Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"
план-конспект урока (литература, 11 класс) на тему
Урок для обучающихся 11 класса, носит нравственный характер, построен на технологии критического мышления, использованы исследовательские методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_doma_v_povesti_rasputina.doc | 47 КБ |
prilozhenie_1._vyderzhki_iz_mysley_i_rassuzhdeniy_dari.doc | 27.5 КБ |
prilozhenie_2._krasivyy_mif_i_gorkaya_byl.docx | 14.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Тема: Образ Дома в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»
Ход урока:
- Пролог урока:
Звучит музыка Ф.Шуберта «Ave Maria» (М.Андре – труба, Ж.Паркер-Смит – орган)
- Охарактеризуйте, пожалуйста, прослушанную музыку. Какая она по характеру? (Духовная)
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О душе)
- Определение ключевого вопроса урока:
- С этим понятием неразрывно связано понятие «дом», которое является ключевым в теме нашего урока.
- А какие ассоциации у вас возникают при слове «дом»?
ДОМ квартира, семья, родители, очаг, быт, традиции, дача, имение,
Дом знаний, дом торговли, дом души.
- Обратимся к произведению Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» и посмотрим: ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕК СО СВОИМ ДОМОМ? – вопрос написать на доске.
- Работа над произведением:
- Чтобы ответить на вопрос, вынесенный в центр урока, надо определить в повести те эпизоды, которые неразрывно связаны с домом.
Оставшиеся жители в бараке Богодула
Разорение кладбища
Прощание Настасьи со своей избой
Сожжение
мельницы
Сожжение Петрухой своего дома
Прощание Дарьи с родной избой
ДОМ
- Кто из героев повести взял на себя всю ответственность за происходящее в Матёре? (Дарья)
- Она сегодня и будет своим печальным взглядом сопровождать наш разговор, а мы, говоря о том, что же с нами происходит, должны быть честными перед ней и перед самими собой.
(Поместить на доске репродукцию картины
- Первое событие, которое завязывает сюжет, - разорение кладбища. Зачем Распутин из всей цепи событий это поставил первым?
- Почему герои повести так всполошились, когда узнали об этом вандализме?
- Почему автор неоднократно (и даже в эпизоде прощания Дарьи с родными могилками) пишет, что пришлые убрали с могил всё: тумбочки, оградки и даже кресты? В чём важность этой детали? (Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водружённый в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело усопшего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в царстве Божием. И если крест уничтожается, то усопшему отрезаются все пути к воскрешению. Символ надежды).
- Какое имеет продолжение история с кладбищем? (могилки остаются на погибающей Матёре)
- Как прощается со своим домом Настасья? (гл.7, с.49)
- Особенно горька судьба дома Катерины (гл.8, с.60-62). Как вы думаете, почему все матёрцы собираются к горевшей избе? (Этим огнём освещается судьба всех матёрцев. И потому жители обречённой на смерть земли собираются всем миром проводить первую «умирающую» избу).
- Почему прибежавшие люди стояли друг от друга отдельно? Почему эта беда не сплотила их в данный момент? («Люди забыли, что каждый из них не один, потеряли друг друга, и не было сейчас друг в друге надобности. Всегда так: при неприятном, постыдном событии, сколько бы много ни было вместе народу, каждый старается, никого не замечая, оставаться один - легче потом освободиться от стыда. В душе им было нехорошо, неловко, что стоят они без движения, что они и не пытались совсем, когда ещё можно было спасти избу, - не к чему было пытаться. То же самое будет и с другими избами, скоро уж, - Петрухина первая. И они смотрели, смотрели, ничего не пропуская, как это есть, чтобы знать, как это будет, - так человек с исступлённым вниманием вонзается глазами в мёртвого, пытаясь заранее представить в том положении, которого ему не миновать, себя».) - глава 8, стр. 60-62
- Как автор описывает глаза и лица людей, глядящих на горевшую избу?
- Почему лица кажутся «слепленными, восковыми», как у умерших? (Потому что часть их жизни умрёт вместе с островом, что был для них домом. Тем более дом поджигает не пришлый, а свой же, деревенский.)
- Как в городе называли людей, переселившихся из зоны затопления? (утопленниками)
- В чём смысл этого прозвища? (мёртвые, умерла часть души, не зря умирает в городе Егор)
- Как горящая изба предсказывает судьбу остающихся? («Тесина на крыше вдруг поднялась в огне стоймя и, чёрная, угольная, но всё же горящая, загнулась в сторону деревни - там, там быть пожарам, туда смотрите».)
- Если «свой» без сожаления поджёг дом, что уж говорить о чужаках? Какое отношение имеет к дому мельница?
- Как Распутин показывает бездну падения чужаков в эпизоде поджога мельницы? (гл.16, с.123-124)
- Чем отличается поведение чужаков в этом эпизоде от поведения матёрцев в эпизоде поджога Петрухой своей избы?
- Почему Дарья считает своим долгом проводить мельницу в последний путь?
- Как бы от отца с матерью получает Дарья наказ проводить избу, обмыть как покойника, обрядить во всё лучшее. Что для Дарьи изба? (гл.20, с. 154-161)
- Последнее пристанище матёрцев - барак Богодула. К какому произведению относит нас этот барак? («Котлован» Платонова)
- Вспомните символичность и котлована, и барака, в котором существовали строители, и подумайте, в чём символичность этого последнего пристанища героев в повести «Прощание с Матёрой»? (Автор упорно называет его курятником).
- Вас не удивляет, что со старухами на разорённой Матёре остаётся маленький мальчик, внук Симы?
