • Какое значение для раскрытия образа Дарьи имеет ее общение с природой?

     -  В общении с природой раскрывается глубина образа Дарьи. В основе миропонимания героини лежит свойственный русскому человеку пантеизм,  осознание неразрывной, органической связи человека и природы.

  • Какова роль речи Дарьи?

   -  Речевая характеристика героини занимает большое место в повести. Это и размышления Дарьи, и ее монологи, и диалоги, которые постепенно складываются в простую, но стройную систему взглядов народа на жизнь, представлений о жизни и месте человека в ней.

  • Как проявляется философский план конфликта в повести?

    -    Частный конфликт – уничтожение деревни и попытка отстоять, спасти родное, возвышается до философского – противостояние жизни и смерти, добра и зла. Это придает особую напряженность действию произведения. Жизнь отчаянно сопротивляется попыткам убить ее: поля и луга приносят обильный урожай, они полны живых звуков: смеха, песен, стрекота косилок. Запахи, звуки, краски становятся ярче, отражают внутренний подъем героев. Давно уехавшие из родной деревни люди снова ощущают себя дома, в «тутошной жизни».

  1. Комментированное чтение ключевых сцен, раскрывающих образ Дарьи.

       -  Сцена на кладбище

    -  Спор с внуком Андреем

    -  Сцена прощания с избой, с Домом

VI.    Сообщения учащихся по индивидуальным заданиям о символах повести (даются заранее)

       -   Образ огня (пожара) – главы 8, 18, 22

    -   Образ «лиственя» -  глава 19

    -   Образ «Хозяина» - глава 6

    -   Образ воды, тумана

VII.   Комментированный просмотр электронной презентации «Пророческий пафос в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»

VIII.   Итог урока

  • Как вы понимаете авторскую позицию, высказанную им в повести?

      -   Распутин тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Герои порой ощущают бессмысленность существования: «К чему искать какую-то особую, вышнюю правду и службу, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас и не будет потом…» Но надежда все же преобладает: «Жизнь на то она и жизнь, чтобы продолжаться, она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и зыбкой трясине…» Жизнеутверждающим представляется символический образ зерна, прорастающего сквозь мякину, «почерневшую солому». Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому нет конца. Народ, как показывает писатель, требует все нетерпеливей и яростней от каждого нового поколения, чтобы оно «не оставило без надежды и будущего» все племя людей. И хотя силы власти и людей, населяющих Матеру, неравны, нравственная победа остается именно за народом.

     Несмотря на трагический финал повести (финал открытый), сочувствие и автора, и читателей – на стороне людей ответственных, несущих добро, хранящих память и поддерживающих огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.

  • Раскройте символический смысл названия повести Распутина.

      - «Матёра» - это и название деревни, и острова, на котором она стоит ( этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом, и с Атлантидой), и образ матери-земли, и метафорическое название России, родной страны,  где «от края до края… хватало… и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре».

    IX.  Домашнее задание

    Подготовиться к сочинению по теме: «Распутинские старухи – воплощение нравственного идеала, который передан предками»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Урок для обучающихся 11 класса, носит нравственный характер, построен на технологии критического мышления, использованы исследовательские методы....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Урок по творчеству Распутина Тема: Пророческий пафос произведений В.Г.Распутина По повестям «Пожар», «Прощание с Матёрой».

У каждого, кто прочитал хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется сом...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")

совершенствовать умение анализировать  текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...