интегрированный урок по чтению 7 класс школа 8 вида "Испокон века фольклор воспитывает человека"
план-конспект урока (7 класс) на тему

Мальцева Ольга Степановна

В документе вы найдете материал по закреплению фольклора в игровой форме с детьми 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispokon_veka.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте гости дорогие!

2-й вед.: Здравствуйте маленькие и большие!

1-й вед.: На завалинке сегодня

Собрался честной народ,

Чтоб на русских посиделках

Петь, водить всем хоровод.

Жива традиция, жива –

От поколенья старшего

Важны обряды и слова

Из прошлого из нашего.

2-й вед.: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

1-й вед.: Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как нынче мы – общались,

Без общенья жизни нет.

Отдых – это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки

Для друзей и для гостей!

2-й вед.: На завалинке сегодня

Праздник радостный вас ждет,

Вижу, чтобы вас потешить,

К нам оркестр сюда идет.

                                   Игра «Шумовой оркестр».(7 а класс)

     Ребятам раздаются различные предметы домашнего обихода (стиральная доска, крынки и т.д.) и они исполняют мелодию песни «Во кузнице».

1-й вед.: Как когда-то в век старинный,

В те далекие года,

Проводились викторины

Типа «Что? Где? Когда?»

Как тогда, друзья, для вас

Проведем ее сейчас.

     Участники делятся на три команды: 1- «Рябинушки», 2- «Березки».,3- «Сосенки»

                          Викторина «Что? Где? Когда».

1. Назовите праздники русского народа, пришедшие к нам из глубины веков?  (Рождество, Масленица, Пасха, День Ивана Купалы, Ильин день и т.д.)

2. Какой по очереди крестилась Русь из всех славянских народов? (последней)

3. Самый знаменитый путешественник из русской сказки, которого знают все, от мала до велика. (Колобок)

4. На чем в русских сказках передвигаются по воздуху?  (На летучем корабле, на ковре-самолете, в ступе, на метле, в сапогах-скороходах)

5. Какие слова приговаривают в русских сказках перед очень серьезным делом?  (Утро вечера мудренее)

6. Как звали древнего сказочного русского царя?  (Царь Горох)

7. Как называется колыбель на гибком шесте?  (зыбка)

8. Как называлась старинная монета в 3 копейки? (алтын)

9. Как называлась старинная верхняя одежда из грубого самодельного сукна?  (зипун)

10. Что такое кудель?  (льняное волокно для пряжи)

11. Есть такая поговорка: «Типун тебе на язык». Что такое типун?  (птичья болезнь, хрящевидный нарост на кончике языка)

12. Что такое шесток?  (площадка перед устьем русской печи)

2-й вед.: На завалинке народ

Песни русские поет.

Эй, ребята, не зевай,

С нами вместе подпевай.

                                       Конкурс «Русская песня».

     Команды должны вспомнить как можно больше русских народных песен и пропеть один куплет каждой из них. Какая команда больше и дружнее споет, та и победила. 

1-й вед.: Выходи на сцену, пряхи,

Нить спрядите для рубахи

Лишь того подарок ждет,

Кто скорее нить спрядет.

                                         Игра «Пряхи».

     Выходят два человека от команды. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее, то команда и победила. 

                                        Игра «Иголка».

     Команды выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до кегли, огибают ее и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает. 

2-й вед.: Труд всегда у нас в почете,

Все в делах мы и заботе.

Все починит, смастерит

Русский мастер работящий

Он умелец настоящий.

Кто сейчас, честной народ,

О труде пословиц больше назовет?

    ( Аукцион пословиц о труде.) 

А какие русские промыслы вы знаете?

                                Аукцион русских промыслов.

     Гончарное, катали, ткачи, кузнецы, вышивальщицы и т.д. 

1-й вед.: У кого душа не узкая,

Всех кто любит пляску русскую

Пляски, а не танцы бальные,

Не интернациональные,

Выходи без лишних слов,

Будет конкурс плясунов.

                        Конкурс «Танцевальный».

     Конкурс на лучшее исполнение русского танца или танцевальный марафон. 

2-й вед.: А сейчас объявляем конкурс знатоков русских пословиц и поговорок.

                     Конкурс «Знатоки поговорок и пословиц».

     Каждой команде ведущий зачитывает начало пословицы и дает четыре варианта продолжения. Команды должны выбрать один правильный. 

1. Где ум, там и

а) мозгов много

б) богатство

в) глупость

г) толк

2. Всяк Еремей

а) не имей сто рублей

б) про себя разумей

в) имей сто друзей

г) пей поскорей

3. Глупого бранят, а он говорит

а) к обедне звонят

б) бабы верещат

в) заткнуться вам велят

г) мыши пищат

4. У ленивой пряхи

а) не бывает свахи

б) все, как у неряхи

в) охи, да ахи

г) и для себя нет рубахи

5. В одиночку

а) не родишь и дочку

б) не одолеешь и кочку

в) не выпьешь и бочку

г) не поставишь и точку

6. Где два дурака дерутся, там третий

а) смотрит

б) помогает

в) убегает

г) добивает

7. Курица по зернышку клюет, да

а) на всех плюет

б) яйца несет

в) ко-ко-ко орет

г) сыта живет

8. Свиная рожа

а) на всех похожа

б) везде вхожа

в) всего дороже

г) у него тоже

9. Душой кривить

а) хорошим быть

б) черту служить

в) себя винить

г) лясы точить

10. Что беднее, то

а) косее

б) умнее

в) вреднее

г) щедрее

11. Хлеб – соль кушай, а

а) никого не слушай

б) не затыкай уши

в) хозяина слушай

г) не бей баклуши

12. Без труда

а) хорошо всегда

б) не надорвешься никогда

в) ни туда ни сюда

г) не вытянешь и рыбку из пруда

1-й вед.: Верно все вы называли,

Только себя не испытали.