- Перед вами выдержки из мыслей, рассуждений Дарьи. Как вы думаете, какое из них должно подвести итог нашему разговору? (Приложение 1)
- Что же происходит с нашим домом души? Как ответить на этот вопрос? Каков же выход?
- Этот вопрос волновал умы и сердца не одного поколения писателей, об этом говорят в своих произведениях писатели 20 века И.Шмелёв и Ф.Абрамов:
Счастлив тот дом, где пребывает мир...
где брат любит брата, родители пекутся
о детях, дети почитают родителей!
Там благодать Господня...
И.С.Шмелёв. «Лето Господне»
Главный-то дом человек в душе
у себя строит. И тот дом ни в огне
не горит, ни в воде не тонет.
Ф.А.Абрамов. «Дом»
Рефлексия:
1. Составление синквейна:
1. ДОМ.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза из четырёх слов.
5 Синоним к первому существительному.
2. Продолжить фразу:
- Сегодняшний разговор на уроке для меня (мне) ...
- Для продолжения сегодняшнего разговора о надвигающейся катастрофе земли и души на следующем уроке я оставляю вам материалы о сегодняшней ситуации: мнение учёного о запуске Богучанской ГЭС, живые голоса реальных людей затопляемой деревни Усть-Илимского района, стихотворение усть-илимского поэта Александра Федюковича (Приложение 2). На этих материалах можно провести интегрированный урок литературы - экологии - географии.
Домашняя работа:
1. Написать эссе «Дом души».
2. Подумать над вопросом: «Какая связь между домом души и царским лиственем?»
Пока будете собираться, послушайте ещё раз музыку, звучащую в начале урока. Пусть она звучит в вашей душе и не даст ей оскудеть.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Выдержки из мыслей и рассуждений Дарьи
«Говорит: живи, Дарья, пока живётся. Худо ли, хорошо - живи, на то тебе жить выпало. В горе, зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь - нет, живи, шевелись, чтобы покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ём, что мы были», - глава 4.
«Много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть», - глава 4.
«Люди про своё место под богом забыли - от чё я тебе скажу...» -глава 12.
«Мать, ежли она одного ребёнка холит, а другого неволит, - худая мать», - глава 12.
«...нам Матёру на подержание только дали... чтоб обихаживали мы её с пользой и от неё кормились. А вы чё с ей сотворили? Вам её старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали. Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь - младшие спросют», - глава 13.
«Душу свою потратили - вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?..
В ком душа, в том и бог, парень.
Кто душу вытравил, тот не человек... На чё угодно такой пойдёт, не оглянется», - глава 14
Выдержки из мыслей и рассуждений Дарьи
«Говорит: живи, Дарья, пока живётся. Худо ли, хорошо - живи, на то тебе жить выпало. В горе, зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь - нет, живи, шевелись, чтобы покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ём, что мы были», - глава 4.
«Много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть», - глава 4.
«Люди про своё место под богом забыли - от чё я тебе скажу...» -глава 12.
«Мать, ежли она одного ребёнка холит, а другого неволит, - худая мать», - глава 12.
«...нам Матёру на подержание только дали... чтоб обихаживали мы её с пользой и от неё кормились. А вы чё с ей сотворили? Вам её старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали. Оне ить с вас спросют. Старших не боитесь - младшие спросют», - глава 13.
«Душу свою потратили - вам и дела нету. Ты хошь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть?..
В ком душа, в том и бог, парень.
Кто душу вытравил, тот не человек... На чё угодно такой пойдёт, не оглянется», - глава 14
Предварительный просмотр:
Красивый миф и горькая быль Приложение 2
Александр Федюкович
Жила-была сибирская река,
Бежавшая, по мифу, от Байкала,
По волюшке своей в седых веках
Невестой Енисеевою стала.
Фаты белее пена в шиверах,
Румянец девичий, на плёсах её зори...
Струилась, разбивая скалы в прах,
Не знала, что за счастьем ходит горе.
Байкал метнул утёс - не удержал...
Журчала Ангара на перекатах: -
Жаль старого отца, взаправду жаль,
Но я люблю, а это чувство свято.
Вовек не расплескать любви моей...
Стремглав текла река, что было силы.
Красавец своенравный Енисей
Бежал не в океан, на встречу с милой.
И встретились.
Слились: струя в струю,
А капля в каплю...
Потекли степенно.
О, счастие, для них ветра поют...
Но...
Наступили злые перемены.
Мы, люди, порешили, что зазря
Уходит сила в скалы и пороги,
А мы...
Мы, между нами говоря,
Всесильны, человеки-полубоги!
И поднялась громада, усмирив
У самого Байкала бег стремнины...
И гордая река, главу склонив,
Шла Золушкой на Братские турбины.
А нам всё мало!
Вырос Усть-Илим...
И здесь плотина!
Дальше Богучаны...
Эх, люди, люди!!!
Что же мы творим?!
С рекою?
Нет, с собою, как ни странно.
Жила-была сибирская река,
Бежавшая, по мифу, от Байкала,
А мы стреножили...
Она течёт. Пока.
Полустоячая, но это - лишь начало,
Цветочки.
Будут горькими плоды...
Ответят наши дети или внуки
За наши неразумные труды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Урок по творчеству Распутина Тема: Пророческий пафос произведений В.Г.Распутина По повестям «Пожар», «Прощание с Матёрой».
У каждого, кто прочитал хоть одну повесть или один рассказ этого писателя, кто имеет сердце, у кого открыты глаза, не останется сом...
Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)
Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Настоящим людям посвящается! (урок по повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке")
совершенствовать умение анализировать текст; развивать связную речь, способствовать формированию аналитического мышления.пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе;формировать ли...
Урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Г.Распутина ...