Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.
методическая разработка (10 класс) на тему

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью; стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу. В своей работе я использую воспитательные возможности уроков литературы регионального компонента, знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Знакомясь с жизнью и подвигами своих земляков, дети учатся самоотверженности, гордости за своего земляка. Я провела урок в 10 классе по теме: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. На уроке использованы элементы личностно-ориентированного подхода. Учащиеся самостоятельно формулировали цели урока. Были даны индивидуальные задания учащимся. На уроке были использованы следующие приёмы работы: прослушивание музыкального произведения (песня в исполнении М. Бернеса «С чего называется Родина?»), беседа, анализ  эпизодов, работа с таблицей, выразительное чтение  текста, просмотр эпизода из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека» («Андрей Соколов и комендант Мюллер»)  дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающие в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью; стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.                                         В своей работе я использую воспитательные возможности уроков литературы регионального компонента,  знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Знакомясь с жизнью и подвигами своих земляков, дети учатся самоотверженности, гордости за своего земляка.                                                                Я провела  урок в  10  классе  по  теме: М. А.  Шолохов   рассказ  «Судьба  человека». Особенности  сюжета  и  композиция рассказа.  Трагедия  народа  в  годы  войны и  судьба  Андрея  Соколова. На уроке использованы элементы  личностно-ориентированного подхода. Учащиеся  самостоятельно формулировали  цели  урока. Были  даны  индивидуальные  задания учащимся.  На  уроке  были  использованы следующие  приёмы  работы: прослушивание музыкального произведения (песня  в  исполнении М. Бернеса  «С чего  называется  Родина?»), беседа, анализ  эпизодов, работа  с  таблицей, выразительное чтение  текста, просмотр эпизода из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека» («Андрей Соколов  и  комендант Мюллер»)  дает школьникам возможность прочувствовать необычайность характера русского человека.

       Каждый взрослый человек может ответить на вопрос: «Что такое Родина?» Но понимают ли, что такое Родина, наши ученики? Для них Родина – это страна, Россия. Тяжело  ребенку любить страну абстрактную.  Любовь к Родине начинается с любви к родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу; к своему селу или городу.  Важнейшая  ступень - любовь к своему народу, к своей стране.

Обратившись к истории жизни главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека», я  пыталась   показать детям, что любовь к Родине неразрывна с человеческим  достоинством, с любовью к близкому; пыталась  показать, что все великое начинается с малого, а значит, доступно им.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека”. Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Лейтмотивом произведения являются слова главного героя: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала”.  

При анализе текста учащиеся получали задания найти факты проявления мужества и героизма,  разбирая те или иные поступки героя, ученики отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно - ориентированным. В конце урока  учащиеся дали ответ на  вопрос, прежде  всего самому  себе С чего начинается  Родина?

Воспитание патриотизма   – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка конкурса знатоков истории и литературы. ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ

Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях....

«Кому принадлежит молодежь – тому принадлежит будущее».

«Было в ней немало хорошего, Этим можем мы все гордиться!»     Трудно поспорить с этим высказыванием. Именно так думали о будущем страны  руководители молодой советской России в два...

Конспект урока-дискуссии:«Кому принадлежит победа при Бородино?»

Форма урока-урок-дискуссияЦели урокаПоказать историческое значение Бородинской битвы, ее стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812года;Научить сравнивать взгляды историков, делать выводы...

Мероприятие для школьников "Будущее принадлежит молодежи"

Разработка конспекта итогового материала для школьников среднего и старшего звена "Будущее принадлежит молодежи". Материалы конспекта могут использоваться для игр в классе на сплочение детского коллек...

Иследовательская работа. Сочинение "И моя семья должна принадлежать истории..."

Иследовательская работа. Сочинение ученицы 11 класса МКОУ Новокиевской СШ Сягайло Юлии " И моя семья должна пренадлежать истории..."....

Кто не принадлежит своему Отечеству

Формировать у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства к своему Отечеству....

Огромная роль в воспитании чувств патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы.

Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит урокам литературы. Планируя в 5-10-х классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед с...