Состязания мы начинаем

Всех на рыбалку да в лес приглашаем.

                               Игра «Передача рыб по залу».

     Игроки должны «выловить» всех рыб и сложить их в корзину. Команда, которая справиться с заданием быстрее, выигрывает. 

                                           Игра «Собери грибы».

На полянке растут грибы в количестве меньшем чем участников на один гриб. Участники под музыку ходят вокруг полянки. Когда музыка прекращается, участники должны схватить по одному грибу. Тот участник, которому гриба не хватило, выбывает из игры. Один гриб с полянки убирают и продолжают игру. В конце остается один участник, он и становится победителем. 

2-й вед.: Какие же посиделки без чая. Гости посидят, песни попоют, чаю прихлебнут. И выпьют чайку по – нашему по-русски. А как? (Самовар, чай в блюдцах)

Чай пришел к нам из Китая, где был известен еще 4700 лет назад. Но у нас в России чай появился только в 17 веке. Причем вначале он не имел большого успеха у русского народа, потому что, во-первых, был очень дорог, а во-вторых, мало кто знал, как его надо заваривать. Только в конце 19 века чай стал широко распространяться по России, стали открываться чайные, люди приглашали друг друга в гости не просто так, а на чай. Чай входит в пословицы, поговорки, сказки.

Поговорки:

1. Чай не пьешь – какая сила, чай попил – совсем ослаб.

2. Чайку покушать, да органчика послушать.

3. Выпей чайку – забудешь тоску.

                           Игра «Сложи пословицу».

     Команды получают разрезанную на отдельные слова пословицу о чае и складывают ее на скорость.

1. От чая лиха не бывает.

2. Чай пить – не дрова рубить.

1-й вед.: А вот интересно, как же надо заваривать чай?  (Ответы детей). Русские традиционно заваривают чай следующим образом. Чистый заварной чайник споласкивают крутым кипятком и слегка обсушивают. Накладывают в него чай из расчета 1 чайная ложка на стакан, заливают кипятком, накрывают салфеткой и ставят минут на пять. Когда чай настоится, его наливают в стакан и разбавляют кипятком.

Специфическая черта русского чаепития – разбавлять заварку кипятком непосредственно в чашке. Поэтому в русском чаепитии принимает участие сосуд для кипятка. Раньше с этим прекрасно справлялись самовары. А сейчас кипяток наливают прямо из чайника, в котором он вскипел.

2-й вед.: И конечно к чаю подавались различные угощения. Давайте сейчас отгадаем загадки, которые так или иначе относятся к чаю.

                              Конкурс «Загадочный».

1. Был листок зеленым –                                    2. Стоит толстячок,

Черным стал, томленым,                                       Подбоченивши бочок,

Был листочек зубчатым-                                        Шипит и кипит,

Стал листочек трубчатым.                                     Всем чай пить велит.

Был он на лозине-                                                                               (самовар)

Стал он в магазине.

(чай)

3. Кольцо не простое,                                        4. В брюхе баня,

Кольцо золотое,                                                     В носу решето,

Блестящее, хрустящее.                                          На голове пуговица,

Всем на загляденье…                                            Одна рука,

Ну и объеденье.                                                      Да и та на спине.

(бублик)                                                         ( чайник)

5. Возьму пышно,                                              6. Четыре ноги,

Сделаю гладко,                                                       Два уха,

Брошу в пламень,                                                   Один нос

Будет как камень.                                                   Да брюхо.

(пирог)                                                              (самовар)

7. Бел, как снег,                                                 8. Что на сковородку наливают

В чести у всех,                                                       да вчетверо сгибают?

В рот попал –                                                                           (блин)

Там и пропал .   (сахар)

9. Черненько,                                                    10. На железном мосту

Горяченько, а все любят.                                   головешки растут.

(чай)                                                                                                     (оладьи)

11. Меня бьют, колотят, режут,                     12. Бежали овцы по калинову мосту,

А я все терплю, людям служу.                             Увидели зарю, покидались в воду.

(хлеб)                                                                                                                  (пельмени)

 

1-й вед.: На завалинке сегодня

Отдохнули вместе мы,

Вспомнив песни, игры, шутки

Нашей русской старины.

Чаепитие.

2-й вед.: Мы делились новостями

Мы старались вас развлечь

И прощаясь, мы с гостями,

Говорим: до новых встреч!

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Школа – интернат №2 г. Сочи Краснодарского края

Испокон века народный фольклор воспитывает человека

(народные посиделки)

Учитель по обучению грамоте и письму

О.С.Мальцева

2017-2018 уч.год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ОБЖ и химии "Вредные вещества на "службе" у человека. "Атмосферный кризис". 8-й класс

Пропедевтические понятия о веществах и их превращениях учащиеся получают в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биология и физика. В...

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....

Интегрированный урок (математика + чтение + урок технологии) по теме "Мера времени - повторение". 9 класс

Андерсон стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсона Заложено много мудрых и глубоких мыслей, о...

Интегрированный урок в 7 классе по истории России и истории Татарстана «Культура и архитектура в XVI-XVIII веках ».

Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Архитектура – это музыка, застывшая в камне». Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разга...

Интегрированный урок в 11 классе: английский язык, история, обществознание «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».

Тема урока: «Всеобщая Декларация Прав Человека: история возникновения, этапы, роль личностей в ее создании, актуальность в XXI веке».Актуальность темы, выбранной для интегрированного урока...