Интегрированный урок в 11 классе "Духовные искания в литературе и обществе в начале Х Х века"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

 

Духовные искания в литературе и обществе в начале Х Х века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnye_iskaniya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Духовные искания в литературе и обществе в начале

ХХ века

Цель урока: характеристика духовных поисков интеллигенции начала ХХ века (кризис старой и создание новой национальной идеи).

Задачи .1.Знать, какие проблемы поставила перед русской интеллигенцией революция 1905-1907гг., почему часть интеллигенции перешла на позиции консерватизма.

2. Уметь пользоваться публицистическим источником и анализировать его.

3.Формировать у учащихся ценностные ориентиры.

Предварительное задание.

Прочитать из сборника «Вехи» статью М. О. Гершензона «Творческое самосознание» - гл.1,5,6.Подготовиться к беседе по вопросам:

-Как автор статьи определяет русского интеллигента в понятиях конца минувшего века? (гл.1)

-Аргументируйте это утверждение известными   вам примерами из русской литературы  19 века.

-Что произошло с личностью на рубеже веков, в том числе в результате революции 1905-1907гг.(гл.5)

-Как изменилось мироощущение юноши, вступающего в жизнь? (гл.6)

        Индивидуальное задание. «Жизнь Н. Г. Чернышевского-подвиг».

Форма работы. Комментированное чтение статьи, беседа по вопросам.

Оформление урока:

Эпиграф:                      

     

      Каждый день по ложке керосина

      Пьём отраву тусклых мелочей…

      Под разврат бессмысленных речей

       Человек тупеет , как скотина…

Саша Чёрный

  Слайды с фрагментами из статьи.

        Плакат с проблемным вопросом: «Вехи»- «духовный манифест российского либерального консерватизма» или «энциклопедия либерального ренегатства»?  

                                                              Ход урока

 Вступительное слово учителя.

                       

После революции 1905-1907гг. всё российское образованное общество находилось в состоянии  кризиса и духовных поисков одновременно.

Высшей точкой поисков интеллигенции после революции 1905-1907гг. стал сборник «Вехи», вышедший в 1909 г.

Наша задача  – попытаться доказать, что сборник статей под названием «Вехи» был ещё одной попыткой ответить на вопросы  «Кто виноват?» и «Что делать ?»,что всех авторов статей  объединяло чувство глубокой и искренней любви к России, её истории.

II.Беседа с учащимися по вопросам и комментарий учителя истории.

(Ученики по ходу беседы записывают основные положения статьи)

Слайд 1-й

Историческая справка.

Гершензон Михаил Осипович(1869-1905)

    Историк литературы и русской общественной мысли. Окончил историко-

Филологический факультет Московского университета. Сотрудничал во

Многих литературно-художественных и научных журналах. Испытал

Очевидное влияние Л. Н. Толстого. Явился инициатором и вдохновителем

«Вех». После Октября 1917г., в отличие от своих бывших соавторов, остался

В России и сотрудничал с Советской властью. Был организатором и первым

Председателем Всероссийского союза писателей.

- Обратимся к статье. Как автор определяет русского интеллигента?

Слайд 2.

«Это прежде всего человек, с юных лет живущий вне себя, в буквальном

Смысле слова, т.е. признающий  единственно достойным объектом    своего

Интереса и участия нечто лежащее вне его личности- народ, общество,

государство. Нигде в мире общественное мнение не властвует  так

деспотически, как у нас. А наше общественное мнение  уже три четверти

века зиждется на признании этого верховного принципа: думать об

общественном, интересоваться вопросами общественности, работать на

пользу общую…  »

-В этом определении найдите ключевые слова и запишите.

Интеллигент-это человек, с юных лет живущий не личными интересами, а

Общественными.

-Аргументируйте это высказывание известными примерами из русской литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по английскому языку, русской литературе и МХК. Литературная гостиная «200лет Царскосельскому лицею».

Урок посвящён Царскосельскому лицею.200 лет прошло с тех пор, как открылся Императорский лицей в Царском Селе недалеко от Санкт-Петербурга – очень престижное образовательное учреждение, где обучались ...

Конспект интегрированного урока по английскому языку и истории по теме: “И никогда не оборвётся веков связующая нить…” в 8 классе.

Урок проведен с целью обобщения и закрепления знаний по теме "Эпоха Петра I", развития у детей коммуникативныъх и интеллектуальных навыков. Нестандартная форма урока позволила вызвать интерес к изучае...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.

Интегрированный урок биологии и обществознания по теме: Отношение общества к направлениям современной селекции.Разработан в соавторстве с учителем истории Цыганковой Н.С....

Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"

Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....