Интегрированный урок в 11 классе "Духовные искания в литературе и обществе в начале Х Х века"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Духовные искания в литературе и обществе в начале Х Х века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnye_iskaniya.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовные искания в литературе и обществе в начале
ХХ века
Цель урока: характеристика духовных поисков интеллигенции начала ХХ века (кризис старой и создание новой национальной идеи).
Задачи .1.Знать, какие проблемы поставила перед русской интеллигенцией революция 1905-1907гг., почему часть интеллигенции перешла на позиции консерватизма.
2. Уметь пользоваться публицистическим источником и анализировать его.
3.Формировать у учащихся ценностные ориентиры.
Предварительное задание.
Прочитать из сборника «Вехи» статью М. О. Гершензона «Творческое самосознание» - гл.1,5,6.Подготовиться к беседе по вопросам:
-Как автор статьи определяет русского интеллигента в понятиях конца минувшего века? (гл.1)
-Аргументируйте это утверждение известными вам примерами из русской литературы 19 века.
-Что произошло с личностью на рубеже веков, в том числе в результате революции 1905-1907гг.(гл.5)
-Как изменилось мироощущение юноши, вступающего в жизнь? (гл.6)
Индивидуальное задание. «Жизнь Н. Г. Чернышевского-подвиг».
Форма работы. Комментированное чтение статьи, беседа по вопросам.
Оформление урока:
Эпиграф:
Каждый день по ложке керосина
Пьём отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет , как скотина…
Саша Чёрный
Слайды с фрагментами из статьи.
Плакат с проблемным вопросом: «Вехи»- «духовный манифест российского либерального консерватизма» или «энциклопедия либерального ренегатства»?
Ход урока
Вступительное слово учителя.
После революции 1905-1907гг. всё российское образованное общество находилось в состоянии кризиса и духовных поисков одновременно.
Высшей точкой поисков интеллигенции после революции 1905-1907гг. стал сборник «Вехи», вышедший в 1909 г.
Наша задача – попытаться доказать, что сборник статей под названием «Вехи» был ещё одной попыткой ответить на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать ?»,что всех авторов статей объединяло чувство глубокой и искренней любви к России, её истории.
II.Беседа с учащимися по вопросам и комментарий учителя истории.
(Ученики по ходу беседы записывают основные положения статьи)
Слайд 1-й
Историческая справка.
Гершензон Михаил Осипович(1869-1905)
Историк литературы и русской общественной мысли. Окончил историко-
Филологический факультет Московского университета. Сотрудничал во
Многих литературно-художественных и научных журналах. Испытал
Очевидное влияние Л. Н. Толстого. Явился инициатором и вдохновителем
«Вех». После Октября 1917г., в отличие от своих бывших соавторов, остался
В России и сотрудничал с Советской властью. Был организатором и первым
Председателем Всероссийского союза писателей.
- Обратимся к статье. Как автор определяет русского интеллигента?
Слайд 2.
«Это прежде всего человек, с юных лет живущий вне себя, в буквальном
Смысле слова, т.е. признающий единственно достойным объектом своего
Интереса и участия нечто лежащее вне его личности- народ, общество,
государство. Нигде в мире общественное мнение не властвует так
деспотически, как у нас. А наше общественное мнение уже три четверти
века зиждется на признании этого верховного принципа: думать об
общественном, интересоваться вопросами общественности, работать на
пользу общую… »
-В этом определении найдите ключевые слова и запишите.
Интеллигент-это человек, с юных лет живущий не личными интересами, а
Общественными.
-Аргументируйте это высказывание известными примерами из русской литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».
Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...
Конспект интегрированного урока по английскому языку и истории по теме: “И никогда не оборвётся веков связующая нить…” в 8 классе.
Урок проведен с целью обобщения и закрепления знаний по теме "Эпоха Петра I", развития у детей коммуникативныъх и интеллектуальных навыков. Нестандартная форма урока позволила вызвать интерес к изучае...
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.
Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.Разработан в соавторстве с учителем истории Цыганковой Н.С....
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"
Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....